Донецкой народной республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкой народной республики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА РАСТЕНИЕВОДСТВА И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

«РАСТЕНИЕВОДСТВО»

направление подготовки: 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и флористика», «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство».

 

Квалификация выпускника: академический бакалавр

 

 

МАКЕЕВКА 2020

УДК

Савкин Н.Л., Семыкина О.А. Методические рекомендации для проведения семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Растениеводство» для студентов направления подготовки 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и флористика», «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство», образовательно уровня бакалавриат очной и заочной форм обучения.

 

Рецензенты:

Савкин Н.Л., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры растениеводства и земледелия.

Методические рекомендации составлены с целью организации семинарских занятий по учебной дисциплине «Растениеводство». Содержат теоритические вопросы для обсуждения в результате освоения дисциплины «Растениеводство» студенты получают знания и умения по научным основам растениеводства.

Задачами дисциплины является изучение:

¾ теоретических основ растениеводства;

¾ технологии производства продукции растениеводства.

Рассмотрено на заседании предметно методической комиссии кафедры

Растениеводства и земледелия

Протокол № 1 от «02» сентября 2020 года

Утверждено на заседании кафедры

Растениеводства и земледелия

Протокол № 1 от «02» сентября 2020 года

 

ДОНАГРА, 2020 год

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Область применения дисциплины

Учебная дисциплина «Растениеводство» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень базовых дисциплин направления подготовки: 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и флористика», «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство». Дисциплина «Растениеводство» относится к обязательным дисциплинам образовательной программы. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин «Ботаника», «Генетика», «Систематика растений», «Плодоводство», «Овощеводство».

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

Цель дисциплины - формирование теоретических знаний и практических навыков по теоретическим основам растениеводства и технологии возделывания полевых культур.

Задачами дисциплины является изучение:

¾ теоретических основ растениеводства;

¾ технологии производства продукции растениеводства.

Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Растениеводство» относится к обязательным дисциплинам базовой части образовательной программы для таких направлений подготовки: 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и флористика», «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство». Дисциплина «Растениеводство» относится к обязательным дисциплинам образовательной программы. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин «Ботаника», «Генетика», «Систематика растений», «Плодоводство», «Овощеводство». 

Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»

В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями:        

общепрофессиональными компетенциями:

¾ способностью к ландшафтному анализу территорий (ОПК-3);

¾ готовностью проводить физический, физико-химический, химический и микробиологический анализ почв, растений, удобрений и мелиорантов (ОПК-5).

профессиональными компетенциями:

¾ способностью оптимизировать водный режим растений на мелиорируемых землях (ПК-3);

¾ способностью проводить оценку и группировку земель по их пригодности для сельскохозяйственных культур (ПК-4);

¾ способностью обосновать рациональное применение, технологических приемов воспроизводства плодородия почв (ПК-5);

¾ способностью провести анализ и оценку качества сельскохозяйственной продукции (ПК-7).

Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.04 «Агрономия»

В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями:        

общепрофессиональными компетенциями:

¾ готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ОПК-7).

профессиональными компетенциями:

¾ способностью обосновать подбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия, подготовить семена к посеву (ПК-12);

¾ готовностью обосновать технологии посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними (ПК-17);

¾ способностью обосновать способ уборки урожая сельскохозяйственных культур, первичной обработки растениеводческой продукции и закладки ее на хранение (ПК-19);

¾ готовностью обосновать технологии улучшения и рационального использования природных кормовых угодий, приготовления грубых и сорных кормов (ПК-20).

 

Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и флористика».

В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями:        

общепрофессиональными компетенциями:

¾ готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ОПК-7).

профессиональными компетенциями:

¾ готовностью к применению технологий выращивания посадочного материала садовых культур (ПК-4);

¾ способностью применять технологии производства посадочного

¾ материала, закладки и ухода за виноградниками, сбора, товарной обработки,

¾ упаковки и транспортировки урожая столовых и технических сортов винограда (ПК-5);

¾ способностью к применению технологий выращивания посадочного материала декоративных культур, проектированию, созданию и эксплуатации (ПК -6).

Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.05 «Садоводство», профиль «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство».

В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями:        

общепрофессиональными компетенциями:

¾ готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ОПК-7).

профессиональными компетенциями:

¾ готовностью к применению технологий выращивания посадочного

¾ материала садовых культур (ПК-4);

¾ способностью применять технологии производства посадочного

¾ материала, закладки и ухода за виноградниками, сбора, товарной обработки, упаковки и транспортировки урожая столовых и технических сортов винограда (ПК-5);

¾ способностью к применению технологий выращивания посадочного

¾ материала декоративных культур, проектированию, созданию и эксплуатации объектов ландшафтной архитектуры (ПК-6);

¾ готовностью к применению технологий производства посадочного

¾ материала, закладки и уходу за насаждениями, заготовке лекарственного и эфиромасличного сырья (ПК-7).

В результате освоения дисциплины студент должен:

 Знать:

¾ технологии производства плодов в открытом и защищенном грунте;

¾ знать: термины и понятия земледелия и растениеводства.

¾ основные нормативные материалы по инновационной деятельности в сельском хозяйстве;

¾ структуру и содержание технологий производства продукции растениеводства;

¾ системы обработки почвы, системы севооборотов, систему удобрения в земледелии.

Уметь:

¾ обосновать направления и методы решения проблем земледелия и растениеводства;

¾ составлять информационные базы по технологиям возделывания полевых культур;

¾ разрабатывать биоэкологические системы земледелия;

¾ обеспечивать экологическую безопасность агроландшафтов при возделывании сельскохозяйственных культур.

Владеть:

¾ методами управления технологическими процессами производства экологически безопасной продукции растениеводства;

¾ методами прогноза продуктивности полевых культур и способами предотвращения потерь урожая и снижения его качества при земледелии и в растениеводстве;

¾ методами оценки состояния агрофитоценозов и приемами коррекции экологически безопасных технологий возделывания сельскохозяйственных культур в различных погодных условиях;

¾ методами программирования урожая полевых культур при биоэкологическом земледелии.

 


ТЕМА 3. ХЛЕБА ПЕРВОЙ ГРУППЫ

Пшеница (Triticum)

Пшеница - наиболее ценная и самая распространенная на земном шаре зерновая продовольственная культура. По современной классификации род Triticum объединяет 27 видов. Виды различают по происхождению, числу хро- мосом (2n), по морфологическим и хозяйственным признакам.

Задание:

1. Изучить классификацию видов пшеницы по морфологическим и хо- зяйственным признакам. Дать характеристику каждой группы видов пшеницы.

2. Дать характеристику наиболее распространенных видов пшеницы 1 и 2 групп.

3. Изучить и определить разновидности мягкой и твердой пшеницы.

4. Ознакомиться с основными показателями высококачественного зерна мягкой пшеницы.

5. Дать краткую характеристику районированных в ДНР сортов пшеницы.

 

Порядок выполнения задания:

Материалы: таблицы, гербарий, колосья видов и разновидностей пшеницы.

 

1. По числу хромосом в диплоидном наборе (2n) виды пшеницы делят на четыре генетические группы, заполнить табл. 3.1.1.

3.1.1. Генетические группы пшениц

 

Диплоидные (2n = 14) Тетраплоидные (2n = 28) Гексаплоидные (2n = 42) Октоплоидные (2n = 56)
       
       
       
       

 

По хозяйственным и морфологическим признакам все виды пшениц под- разделяют на 2 группы: настоящие (голозерные) и полбяные (пленчатые).

Настоящие пшеницы характеризуются неломким колосом, т.е. колос при обмолоте не распадается на отдельные колоски, зерно легко освобождается из чешуй, в которых оно заключено.


Полбяные пшеницы - часто дикие формы. Они отличаются ломким коло- сом, т.е. колос при обмолоте распадается на отдельные колоски, каждый – с члеником стержня, зерно при обычных способах молотьбы не освобождается от цветковых и колосковых чешуй. Таким образом, при обмолоте этих пшениц получается не голое зерно, а целые колоски, подлежащие для освобождения зе- рен дальнейшей обдирке.

При изучении видов пшеницы необходимо обратить внимание на следу- ющие признаки: плотность колоса; соотношение лицевой стороны колоса к бо- ковой (широкая сторона колосового стержня соответствует лицевой стороне колоса); характеристика остей (короткие ости равны колосу или короче его); особенности строения колосковых и цветковых чешуй (форма, киль, зубец, остистость, опушение).

2. Дать характеристику наиболее распространенных видов настоящих и голозерных пшениц в табл. 3.1.2.

3.1.2. Краткая характеристика видов рода Triticum

 

Название вида (русское, латинское)   Колос   Ости Колос- ковые чешуи   Зерно Соломи- на под колосом Наличие озимых и яровых форм

Настоящие пшеницы

Твердая (                          )            
Мягкая (                          )            
Карликовая (                          )            
Польская (                          )            
Тургидум (                          )            
Персикум (                          )            

Полбяные пшеницы

Однозернянка культ. (                          )            
Двузернянка (полба) (                          )            
Спельта (                          )            
Зандури (Тимофеева) (                          )            
Маха (                          )            

Определить виды пшеницы, пользуясь ключом и таблицей описания ви- дов. К каждому колосу прикрепите этикетку с латинским названием вида. Пра- вильность определения видов проверяет преподаватель.

Наибольшие площади в посевах, как в нашей стране, так и за рубежом за- нимают два вида: мягкая и твердая. Эти виды необходимо более детально изу- чить, пользуясь описанием и таблицей в практикуме по растениеводству.

 

3.1.3. Морфологические различия между мягкой и твердой пшеницей

 

Признак Мягкая Твердая
Латинское название    
Плотность колоса    
Более широкая сторона колоса    
Характер остей    
Киль колосковой чешуи    
Выполненность соломины под колосом    
Характер обмолота колоса    
Хохолок зерновки    
Форма и консистенция зерновки    

Плотность колоса – это число колосков в расчете на 1 см колосового стержня. Плотность (Д) вычисляется по формуле:


 

А – число колосков;


Д =   А - 1,

Б


 

где


Б – длина колоскового стержня, см.

Длину колоса измеряют от основания нижнего колоска до основания верхнего (без верхнего колоска).

3. Мягкая и твердая пшеница по морфологическим признакам делится на разновидности. Необходимо хорошо ознакомиться с разновидностями по пере- численным ниже признакам и заполнить табл. 3.1.3.

Признаки разновидностей:

- остистость колоса (остистые, безостые);

- опушение колоса (опушенный, голый);

- окраска колоса (белая, красная, коричневая);

- окраска остей (белая, красная, черная);

- окраска зерна (белая, красная).


3.1.3. Признаки разновидностей пшеницы

 

Безостые разновидности

Опушенность колосковых чешуй

Окраска

Остистые разновидности

колоса и остей зерна

Пшеница мягкая

         
         
         
         
         
         
         

Пшеница твердая

         
         
         
         
         

 

4. По практикуму ознакомиться с методами определения окраски зерна. Записать порядок определения.

 

 


После изучения признаков разновидностей пшеницы к натуральным об- разцам колосьев прикрепить этикетку с латинским названием разновидности. Правильность определения проверяется преподавателем.

 

5. Наибольшую ценность представляют высококачественные сорта силь- ной пшеницы, ценной и твердой пшеницы. В основу деления мягкой пшеницы на классы по силе муки (сильная, средняя и слабая) положены: содержание в зерне белка, клейковины и качество клейковины.

 

Дать определения:

сильная пшеница                                                                                     

 

средняя пшеница                                                                                     

 

слабая пшеница                                                                                       

 

ценная                                                                                                      

 

 

6. Хозяйственно-биологическую характеристику сортов, возделываемых в конкретных условиях области, региона или хозяйства, описывают самостоя- тельно, пользуясь справочной литературой.

Для каждого региона страны ежегодно составляется список сортов с.-х. куль- тур, включенных в «Государственный реестр селекционных достижений», допу- щенных к использованию в производстве. Этот список постоянно обновляется.

Характеристику сортов озимой и яровой пшеницы представить в виде таблицы 3.1.4., обратив внимание на сорта сильной пшеницы.

 

3.1.4. Краткая характеристика сортов пшеницы

 

  Сорт Разновид- ность Оригинатор (патенто- обладатель) Хозяйственно-биологическая характеристика сорта
       
       
       
       
       
       

Ячмень (Hordeum)

Ячмень – продовольственная, кормовая и техническая культура. Род Hordeum L. Включает один вид культурного ячменя – ячмень посевной (H. sa- tivum) и много видов дикого ячменя.

 

Задание:

1. Ознакомиться с классификацией ячменя. Зарисовать схему разделения культурного вида ячменя на подвиды и группы.

2. Изучить характерные отличительные особенности подвидов ячменя.

3. Изучить и определить разновидности ячменя.

4. Дать краткую характеристику рекомендованных к возделыванию сор- тов ячменя.

 

Порядок выполнения задания:

Материалы: гербарий, колосья подвидов и разновидностей, сноповой материал сортов ячменя, таблицы.

 

1. В зависимости от количества плодущих колосков на членике колосово- го стержня культурный ячмень принято делить на три подвида: многорядный (vulgare), двурядный (distichum) и промежуточный (intermedium). Далее подви- ды подразделяются на группы и разновидности.


Нарисовать схему разделения вида ячменя на подвиды, группы и разно- видности:

 

 

2. В нашей стране распространены подвиды ячменя многорядный и дву- рядный. Охарактеризовать их в табл. 3.3.2.

 

3.3.2. Отличительные признаки подвидов ячменя

 

Признаки

Подвид

двурядный             многорядный

   
Латинское название    
Число плодоносящих колос- ков на уступе стержня колоса    
Число бесплодных колосков на уступе стержня колоса    
Отношение симметричных зерен к несимметричным    
Рисунок поперечного сечения колоса    
Наличие колосковых и цвет- ковых пленок у редуцирован- ных колосков    
Наличие колосковых пленок у редуцированных колосков    
Щетинка в бороздке пленчатых зерен    

 

В пределах подвида многорядного ячменя (по плотности и форме попе- речного сечения) выделить:

а) правильно шестирядные и шестигранные ячмени (с плотным колосом); б) неправильно шестирядные или четырехгранные ячмени (с рыхлым ко-

лосом).


3. Установить различия между ними по плотности колоса и расположе- нию колосков на уступе стержня. Установить разницу по крупности между бо- ковыми и средними зернами у четырехгранных ячменей (табл. 3.3.2).

 

3.3.2. Отличительные признаки разновидностей ячменя

 

Разновид- ности мно- горядного

ячменя

Признаки разновидностей

Разновид- ности дву- рядного

ячменя

окраска колоса пленча- тость зерна плот- ность колоса ости- стость зазуб- ренность остей
             
             
             
             
             
             
             
             

 

После изучения признаков разновидностей к колосьям ячменя прикре- пить этикетку с латинским названием разновидности. Правильность определе- ния проверяется преподавателем.

 

4. Самостоятельно охарактеризовать сорта ячменя, возделываемые в ДНР, используя материалы госсортоинспекции, справочники и т.п., записать в табл. 3.3.3.

3.3.3. Характеристика районированных сортов ячменя

 

  Сорт Разновид- ность Оригинатор (патенто- обладатель) Хозяйственно-биологическая характеристика сорта
       
       
       
       
       

3.4. Овес (Avena)

Высокое содержание в зерне овса белка, крахмала и жира определяет его пищевое и кормовое достоинства.

Род Avena представлен большим количеством видов, среди которых име- ются культурные и дикие, однолетние и многолетние.

 

Задание:

1.Ознакомиться с основными отличительными признаками видов овса. 2.Определить разновидности овса.

3.Дать краткую характеристику районированных сортов овса.

 

Порядок выполнения задания:

Материалы: сноповой материал сортов, метелки видов и разновидностей овса, гербарий, таблицы.

 

1. Наибольшее распространение из культурных овсов получили два вида: овес посевной (A. sativa) и овес византийский (A. byzantina). Редко встречается в нашей стране овес песчаный (A. strigosa). Из диких видов – овсюг обыкновен- ный, овсюг южный, они засоряют посевы культурных растений. Отличитель- ные признаки культурных и диких видов занести в табл. 3.4.1.

 

3.4.1. Отличительные признаки видов овса

 

Вид (русское и латин-

ское название)

Отличительные признаки

основание зерновки верхушка наружной цветковой чешуи характер распадения зерен в колоске при обмолоте

Культурные виды

       
       
       

Дикие виды

       
       
       

Надо отметить, что овсюг обыкновенный (A. fatua) отличается также наличием грубых, сильно скрученных остей, которые при намокании раскручи- ваются. Это позволяет семенам овсюга самозаглубляться в рыхлую влажную почву.

 

2. Овес посевной делится на разновидности по следующим признакам: строение метелки (форма), окраска цветковых чешуй, пленчатость и остистость зерна. Охарактеризуйте их в табл. 3.4.2.

 

Остистость овса посевного – признак непостоянный. Остистыми счита- ются метелки, у которых 25% колосков имеют ости.

Подлинность окраски зерен в сомнительных случаях определяют в 10% - ном растворе соляной кислоты, куда опускают зерна овса на 10 мин. Подлинно желтые зерна через 5 часов становятся явно желтыми, а белые через 18 часов становятся светло-коричневыми.

При определении формы метелки (раскидистая или одногривая) нужно иметь ввиду, что у одногривой метелки длина боковых веточек не более 5 см.

 

3.4.2. Отличительные признаки разновидностей овса посевного

 

 

Разновидность

Признаки

форма метелки пленчатость зерна окраска цветковых чешуй   остистость
         
         
         
         
         
         

 

Наибольшее распространение имеют разновидности – мутика, аристата, ауреа.

Наиболее распространен белозерный овес. Он характеризуется крупным зерном и довольно грубой соломой.

У желтозерного овса зерно относительно мелкое, с меньшим процентом чешуй. Он более засухоустойчив, чем белозерный.

Серозерные овсы преимущественно зимующие.

Коричневые овсы представляют большой интерес для возделывания на осушенных болотах Нечерноземной зоны.

Одногривые разновидности овса характеризуются сравнительной поздне- спелостью и устойчивостью к пыльной головне. Они созревают равномернее и меньше страдают от осыпания.


3. Пользуясь справочной литературой, студент должен по заданию преподавателя описать сорта овса, возделываемые в ДНР.

 

3.4.3. Районированные сорта овса посевного

 

  Сорт   Разновидность Оригинатор (патентооб- ладатель) Хозяйственно-биологическая характеристика сорта
       
       
       
       
       
       
       

 

 

ТЕМА 4. ХЛЕБА ВТОРОЙ ГРУППЫ

4.1. Просо (Panicum, Setaria)

Просо относится к семейству Мятликовые и является важной крупяной культурой в нашей стране.

В настоящие время известно более 400 видов проса, но на территории России культивируют в основном два. Просо обыкновенное Panicum miliaceum

– возделывают преимущественно в качестве крупяной культуры, просо голов- чатое (щетинистое) Setaria italica – можно использовать на зерно и зеленый корм (сено).

 

Задание:

1. Изучить и определить вид проса.

2. Определить подвиды проса обыкновенного и головчатого.

3. Изучить важнейшие признаки разновидностей проса обыкновенного.

4. Дать краткую характеристику районированных сортов проса.

 

Порядок выполнения задания:

Материалы: виды проса, метелки и гербарий видов, подвидов проса обыкновенного и головчатого, семена, альбом.


1. Просо обыкновенное и головчатое относятся к разным родам. Просо обыкновенное относится к роду Panicum, головчатое щетинник – Setaria. Изу- чите и запишите отличительные признаки видов проса:

 

 

 

2. Просо обыкновенное по ряду признаков делят на пять подвидов. После

изучения отличительных признаков подвидов проса обыкновенного заполнить таблицу 4.1.1.

 

4.1.1. Отличительные признаки подвидов проса обыкновенного

 

 

Признаки

Подвиды

раски- дистое разве- систое сжатое овальное комовое
Латинское название          
Длина метелки и изо- гнутость главной оси          
Плотность метелки          
Отклонение веточек от главной оси          
Наличие подушечек у основания веточек          

Описанные подвиды проса различаются по биологическим свойствам.

Полукомовое и комовое просо характеризуется теплолюбивостью и засу- хоустойчивостью. Оно отличается мощным развитием, крупным зерном, с вы- соким выходом крупы. Просо раскидистое менее теплолюбиво и менее засухо- устойчиво, более скороспело и менее требовательно к почве. Зерно более мел- кое, с меньшим выходом крупы.

3. Каждый подвид обыкновенного проса делится на разновидности по двум важнейшим признакам – окраска метелки и окраска зерен.

Записать отличительные признаки разновидностей проса обыкновенного.

 

 

 

                                                                                                                        _

Род щетинника представлен в культуре итальянским просом (Setaria itali- ca), которое подразделяется на два подвида, отличающихся рядом морфологи- ческих и биологических особенностей. Один из этих подвидов – maxima изве- стен под названием чумизы. Другой подвид – Mocharium известен под названи- ем могара.


Изучить отличительные признаки подвидов головчатого просо и запол- нить таблицу 4.1.2.

4.1.2. Отличительные признаки подвидов проса головчатого

 

Признаки

Подвиды

чумиза                        могар

   
Латинское название    
Высота растений    
Толщина стебля    
Энергия кущения    
Длина листа    
Ширина листа    
Длина метелки    
Строение метелки    
Место перехода влагалища в пластинку листа    

Известно большое число селекционных сортов проса обыкновенного, од- нако более широкую известность и распространение приобрели сорта, принад- лежащие к трем основным подвидам проса обыкновенного: раскидистому, раз- весистому и сжатому (пониклому). По заданию преподавателя студенты само- стоятельно описывают сорта проса, возделываемые в данной зоне:


Сорго (Sorghum)

Сорго – культура многостороннего использования. Своими ботанически- ми особенностями эта культура напоминает просо и кукурузу, отличаясь от проса мощностью своих частей (стеблей, листьев, метелок).

 

Задание:

1.Изучить морфологические особенности строения растения сорго. 2.Ознакомиться с возделываемыми видами, подвидами, группами сорго.

Дать характеристику подвидов сорго.

3.Дать характеристику групп и сортов сорго по хозяйственному назначению.

 

Порядок выполнения задания:

Материалы: гербарный или живой материал растения, метелки групп и подвидов сорго, таблицы.

 

1. Изучить морфологические особенности строения растения сорго обык- новенного и данные записать в таблицу 4.2.1.

 

4.2.1. Морфологические особенности сорго обыкновенного

 

Признаки Морфологическое описание
Латинское название вида  
Корневая система  
Стебель  
Листья  
Соцветие  
Плод  

 

2. Все возделываемые в разных странах формы, селекционные образцы и сорта объединены в виды, подвиды и группы, которые распространены в опре- деленных эколого-географических районах формообразования.

Род сорго в нашей стране представлен четырьмя культурными видами: сорго обыкновенное (Sorgum vulgare), джугара (Sorgum cernuum), гаолян (Sor- gum chinense), суданская трава (Sorgum sudanense). Пользуясь справочной ли- тературой, изучить и описать эти виды сорго:

 

 


 

 

                                                                                                                        _

 

 

 

                                                                                                                        _

 

По хозяйственному использованию Е.С.Якушевский разделил сорго на четыре группы: зерновое, сахарное, веничное, травянистое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.208 с.)