Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С уважением Луиза Николаевна Першакова.

Поиск

С уважением Луиза Николаевна Першакова.

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»

Лекция 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.2. 1. Сущность,цели и задачи.

Под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или уполномоченное на это должностное лицо (прокурор). Понятие прокурор пришло из Римского права, от латинского слова «procuratio (procure)» - «попечение, управление, заведование». «Procurator» – заведующий, управляющий; представитель, уполномоченный».

Прокурорский надзор – это специфический, самостоятельный вид деятельности государственных федеральных органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства - России. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляет надзор представляет и осуществляет общественные интересы не от имени отдельных органов самоуправления, субъектов РФ или иной представительной, исполнительной или судебной власти, в совокупности объединяемых общей системой государства, а от имени государства – Российской Федерации.

Специфичность Прокурорского надзора, как вида, государственной

деятельности, заключается в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти, но имеет признаки каждой из них.

Принимает участие при рассмотрении проектов и проводит проверку проектов законодательных актов на соответствие Конституции и Федеральных Конституционных Законов (ФКЗ) РФ, вносит предложения по их корректировке, а также обладает законодательной инициативой – может вносить предложения по проекту законов.

Проводит проверку соответствия деятельности органов власти, местного самоуправления Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ. Привлекает к ответственности за нарушения.

Проводит проверку законности вынесенных судом решений, приговоров, вносит представления на их несоответствие, как законодательству, так и установленным обстоятельствам в вышестоящие суды, вносит предложения об отмене, изменении либо направлении на новое рассмотрение.

Целями прокурорского надзора являются обеспечение:

- верховенство закона;

-единство и укрепления законности;

-защиты прав и свобод человека и гражданина;

-защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

       Достижение этих целей обеспечивается путем решения следующих задач.

       Задачи прокурорского надзора многочисленны, они существенно различаются по содержанию, средствам их решения, кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи могут быть разделены на виды: общие, специальные и частные.

       Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституций РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а также др. нормативными актами УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, Кодексом об административном судопроизводстве, АПК РФ и др. ФЗ РФ и заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

- закрепленных в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;

-политических, трудовых, жилищных и др. личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;

-прав охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

       задачи (частные) стоят перед определенными отраслями прокурорского надзора:

-обеспечение законности издаваемых нормативных актов;

-точного исполнения законов органами власти, предприятиями и организациями, независимо от форм собственности.

Решение общих и специальных задач осуществляется в процессе прокурорского надзора путем применения правовых средств, при их применении прокурор ставит и решает конкретные задачи, которые получили название частные задачи, они различаются в зависимости от отрасли (направления) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.

Например, истребование правовых актов для их проверки на соответствие закону, истребование полной информации о нарушении конкретного закона.

Например, при получении информации (заявлений) о задержке выплаты заработной платы на предприятии, прокурор может истребовать информацию по данному факту как у предприятия, так и у налоговых органов, пенсионного фонда.

Методика прокурорского надзора – это совокупность и приемов научно- обоснованных и апробированных на практике методов применения правовых средств.

       Выделяют виды методик: общую и частную.

       Общая методика прокурорского надзора- это совокупность научно- обоснованных и апробированных на практике методов, приемов и технических средств, направленных на эффективное применение полномочий прокурора в целях установления проверки нарушений законов и принятия мер к их устранению.

       Частная методика прокурорского надзора характеризуется использованием прокурором имеющихся возможностей к конкретным сферам правовых отношений, в которых допускаются правонарушения требующих прокурорского реагирования и деятельность прокурора по восстановлению нарушенной законности.

       Предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности – сфера общественных отношений, на регулирование которых направлена деятельность прокурора.

       Предметом же учебной дисциплины является деятельность прокуратуры и основы ее организации.

       Объект прокурорского надзора - предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

       Отрасль прокурорского надзора – это определяемый предметом надзора участок надзорной деятельности прокуратуры.

       Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

- исполнение законов (общий надзор);

-за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

-за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

-за исполнением законов администрациями и учреждениями, исполняющих наказания и, назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

-за исполнением законов судебными приставами.

       Прокурорские правоотношения – отношения между прокурорами и другими субъектами правоотношений, возникающих в процессе осуществления прокурорами возложенных на них функций, полномочий и применения правовых средств их реализации.

Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ

В постановленияхГосударственной Думы, издаваемых в соответствии с компетенцией, установленной Конституцией РФ (ст.103), содержатся нормы, прямо устанавливающие, определяющие различные аспекты организации и деятельности прокуратуры, они непосредственно входят в состав правовых основ организации и деятельности прокуратуры в качестве обязательного элемента.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ, включая объявление амнистии (п.п.«е» п.1, п.2 ст.103).

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ “О координации действий федеральных органов законодательной и исполнительной власти по борьбе с преступностью в Российской Федерации” от 19 марта 1999 г. важное значение, придается обеспечению законности в деятельности самих правоохранительных органов.

Государственная Дума предложила Генеральному прокурору РФ включать в ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, представляемый палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ, раздел о соблюдении законности в деятельности правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры.

Таким образом, один из важных элементов структуры этого доклада определен, по существу, в нормативном порядке постановлением Государственной Думы.

Российской Федерации.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10).

Взаимоотношения прокуратуры с различными органами государственной власти предопределяются, прежде всего, тем, что компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные субъекты применения законов, которые относятся ко всем выделенным ветвям единой государственной власти. Кроме того, эта компетенция прокуратуры распространяется также на органы местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти (ст.12).

Отношения прокуратуры с органами исполнительной власти предопределяются задачами, а также вышеназванными функциями и направлениями ее деятельности. Особенно это касается ее отношений с иными правоохранительными, а также контролирующими органами. Все правоохранительные органы, равно как и органы вневедомственного контроля (надзора), являются специализированными органами контроля за исполнением (соблюдением) законов в соответствующих сферах правовых отношений. Надзорные полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений. При необходимости принятия мер по восстановлению нарушенной законности, выходящих за пределы объема установленных полномочий или предметной компетенции контролирующих органов, они обязаны обратиться или передать соответствующие материалы надлежащему органу или должностному лицу, например, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, в том числе путем обращения к прокурору. Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов правоохранительными и контролирующими органами, за соответствием принимаемых ими актов и решений по выявлению правонарушений, привлечению виновных к установленной ответственности.

Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Правоохранительные органы при осуществлении ими расследования уголовных дел в соответствии с установленной подследственностью обязаны выполнять указания прокурора; оконченные расследованием уголовные дела, завершившиеся составлением обвинительного заключения, представляются в суд прокурором, осуществлявшим надзор по этому делу, или вышестоящим прокурором.

Прокуратура информирует контролирующие органы о мерах, принятых ею по представленным материалам, при необходимости вносит предложения по устранению правонарушений и обстоятельств, им способствующих.

Прокуратура в силу своих полномочий осуществляет надзор, в том числе за различными контролирующими органами (пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологического контроля, Счетной палатой и др.). Исходя из задач и полномочий прокуратуры, включая надзор за исполнением законов правоохранительными и контролирующими органами, имеются определенные гарантии обеспечения независимости самих прокуроров. В частности, Законом установлено правило о том, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления). Производство расследования являются исключительной компетенцией Следственного комитета России.

Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Надзорная компетенция прокуратуры не распространяется на деятельность Правительства РФ. Законом только предусмотрено, что в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Прокуратура и Президент РФ

Характер задач и полномочий прокуратуры исключает возможность ее отнесения к органам исполнительной власти, хотя отдельные элементы таких взаимосвязей присутствуют в организационных отношениях прокуратуры с главой исполнительной власти – Президентом РФ.

Так, Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации только по представлению Президента Российской Федерации. Согласно Конституции РФ Президент РФ вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. Это обстоятельство имеет важное значение для характеристики взаимоотношений Генерального прокурора РФ и Президента РФ.

По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно полномочий по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности, в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела, Конституционный Суд РФ принял постановление от 1 декабря 1999 г., согласно которому к компетенции Совета Федерации не относится полномочие по изданию акта об отстранении Генерального прокурора РФ от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела.

Исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении него уголовного дела, обязан издать Президент РФ.

В любом случае, с учетом значимости места и роли Генерального прокурора РФ в строго централизованной системе прокуратуры Российской Федерации, а также его положения в государственном механизме по обеспечению законности и правопорядка, вопросы, связанные с определением порядка отстранения Генерального прокурора РФ от должности, должны быть четко, полно и однозначно нормативно урегулированы.

Лекция 2.

2.1. C труктура и основные направления деятельности прокуратуры. 2.1.1. Система органов и учреждений прокуратуры и ее организационная структура. Основным законом в нашей стране является Конституция Российской Федерации, на которой основывается вся правовая система страны. Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. За этот период в неё было внесено много поправок, которые были вызваны тем, что содержание ряда статей по разным причинам: из-за краткости, нечеткости - толковались правоведами по  разному, что вызывало споры, дискуссии по их содержанию. Именно, данная причина и вызывала необходимость уточнения их содержания путем внесения поправок. Вызывала как у работников прокуратуры, так и у правоведов дискуссии и по ст.129 о прокуратуре, которая была помещена в главу 7 Конституции РФ «Судебная власть», поскольку прокуратура данной статьей признается единой централизованной системой, подчиненной Генеральному прокурору, но никакого отношения к судебной власти не имеет, т.е. возникает мысль, а не относится ли прокуратура к Судебной власти. Дискуссии по данному вопросу и решили вопрос о внесении в Конституцию среди поправок и следующие поправки по данному вопросу: - Согласно поправкам Глава 7 получает название: «Глава 7. Судебная власть и прокуратура». Расширено понятие прокуратуры, П. 1 ст. 129.с конкретизацией функций и полномочий. - Внесен п.2 содержащий конкретизацию требований к прокурорам: не иметь иностранного гражданства или вида на проживание в иностранном государстве, запрещение открывать и иметь счета (вклады) и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ. - П. 3 изменен порядок назначения Генерального прокурора, его заместителей назначается и освобождается Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации. Сравнить в ст. 129 Конституции и ст.12 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор назначался и освобождался Советом Федерации по предложению Президента, ст.121ФЗ аналогичный порядок предусмотрен и для заместителей Генерального прокурор. - П.4 Аналогичный порядок предусмотрен и при назначении прокуроров субъектов РФ, военных и специализированных прокуратур, после консультаций с Советом Федерации сравнить в Конституции в ст.129 п.3 и ст.ст.151 ФЗ «О прокуратуре» назначается и освобождается Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ по согласованию с субъектом РФ. Необходимость изучения курса прокурорский надзор обусловлена тем, что любая сфера правовой деятельности так или иначе связана с проблемами соблюдения Конституции, если законы или действия граждан, должностных лиц противоречат Конституции, они признаются недействительными, не подлежащими применению.  
Исходя из ст. 129 Конституции Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Федерального закона  «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. №2202-1 (в редакции от 06. февраля 2020 г.). Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов Федерации; приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят также научные и образовательные учреждения. В ряде республик – субъектов Федерации органы прокуратуры созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального деления (так, административно-территориальными единицами в Якутии являются улусы, в Тыве – коожуны, но прокуратуры в них создаются на правах районных (городских). В основной части субъектов Федерации созданы только прокуратуры городов и районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. Так, на территории Красноярского края действует 42 районные прокуратуры. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, в Красноярском крае создано 8 межрайонных прокуратур. В г. Москве созданы прокуратуры административных округов. Приказом Генерального прокурора РФ им придан статус прокуратуры города с районным делением. В г. Красноярске создана Прокуратура г. Красноярска, в состав которой входит 7 районных прокуратур: прокуратуры Центрального, Советского, Железнодорожного, Октябрьского, Кировского, Свердловского и Ленинского районов. Характерным признаком прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы является требование Закона о том, что образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору РФ, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам. Законом не допускаются создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Важным свойством прокурорской системы является ее централизация, когда в соответствии с Конституцией РФ (п.1 ст.129) органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.  

2.1.2. Организация работы. Планирование. Контроль исполнения……….

Российской Федерации.

Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. Принципы – это основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы.

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст.129 Конституции РФ и в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п.3 ст.11 Закона). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации в целом как часть единой федеральной системы; наделен едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор (от районного до Генерального) вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют одинаковую обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему- выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.

Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов Федерации по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль.

Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследования преступлений и др.) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, других общественных объединений или их представителей на прокурора с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствовать их деятельности влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке).

Воздействие на прокуроров на практике осуществляется в различных формах, от завуалированных, исходящих от различных должностных лиц (в том числе путем принятия нормативных правовых актов), от средств массовой информации (путем инспирированных заказных публикаций) до угроз и реальных мер физического воздействия (побои, похищение членов семьи, анонимные и прямые угрозы). Поэтому государство осуществляет специальные меры по защите прокуроров.

Порядок и условия осуществления их государственной защиты определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. (в редакции от 29 ноября 2001 г.), а также иными нормативными правовыми актами.

В органах прокуратуры создана также служба безопасности, принимаются иные меры по обеспечению безопасности прокуроров и следователей, членов их семей и имущества.

Прокуроры не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Данное требование закона является конкретным проявлением и реализацией принципа независимости органов прокуратуры в отношениях с органами власти. Участие представителей прокуратуры в различных комиссиях и других органах означало бы разделение с ними ответственности за действия и решения, препятствовало или делало бы практически невозможным осуществление надзора за исполнением ими законов.

Федеральный Закон «О прокуратуре РФ» (ст.5) указывает на недопустимость вмешательства не только в осуществление прокурорского надзора, но и в любую иную функциональную деятельность органов и учреждений прокуратуры: координацию деятельности правоохранительных органов, участие в правотворческой деятельности.

Как вмешательство в осуществление прокурорского надзора следует рассматривать: обращения должностных лиц, депутатов, представителей средств массовой информации к прокурору с требованиями представить информацию, составляющую служебную тайну; выполнить или не совершать конкретные надзорные действия, либо совершить их определенным образом, вопреки интересам соблюдения законов, установления истины, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Воспрепятствование деятельности прокурора может проявляться:

-в недопущении их на территории и в помещения органов, указанных в п.1 ст. 21 Закона;

-в ограничении их доступа к документам и материалам;

-в непредставлении материалов и документов по запросам, представлении фальсифицированных данных;

-в невыделении специалистов и экспертов, отказе или умышленном затягивании под надуманными предлогами проведения по поручению проверок, ревизий;

-в искусственном создании причин неявки по вызову для дачи пояснений и показаний.

Для преодоления воспрепятствованию в различной форме служебной деятельности прокурора используется вся совокупность правовых средств и иных возможностей, определенных в законе: выемки, использование помощи органов полиции, иных сил обеспечения правопорядка, привлечение к ответственности за отказ от дачи объяснений, предоставлении заведомо ложных информаций, документов, возбуждение производства об административных правонарушениях.

Прокуроры обязаны давать пояснения по существу находящихся в их производстве материалов, а также представлять их для ознакомления исключительно в случаях и в порядке, прямо предусмотренных в законе.

Прокурор обязан представлять материалы и объяснения любому вышестоящему прокурору в силу действия принципа централизации и связанными с ним принципами подчиненности и подотчетности нижестоящих прокуроров вышестоящему и всех их – Генеральному прокурору РФ (п.1ст. 4, ст.13 ФЗ).

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации.

В целях реального и организованного обеспечения действия принципа гласности в деятельности органов и учреждений прокуратуры, в составе Генеральной прокуратуры РФ создано самостоятельное структурное подразделение – Центр информации и общественных связей, на который возложено информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах, о принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью.

Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч.1 ст.23 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну»; в п.2 ст.4 говорится о законодательстве Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. (в редакции от 6 октября 1997 г.) (ст.5). Существуют различные виды служебной тайны: следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная. Специально охраняемой законом является коммерческая тайна и ее разновидности: банковская (ст.857 ГК РФ), тайна страхования (ст.946 ГК РФ) и др.

Специально охраняемой законом является военная тайна. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает пределы гласности в деятельности органов прокуратуры, когда это противоречит требованиям законодательства РФ о государственной тайне. Закон РФ «О государственной тайне» устанавливает специально требования к осуществлению прокурорского надзора в этой сфере (ст.32). Понятие «служебная и коммерческая тайна» дается в Гражданском кодексе РФ (ст.131). Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и к ней нет свободного доступа на законном основании, а обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 установлен Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Разглашение охраняемой законом тайны влечет установленную законом материальную (в судебном порядке), дисциплинарную или уголовную ответственность (ст.183, 283 УК РФ и др.).

Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (в редакции от 10 сентября 2001 г.) утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления. Все прокуроры представляют информацию радио, телевидению, газетам, иным средствам массовой информации, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением. Все более широко органы прокуратуры используют в этих целях сеть Интернет.

Принцип политической независимости (внепартийности) прокурорских работников сформулирован в п.4 ст.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в редакции от 2 января 2000 г.): прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность таких общественных объединений в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Действие этого принципа распространяется на научных и педагогических работников учреждений прокуратуры как «прокурорских работников», а также иных работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины.

В своей служебной деятельности прокуроры также не связаны решениями любых общественных объединений (профессиональных союзов и т.п.).

Конкретизацией принципа независимости прокуратуры как условия объективности и принципиальности ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Такое совмещение нарушает экономическую, материальную независимость прокурорского работника. Безвозмездное сотрудничество с властными, коммерческими и иными структурами, особенно связанное с выработкой и принятием решений, нормативных и иных актов, также способно повлиять на объективность и принципиальность последующих действий прокурорского работника по устранению правонарушений. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе.

Принцип законности важнейшее общеправовое начало деятельности всех субъектов правоприменения; соблюдение его служит верным показателем развития процесса построения правового государства. Это главенствующий принцип в деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности.

Законность характеризуется рядом составляющих компонентов, в их числе:

-наличие в стране развитой системы законодательства, адекватного потребностям регулирования общественных отношений;

-наличие необходимой государственно-правовой инфраструктуры, государственных институтов, наделенных всеми необходимыми функциями и полномочиями по обеспечению соблюдения законов;

-осведомленность граждан и должностных лиц о действующем законодательстве и стремление следовать его нормам;

-своевременное установление правонарушений, принятие мер к наказанию виновных, устранению причин и условий, способствовавших их совершению.

Требование обеспечения законности для прокуратуры несколько осложнено, поскольку по Конституции РФ Генеральный прокурор РФ не наделен правом законодательной инициативы. Такими возможностями обладают ряд прокуроров субъектов Федерации в соответствии с их конституциями или уставами (основными законами) в законодательном (представительном) органе. В целом прокурорская система реализует эту задачу в рамках полномочий по участию в правотворческой деятельности (ст.9 Закона).

Принцип законности означает обеспечение ее требований в деятельности самих органов прокуратуры. Этой задаче способствует совокупность норм, определяющих требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров, касающиеся их профессиональных и моральных качеств, уровня образования, возрастного ценза для лиц, замещающих должности прокуроров, порядка назначения на должности, прокуроров аттестации прокурорских работников. Этим же задачам служит и создание в органах прокуратуры службы безопасности.

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный принципы.

Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с этими принципами. Независимо от того, как организуется работа в структурном подразделении (при четком разграничении зонального и предметного принципов или при их сочетании), неизменным остается требование взаимного обмена информацией, особенно между прокурорами одного отдела (управления) с тем, чтобы у каждого из них были исчерпывающие сведения об объектах их работы.

Обычно имеется круг вопросов, выделение которых в качестве предметов ведения во всех оперативных подразделениях является обязательным для: комплексного проведения анализов состояния законности и осуществления прокурорского надзора; координации деятельности правоохранительных органов; планирования работы; направления заданий нижестоящим прокурорам; контроля и исполнения. По закрепленным за соответствующими прокурорами вопросам регулярно, по мере необходимости в соответствии со схемой взаимодействия структурных подразделений осуществляется обмен информацией, поступающей в аппарат областной прокуратуры от горрай - прокуратур и других органов.

Контрольные вопросы:

1.Дайте краткую характеристику системы органов прокуратуры?

2.Охарактеризуйте правовой статус Генерально



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.165 (0.014 с.)