Организация работы прокурора по надзору за законностью правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы прокурора по надзору за законностью правовых актов



Критерием оценки органами прокуратуры правовых актов является соответствие их закону.

Обеспечение единства законности при издании правовых актов федеральными министерствами и службами, агентствами и представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления и контроля — наиважнейшее направление прокурорской деятельности.

Основной задачей органов прокуратуры на данном направлении прокурорского надзора является предупреждение издания незаконных актов.

В случае выявления незаконного правового акта прокурор обязан безотлагательно принести протест, а в случае его отклонения — в установленном порядке обратиться с заявлением в суд.

Для данной сферы прокурорского надзора существенным является вопрос о периодичности проверок и объеме проверяемых правовых актов:

акты представительных органов субъектов Российской Федерации, нормативные акты представительных органов местного самоуправления должны проверяться тотчас после принятия, даже в том случае, когда прокурор предварительно знакомился с их содержанием. Тем самым обеспечиваются своевременность прокурорского реагирования, предотвращение существенных негативных последствий, связанных с исполнением ненадлежащего закона. Проверка осуществляется сплошным способом;

периодичность проверки актов исполнительной власти устанавливается в каждой прокуратуре самостоятельно. Целесообразным видится проведение таких проверок не реже одного раза в месяц;

акты органов государственного контроля обычно проверяются в ходе целевой проверки одновременно с проверкой деятельности органа по исполнению контрольных функций за исполнением законов хозяйствующими субъектами;

Осуществление надзора за законностью правовых актов органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов государственного вневедомственного контроля должно быть организовано вне зависимости от наличия информации о нарушениях закона.

Проверки законности правовых актов могут проводиться органами прокуратуры как по месту нахождения прокуратуры путем истребования изданных актов, так и по месту их издания.

 В зависимости от характера проверки прокурорским работникам предоставляются все или отдельные правовые акты, а также материалы, послужившие основанием для их издания. Суть проверки сводится к внимательному прочтению прокурором всего текста правового акта и изучению материалов, на основании которых этот акт был издан. При этом производится сличение предписаний, содержащихся в правовом акте, с нормами действующего законодательства.

 В процессе проведения прокурорских проверок законности правовых актов выясняются следующие вопросы:

-был ли правомочен орган издавать проверяемый правовой акт;

-имеются ли нарушения законов, применяемых в связи с изданием правового акта;

-не нарушает и не ограничивает ли правовой акт права и свободы каких-либо граждан или законные интересы юридических лиц;

-не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом или должностным лицом правовым актам;

 -не нарушен ли порядок издания правового акта, закрепленный в регламенте конкретного органа.

На основании требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. №Пр-1568, органами прокуратуры осуществляется антикоррупционая экспертиза нормативных правовых актов Российской Федерации.

В приказе Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» от 2 октября 2007 г. № 155 отмечается, что обобщение информации, характеризующей состояние законности в сфере регионального и местного нормотворчества, свидетельствует о недостатках в организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований.

В результате принятия незаконных нормативных правовых актов, а также правовой неурегулированности значительной части социально значимых общественных отношений нарушаются конституционные права и законные интересы граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения.

Не все прокуроры, наделенные конституциями и уставами субъектов РФ правом законодательной инициативы, используют его, проявляют инициативу в вопросах формирования нормативной базы в развитие федерального законодательства.

В связи с указанным названный приказ Генерального прокурора РФ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур под персональную ответственность обеспечить надлежащую организацию надзора в указанной сфере в соответствующих прокуратурах.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

4.2.1. Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Правовая реформа, проводимая в современной России, оказала большое влияние на изменение статуса органов прокуратуры, особенно в сфере уголовного судопроизводства в досудебных стадиях. Ранее прокурор являлся организатором и руководителем уголовного преследования в досудебном производстве, обладая соответствующими процессуальными правами участника уголовного процесса. Структурное выделение в органах прокуратуры следственного корпуса в 2007 г. и образование нового ведомства — Следственного комитета Российской Федерации в 2010 г. повлекли за собой переосмысление места и роли прокурора в досудебном производстве, выразившееся в более четком разграничении полномочий прокурора и руководителя следственного органа.

Содержание деятельности прокурора и его полномочия в уголовном досудебном производстве определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 1 и гл. 3 разд. III), а также Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с указанными нормами прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, законностью и обоснованностью их действий и решений, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требует от органов следствия и дознания устранения выявленных нарушений, отменяет незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также дознавателя, выполняет предусмотренные УПК РФ организационные полномочия в отношении органа дознания и дознавателя.

В настоящее время прокурор, будучи освобожден от большинства организационно-распорядительных функций (прежде всего в отношении следователей), имеет возможность сосредоточиться на собственно надзорных полномочиях.

Вследствие разграничения компетенции прокурора, следователя и руководителя следственного органа полномочия по осуществлению предварительного следствия, контроля и надзора за соблюдением законности при его производстве выстроились в определенную систему:

следователь проводит проверку сообщения о преступлении, возбуждает уголовное дело и расследует преступление, самостоятельно определяя направления и ход расследования, принимая решения о производстве следственных и иных процессуальных действий (за исключением случаев, когда обязательно получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа);

руководитель следственного органа осуществляет процессуальный и организационный контроль:

-организует и обеспечивает расследование преступлений;

-в предусмотренных законом случаях дает следователю согласие на принятие соответствующих процессуальных решений;

-при необходимости принимает участие в расследовании или осуществляет его самостоятельно;

-отменяет незаконные или необоснованные постановления следователя и нижестоящего руководителя следственного органа;

-несет ответственность за организацию соответствующих условий труда подчиненных ему следователей и результаты их деятельности, а также законность и обоснованность их действий и принимаемых решений;

прокурор осуществляет надзор за законностью действий и решений следователя и руководителя следственного органа, регламентированных уголовно-процессуальным законодательством, в пределах их процессуальной самостоятельности.

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, производящими дознание и предварительное следствие, обусловлена предназначением органов прокуратуры, т. е. той целью, ради которой органы прокуратуры созданы. В соответствии с действующим законодательством прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Исходя из этих целей, следует определять предмет и пределы прокурорского надзора, а также задачи и содержание деятельности прокурора.

Таким образом, под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается:деятельность по предупреждению, выявлению, устранению нарушений закона в деятельности органов предварительного расследования в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а также по выявлению и устранению причин и условий таких нарушений, осуществляемая прокурорами в пределах их компетенции в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из приведенного определения к числу задач прокурорского надзора, решение которых обеспечивает достижение целей, стоящих перед органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, нужно относить обеспечение:

-соблюдения установленного законом порядка возбуждения и расследования преступлений;

-соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина на каждом этапе досудебных стадий уголовного судопроизводства вне зависимости от пола, возраста, расовой, национальной принадлежности, имущественного или должностного положения;

-законности и обоснованности следственных и процессуальных действий и решений в процессе расследования;

-своевременности выявления любых нарушений закона, принятия в каждом случае соответствующих мер и решений.

Характеризуя процессуальное положение прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, важно отметить, что УПК РФ относит прокурора к представителям стороны обвинения. Однако определяющей в деятельности прокурора является необходимость действовать и оценивать деятельность и решения органов дознания и предварительного следствия только с точки зрения соответствия требованиям закона.

Конституцией Российской Федерации закреплен приоритет прав и свобод человека и гражданина, наиболее существенные нарушения, которых допускаются именно в уголовном судопроизводстве. Расследование преступлений хотя и называется предварительным, однако в процессе его производства принимаются весьма значимые для человека решения: о возбуждении уголовного дела либо отказе в его возбуждении, квалификации содеянного, производстве следственных действий, ограничивающих права и законные интересы личности, и т. д.

Осуществление прокурорского надзора в точном соответствии с требованиями закона выступает гарантией раскрытия и расследования преступлений, пресечения преступной деятельности виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а также обеспечения средствами прокурорского надзора реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и УПК РФ прав и законных интересов участников уголовного процесса. При оценке законности решений, принимаемых органами предварительного расследования, особое внимание должно уделяться тем, которые обеспечивают движение дела от этапа к этапу и от стадии к стадии уголовного судопроизводства.

При определении круга прав и свобод человека и гражданина, которые должны быть обеспечены средствами прокурорского надзора при осуществлении деятельности в данном направлении прокурорского надзора, следует иметь в виду, что в настоящее время в России первостепенное значение придается необходимости признания и закрепления в нормах национального законодательства общепризнанных принципов и норм международного права в сфере уголовного судопроизводства, а также их использованию в правоприменительной (судебно-следственной и прокурорско-надзорной) практике.

Деятельность прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства в основном сводится к осуществлению надзора за исполнением норм Конституции Российской Федерации и УПК РФ, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе, а также исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при осуществлении деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и принятии соответствующих процессуальных решений.

4.2.2. Предметпрокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, определен в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Элементами предмета надзора являются:

-соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

-соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

-соблюдение установленного порядка проведения расследования;

-законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Конституцией Российской Федерации провозглашен и гарантирован достаточно широкий круг прав и свобод человека и гражданина, которые могут затрагиваться (законно ограничиваться либо грубо попираться) в процессе производства по уголовному делу. К числу наиболее важных для человека относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции Российской Федерации). Не меньшее значение имеют и такие права, как право на защиту чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции Российской Федерации); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции Российской Федерации) и др. Одной из основных задач прокурора является осуществление надзора таким образом, чтобы, прежде всего, обеспечить законность и обоснованность решений органов дознания и предварительного следствия, реализация которых может повлечь ограничение указанных прав и свобод.

В свою очередь, порядок приема, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, а также проведения расследования преступлений установлен УПК РФ и конкретизируется в ведомственных нормативных правовых актах. Поскольку соблюдение этого порядка обеспечивает законность осуществления деятельности по своевременному раскрытию и расследованию преступлений, выявлению виновных и пресечению их преступной деятельности, его следует рассматривать в качестве значимой составляющей предмета прокурорского надзора в рассматриваемом направлении. Неукоснительное соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует достижению целей уголовного судопроизводства, принятию судом законного и обоснованного решения по уголовному делу.

Самостоятельной составляющей предмета прокурорского надзора в данном направлении является надзор за законностью решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Такой подход обусловлен, прежде всего, тем, что именно в решениях органов предварительного расследования в концентрированном виде находят отражение ход и результаты расследования, позиция субъектов предварительного расследования по тому или иному вопросу.

К числу наиболее важных относятся решения: о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела; приостановлении производства по уголовному делу; продлении срока следствия; соединении и выделении уголовных дел; прекращении производства по уголовному делу; прекращении уголовного преследования; признании потерпевшим, гражданским истцом или гражданским ответчиком; задержании подозреваемого; предъявлении обвинения; избрании, изменении, отмене меры пресечения; применении мер процессуального принуждения; производстве осмотра жилища, обыска и выемки; контроля и записи телефонных и иных переговоров.

К объектам прокурорского надзора в данной отрасли относятся органы дознания и предварительного следствия.

Перечень органов дознания приводится в ст. 40 УПК РФ.

К следственным органам относятся следственные аппараты, созданные в четырех ведомствах: Следственном комитете Российской Федерации, Следственном департаменте МВД России, Следственной службе ФСБ России, Следственном департаменте ФСКН России.

Деятельность следственных подразделений организуется и контролируется руководителями следственных органов.

Пределы осуществления надзорав данной отрасли определяются исходя из сущности, содержания и особенностей прокурорско-надзорных правоотношений, возникающих в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Прокурор оценивает законность действий и решений органов дознания и предварительного следствия. Сужение в 2007 г. предоставленных прокурору властных полномочий лишило его возможности устранять многие нарушения законности непосредственно. Провозглашенный принцип процессуальной самостоятельности следователя ограничивает вмешательство прокурора в ход расследования преступления.

Компетенция прокурора при этом сводится только к надзору за той деятельностью органов следствия и дознания, которая урегулирована законом и связана с его исполнением. Прокурор не вправе подменять объекты надзора и осуществлять деятельность, отнесенную законом к их компетенции.

 

4.2.3. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении предварительного расследования

 

Выполнение органами прокуратуры функции надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия обеспечивается посредством наделения прокурора соответствующими полномочиями.

Под полномочием понимается право субъектов на совершение юридически значимых действий. Этому праву должна соответствовать обязанность других субъектов подчинять свои действия законным требованиям наделенных соответствующими полномочиями субъектов. Таким образом, полномочие всегда предполагает наличие властно-подчиненных отношений, урегулированных законом. Наличие формальных властных полномочий с одной стороны при отсутствии подчиненности с другой лишает смысла законодательное закрепление таких полномочий, поскольку их реализация будет невозможна.

Наделение прокурора полномочиями, позволяющими эффективно влиять на действия и решения органов, осуществляющих предварительное расследование, предполагает соответствующее обременение этих органов обязанностью совершать юридически значимые действия во исполнение законных требований прокурора.

Норма Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 30), закрепляющая полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, носит отсылочный характер: для определения круга полномочий прокурора следует руковод-ствоваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в ряде уголовно-процессуальных норм, в том числе в ст.ст. 10, 37, 221 УПК РФ.

Исходя из анализа действующего законодательства можно условно классифицировать полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением законов в досудебных стадиях уголовного судопроизводства по двум основаниям:

1) типу воздействия — непосредственного (оперативного) воздействия (позволяющие самостоятельно устранять нарушения закона) и опосредованного воздействия (позволяющие устранять нарушения закона путем обращения к полномочиям органов дознания и предварительного следствия, а также к их ведомственному руководству с требованием принять соответствующие меры);

2) направленности полномочий по кругу объектов — общей направленности (в отношении всех органов предварительного расследования) и частной направленности (только в отношении органов дознания или только в отношении органов предварительного следствия).

Особенностью всех имеющихся у прокурора полномочий является не только предоставление ему определенных прав, но и вменение ему в обязанность их реализации.

Реализуя полномочия непосредственного (оперативного) воздействия, прокурор вправе и обязан:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела, предоставляемого прокурору по мотивированному письменному запросу;

3) немедленно, в соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК РФ, освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ;

4) отменять избранную в отношении обвиняемого меру пресечения — заключение под стражу, в соответствии с требованием ч. 2 ст. 221 УПК РФ;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

8) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

9) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

10) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

11) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

12) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

14) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

15) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

16) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

17) рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа в установленном гл. 16 УПК РФ порядке.

Следует обратить внимание на то, что большинство полномочий прокурора непосредственного воздействия реализуется только в отношении органов дознания.

Реализуя полномочия опосредованного воздействия, прокурор вправе и обязан:

1) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

2) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Полномочия общей и частной направленности могут быть разновидностямирассмотренных выше группполномочий непосредственного и опосредованного воздействия. В законе прямо указываются органы, в отношении которых то или иное полномочие может быть реализовано. Так, при изложении полномочий общей направленности в законе названы как органы дознания, так и органы предварительного следствия, а полномочий частной (отдельной) направленности — только один из указанных объектов надзора (ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Классификация по признаку направленности обусловлена разной степенью властности полномочий прокурора по отношению к различным объектам надзора.

Так, по отношению к дознавателю прокурор обладает полномочиями, содержащими надзорно-контрольные элементы, которые предоставляют ему возможность:

-давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

-давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

-отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ.

Указанные полномочия заключают в себе императивное требование, адресованное дознавателям, исполнять все законные указания и требования прокурора. Такое прокурорско-надзорное правоотношение существенно отличается от аналогичного, складывающегося при реализации полномочий прокурора в рамках надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, которых законодатель наделил большей процессуальной самостоятельностью.

4.2.4. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия возлагается на руководителей прокуратур всех уровней. В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур имеются специальные структурные подразделения (управления и отделы) по надзору за законностью процессуальной деятельности органов предварительного расследования. На эти структурные подразделения и их должностных лиц возлагаются обязанности по организации эффективной надзорной работы: информационно-аналитическое обеспечение, перспективное планирование, обоснованный выбор законодательных норм, исполнение которых будет проверяться, разработка методик проведения прокурорских проверок.

В прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах обязанности по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия выполняются прокурором либо его заместителем (одним из заместителей).

На практике к проведению проверок привлекаются и иные оперативные сотрудники (помощники прокурора). Вместе с тем полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются исключительно прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами, а также вышестоящими прокурорами. Право подписи официальных документов, отражающих результаты надзорных проверок, а также актов прокурорского реагирования имеется только у прокуроров и их заместителей. Но это не исключает возможности составления проектов таких документов подчиненными им оперативными сотрудниками.

Правовой основой организации прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия являются подзаконные нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации. К основным нормативным правовым актам, определяющим общие вопросы организации и порядок осуществления надзорно-проверочной работы, относятся приказы Генерального прокурора Российской Федерации « Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» от 5 сентября 2011 г. № 277; «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 2 июня 2011 г. № 162; «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» от 10 сентября 2007 г. № 137; «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» от 27 ноября 2007 г. № 189; «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» от 17 декабря 2007 г. № 200.

Генеральный прокурор Российской Федерации в своих приказах ориентирует подчиненных ему прокуроров на создание единой системы надзора, использование в полной мере имеющихся полномочий для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов с целью защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных лиц.

В соответствии с требованиями Генерального прокурора Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия прокуроры обязаны принимать исчерпывающие меры к выявлению и устранению выявленных нарушений закона. Прокурор должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы не только выявлять допущенные органами предварительного расследования нарушения, но и средствами прокурорского надзора исключать возможность их повторения в будущем.

На основе анализа результатов таких проверок совершенствуется методика прокурорского надзора в данной сфере. Обобщения материалов надзорной практики доводятся до сведения оперативных сотрудников органов прокуратуры путем:

-проведения заседаний коллегий, координационных и оперативных совещаний;

-подготовки и направления на места информационных писем, содержащих методические указания по организации и совершенствованию надзорной деятельности.

Издание Генеральным прокурором Российской Федерации приказов об организации прокурорского надзора за соблюдением законов в сфере предварительного расследования направлено на достижение наиболее эффективных, способов реализации надзорной функции в условиях ее недостаточной правовой регламентации.

Эту же цель преследуют и межведомственные указания, издаваемые прокурорами субъектов Российской Федерации совместно с руководителями соответствующих ведомств, уполномоченных осуществлять предварительное расследование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.06 с.)