Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Технологическая карта учебного исследования «Образ жаворонка в диалектной языковой картине мира»
Автор - Ганичева Светлана Алексеевна, учитель русского языка БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»
1.
| ВЫДВИЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
| Описание проблемной ситуации. Жаворонок – птица, играющая значительную роль в крестьянской культуре славян: известны весенние обряды, связанные с жаворонком, приметы, существуют легенды, объясняющие происхождение жаворонка и т.д. В то же время черты образа жаворонка в народной картине мира изучены преимущественно на фольклорном материале. Образ этой птицы в диалектной языковой картине мира (то есть картине мира, отражённой в русских говорах) объектом специального изучения в науке ещё не становился. Какими чертами обладает этот образ, чем они обусловлены – эти ответы на эти вопросы в данный момент отсутствуют.
Формулировка проблемы: Какие черты имеет образ жаворонка, отражённый в диалектной языковой картине мира, и чем обусловлены эти черты?
| 2.
| ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
| Обоснование актуальности темы.
Актуальность с точки зрения лингвистики
Актуальность с научной точки зрения определяется, во-первых, тем, что исследовательская работа выполняется в русле когнитивной лингвистики – одного из активно развивающихся сейчас направлений языкознания. Задача когнитивной лингвистики – изучить взаимосвязь языка и познавательной деятельности человека. Одно из ключевых понятий когнитивной лингвистики – языковая картина мира, то есть отражённый в языке образ действительности. Языковая картина мира имеет разновидности, одной из которых является диалектная языковая картина мира, отражённая в говорах и являющаяся объектом исследования в данной работе.
Во-вторых, актуальность работы обусловлена обращением к диалектному материалу. В наше время диалектные черты стремительной утрачиваются, а вместе с ними исчезает и история языка, его особенности, многообразие, отраженный в говорах традиционный крестьянский взгляд на мир. Поэтому очень важным является изучение пока ещё сохраняющихся диалектных особенностей языка.
Актуальность для учащегося
Во-первых, работа с понятием языковая картина мира формирует умение устанавливать глубинные связи явлений, умение осознавать истоки собственных стереотипов и устойчивых убеждений и объективировать их в сознании, способствует пониманию относительности и субъективности разных точек зрения на мир и, как следствие, развитию критического мышления и воспитанию толерантности.
Во-вторых, когнитивная интерпретация языковых фактов, попытка через них проникнуть в сознание людей, а также само осознание того, что работа выполняется в русле современного, актуального для науки направления хорошо стимулирует познавательный интерес.
В-третьих, выбранная тема обладает не только субъективной, но и объективной новизной, поэтому её автор сможет в полной мере почувствовать себя исследователем-первооткрывателем.
| 3.
| ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
| Объект исследования: образ жаворонка в диалектной языковой картине мира.
Предмет исследования: черты образа жаворонка, отражённые в лексической системе русских говоров
| 4.
| ФОРМУЛИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ
| Предположим, что образ жаворонка в русской диалектной языковой картине мира отражает как наблюдаемые человеком черты внешнего вида и поведения этой птицы, так и традиционные народные фольклорные и мифологические представления о жаворонке.
| 5
| ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
| Цель исследования: определение образа жаворонка, отраженного в лексике русских говоров.
Задачи (соответствуют этапам исследования):
1. Сформировать теоретическую базу работы: определить содержание понятий «языковая картина мира», «диалект», «диалектная языковая картина мира», «тематическая группа», «лексико-семантическая группа».
2. Выбрать из диалектных словарей («Словарь вологодских говоров», «Словарь говоров Русского Севера», «Словарь русских народных говоров») слова тематической группы «Жаворонок»;
3. Описать состав лексико-семантических групп, которые могут быть выделены внутри этой тематической группы;
4. Определить, какие черты образа жаворонка, существующего в сознании носителей русских говоров, отражены в строении этих лексико-семантических групп;
5. Установить, чем обусловлены эти черты (наблюдаемыми человеком особенностями поведения птицы; обрядовой символикой жаворонка; мифологическими представлениями о жаворонке и др.).
| 6.
| МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
| Изучение и анализ специальной литературы; метод сплошной выборки (из диалектных словарей выбираются слова тематической группы «Жаворонок»); классификация лексического материала по лексико-семантическим группам; метод когнитивного анализа лексико-семантических групп
| 7.
| ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
| · Определение содержания понятий «языковая картина мира», «диалект», «диалектная языковая картина мира», «тематическая группа», «лексико-семантическая группа»
· Описание лексико-семантические группы, которые составляют тематическую группу «Жаворонок», существующую в лексике русских говоров.
· Выявление черт образа жаворонка, отражённых в строении этих лексико-семантических групп.
· Определение, чем обусловлены эти черты (наблюдаемыми человеком особенностями поведения птицы; обрядовой символикой жаворонка; мифологическими представлениями о жаворонке и др.)
· Компьютерная обработка данных, систематизация и обобщение, формулирование выводов.
· Оформление исследовательской работы
| 8.
| ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
| Защита исследовательской работы на научно-практической конференции учащихся БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» в форме доклада, сопровождаемого мультимедийной презентацией.
|
|