Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективного творческого воспитания

Поиск

ПЕДАГОГИКА

КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Целью практических занятий является формирование у организаторов воспитательной работы умений и навыков организации и проведения коллективных творческих дел разной направленности, сначала по предлагаемому образцу, затем в процессе самостоятельного конструирования КТД.

 

Тема 10. Педагогический тренинг по конструированию КТД

    Методические требования к конструированию КТД. Выполнение упражнений по методике Е.В.Титовой: "Обмен опытом"; "Вариации"; "Защита идей".

 

Тема 11. КТД общественно-политической направленности - "Выборы градоначальника"

· актуализация знаний воспитателей о целях, задачах, сущности и основном содержании общественно-политического воспитания;

· стартовая беседа, выбор формы проведения КТД;

· деление коллектива на малые инициативные группы;

· коллективная подготовка к мероприятию (1 неделя);

· выдвижение кандидатур на пост начальника условного города от каждой малой инициативной группы;

· разработка программ кандидатов в градоначальники;

· подготовка каждой малой инициативной группой испытаний для кандидатов в градоначальники;

· коллективное проведение:

- защита программ кандидатов в градоначальники;

- испытания кандидатов в градоначальники;

- проведение пресс-конференции с кандидатами в градоначальники;

- выборы градоначальника путем тайного голосования;

· коллективный анализ мероприятия;

· комментарий руководителя творческой лаборатории.

Тема 12. КТД научно-познавательной направленности - "История одного изобретения"

· стартовая беседа, выбор формы проведения КТД;

· деление коллектива на малые инициативные группы;

· коллективное планирование (обсуждение предметов, об изобретении которых пойдет речь, например: телефон, шляпа, самолет и так далее), разработка хода мероприятия;

· подготовка к мероприятию (1 неделя): разработка истории изобретения;

· коллективное проведение: защита в оригинальной форме истории изобретения определенного предмета (живой фотоальбом, рисованный фильм, устный журнал);

· коллективный анализ мероприятия;

· комментарий руководителя творческой лаборатории.

Тема 16. КТД этической направленности

"Музей вредных привычек"

· деление коллектива на малые инициативные группы;

· стартовая беседа (каждая группа получает задание: представить в музее залы с живыми экспонатами и провести экскурсию; экспонаты каждого зала объединяются одной темой – вредные привычки: курение, токсикомания, пьянство и так далее);

· коллективная подготовка КТД (30 минут): каждая группа придумывает экспонаты, назначает исполнителей, составляет текст экскурсии (дело должно быть наполнено сатирой и ей подчинено);

· проведение КТД (экскурсоводы проводят экскурсию по залам музея);

· коллективный анализ мероприятия;

· комментарий руководителя творческой лаборатории.

Человек в бушующем мире

· деление коллектива на малые инициативные группы;

· стартовая беседа (каждая группа выбирает, проблему, которая кажется ей в жизни самой сложной: выбор профессии, взаимоотношения отцов и детей, умение разобраться в современной музыке, в неформальных объединениях, любовь и ненависть, воспитатель и воспитанник и тому подобное);

· коллективная подготовка КТД (30 минут): поиск путей решения проблемы (мозговой штурм);

· проведение КТД: каждая группа показывает короткий спектакль, в основе которого лежит какая-либо проблема (например, конфликт между друзьями, с родителями, одиночество, ведущее к депрессии), после каждого выступления – обсуждение: твой личный способ решения проблемы (лейтмотив каждого обсуждения – быть оптимистом, борцом; жизнь – это борьба, счастье в борьбе);

· коллективный анализ мероприятия;

· комментарий руководителя творческой лаборатории.

Тема 17. КТД трудовой направленности - "Лекарственная экспедиция"

· деление коллектива на малые инициативные группы;

· стартовая беседа (выбор формы проведения КТД);

· коллективное планирование (20 минут):

-  каждая группа разрабатывает проект КТД по выбору: для подростков, для старших воспитанников;

- проект должен состоять из двух частей: творческой ролевой игры (эмоциональный настрой на трудовую операцию) и алгоритма проведения собственно трудовой операции.

· защита и обсуждение проектов;

· коллективная рефлексия;

· комментарий руководителя творческой лаборатории.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса. – СПБ.: Нестор, 2002. – 80 с.

2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Мартишина Н.В. Современные воспитательные системы // Классный руководитель. –  1996. – № 3.

3. Баландина Л.И., Красноперова О.С. и др. В интересах личности и государства. – Пермь: ГУО, 1995. – 100 с.

4. Бачева Е.В. Использование коммунарской методики в школах области. – Пермь, 1989.

5. Белобородова А. Н. Каталог коллективных творческих дел // Классный руководитель. –1998. – № 2.

6. Большаков С.В., Гаврилова Т.П., Шихова Т.Я. Лето, каникулы, лагерь: Метод. рекомендации и игровые программы. –  Пермь: ГКОН, 2001. – 84 с.

7. Вожатому "Орленка". – М.: ЦМК, 1984.

8. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1982.

9. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань: Отд-ние Рос. фонда культуры, 1994. – 124 с.

10. Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись.

11. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990.

12. Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996.

13. Иванов И. П. Педагогика коллективного творческого воспитания. – Киев: Освита, 1992.

14. Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. – Киев: Освита, 1993.

15. Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освита, 1992.

16. Иванов И.П. Приложение к Уставу Коммуны имени Макаренко, сентябрь 1973. - Рукопись.

17. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. – СПб.: "Аверс", 2003. – 504 с.

18. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

19. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. – Л., 1983.

20. Караковский В.А. Воспитай гражданина. – М., 1986.

21. Картотека коллективных познавательных и ролевых игр / Под. ред. О. С. Газмана. – М.: НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, 1990. – 20 с.

22. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие / Под. ред. Е. Н. Степанова. – М., 2000.

23. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1987.

24. Коллективное творческое дело как технологический элемент создания ученического коллектива. – Пермь: ОБЛИУУ, 1988.

25. Коллективные творческие дела коммуны имени А.С. Макаренко. Из опыта воспитательной работы. – Л.: ЛГПИ, 1970.

26. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

27. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. – М., 1981.

28. Организация системы коллективных отношений и творческих дел как средство воспитания сознательной дисциплинированности учащихся: Учебное пособие по спец. курсу. – Пермь: ПГПИ, 1991.

29. Педагогика общей заботы: понятийный аппарат. Словарь – путеводитель по понятиям педагогической концепции / Под. ред. Е. В. Титовой. – СПб.: ТК Петрополис, 1998.

30. Педагогика сотрудничества // Учительская газета. – 1986. – 18 окт.

31. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. – М.: Знание, 1990.

32. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – 608 с.

33. Сазонов Е.Ю. Город мастеров. – М., 1984.

34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

35. Семинарские занятия по курсу "Педагогические теории, системы, технологии". Ч. 1 / Н.М. Борытко, А.А. Глебов и др. – Волгоград: Перемена, 1996. – 56 с.

36. Соловейчик С. Воспитание по Иванову. – М.: Педагогика, 1989.

37. Теория и практика воспитания: коммунарские методики // Советская педагогика. – 1988. – № 5, 6, 9, 12; 1989. - № 4.

38. Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

39. Фрунзенская коммуна / Сост. С.Л. Соловейчик. – М.: Детская литература, 1972. – 176 с.

40. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Метод. материал для школьного педагога / Частный образовательный лицей. – Владимир, 1993. – 72 с.

41. Яновская М.Г. Этические игры // Классный руководитель. –1999. – № 6.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ

ВОСПИТАНИЕ

Процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. Таким образом, любая воспитательная система – это всегда процесс борьбы за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.

Следует различать "внутреннюю" и "внешнюю" стороны процесса воспитания. "Внутренняя" сторона отражается в первой части определения: воспитание – по сути своей – это процесс развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, ее сторонам, к самому себе и так далее. "Внешняя" сторона отражается во второй части определения: под целенаправленным воздействием (открытым и скрытым) самого человека и других людей, в целенаправленной деятельности самого человека – учебной и жизненно практической.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 8).

ГУМАНИЗМ ВОСПИТАНИЯ

Это единство уважения и требовательности к человеку как товарищу по жизни и воспитанию. Единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников как оптимальная для демократического воспитания система субъективных воспитательных отношений находится в сложной зависимости и взаимосвязи с системой товарищества воспитателей и воспитанников. Единство товарищеского отношения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников определяется объективными отношениями товарищества, является их отражением, само влияет на развитие таких отношений, способствует преодолению регрессивных типов объективных типов воспитательных отношений (авторитаризма, чрезмерной опеки, "свободного воспитания").

Чем полнее и глубже выражается (всеми видами и методами товарищеской воспитательной заботы) единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников друг к другу и к себе, тем полнее и глубже развиваются объективные отношения товарищества (отношения общей заботы). С другой стороны: чем полнее и глубже развиваются объективные отношения товарищества воспитателей и воспитанников (отношения общей заботы), тем полнее и глубже находят они свое отражение и выражение в субъективных отношениях уважения и требовательности воспитателей и воспитанников друг к другу и к себе как к товарищам по общей заботе (воспитательной и жизненно-практической в их единстве), в развитии таких отношений.

Эта объективная взаимосвязь, взаимозависимость объективной и субъективной сторон воспитательных отношений представляет собой одну из закономерностей воспитания, которую можно назвать "законом единства объективных отношений общей заботы воспитателей и воспитанников в субъективных отношениях гуманизма" или, коротко, "законом гуманизма воспитания".

Эта закономерность нарушается, если воспитатели проявляют в своих воздействиях на воспитанников и на себя субъективные потребительские воспитательные отношения, то есть отношения к себе как к диктаторам или опекунам воспитанников или только как к их помощникам, а к воспитанникам – как к пассивным или активным потребителям готового опыта.

В этих случаях строятся и укрепляются регрессивные типы объективных воспитательных отношений – авторитаризм, чрезмерная опека, "свободное воспитание".

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 23-24).

ДЕЛА В КОЛЛЕКТИВЕ

Как один из типов форм воспитательной деятельности это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различать три их подтипа:

· дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный и другие). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа (посадка деревьев, концерт для родителей и прочее);

· творческие дела, отличающиеся, прежде всего, организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и других), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников;

· коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

(Титова Е.В. Если знать как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – С. 107).

ЗАБОТА

Это деятельность, удовлетворяющая интересы, жизненно-практические потребности (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота). Воспитательная и жизненно-практическая забота в их единстве – это творческая деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности общества, то есть общественные и личные интересы, потребности всех его членов, в настоящем и будущем. Забота в высшей степени общая, ибо это забота каждого члена общества о благе всех и забота всех о благе каждого. Забота товарищеская, ибо все ее участники находятся в отношениях товарищества, в отношениях действенной взаимной заботы о решении общественно важных задач.

Забота как деятельность может быть по своему социально-нравственному смыслу и эгоистической (потребительско-эгоистической), удовлетворяющей интересы, потребности только личные или, прежде всего личные, в ущерб общественным, и общей (товарищеской), удовлетворяющей личные интересы, потребности людей как товарищей по общему делу.

(Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освита, 1992. – С. 7;

Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 16).

ЗАКОН ЗАБОТЫ

Одна из ведущих закономерностей воспитания, открытых и сформулированных И.П. Ивановым: "Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, то есть идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище:

· это общая забота об улучшении окружающей жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей;

· это общая практическая и обучающая забота воспитателей и воспитанников о своем едином коллективе, друг о друге, о каждом отдельном воспитаннике;

· это общая забота о воспитательском коллективе как самих воспитателей (о коллективе в целом, друг о друге, о каждом воспитателе), так и воспитанников, их родных и других педагогов".

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 22).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Объективные, то есть независящие от воли людей, взаимосвязи существенных сторон, звеньев процесса воспитания, а также взаимосвязи воспитания и других сторон жизни человеческого общества.

К основным закономерностям воспитания относятся:

· единство развития и воспитания;

· взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспитания;

· исторический и классовый характер воспитания;

· взаимосвязь двух путей воспитания: учебной и жизненно-практической воспитывающей деятельности;

· взаимосвязь двух форм воспитания: обучения и воспитания в жизни;

· взаимосвязь познавательных и формирующих функций воспитания;

· взаимосвязь четырех звеньев воспитания;

· товарищество поколений.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 14-24).

ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА

Это временный организаторский орган коллектива, состоящий обычно из добровольцев, изъявивших желание взяться за разработку и организацию какого-либо дела.

(Титова Е.В. Если знать как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – С. 137).

КОЛЛЕКТИВ

Это социальная группа, в которой развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению:

забота организаторская (коллективная организаторская деятельность), практическая (коллективные творческие дела), воспитательная (всестороннее и гармоничное развитие личности).

(Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освита, 1992. – С. 3).

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана таких дел.

Как важнейшее звено этап коллективной организаторской деятельности включает в себя: общий сбор – "старт", конкурс на лучшее предложение в план, на лучший проект бала; анкеты предложений (Что ты хотел бы сделать? Для кого? и так далее); разведку дел и друзей – предварительную и массовую (по таким, например, маршрутам, как "Класс", "Библиотека", "Малыши", "Микрорайон", "Родная природа", "Далекие друзья" и другие); "молнии" с предложениями к плану для обсуждения.

(Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – С. 117-180; Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982. – С. 34).

КОММУНАР

Понятие "коммунар" употреблялось в 20-х годах в нашей стране в нескольких значениях: в социально-политическом, как синоним понятия "коммунист", "борец за коммунизм"; в социально-экономическом – в смысле принадлежности человека к производственной (сельскохозяйственной) коммуне; в социально-педагогическом смысле – член коллектива школы-коммуны или трудовой воспитательной коммуны; в узко-педагогическом смысле – как звание, которое присваивалось лучшим членам коллектива в некоторых школах-коммунах и трудовых воспитательных коммунах.

С конца 50-х годов понятие "коммунар" стало употребляться вновь в педагогическом смысле – в широком и узком: в широком смысле "коммунар" – это член так называемого "коммунарского" коллектива, в узком смысле – "коммунар" – это звание, которое присваивалось лучшим, наиболее опытным членам "коммунарского" коллектива.

(Иванов И.П. Приложение к Уставу Коммуны имени Макаренко, сентябрь 1973).

КОММУНАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Коммунарское движение – это возникновение (начиная с Коммуны юных фрунзенцев в Ленинграде в 1959 году), распространение и деятельность до конца 60-х годов "коммунарских коллективов" разных видов: районных и городских школ выборного пионерского и комсомольского актива, секций Всесоюзного Клуба Юных Коммунаров при газете "Комсомольская правда", в школах и внешкольных учреждениях, подростковых клубах юных общественников-организаторов и тому подобное.

Дальнейшим развитием коммунарского движения конца 50-х – начала 60-х годов является образование "Коммунарского Макаренковского содружества" (КМС), союза коммунарских макаренковских коллективов, действующих в составе и под руководством Макаренковской секции Педагогического общества.

(Иванов И.П. Приложение к Уставу Коммуны имени Макаренко, сентябрь 1973. - Рукопись).

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА

Это система коллективного творческого воспитания. Более правильно коммунарскую методику следует назвать педагогикой коллективной творческой жизни.

(Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освита, 1992. – С. 8).

ЛАГЕРНЫЙ СБОР

Одно из средств коллективной организаторской деятельности. Форма организации воспитательного процесса, как правило, проводится в конце каждого периода, то есть на каникулах: осенний, весенний, летний. Обычно продолжительность лагерного сбора два-три дня, но летний может длиться дольше.

Участниками лагерного сбора являются учащиеся, изъявившие желание и рекомендованные микроколлективами, а также педагоги.

Участники лагерного сбора живут дружной семьей на базе школы или у друзей в походных условиях и овладевают новыми знаниями, умениями, навыками в процессе новых творческих дел.

Обычно лагерный сбор предшествует началу какого-то периода школьного года, "проявляет" вожаков новых общих дел.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 74–75).

ОБЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА

Это забота о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека, в особенности, об овладении им общественно необходимыми знаниями, умениями навыками (образовательно-воспитательная забота) и о формировании общественно необходимых личных качеств – убеждений и идеалов, творческих способностей, черт характера, высоких чувств, интересов и потребностей (собственно воспитательная забота).

В процессе воспитания общая воспитательная забота осуществляется в теснейшем единстве с общей практической и общей организаторской заботой, причем в соответствии с двумя способами осуществления этого единства выделяются два вида общей воспитательной заботы – открытая (обучающая в широком смысле) и скрытая (незаметная) воспитательная забота.

В открытой заботе воспитательные задачи объявляются воспитанникам, решаются вместе с воспитанниками как ведущие по отношению к практическим и организаторским задачам, которые ставятся и осуществляются в качестве вспомогательных. Например, нужно научиться тому-то, развить у себя такое-то качество, преодолеть такую-то привычку и тому подобное. А для этого можно и нужно спланировать провести такое-то дело на общую пользу и радость. В скрытой воспитательной заботе решение воспитательных задач происходит или совсем незаметно для воспитанников – по ходу дела. В процессе решения или вместе и во главе с воспитателями практических и организаторских задач, или выдвигается, осознается, осуществляется и оценивается как следствие решения практических и организаторских задач. Например, сажаем деревья, украшаем школу цветами, растим сад, постоянно обсуждаем, как это делать лучше и тому подобное, при этом растем сами – учимся тому-то и тому-то.

Прямая воспитательная забота – это решение воспитательных задач в личном общении воспитателя и воспитанников, путем непосредственной передачи общественно необходимого опыта и непосредственной организации деятельности. Косвенная воспитательная забота – это забота о решении воспитательных задач путем опосредованной передачи общественно необходимого опыта и опосредованной организации деятельности воспитанников – через других людей, окружающие природные и социальные условия.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 16-18).

ОБЩАЯ ЗАБОТА

Это забота всех о благе каждого и каждого о благе всех. Все более полное глубокое осуществление общей заботы и преодоление потребительско-эгоистической заботы.

Забота – закономерность развития гуманного общества. Общая забота по своему содержанию может быть разделена на воспитательную, практическую и организаторскую. (См. Общая воспитательная забота. Общая практическая забота. Общая организаторская забота).

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 16-17).

ОБЩАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАБОТА

Это забота об улучшении жизни (своей и окружающей) путем создания и сохранения материальных и духовных ценностей, использования материальной, трудовой культуры (трудовая забота), научных знаний (познавательная забота), создания и использования художественно-эстетической культуры, художественных образов (художественно-эстетическая забота), физической культуры (оздоровительно-спортивная забота), культуры поведения, то есть обращения с окружающими и культуры общения, обмена с другими личным опытом (моральная забота).

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 16).

ОТНОШЕНИЯ РАЗУМНОЙ ОПЕКИ

Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели открыто и скрыто передают готовый опыт воспитанникам, организуя для овладения им активную, творческую деятельность воспитанников, но не сводя к этому воспитательный процесс. В этих отношениях воспитатели действуют как наставники, а воспитанники занимают объективную позицию активных творческих учеников. Именно такие воспитательные отношения строили и обобщали передовые педагоги прошлых времен (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я. Корчак, С.Т. Шацкий и другие)

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись).

ОТНОШЕНИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ ОПЕКИ

Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели – только или по преимуществу – передают воспитанникам готовый опыт и организуют (прямо и опосредованно, через самих воспитанников) активную и даже творческую деятельность воспитанников по усвоению этого опыта во всех сферах жизни. А воспитанники – только или по преимуществу – овладевают передаваемым опытом в активной, даже творческой деятельности во всех сферах жизни (не только в учебной работе, но и в быту, во время отдыха, в общественной деятельности). Здесь воспитатели занимают активную, "передаточную" позицию, то есть действуют только или по преимуществу как активные, даже творческие передатчики готового опыта, а воспитанники действуют только или по преимуществу как даже творческие потребители готового опыта – в практической и организаторской деятельности.

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись).

ПЕДАГОГИКА АВТОРИТАРИЗМА

Практика педагогической воспитательной деятельности, построенной на убеждении, что усвоение передаваемого опыта должно происходить в пассивной деятельности воспитанников, организуемой воспитателями.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 3).

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ

Завершающая стадия процесса коллективной организаторской деятельности, структуры коллективного творческого дела (КТД). На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной, и во внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективного творческого дела. Поскольку в действиях воспитанников обнаруживаются пробелы, нежелание или (что встречается чаще) неумение осуществлять собственные решения, закреплять и развивать приобретенный положительный опыт, опираться на извлеченные из него уроки, постольку руководитель коллектива и другие воспитатели приучают воспитанников к этому комплексу действий, побуждая к ним и убеждая в их необходимости.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 39).

СБОР-СТАРТ

Здесь происходит перспективное планирование жизни коллектива, составляется план общих дел на очередной срок, например, на месяц или на период школьного года (на осень, зиму и так далее), разрабатывается план предстоящего творческого дела.

(Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – С. 181).

СОВЕТ ДЕЛА

Временный орган коллектива, составленный (избранный) из представителей микроколлективов для координации коллективной организаторской деятельности при подготовке и проведении коллективных творческих дел.

(Титова Е.В. Если знать как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – С. 140).

СОВЕТ КОЛЛЕКТИВА

Главный организаторский орган в коллективе, избираемый на общем сборе, как правило, из представителей микроколлективов для осуществления текущей организаторской деятельности. В зависимости от специфики воспитательного коллектива может именоваться по-разному – совет отряда, совет бригадиров, комитет, бюро, учком и тому подобное.

(Титова Е.В. Если знать как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – С. 78).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Это сложная система деятельности (общей, творческой, гражданской) воспитателей и воспитанников, направляемой воспитателями. Это единство двух типов отношений – отношений товарищеского творческого обучения и отношений товарищеского содружества поколений.

Деятельность, в процессе которой преобладают отношения товарищеского творческого обучения, позволяет открыто решать воспитательные задачи двух типов: это задачи овладения системой знаний, умений и навыков по определенной программе (образовательные) и задачи овладения отдельными знаниями, умениями и навыками для успешного участия в текущей жизни (задачи обучения в жизни). Творческое овладение происходит тогда, когда задачи ставятся и решаются сообща.

Деятельность, в процессе которой преобладают отношения творческого содружества поколений, позволяет открыто решать жизненно-практические задачи (трудовые, бытовые, развлекательные, организаторские), задачи улучшения жизни окружающих, своего коллектива, своей собственной. Одновременно незаметно (скрыто) решаются задачи воспитания положительных качеств личности и преодоления отрицательных. Это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности. К ним относятся:

• поведение – образ жизни и действий, общение с окружающим миром – людьми, природой, окружающими предметами;

• общение – обмен личным опытом (универсальный вид деятельности);

• трудовая деятельность – создание материальных ценностей и, соответственно, трудовая забота;

• познавательная деятельность – открытие явлений и закономерностей мира и, соответственно, познавательная забота;

• художественно-эстетическая деятельность создание художественных образов и, соответственно, художественно-эстетическая забота;

• оздоровительно-спортивная деятельность – укрепление здоровья, закалка организма и, соответственно, жизненно-практическая, оздоровительно-спортивная забота;

• организаторская деятельность – обеспечение условий для решения жизненно-практических и воспитательных задач и, соответственно, организаторская забота.

(Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 13-14).

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Группу основных средств воспитательной работы составляют:

· коллективные творческие дела;

· коллективная организаторская деятельность;

· творческие игры;

· творческие праздники.

Основные средства воспитательной работы являются ведущим звеном системы всех средств. В эту систему входят также воспитательные занятия (воспитательные мероприятия) – беседы, экскурсии, занятия кружков.

(Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 28-29).

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА

Это временный орган коллектива, избираемый из числа наиболее компетентных лиц, для разработки идеи, подготовки и проведения какого-либо конкретного дела, например, литературно-музыкального вечера, познавательных творческих дел, спортивно-туристских состязаний и тому подобное.

(Титова Е.В. Если знать как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – С. 137).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Это период организации воспитательного процесса, посвященный какой-либо общей теме, событию в жизни данного коллектива, школы, страны, мира.

Выбор темы определяется сложившимися или складывающимися в школе традициями, устремлениями (целями) воспитателей, возрастом школьников, наконец, личностью воспитателя. Обязательное требование к теме – актуальность ее для данного периода времени, для данного коллектива, например: "Здравствуй, школа", "Золотая осень", "Новогодний", "Космический", "Весенний" и тому подобное.

В тематическом периоде осуществляется единство всех видов общей творческой гражданской заботы – учебной и собственно воспитательной, практической и организаторской, всех направлений этой заботы – о своем коллективе, классе, школе, о родном крае, о людях.

Это единство воплощается в кульминационном событии каждого периода – творческом празднике, в коллективных творческих делах, которые проводятся до праздника, на самом празднике, после него.

Единство общей заботы воспитанников и их старших друзей проявляется также в содержании творческих поручений микроколлективам, в воспитательных мероприятиях, занятиях воспитанников, в повседневном товарищеском общении их с воспитателями.

В каждом тематическом периоде воспитатель выбирает и руководствуется в своей деятельности ведущей идеей. Свою деятельность в каждом тематическом периоде воспитатель (учитель) осуществляет в творческом содружестве с другими педагогами, с родственниками учащихся, с представителями общественности.

Тематические периоды помогают педагогу организовать процесс воспитания целенаправленно и последовательно.

Планирование таких периодов представляет собой выбор коллективных творческих дел, способствующих реализации поставленных целей и задач, а организация намеченного плана – их осуществлению.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб: Образование, 1996. – С. 40; Иванов И П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 59-60).

ТОВАРИЩЕСКОЕ УВАЖЕНИЕ

Сложное личностное отношение, в состав которого входят три основных компонента: вера, знание и стремление.

Вера в творческие возможности человека, в его способность участвовать в улучшении окружающей жизни, в то, что человек хочет и может стать лучше.

Знание сильных и слабых сторон и воспитателя и воспитанника, понимание их природы и способов развития и преодоления

Стремление раскрыть, развить сильные стороны личности и преодолеть слабые стороны, стремление концентрирующее, мобилизующее воспитателя на сплав веры и знаний, побуждающее доводить дело до логического завершения.

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись).

ТОВАРИЩЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ

Это одна из закономерностей гуманистического, демократического воспитания, сформулированная И.П. Ивановым: "Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.43 (0.011 с.)