Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коллективного творческого воспитания↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПЕДАГОГИКА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Целью практических занятий является формирование у организаторов воспитательной работы умений и навыков организации и проведения коллективных творческих дел разной направленности, сначала по предлагаемому образцу, затем в процессе самостоятельного конструирования КТД.
Тема 10. Педагогический тренинг по конструированию КТД Методические требования к конструированию КТД. Выполнение упражнений по методике Е.В.Титовой: "Обмен опытом"; "Вариации"; "Защита идей".
Тема 11. КТД общественно-политической направленности - "Выборы градоначальника" · актуализация знаний воспитателей о целях, задачах, сущности и основном содержании общественно-политического воспитания; · стартовая беседа, выбор формы проведения КТД; · деление коллектива на малые инициативные группы; · коллективная подготовка к мероприятию (1 неделя); · выдвижение кандидатур на пост начальника условного города от каждой малой инициативной группы; · разработка программ кандидатов в градоначальники; · подготовка каждой малой инициативной группой испытаний для кандидатов в градоначальники; · коллективное проведение: - защита программ кандидатов в градоначальники; - испытания кандидатов в градоначальники; - проведение пресс-конференции с кандидатами в градоначальники; - выборы градоначальника путем тайного голосования; · коллективный анализ мероприятия; · комментарий руководителя творческой лаборатории. Тема 12. КТД научно-познавательной направленности - "История одного изобретения" · стартовая беседа, выбор формы проведения КТД; · деление коллектива на малые инициативные группы; · коллективное планирование (обсуждение предметов, об изобретении которых пойдет речь, например: телефон, шляпа, самолет и так далее), разработка хода мероприятия; · подготовка к мероприятию (1 неделя): разработка истории изобретения; · коллективное проведение: защита в оригинальной форме истории изобретения определенного предмета (живой фотоальбом, рисованный фильм, устный журнал); · коллективный анализ мероприятия; · комментарий руководителя творческой лаборатории. Тема 16. КТД этической направленности "Музей вредных привычек" · деление коллектива на малые инициативные группы; · стартовая беседа (каждая группа получает задание: представить в музее залы с живыми экспонатами и провести экскурсию; экспонаты каждого зала объединяются одной темой – вредные привычки: курение, токсикомания, пьянство и так далее); · коллективная подготовка КТД (30 минут): каждая группа придумывает экспонаты, назначает исполнителей, составляет текст экскурсии (дело должно быть наполнено сатирой и ей подчинено); · проведение КТД (экскурсоводы проводят экскурсию по залам музея); · коллективный анализ мероприятия; · комментарий руководителя творческой лаборатории. Человек в бушующем мире · деление коллектива на малые инициативные группы; · стартовая беседа (каждая группа выбирает, проблему, которая кажется ей в жизни самой сложной: выбор профессии, взаимоотношения отцов и детей, умение разобраться в современной музыке, в неформальных объединениях, любовь и ненависть, воспитатель и воспитанник и тому подобное); · коллективная подготовка КТД (30 минут): поиск путей решения проблемы (мозговой штурм); · проведение КТД: каждая группа показывает короткий спектакль, в основе которого лежит какая-либо проблема (например, конфликт между друзьями, с родителями, одиночество, ведущее к депрессии), после каждого выступления – обсуждение: твой личный способ решения проблемы (лейтмотив каждого обсуждения – быть оптимистом, борцом; жизнь – это борьба, счастье в борьбе); · коллективный анализ мероприятия; · комментарий руководителя творческой лаборатории. Тема 17. КТД трудовой направленности - "Лекарственная экспедиция" · деление коллектива на малые инициативные группы; · стартовая беседа (выбор формы проведения КТД); · коллективное планирование (20 минут): - каждая группа разрабатывает проект КТД по выбору: для подростков, для старших воспитанников; - проект должен состоять из двух частей: творческой ролевой игры (эмоциональный настрой на трудовую операцию) и алгоритма проведения собственно трудовой операции. · защита и обсуждение проектов; · коллективная рефлексия; · комментарий руководителя творческой лаборатории. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса. – СПБ.: Нестор, 2002. – 80 с. 2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Мартишина Н.В. Современные воспитательные системы // Классный руководитель. – 1996. – № 3. 3. Баландина Л.И., Красноперова О.С. и др. В интересах личности и государства. – Пермь: ГУО, 1995. – 100 с. 4. Бачева Е.В. Использование коммунарской методики в школах области. – Пермь, 1989. 5. Белобородова А. Н. Каталог коллективных творческих дел // Классный руководитель. –1998. – № 2. 6. Большаков С.В., Гаврилова Т.П., Шихова Т.Я. Лето, каникулы, лагерь: Метод. рекомендации и игровые программы. – Пермь: ГКОН, 2001. – 84 с. 7. Вожатому "Орленка". – М.: ЦМК, 1984. 8. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1982. 9. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань: Отд-ние Рос. фонда культуры, 1994. – 124 с. 10. Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись. 11. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990. 12. Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. 13. Иванов И. П. Педагогика коллективного творческого воспитания. – Киев: Освита, 1992. 14. Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. – Киев: Освита, 1993. 15. Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освита, 1992. 16. Иванов И.П. Приложение к Уставу Коммуны имени Макаренко, сентябрь 1973. - Рукопись. 17. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. – СПб.: "Аверс", 2003. – 504 с. 18. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989. 19. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. – Л., 1983. 20. Караковский В.А. Воспитай гражданина. – М., 1986. 21. Картотека коллективных познавательных и ролевых игр / Под. ред. О. С. Газмана. – М.: НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, 1990. – 20 с. 22. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие / Под. ред. Е. Н. Степанова. – М., 2000. 23. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1987. 24. Коллективное творческое дело как технологический элемент создания ученического коллектива. – Пермь: ОБЛИУУ, 1988. 25. Коллективные творческие дела коммуны имени А.С. Макаренко. Из опыта воспитательной работы. – Л.: ЛГПИ, 1970. 26. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999. 27. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. – М., 1981. 28. Организация системы коллективных отношений и творческих дел как средство воспитания сознательной дисциплинированности учащихся: Учебное пособие по спец. курсу. – Пермь: ПГПИ, 1991. 29. Педагогика общей заботы: понятийный аппарат. Словарь – путеводитель по понятиям педагогической концепции / Под. ред. Е. В. Титовой. – СПб.: ТК Петрополис, 1998. 30. Педагогика сотрудничества // Учительская газета. – 1986. – 18 окт. 31. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. – М.: Знание, 1990. 32. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – 608 с. 33. Сазонов Е.Ю. Город мастеров. – М., 1984. 34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 35. Семинарские занятия по курсу "Педагогические теории, системы, технологии". Ч. 1 / Н.М. Борытко, А.А. Глебов и др. – Волгоград: Перемена, 1996. – 56 с. 36. Соловейчик С. Воспитание по Иванову. – М.: Педагогика, 1989. 37. Теория и практика воспитания: коммунарские методики // Советская педагогика. – 1988. – № 5, 6, 9, 12; 1989. - № 4. 38. Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. 39. Фрунзенская коммуна / Сост. С.Л. Соловейчик. – М.: Детская литература, 1972. – 176 с. 40. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Метод. материал для школьного педагога / Частный образовательный лицей. – Владимир, 1993. – 72 с. 41. Яновская М.Г. Этические игры // Классный руководитель. –1999. – № 6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ВОСПИТАНИЕ Процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. Таким образом, любая воспитательная система – это всегда процесс борьбы за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам. Следует различать "внутреннюю" и "внешнюю" стороны процесса воспитания. "Внутренняя" сторона отражается в первой части определения: воспитание – по сути своей – это процесс развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, ее сторонам, к самому себе и так далее. "Внешняя" сторона отражается во второй части определения: под целенаправленным воздействием (открытым и скрытым) самого человека и других людей, в целенаправленной деятельности самого человека – учебной и жизненно практической. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 8). ГУМАНИЗМ ВОСПИТАНИЯ Это единство уважения и требовательности к человеку как товарищу по жизни и воспитанию. Единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников как оптимальная для демократического воспитания система субъективных воспитательных отношений находится в сложной зависимости и взаимосвязи с системой товарищества воспитателей и воспитанников. Единство товарищеского отношения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников определяется объективными отношениями товарищества, является их отражением, само влияет на развитие таких отношений, способствует преодолению регрессивных типов объективных типов воспитательных отношений (авторитаризма, чрезмерной опеки, "свободного воспитания"). Чем полнее и глубже выражается (всеми видами и методами товарищеской воспитательной заботы) единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников друг к другу и к себе, тем полнее и глубже развиваются объективные отношения товарищества (отношения общей заботы). С другой стороны: чем полнее и глубже развиваются объективные отношения товарищества воспитателей и воспитанников (отношения общей заботы), тем полнее и глубже находят они свое отражение и выражение в субъективных отношениях уважения и требовательности воспитателей и воспитанников друг к другу и к себе как к товарищам по общей заботе (воспитательной и жизненно-практической в их единстве), в развитии таких отношений. Эта объективная взаимосвязь, взаимозависимость объективной и субъективной сторон воспитательных отношений представляет собой одну из закономерностей воспитания, которую можно назвать "законом единства объективных отношений общей заботы воспитателей и воспитанников в субъективных отношениях гуманизма" или, коротко, "законом гуманизма воспитания". Эта закономерность нарушается, если воспитатели проявляют в своих воздействиях на воспитанников и на себя субъективные потребительские воспитательные отношения, то есть отношения к себе как к диктаторам или опекунам воспитанников или только как к их помощникам, а к воспитанникам – как к пассивным или активным потребителям готового опыта. В этих случаях строятся и укрепляются регрессивные типы объективных воспитательных отношений – авторитаризм, чрезмерная опека, "свободное воспитание". (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 23-24). ДЕЛА В КОЛЛЕКТИВЕ Как один из типов форм воспитательной деятельности это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность. Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел. В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различать три их подтипа: · дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный и другие). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа (посадка деревьев, концерт для родителей и прочее); · творческие дела, отличающиеся, прежде всего, организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и других), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников; · коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива. (Титова Е.В. Если знать как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – С. 107). ЗАБОТА Это деятельность, удовлетворяющая интересы, жизненно-практические потребности (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота). Воспитательная и жизненно-практическая забота в их единстве – это творческая деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности общества, то есть общественные и личные интересы, потребности всех его членов, в настоящем и будущем. Забота в высшей степени общая, ибо это забота каждого члена общества о благе всех и забота всех о благе каждого. Забота товарищеская, ибо все ее участники находятся в отношениях товарищества, в отношениях действенной взаимной заботы о решении общественно важных задач. Забота как деятельность может быть по своему социально-нравственному смыслу и эгоистической (потребительско-эгоистической), удовлетворяющей интересы, потребности только личные или, прежде всего личные, в ущерб общественным, и общей (товарищеской), удовлетворяющей личные интересы, потребности людей как товарищей по общему делу. (Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освита, 1992. – С. 7; Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 16). ЗАКОН ЗАБОТЫ Одна из ведущих закономерностей воспитания, открытых и сформулированных И.П. Ивановым: "Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, то есть идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище: · это общая забота об улучшении окружающей жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей; · это общая практическая и обучающая забота воспитателей и воспитанников о своем едином коллективе, друг о друге, о каждом отдельном воспитаннике; · это общая забота о воспитательском коллективе как самих воспитателей (о коллективе в целом, друг о друге, о каждом воспитателе), так и воспитанников, их родных и других педагогов". (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 22). ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ Объективные, то есть независящие от воли людей, взаимосвязи существенных сторон, звеньев процесса воспитания, а также взаимосвязи воспитания и других сторон жизни человеческого общества. К основным закономерностям воспитания относятся: · единство развития и воспитания; · взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспитания; · исторический и классовый характер воспитания; · взаимосвязь двух путей воспитания: учебной и жизненно-практической воспитывающей деятельности; · взаимосвязь двух форм воспитания: обучения и воспитания в жизни; · взаимосвязь познавательных и формирующих функций воспитания; · взаимосвязь четырех звеньев воспитания; · товарищество поколений. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 14-24). ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА Это временный организаторский орган коллектива, состоящий обычно из добровольцев, изъявивших желание взяться за разработку и организацию какого-либо дела. (Титова Е.В. Если знать как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – С. 137). КОЛЛЕКТИВ Это социальная группа, в которой развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению: забота организаторская (коллективная организаторская деятельность), практическая (коллективные творческие дела), воспитательная (всестороннее и гармоничное развитие личности). (Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освита, 1992. – С. 3). КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана таких дел. Как важнейшее звено этап коллективной организаторской деятельности включает в себя: общий сбор – "старт", конкурс на лучшее предложение в план, на лучший проект бала; анкеты предложений (Что ты хотел бы сделать? Для кого? и так далее); разведку дел и друзей – предварительную и массовую (по таким, например, маршрутам, как "Класс", "Библиотека", "Малыши", "Микрорайон", "Родная природа", "Далекие друзья" и другие); "молнии" с предложениями к плану для обсуждения. (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – С. 117-180; Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982. – С. 34). КОММУНАР Понятие "коммунар" употреблялось в 20-х годах в нашей стране в нескольких значениях: в социально-политическом, как синоним понятия "коммунист", "борец за коммунизм"; в социально-экономическом – в смысле принадлежности человека к производственной (сельскохозяйственной) коммуне; в социально-педагогическом смысле – член коллектива школы-коммуны или трудовой воспитательной коммуны; в узко-педагогическом смысле – как звание, которое присваивалось лучшим членам коллектива в некоторых школах-коммунах и трудовых воспитательных коммунах. С конца 50-х годов понятие "коммунар" стало употребляться вновь в педагогическом смысле – в широком и узком: в широком смысле "коммунар" – это член так называемого "коммунарского" коллектива, в узком смысле – "коммунар" – это звание, которое присваивалось лучшим, наиболее опытным членам "коммунарского" коллектива. (Иванов И.П. Приложение к Уставу Коммуны имени Макаренко, сентябрь 1973). КОММУНАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Коммунарское движение – это возникновение (начиная с Коммуны юных фрунзенцев в Ленинграде в 1959 году), распространение и деятельность до конца 60-х годов "коммунарских коллективов" разных видов: районных и городских школ выборного пионерского и комсомольского актива, секций Всесоюзного Клуба Юных Коммунаров при газете "Комсомольская правда", в школах и внешкольных учреждениях, подростковых клубах юных общественников-организаторов и тому подобное. Дальнейшим развитием коммунарского движения конца 50-х – начала 60-х годов является образование "Коммунарского Макаренковского содружества" (КМС), союза коммунарских макаренковских коллективов, действующих в составе и под руководством Макаренковской секции Педагогического общества. (Иванов И.П. Приложение к Уставу Коммуны имени Макаренко, сентябрь 1973. - Рукопись). КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА Это система коллективного творческого воспитания. Более правильно коммунарскую методику следует назвать педагогикой коллективной творческой жизни. (Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освита, 1992. – С. 8). ЛАГЕРНЫЙ СБОР Одно из средств коллективной организаторской деятельности. Форма организации воспитательного процесса, как правило, проводится в конце каждого периода, то есть на каникулах: осенний, весенний, летний. Обычно продолжительность лагерного сбора два-три дня, но летний может длиться дольше. Участниками лагерного сбора являются учащиеся, изъявившие желание и рекомендованные микроколлективами, а также педагоги. Участники лагерного сбора живут дружной семьей на базе школы или у друзей в походных условиях и овладевают новыми знаниями, умениями, навыками в процессе новых творческих дел. Обычно лагерный сбор предшествует началу какого-то периода школьного года, "проявляет" вожаков новых общих дел. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 74–75). ОБЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА Это забота о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека, в особенности, об овладении им общественно необходимыми знаниями, умениями навыками (образовательно-воспитательная забота) и о формировании общественно необходимых личных качеств – убеждений и идеалов, творческих способностей, черт характера, высоких чувств, интересов и потребностей (собственно воспитательная забота). В процессе воспитания общая воспитательная забота осуществляется в теснейшем единстве с общей практической и общей организаторской заботой, причем в соответствии с двумя способами осуществления этого единства выделяются два вида общей воспитательной заботы – открытая (обучающая в широком смысле) и скрытая (незаметная) воспитательная забота. В открытой заботе воспитательные задачи объявляются воспитанникам, решаются вместе с воспитанниками как ведущие по отношению к практическим и организаторским задачам, которые ставятся и осуществляются в качестве вспомогательных. Например, нужно научиться тому-то, развить у себя такое-то качество, преодолеть такую-то привычку и тому подобное. А для этого можно и нужно спланировать провести такое-то дело на общую пользу и радость. В скрытой воспитательной заботе решение воспитательных задач происходит или совсем незаметно для воспитанников – по ходу дела. В процессе решения или вместе и во главе с воспитателями практических и организаторских задач, или выдвигается, осознается, осуществляется и оценивается как следствие решения практических и организаторских задач. Например, сажаем деревья, украшаем школу цветами, растим сад, постоянно обсуждаем, как это делать лучше и тому подобное, при этом растем сами – учимся тому-то и тому-то. Прямая воспитательная забота – это решение воспитательных задач в личном общении воспитателя и воспитанников, путем непосредственной передачи общественно необходимого опыта и непосредственной организации деятельности. Косвенная воспитательная забота – это забота о решении воспитательных задач путем опосредованной передачи общественно необходимого опыта и опосредованной организации деятельности воспитанников – через других людей, окружающие природные и социальные условия. (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 16-18). ОБЩАЯ ЗАБОТА Это забота всех о благе каждого и каждого о благе всех. Все более полное глубокое осуществление общей заботы и преодоление потребительско-эгоистической заботы. Забота – закономерность развития гуманного общества. Общая забота по своему содержанию может быть разделена на воспитательную, практическую и организаторскую. (См. Общая воспитательная забота. Общая практическая забота. Общая организаторская забота). (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 16-17). ОБЩАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАБОТА Это забота об улучшении жизни (своей и окружающей) путем создания и сохранения материальных и духовных ценностей, использования материальной, трудовой культуры (трудовая забота), научных знаний (познавательная забота), создания и использования художественно-эстетической культуры, художественных образов (художественно-эстетическая забота), физической культуры (оздоровительно-спортивная забота), культуры поведения, то есть обращения с окружающими и культуры общения, обмена с другими личным опытом (моральная забота). (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 16). ОТНОШЕНИЯ РАЗУМНОЙ ОПЕКИ Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели открыто и скрыто передают готовый опыт воспитанникам, организуя для овладения им активную, творческую деятельность воспитанников, но не сводя к этому воспитательный процесс. В этих отношениях воспитатели действуют как наставники, а воспитанники занимают объективную позицию активных творческих учеников. Именно такие воспитательные отношения строили и обобщали передовые педагоги прошлых времен (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я. Корчак, С.Т. Шацкий и другие) (Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись). ОТНОШЕНИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ ОПЕКИ Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели – только или по преимуществу – передают воспитанникам готовый опыт и организуют (прямо и опосредованно, через самих воспитанников) активную и даже творческую деятельность воспитанников по усвоению этого опыта во всех сферах жизни. А воспитанники – только или по преимуществу – овладевают передаваемым опытом в активной, даже творческой деятельности во всех сферах жизни (не только в учебной работе, но и в быту, во время отдыха, в общественной деятельности). Здесь воспитатели занимают активную, "передаточную" позицию, то есть действуют только или по преимуществу как активные, даже творческие передатчики готового опыта, а воспитанники действуют только или по преимуществу как даже творческие потребители готового опыта – в практической и организаторской деятельности. (Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись). ПЕДАГОГИКА АВТОРИТАРИЗМА Практика педагогической воспитательной деятельности, построенной на убеждении, что усвоение передаваемого опыта должно происходить в пассивной деятельности воспитанников, организуемой воспитателями. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 3). ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ Завершающая стадия процесса коллективной организаторской деятельности, структуры коллективного творческого дела (КТД). На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной, и во внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективного творческого дела. Поскольку в действиях воспитанников обнаруживаются пробелы, нежелание или (что встречается чаще) неумение осуществлять собственные решения, закреплять и развивать приобретенный положительный опыт, опираться на извлеченные из него уроки, постольку руководитель коллектива и другие воспитатели приучают воспитанников к этому комплексу действий, побуждая к ним и убеждая в их необходимости. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 39). СБОР-СТАРТ Здесь происходит перспективное планирование жизни коллектива, составляется план общих дел на очередной срок, например, на месяц или на период школьного года (на осень, зиму и так далее), разрабатывается план предстоящего творческого дела. (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – С. 181). СОВЕТ ДЕЛА Временный орган коллектива, составленный (избранный) из представителей микроколлективов для координации коллективной организаторской деятельности при подготовке и проведении коллективных творческих дел. (Титова Е.В. Если знать как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – С. 140). СОВЕТ КОЛЛЕКТИВА Главный организаторский орган в коллективе, избираемый на общем сборе, как правило, из представителей микроколлективов для осуществления текущей организаторской деятельности. В зависимости от специфики воспитательного коллектива может именоваться по-разному – совет отряда, совет бригадиров, комитет, бюро, учком и тому подобное. (Титова Е.В. Если знать как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – С. 78). СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ Это сложная система деятельности (общей, творческой, гражданской) воспитателей и воспитанников, направляемой воспитателями. Это единство двух типов отношений – отношений товарищеского творческого обучения и отношений товарищеского содружества поколений. Деятельность, в процессе которой преобладают отношения товарищеского творческого обучения, позволяет открыто решать воспитательные задачи двух типов: это задачи овладения системой знаний, умений и навыков по определенной программе (образовательные) и задачи овладения отдельными знаниями, умениями и навыками для успешного участия в текущей жизни (задачи обучения в жизни). Творческое овладение происходит тогда, когда задачи ставятся и решаются сообща. Деятельность, в процессе которой преобладают отношения творческого содружества поколений, позволяет открыто решать жизненно-практические задачи (трудовые, бытовые, развлекательные, организаторские), задачи улучшения жизни окружающих, своего коллектива, своей собственной. Одновременно незаметно (скрыто) решаются задачи воспитания положительных качеств личности и преодоления отрицательных. Это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности. К ним относятся: • поведение – образ жизни и действий, общение с окружающим миром – людьми, природой, окружающими предметами; • общение – обмен личным опытом (универсальный вид деятельности); • трудовая деятельность – создание материальных ценностей и, соответственно, трудовая забота; • познавательная деятельность – открытие явлений и закономерностей мира и, соответственно, познавательная забота; • художественно-эстетическая деятельность создание художественных образов и, соответственно, художественно-эстетическая забота; • оздоровительно-спортивная деятельность – укрепление здоровья, закалка организма и, соответственно, жизненно-практическая, оздоровительно-спортивная забота; • организаторская деятельность – обеспечение условий для решения жизненно-практических и воспитательных задач и, соответственно, организаторская забота. (Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 13-14). СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ Группу основных средств воспитательной работы составляют: · коллективные творческие дела; · коллективная организаторская деятельность; · творческие игры; · творческие праздники. Основные средства воспитательной работы являются ведущим звеном системы всех средств. В эту систему входят также воспитательные занятия (воспитательные мероприятия) – беседы, экскурсии, занятия кружков. (Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 28-29). ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Это временный орган коллектива, избираемый из числа наиболее компетентных лиц, для разработки идеи, подготовки и проведения какого-либо конкретного дела, например, литературно-музыкального вечера, познавательных творческих дел, спортивно-туристских состязаний и тому подобное. (Титова Е.В. Если знать как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – С. 137). ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Это период организации воспитательного процесса, посвященный какой-либо общей теме, событию в жизни данного коллектива, школы, страны, мира. Выбор темы определяется сложившимися или складывающимися в школе традициями, устремлениями (целями) воспитателей, возрастом школьников, наконец, личностью воспитателя. Обязательное требование к теме – актуальность ее для данного периода времени, для данного коллектива, например: "Здравствуй, школа", "Золотая осень", "Новогодний", "Космический", "Весенний" и тому подобное. В тематическом периоде осуществляется единство всех видов общей творческой гражданской заботы – учебной и собственно воспитательной, практической и организаторской, всех направлений этой заботы – о своем коллективе, классе, школе, о родном крае, о людях. Это единство воплощается в кульминационном событии каждого периода – творческом празднике, в коллективных творческих делах, которые проводятся до праздника, на самом празднике, после него. Единство общей заботы воспитанников и их старших друзей проявляется также в содержании творческих поручений микроколлективам, в воспитательных мероприятиях, занятиях воспитанников, в повседневном товарищеском общении их с воспитателями. В каждом тематическом периоде воспитатель выбирает и руководствуется в своей деятельности ведущей идеей. Свою деятельность в каждом тематическом периоде воспитатель (учитель) осуществляет в творческом содружестве с другими педагогами, с родственниками учащихся, с представителями общественности. Тематические периоды помогают педагогу организовать процесс воспитания целенаправленно и последовательно. Планирование таких периодов представляет собой выбор коллективных творческих дел, способствующих реализации поставленных целей и задач, а организация намеченного плана – их осуществлению. (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб: Образование, 1996. – С. 40; Иванов И П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 59-60). ТОВАРИЩЕСКОЕ УВАЖЕНИЕ Сложное личностное отношение, в состав которого входят три основных компонента: вера, знание и стремление. Вера в творческие возможности человека, в его способность участвовать в улучшении окружающей жизни, в то, что человек хочет и может стать лучше. Знание сильных и слабых сторон и воспитателя и воспитанника, понимание их природы и способов развития и преодоления Стремление раскрыть, развить сильные стороны личности и преодолеть слабые стороны, стремление концентрирующее, мобилизующее воспитателя на сплав веры и знаний, побуждающее доводить дело до логического завершения. (Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись). ТОВАРИЩЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ Это одна из закономерностей гуманистического, демократического воспитания, сформулированная И.П. Ивановым: "Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.43 (0.011 с.) |