Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики коллективного творческого воспитания

Поиск

ВОСПИТАНИЕ

Процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. Таким образом, любая воспитательная система – это всегда процесс борьбы за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.

Следует различать "внутреннюю" и "внешнюю" стороны процесса воспитания. "Внутренняя" сторона отражается в первой части определения: воспитание – по сути своей – это процесс развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, ее сторонам, к самому себе и так далее. "Внешняя" сторона отражается во второй части определения: под целенаправленным воздействием (открытым и скрытым) самого человека и других людей, в целенаправленной деятельности самого человека – учебной и жизненно практической.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 8).

ГУМАНИЗМ ВОСПИТАНИЯ

Это единство уважения и требовательности к человеку как товарищу по жизни и воспитанию. Единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников как оптимальная для демократического воспитания система субъективных воспитательных отношений находится в сложной зависимости и взаимосвязи с системой товарищества воспитателей и воспитанников. Единство товарищеского отношения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников определяется объективными отношениями товарищества, является их отражением, само влияет на развитие таких отношений, способствует преодолению регрессивных типов объективных типов воспитательных отношений (авторитаризма, чрезмерной опеки, "свободного воспитания").

Чем полнее и глубже выражается (всеми видами и методами товарищеской воспитательной заботы) единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников друг к другу и к себе, тем полнее и глубже развиваются объективные отношения товарищества (отношения общей заботы). С другой стороны: чем полнее и глубже развиваются объективные отношения товарищества воспитателей и воспитанников (отношения общей заботы), тем полнее и глубже находят они свое отражение и выражение в субъективных отношениях уважения и требовательности воспитателей и воспитанников друг к другу и к себе как к товарищам по общей заботе (воспитательной и жизненно-практической в их единстве), в развитии таких отношений.

Эта объективная взаимосвязь, взаимозависимость объективной и субъективной сторон воспитательных отношений представляет собой одну из закономерностей воспитания, которую можно назвать "законом единства объективных отношений общей заботы воспитателей и воспитанников в субъективных отношениях гуманизма" или, коротко, "законом гуманизма воспитания".

Эта закономерность нарушается, если воспитатели проявляют в своих воздействиях на воспитанников и на себя субъективные потребительские воспитательные отношения, то есть отношения к себе как к диктаторам или опекунам воспитанников или только как к их помощникам, а к воспитанникам – как к пассивным или активным потребителям готового опыта.

В этих случаях строятся и укрепляются регрессивные типы объективных воспитательных отношений – авторитаризм, чрезмерная опека, "свободное воспитание".

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 23-24).

ДЕЛА В КОЛЛЕКТИВЕ

Как один из типов форм воспитательной деятельности это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различать три их подтипа:

· дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный и другие). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа (посадка деревьев, концерт для родителей и прочее);

· творческие дела, отличающиеся, прежде всего, организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и других), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников;

· коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

(Титова Е.В. Если знать как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – С. 107).

ЗАБОТА

Это деятельность, удовлетворяющая интересы, жизненно-практические потребности (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота). Воспитательная и жизненно-практическая забота в их единстве – это творческая деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности общества, то есть общественные и личные интересы, потребности всех его членов, в настоящем и будущем. Забота в высшей степени общая, ибо это забота каждого члена общества о благе всех и забота всех о благе каждого. Забота товарищеская, ибо все ее участники находятся в отношениях товарищества, в отношениях действенной взаимной заботы о решении общественно важных задач.

Забота как деятельность может быть по своему социально-нравственному смыслу и эгоистической (потребительско-эгоистической), удовлетворяющей интересы, потребности только личные или, прежде всего личные, в ущерб общественным, и общей (товарищеской), удовлетворяющей личные интересы, потребности людей как товарищей по общему делу.

(Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освита, 1992. – С. 7;

Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 16).

ЗАКОН ЗАБОТЫ

Одна из ведущих закономерностей воспитания, открытых и сформулированных И.П. Ивановым: "Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, то есть идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище:

· это общая забота об улучшении окружающей жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей;

· это общая практическая и обучающая забота воспитателей и воспитанников о своем едином коллективе, друг о друге, о каждом отдельном воспитаннике;

· это общая забота о воспитательском коллективе как самих воспитателей (о коллективе в целом, друг о друге, о каждом воспитателе), так и воспитанников, их родных и других педагогов".

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 22).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Объективные, то есть независящие от воли людей, взаимосвязи существенных сторон, звеньев процесса воспитания, а также взаимосвязи воспитания и других сторон жизни человеческого общества.

К основным закономерностям воспитания относятся:

· единство развития и воспитания;

· взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспитания;

· исторический и классовый характер воспитания;

· взаимосвязь двух путей воспитания: учебной и жизненно-практической воспитывающей деятельности;

· взаимосвязь двух форм воспитания: обучения и воспитания в жизни;

· взаимосвязь познавательных и формирующих функций воспитания;

· взаимосвязь четырех звеньев воспитания;

· товарищество поколений.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 14-24).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.12 (0.007 с.)