Функции воспитательной заботы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции воспитательной заботы



• информационная – передача готового опыта;

• организационная – организация деятельности;

• коммуникативная – личное общение;

• конструктивная – через предметы и явления окружающей среды, через других людей, в особенности – других воспитателей и воспитанников;

• ориентационная – развитие познавательно-мировоззренческой стороны личности методами и приемами товарищеского убеждения;

• мобилизационная – развитие эмоционально-волевой стороны личности методами и приемами товарищеского приучения;

• исследовательская – непрерывное совершенствование воспитательного процесса.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 65).

ЧЕРЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПОРУЧЕНИЙ

Один из приемов коллективной организации жизни. Представляет собой соединение (серию) нескольких постоянных дел, которые выполняются по очереди каждым первичным (микро) коллективом для общего коллектива и для окружающих людей.

(Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – С. 197–200).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КТД ЭТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

"ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ"

Т.П. Гаврилова

М.Г. Мрыхина

Цель: Закрепить знания о правилах этикета, продолжить формирование навыков культуры поведения, нравственных качеств (дружелюбие, гуманность, коллективизм и вежливость); развить внимание, мышление, воображение, память, креативные способности, умение кратко излагать свои мысли.

Оборудование: Головные уборы для героев КТД и членов жюри, музыкальное оформление, плакаты с правилами этикета, шкатулка, королевский указ и печать, сувениры-подарки.

Ход конкурса

Ведущий: Здравствуйте, дорогие юные друзья и гости. Сегодня у нас необычная встреча, и вы, наверное, это поняли, посмотрев на героев в разных головных уборах. Это этический конкурс "Все дело в шляпе", в ходе которого вы будете состязаться в знании правил этикета. А ваши знания будет оценивать уважаемое "шляпное" жюри. (Члены жюри надевают шляпы).

Вы все разделились на три команды. В каждой из них присутствует герой в шляпе. Первый этап нашего этического конкурса мы начнем с проведения "кольцовки" названий головных уборов.

Послушайте условия: После сигнала (два хлопка в ладоши) участники по очереди начинают называть вид головного убора. Выигрывает тот, кто последним назовет головной убор.

Итак, начинаем: панама, треуголка, пилотка, сомбреро, тюбетейка, эскимоска, шапка Мономаха, кокошник, элокейка, боярка, корона, бандана, москвичка, колпак, цилиндр, кепка, картуз, венок, бейсболка.

Победитель награждается конфетой с изображением героя в шляпе.

Переходим ко второму этапу нашего конкурса – "История этикета". Первым начинает свое представление герой в шляпе короля. Звучит музыка. Король приглашает Даму на танец. Они выполняют танцевальные па и останавливаются перед участниками конкурса.

Дама: Дорогие дамы и господа!

Король: Мадам и месье!

Дама: Большое спасибо, что вы пришли на нашу встречу. Я надеюсь, что время, проведенное здесь, вы не потратите зря. Вы отдохнете от будничной суеты и узнаете много интересного об этикете.

Ведущий: Давайте на минуту закроем глаза и окажемся на балу у короля Людовика XIV.

(Звучит музыка).

А вы знаете, чем знаменит Людовик XIV? Этого французского короля называли Король-солнце. Он любил пышные, изысканные приемы, на которых гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – "этикетка" и произошло слово "этикет", вошедшее впоследствии в языки многих народов.

Дама: Сейчас мы вам предлагаем проявить свои знания по истории этикета. (Дама снимает шляпу). Прошу вас достать из моей шляпы карточки с вопросами, прочитать их вслух, посовещаться и дать ответ. За правильный ответ король поставит вам на карточку свою печать. Победит та команда, у которой будет больше печатей.

Вопросы из шляпы:

1. Из какого языка пришло слово "этикет"?

а) русского;

б) французского.

2. Как называлась книга о светских манерах, которая была издана на Руси в XVIII веке при Петре I?

а) "Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению";

б) "Свод правил воспитанного человека".

3. Для чего была издана эта книга?

а) в ней давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтоб иметь успех при дворе и в свете;

б) в угоду Западу.

4. В чем различие между этикетом и этикеткой?

а) в названии;

б) в смысле.

(Различие – в смысле. Этикетка – это внешняя сторона, название предмета, а этикет – внутренняя культура человека).

5. Как называли французского короля Людовика XIV?

а) Король-солнце;

б) Король-небо;

в) Король-месяц.

6. Что означает слово "этикет"?

а) внешняя культура поведения, манеры;

б) это совокупность правил поведения, формы общения и приветствия, манеры, одежда.

Дама: Сейчас жюри подсчитает, сколько печатей поставил Король, и объявит победителя. Король скажет свое слово.

Глашатай зачитывает Указ короля.

Указ

Мы, король Людовик XIV, выслушав ваши ответы по истории этикета, повелеваем наградить лучших игроков медалями из моей казны. Остальным приказываем лучше изучить историю этикета.

Дама: Вот и закончился исторический этап нашего конкурса. Нам было приятно пообщаться с вами. Вы показали хорошие знания по истории этикета, я надеюсь, что это не последняя наша встреча. Всего вам доброго.

(Звучит музыка. Дама и король уходят к своей команде).

Ведущий: А сейчас мы снова закроем глаза и перенесемся в нашу эпоху. Третий этап нашего конкурса будет называться "Приветствия, знакомства и подарки".

(Звучит фонограмма).

Появляется современная девушка в летнем наряде и в бейсболке. Она читает стихотворение.

Я спешу сказать вам – "Здравствуйте!"

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – "Благости!"

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – "Радости!"

"Удач, успехов и везенья!"-

Чтоб пожелать всем в зале

Прекраснейшего настроения.

(О.Н. Тимофеев)

Друзья, я хочу рассказать вам о том, что происходит со мной каждое утро. В училище я хожу всегда через сквер и часто встречаю незнакомого мне молодого человека. Он со мной здоровается, но мы незнакомы, нужно ли мне с ним поздороваться? Посоветуйте, как мне поступить?

(Ответы ребят).

Ведущий: Ребята, нужно обязательно здороваться с людьми, даже незнакомыми, но часто встречающимися с вами, – это одно из правил этикета.

Девушка в бейсболке: У меня к вам есть еще много вопросов, поможете мне на них ответить? А вас, уважаемое жюри, прошу помочь оценить ответы участников. Команда с наибольшим количеством правильных ответов будет победителем.

(Участники конкурса достают карточки с вопросами из ее бейсболки, зачитывают их и дают ответ).

Вопросы из бейсболки:

1. Кто при встрече здоровается первым, младший или старший? (Младший).

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе? (Да).

3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как это можно сделать? (Да. Нужно просто кивнуть головой).

4. А кстати, кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым подает женщина, первым протягивает руку старший младшему).

5. Какое количество цветов должно быть в праздничном букете? (Нечетное, так как оно считается счастливым. Этот обычай переняли у католиков).

6. Как нужно дарить цветы, в упаковке или без нее? (Если ты даришь цветы в прихожей, то упаковку можно не снимать, а если в комнате, то виновник торжества должен получить их без упаковки).

7. Если решили подарить животное, то… (Нужно заранее обговорить это с именинником).

8. Что нужно сделать, получив подарок в красивой упаковке? (По возможности сразу же распаковать. Оставлять сверток нераскрытым длительное время – неприлично).

9. Какое главное условие при дарении подарка? (Самое главное, чтобы подарок был индивидуален и принес радость имениннику).

Давайте предоставим слово "шляпному" жюри.

(Жюри сообщает итоги конкурса).

Девушка в бейсболке: Ребята, я так рада, что вы мне помогли ответить на вопросы. Я хочу наградить команду – победительницу небольшими призами. Вы хорошо знаете правила этикета. Теперь и я узнала о них из ваших ответов. Давайте будем соблюдать эти правила. До новой встречи. До свидания.

(Девушка в бейсболке уходит к своей команде).

Ведущий: Следующий этап конкурса называется "Правила приема пищи и умение вести себя за столом".

(Звучит музыка, выходит девушка в костюме официантки и в шапочке-пилотке. Она поет песню).

Привет, Привет, Приветик!

Я рада видеть вас.

Хочу, хочу поведать вам

Я небольшой рассказ.

Работаю в кафе я,

На стол я подаю.

Ко мне приходят люди,

Которых я кормлю.

Пришел ко мне мужчина,

Уселся за столом,

Потребовал он сливу

И стал кромсать ножом.

Вдруг косточка от сливы

Мне отскочила в глаз.

Ну что же тут поделаешь?

Закончен мой рассказ.

Официантка: Вот такая история произошла со мной.

Ребята, а вы знаете, как нужно есть сливы? Нужно разломить сливу руками и вытащить косточку.

А сейчас я хочу проверить, как вы знаете правила приема пищи в общественных местах. Я предлагаю вам достать карточки с вопросами из моей пилотки, прочитать их и найти на столе листок с правильным ответом.

Начнем по моему сигналу. Тот, кто найдет ответ первым, пусть поднимет руку.

"Шляпное" жюри оценит ваши ответы.

(Звучит музыка. Игроки достают из пилотки по три листочка с вопросами).

Вопросы из шапочки:

1. Как нужно пользоваться зубочисткой? (Прикрывай руку с зубочисткой и рот ладонью другой руки. Использованную зубочистку переломи и после еды положи ее на тарелку).

2. Как нужно брать и есть хлеб? (Бери хлеб рукой из хлебницы и отламывай от целого куска маленькие кусочки. Не принято откусывать от целого куска, не принято отламывать хлеб одной рукой, нужно – двумя).

3. Как едят мясо? (От куска мяса отрезают маленький кусочек и сразу  отправляют его в рот вилкой, затем отрезают следующий кусочек).

4. Как едят зеленый горошек? (Его надо слегка придавить вилкой, чтобы горошины не катались по тарелке, и потом уже подбирать).

5. Как едят апельсины? (Крестообразно надрезают кожуру, снимают ее и, затем, разделяют его на дольки).

6. Как правильно есть бананы? (Их принято есть так: очищают от кожуры и едят вилкой с помощью ножа, отрезая кусочки).

7. Если вам предложили торт, как будете его кушать? (Положив кусочек торта себе на тарелку специальной лопаткой, едят ложечкой. Если торт песочный, то можно взять кусок в руки и откусывать небольшие кусочки).

8. Что полагается делать с тканой салфеткой? (Развернуть и положить на колени или заправить за воротник).

9. Что нужно сделать со столовыми приборами и тканой салфеткой, когда еда закончена? (После еды салфетку, не сворачивая, кладут рядом с тарелкой, нож и вилку кладут в тарелку параллельно друг другу, ручками в правую сторону).

Ведущий: Уважаемое "шляпное" жюри! Огласите, пожалуйста, результаты.

(Победители получают в награду необычные сладкие призы – конфеты с изображением героев в шляпе. Звучит музыка. Официантка уходит к своей команде).

Ведущий: Вот и подошел к концу наш этический конкурс "Все дело в шляпе". Спасибо нашему уважаемому "шляпному" жюри за справедливую оценку. Все участники достойно прошли испытание и получили награду. Я думаю, что это не последняя встреча, мы с вами будем продолжать состязаться в знании правил этикета. А пополнить свои знания вы сможете, прочитав книги, представленные на нашей выставке. Спасибо всем. И на прощанье наши герои споют песню.

(Выходят герои в шляпах и под мелодию "До свидания, Москва" поют песню).

В нашем зале царит вдохновенье.

Этикет всех сегодня собрал.

Вы увидели здесь представленье,

Мы хотели порадовать вас.

Этикет вы всегда соблюдайте,

Ведь без этого в жизни нельзя.

Улыбнитесь все нам на прощанье.

Расстаемся мы с вами, друзья.

После исполнения песни "официантка" приглашает всех на чаепитие.

 

Список литературы

1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 1990.

2. Волина В.В. Как стать хорошим. СПб.: Дидактика плюс, 2001.

3. Гаврилова Т.П. Игра в работе педагога. Пермь, 2002.

4. Крупенин А.Л. Все об этикете. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

5. Миллер Л.Л. Энциклопедия этикета. М.: Центрополиграф, 2000.

6. Правила хорошего тона / Сост. И.М. Лом. Тула: ТОО "Ариель", 1993.


 

Методическое издание

 

ПЕДАГОГИКА

 КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Программно-методические материалы

 

 

Составитель

Татьяна Петровна Гаврилова

 

Редактор О.В. Вязова

Компьютерный набор выполнен М.Ю. Литвиной

 

Лицензия ЛР № 020307 от 29.01.97г.

Подписано в печать 21.02.2005 г.

Формат 60х84 1/16. Печать ризография.

Усл. печ. л. 2,9. Уч.-изд. л. 3,0.

Тираж 200 экз. Цена договорная

____________________________________________________

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного технического университета

614600, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29а

Отпечатано на ризографе ПГТУ

614600, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29а

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.068 с.)