Выжигание и раскрашивание изделий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выжигание и раскрашивание изделий



Выжигание по дереву. Выжигание — самый древний традиционный способ декорирования изделий из древесины и древесных материалов.

В древности украшали орудия труда, бытовые изделия, коробочки, шкатулки и т.п. (см. рис. 142).

Рис. 142. Изделия, украшенные выжиганием.

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскалённым железным «писаком» (теперь для отделки используют электровыжигатели). Основными орнаментами были разнообразные сочетания преимущественно прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломанные и волнистые линии. Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде деревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 143).

Рис. 143. Орнаменты для выжигания: а — геометрические; б — растительные.

В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания— пирография и пиротипия.

В школьных мастерских техникой пирографии выполняются различными электрическими приборами для выжигания. Более современный прибор по выжиганию показан на рисунке 144. Он состоит из корпуса 1, соединительных проводов со штепсельной вилкой 2, нагревательного наконечника (пера) 4, закрепленного в пластмассовой ручке 3. Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5.

Рис. 144. Устройство выжигателя.

Перо выжигателя изготавливают из специального сплава (нихрома), который при прохождении по нему электрического тока накаляется. В комплекте выжигателя входит набор переменных наконечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 145).

Рис. 145. Сменные нагревательные наконечники (перья).

Задание 1. Проверь и запомни основные части электровыжигателя в рабочей тетради.

Кроме выжигателей с наконечниками из проволоки широко используют стержневой выжигатель (рис. 146). Он имеет набор переменных штампов (стержневых насадок), с помощью которых можно выжигать разнообразные орнаменты.

Рис. 146. Стержневой выжигатель: а — общий вид с подставкой; б — стержневые штампы; в — элементы выжженных орнаментов.

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы мягких пород — тополь, ольху, липу, а также берёзовую фанеру. Древесина этих пород имеет светлую однородную структуру, места выжигания быстро и равномерно обугливаются, а рисунок приобретает чёткость и выразительность.

На поверхности же твёрдых лиственных пород древесины (дуба, ясеня и др.) мягкие слои древесины чередуются с твёрдыми слоями, а у хвойных пород (сосны, ели) есть смолистые слои, из-за чего очень трудно получить при выжигании линии одинаковой окраски.

Древесина, на которой выполняется выжигание, должна быть светлой и без сучков. Перед выжиганием деталь или изделие хорошо просушивают, чтобы древесина не коробилась. Перед тем как приступить к выжиганию изделия, нужно потренироваться в выжигании прямых и кривых линий различной толщины на небольших кусках фанеры.

Правила безопасности при работе с выжигательными приборами:

1. Включать прибор в электросеть и приступать к работе можно только с разрешения учителя.

2. Прежде чем начинать выжигание, следует положить под ноги резиновый коврик и подготовить всё необходимое для работы.

3. Следить, чтобы перо выжигателя было нагрето до тёмно-красного цвета. При необходимости следует отрегулировать температуру прибора с помощью регулятора. Нельзя проверять степень нагревания пера пальцами и низко наклоняться над местом выжигания.

4. После 10…15 мин работы прибор необходимо выключать из электросети на 2…3 мин.

5. Во время работы периодически проветривать помещение или использовать вентиляцию.

6. Не оставлять прибор включённым даже во время кратковременных перерывов.

7. Разогретый наконечник выжигателя или штамп кладут на огнеупорную подставку.

8. Следить за степенью нагревания наконечника и своевременно регулировать его температуру.

9. После окончания работы выжигатель выключают из электрической сети.

10. Приводят в порядок рабочее место, моют руки с мылом.

Внимание! Степень накала наконечника электровыжигателя устанавливает учитель!

Проверь и запомни требования безопасности при работе выжигателем в рабочей тетради.

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщательным образом шлифуют вдоль волокон древесины. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копировальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на подготовленную поверхность блестящей чёрной стороной. Сверху размещают рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок, затем переводят рисунок на фанеру. Лучше всего использовать пластмассовые кнопки (рис. 147).

Рис. 147. Подготовка рисунка «Кот и золотая рыбка»: 1 – фанера; 2 – копировальная бумага; 3 – рисунок на бумаге или кальке.

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят карандашом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисунка его следует перенести на кальку, а потом — с помощью копировальной бумаги — на заготовку. Калька — это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или другое графическое изображение для точного его копирования.

Большое количество одинаковых изображений наносят на заготовку с помощью заранее подготовленных трафаретов, выпиленных из фанеры или вырезанных из плотной бумаги. Выбранный для отделки изделия трафарет из бумаги закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов. При этом следят, чтобы перепонки бумажного трафарета не сломались (рис. 148).

Рис. 148. Разметка по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в - выжженное изображение.

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной, руки — свободно расположены на столе. Детали изделия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30…35 см (рис. 149).

Рис. 149. Рабочая поза при выжигании.

При выжигании быстро устают глаза, поэтому каждые 10…15 мин следует делать небольшие перерывы.

При выжигании прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до тёмно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше). Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пером держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий — так, как карандаш при рисовании.

Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (см. рис. 150).

Самым простым способом является выжигание точками. Точки образуются благодаря легким прикосновением пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и расстоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоянии одна от другой, образуются линии, которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также приём образования штрихов за счёт медленных коротких движений пера по контуру рисунка. Если рисунок выполнен сочетанием первых двух способов выжигания, такой способ называется комбинированным.

Рис. 150. Способы выжигания: а – точками; б – линиями; в – комбинированный.

Меняя проволочку ручки пера выжигателя на толстую или на более тонкую, двигая её медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глубины. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщенных (более тёмных) и едва заметных штрихов. Контурные линии имеют одинаковую толщину. Более сложные и выразительные изображения образуются из линий, имеющих разную толщину (рис. 151).

Рис. 151. Контуры выжигания: а – линиями одинаковой толщины; б – линиями разной толщины.

При выполнении сложного изображения с большим количеством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом надо дать остыть соседнему штриху.

Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно пользоваться разными приёмами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизонтальные линии, а также декорирование древесины копотью, легким обжигом (подпалом), выжигание кислотами и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.013 с.)