Виды социологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды социологических исследований



· Количественные исследования – результаты получены путём статистических процедур или методами математических подсчётов (опросные методы: анкеты, интервью, социометрия, метод экспертной оценки)

· Качественные исследования – раскрытие смысла и интерпретации номинальных ответов, выражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самого субъекта (наблюдение, интервью, биографический метод, геносоциограмма, фокус-группы, кейс-стади – анализ документов, наблюдение, интервью и др.)

 

«Единственное, что на самом деле имеет значение в жизни – это отношения с другими людьми».

Задача – выявить причины разводов (тема деликатная, требующая корректных вопросов и анонимности).

1. Сначала определить группу людей, которую изучаем. Эта группа будет называться генеральная совокупность – все члены общества, обладающие заданными признаками (например, возраст от 25 до 40, уровень образования супругов, их материальное положение и т.д.).

Однако, эти группы могут быть слишком многочисленными, и тогда по практическим соображениям делают выборку, т.е. определяют достаточное число опрашиваемых, позволяющее составить достоверные представления о всей генеральной совокупности – 1,5 – 2 тыс. человек.

2. Сформулировать корректные вопросы

3. Проводится опрос

4. Анализ полученных результатов

 

Трудности опроса:

1. Человек не всегда понимает, что у него пытается узнать исследователь.

2. Даже поняв вопрос правильно, он может не захотеть дать соответствующий ответ (стесняется, хочет казаться лучше) – эффект Хауторна.

 

ВЦИОМ – государственная компания (31 год)

 

Миссия – изучение общественного мнения и составление отчётов, докладов, рекомендаций для высших органов государственной власти на основании этих исследований.

 

Главные заказчики – администрация президента, аппарат правительства, различные министерства и ряд региональных администраций.

 

Есть 2 региональных офиса: на Урале и на юге России.

 

Спектр исследований:

· Социальное самочувствие россиян;

· Социальные проблемы;

· Политические предпочтения, рейтинги.

 

Каждый день в 10 часов появляется пресс-выпуск, где раскрываются данные одного из исследований.

 

 

История социологии

Три периода социологии

1. Предыстория социологии (общество рассматривалось как часть природы);

2. Возникновение социологии как самостоятельной науки;

3. Классический период (разработка основных научных концепций К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).

Предыстория социологии

· Платон (427-348 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, идеалист, ученик Сократа.

Первый в истории труд по общей социологии – диалог «Государство», государство и общество тождественны.

Модель идеального государства – 3 сословия:

1. Философы-правители, высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством (не моложе 50 лет);

2. Воины-стражи, средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка;

3. Ремесленники-земледельцы, низший, состоящий из ремесленников и крестьян.

 

Первая в мире теория стратификации. Все 3 сословия служат идее социальной справедливости (как идеал, как высший принцип взаимоотношения между людьми). В идеальном государстве отсутствует частная собственность, имущественное неравенство.

Положил начало гуманистической традиции в социальном познании: нравственный принцип построения общества, идея справедливости.

 

· Аристотель (384-322 до н.э.)

Человек – существо общественное, инстинктивно стремящееся к совместному проживанию.

Государство – самая совершенная форма человеческого существования. Государство первично по отношению к индивиду.

Социальная структура: богатые, средний класс, неимущие.

Социальная база государства – средний класс, который объединяет интересы зажиточных и неимущих, предохраняет общество от столкновений.

 

· Представление об обществе согласно христианским догмам – 10 заповедей:

1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не сотвори себе кумира …

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно …

4. Помни день субботний …

5. Почитай отца твоего и мать твою …

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 

Христианство основывается на идеи достижения «Царства Небесного» в неопределённом отдалённом будущем.

Социальная религиозная утопия – образ общественного устройства, базирующегося на основе религиозных догматов.

 

· Томас Мор (1478-1535) – английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии (1529-1532). В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви. Ввёл понятие «утопия» - «несуществующая страна». В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой описал социальный строй, базирующийся на коллективной собственности на средства производства и критику частной собственности. Утопия (идеальная страна) – своеобразная федерация из 54 городов.

 

Принципы идеального общества:

1. Подчинение индивидуального интереса общему;

2. Уравнительность;

3. Аскетизм;

4. Принудительное привлечение к труду почти всех мужчин и женщин.

 

Понятие социального утопизма (утопического социализма) – предшествовавшее марксизму учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве:

1. Ликвидация эксплуатации;

2. Социальное равенство/социальная справедливость;

3. Всеобщая трудовая обязанность.

· Томас Гоббс (1588-1679) разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе как высшем этапе социальности.

«Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен от государства необходимую поддержку.

 

· Эпоха просвещения:

1. Вольтер и Жан Жак Руссо – идеологи Великой Французской революции.

2. Острая критика существующих устоев, религиозной идеологии.

3. Необходимость вмешательства человека в общественную жизнь для достижения социальной справедливости.

 

Вольтер (1694-1778) – один из величайших французских философов. Он развил идею прогресса человечества, возможного с помощью науки и просвещения.

«Просвещённое государство» - общественный прогресс. В основе отношений общества и государства должно лежать соглашение между властелином (государством) и народом, обеспечивающее соблюдение «естественных прав»:

- свободы;

- равенства перед законом;

- собственности на продукты своего труда.

Жан Жак Руссо (1712-1778) – французский философ, писатель. Руссо – выразитель интересов беднейших слоёв «третьего сословия». Он выдвигает:

1. Проект республики под знаменем «свободы и равенства»;

2. Идею суверенитета народа;

3. Принцип народовластия.

Великая французская революция (1789-1799) – крупнейшая трансформация социальной и политической системы Франции, приведшая к уничтожению в стране старого порядка и абсолютной монархии, и провозглашению первой Французской республики (сентябрь 1792 года) де-юре из свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство».

 

Социальные предпосылки:

ü Усложнение структуры общества;

ü Рост урбанизации;

Урбанизация – это процесс сосредоточения людских ресурсов, материальной и духовной жизни в городах.

ü Социальный запрос со стороны буржуазии на разработку «социальных механизмов» управления настроениями и поведением людей.

 

Культурные предпосылки:

ü Изменения массового сознания

ü Сциентизм – представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире;

ü Секуляризация – процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных норм;

ü Утилитаризм – установка, согласно которой моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью; узкий практицизм, делячество, стремление извлекать из всего только непосредственную материальную выгоду.

 

Возникновение социологии как самостоятельной науки

· Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввёл в научный оборот сам термин «социология» в своём главном произведении «Курс позитивной философии» (1842). Он стремился создать «позитивную» («доступную нашему уму и полезную для нас») социальную теорию общества.

 

Порядок и прогресс

Конт подразделил социологию на «социальную статику» (изучение элементов общества) и «социальную динамику» (изучение развития, изменения общества).

 

Социальная статика

Расчленяя общество как живой организм на отдельные органы, Конт выделяет его структурные элементы и социальные институты.

Анатомию современного общества составляют 4 класса:

1. Представители научной, философской и эстетической деятельности. Занимает высшее положение в социальной структуре.

2. Представители производства и торгово-финансовой сферы (банкиры, торговцы, предприниматели).

3. Земледельцы

4. Рабочие

 

Отношения между классами основываются на разделении труда.

Единство, социальное согласие между классами достигается при помощи институтов – семья, государство, религия. Главный институт общества – семья, «клеточка» общества. Благодаря семье вырабатываются социальные умения и навыки сосуществования с себе подобными.

Государство – гарант общественного порядка.

Духовное, моральное единство (социальную солидарность) общества обеспечивает религия.

 

Социальная динамика

Прогресс человеческого разума. Конт выделял 3 ступени развития человеческого разума:

1. Теологическая стадия характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов.

2. Метафизическая (критическая, переходная) стадия. Сыграв положительную роль в разрушении теоцентрической картины мира, в ниспровержении реакционной аристократии, эта эпоха породила другие крайности – революцию, анархическую республику, индивидуализм, либерализм, демократию (главные препятствия, по Конту, нормальному развитию общества).

3. Позитивная (19 век) стадия характеризуется распространением наук, повсеместным развитием ремёсел и промышленности. В центр духовной жизни выдвигаются учёные, философы-позитивисты, на место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества» с её проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству.

 

На флаге Бразилии до сих пор изображён девиз Конта – «Порядок и прогресс».

Классический период

· Социология марксизма, или теория общественного развития, была создана немецкими учёными Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) в середине 19 века. В основе развития общества лежит не прогресс умственного развития, а способ производства материальной жизни. Общественное бытие определяет общественное сознание. Главная идея учения Маркса – идея материалистического понимания истории. Главная заслуга – научный анализ современного ему капиталистического общества.

 

Социальную структуру буржуазного общества составляют классы, основанные на материальном неравенстве. Общество разделяется на:

v Буржуа, кто владеет средствами производства;

v Пролетариат, кто не имеет таких средств.

Это социальное неравенство обусловливает в свою очередь социальный конфликт. Маркс – автор теории социального конфликта. Антагонизм интересов господствующего класса (буржуазии) и эксплуатируемого (пролетариат) выражается в классовой борьбе.

Глобальный классовый конфликт вызывает социальную революцию. Пролетариат низвергает с помощью социалистической революции господство буржуа и устанавливает бесклассовое общество, где производимый продукт будет распределяться по справедливости («От каждого по способности, каждому – по потребности»). В результате установится новый подлинно гуманистический строй – коммунизм.

Коммунизм мыслился как результат воспитания нового поколения в условиях социалистических отношений и бурного развития производительных сил, в результате чего труд из необходимости становится потребностью человека и полностью исчезают пережитки деления на классы, товарно-денежные отношения.

 

· Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог, считал, что Маркс придаёт экономическим факторам и классовой борьбе избыточное значение.

Причинами социальных изменений выступают идеи и духовные ценности людей, общества. Общественное сознание определяет общественное бытие.

Политические революции – это кровавые театральные действия, которые мало что меняют в социальных системах.

Причину социальных конфликтов, классовой борьбы Дюркгейм видел в недостаточной отрегулированности отношений между главными классами общества.

Тем самым разрушается социальная солидарность. Выход он видит в непреложном своде правил, гарантирующий равенство социальных возможностей.

Когда эти правила ослабевают или вообще отсутствуют, тогда возникает состояние аномии – ценностного вакуума, когда старые социальные нормы уже не работают, а новые пока отсутствуют или ещё не работают.

Аномия приводит к социальной патологии, которая проявляется преступностью, самоубийствами, экономическими кризисами, алкоголизм, наркомания, классовой борьбой и т.п.

В 1897 году Дюркгейм издал свою главную работу «Самоубийство». Книга стала образцом социологического исследования.

Дюркгейм изучил динамику самоубийств в различных европейских странах и пришёл к выводам:

Ø Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков;

Ø Неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке;

Ø Среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения;

Ø В мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций;

Ø В периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности;

Ø Самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.

Типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень социальной солидарности в обществе, тем ниже уровень самоубийств.

· Макс Вебер (1864-1920)

Исходной посылкой социологии Вебера является положение о том, что человек – культурное существо. Предмет социологии – социальное действие. Цель социологического исследования – понять мотивы социального действия.

Для достижения собственной цели индивиды вступают в социальные отношения – поведение нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с действиями остальных и ориентируется на эту соотнесённость. Содержанием социальных отношений могут быть борьба, вражда, любовь, уважение, рыночный обмен, национальная общность и т.п.

Главными институтами, по Веберу, являются государство и религия.

Государство – особая организация публичной власти, обладающая монополией на легитимное насилие.

Что касается религии, то Вебера интересовала не сущность религии, а её восприятие человеком. В своём знаменитом исследовании «Протестантская этика» Вебер исследует связь между религиозными убеждениями и экономическим поведением. Вебер отмечает «адекватность духа капитализма и духа протестантизма» (упорный труд, рациональное ведение хозяйства, вложение прибыли в дальнейшее производство – условие спасения; богатство – важный индикатор блаженной загробной жизни).

· Социология в России (особенности)

ü В течение длительного времени проблемы обществознания освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики). Не случайно Г.В. Плеханов, говоря о великом русском критике Белинском, охарактеризовал его как «великого социолога». Возникновение социологической мысли в России связано с трудами М. Ломоносова, А. Радищева.

ü Мировоззренческие ориентации западников и славянофилов. Западники подвергали острой критике многие стороны российской жизни, а будущее России видели в пути преобразований –

o Умеренно либеральных (П.Я. Чаадаев, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.)

o Радикальных революционных (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Добролюбов, Д.И. Писарев и др.)

ü Прогресс и западноевропейская цивилизация.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель, геополитик, один из основателей цивилизованного подхода к истории, идеолог панславизма «Россия и Европа» (1868).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.071 с.)