Предмет социологии как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет социологии как науки



Предмет социологии как науки

 

Ø Огюст Конт (1798 – 1875) считается основателем социологии, он ввёл в научный оборот сам термин «социология» в своём главном произведении «Курс позитивной философии» (1842).

       Первоначально использовал термин «социальная физика». Если социологи будут                      использовать те же методы, что и химики, физики (наблюдение, эксперимент, сбор эмпирических         данных), они смогут познать законы, управляющие поведением и отношением людей.

Предмет социологии – научное познание общества, законы общественного развития.

Ø Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – французский социолог. 

Предмет социологии – социальный факт.

2 признака социального факта:

· Находится вне индивида;

· Обладает принудительной силой по отношению к индивиду (социальное принуждение).

Ø Макс Вебер (1864 – 1920)

Предмет социологии – социальное действие.

2 признака социального действия:

· Субъективный смысл действия, мотив;

· Ориентировано на других индивидов.

       Индивид совершает поступок, ориентируясь на правила, нормы общества.

 

Чтобы узнать, почему, например, происходят забастовки, люди выступают против правительства (а с такой проблемой Вебер столкнулся в одном из первых своих исследований в промышленности), надо спроецировать себя в ситуацию забастовки и изучить ценности, цели, ожидания людей, подвигшие их на такое действие.

 

События в Белоруссии - «Налицо острый межпоколенческий разрыв… Для нового поколения, только что вступившего в активную социальную жизнь, Батька – это фрик из позапрошлой эпохи. Он говорит на другом языке, апеллирует к другим ценностям, мыслит другими категориями… Для старшего поколения А. Лукашенко – хозяйственник советского типа, председатель колхоза с деревенскими корнями…» (из интервью с В. Фёдоровым)

 

Ø Питирим Александрович Сорокин (1889, республика Коми – 1968, Винчестер, Массачусетс) – русский, американский социолог.

Предмет социологии - «явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия – с другой».

 

Объект и предмет социологии

Ø Объектом изучения в социологии (равно как и в ряде других наук) является общество.

Ø Предмет социологии – совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Социальные – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Ø Предмет социологии:

· Позитивистский подход (О. Кант) – законы общественного развития;

· Объективный подход (Э. Дюркгейм) – социальные факты;

· Субъективный подход (М. Вебер) – социальное взаимодействие;

· Обобщающий подход – социальные связи.

 

Структурный анализ общества

Структурные единицы общества (личности, группы, организации, классы, слои) Социальные связи (контакты, действия, взаимодействия, отношения, социальные институты) Динамика социальных структур (социальные изменения, процессы)

 

Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

Определения социологии

 

Ø Социология – наука об общих и специфических социальных законах, о закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов (Геннадий Васильевич Осипов).

Ø
 

Социология – это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей (Владимир Александрович Ядов)

 

Александр Александрович Аузан – российский экономист, доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики.

 

Социометрический исследования российского общества в 2016 году: «Русские первые в мире по показателю – избегание неопределённости, страх будущего».

«Не меняйте этого человека – следующий будет хуже. Не открывайте эту дверь – там страшно. Не трогайте систему – она рухнет».

 

Страх перемен – свойство злоприобретённое: результат шоковых реформ.

 

· Поколение – это совокупность людей, которые рождаются каждые 20 лет.

· Потерянное поколение (Lost Generation) – рождённые в 1880 – 1900 годах.

· Величайшее поколение, поколение победителей (The Greatest Generation) – рождённые в 1901 – 1924 годах.

· Молчаливое поколение (Silent Generation) – рождённые в 1925 – 1945 годах.

· Бэби - бумеры (Baby Boom Generation) – рождённые в эпоху демографического взрыва, в 1946 – 1964 годах.

· Поколение Х, неизвестное поколение (Generation X) – рождённые в 1965 – 1982 годах.

· Поколение Y, миллениалы (Generation Y) – рождённые с 1983-го до середины 1990-х годов.

· Поколение Z, поколение «ЯЯЯ» (Generation MeMeMe) – рождённые с середины 1990-х до середины 2000-х.

· Поколение Альфа – рождённые после 2010 года до 2025 года.

Цифровое поколение называют:

v Многозадачным (привычка к одновременному использованию 3 - 4 коммуникативных устройств и включённость сразу в несколько медиасред);

v «Смотрящим» (мир всё больше воспринимается через визуализацию информации с помощью «картинок»);

v Вуайеристским (современная коммуникация узаконила «подсматривание», трансляцию жизни онлайн и массовую самопрезентацию; не случайно «селфи» - главное слово английского словаря 2013 года)

v Интерактивным (включённым в жизнь людей и сообществ с помощью мобильных устройств и социальных сетей);

v Играющим (от геймерства и тестов/игр в медиа до гиф-анимации в репортажах о предвыборных политических дебатах);

v Проектным (коммуникация – частая, доступная, на удалённом доступе, виртуальная – становится основой креативного проектного бизнеса, для которого не обязательно ходить на службу, а можно иметь идею, единомышленников, ноутбук и подключение к сети).

 

Функции социологии

ü
Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии этим термином обозначают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы.

 

Цель социологического исследования – получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

 

Этапы социологического исследования:

ü 1 этап – постановка проблемы, целей, гипотез, выбор методов выборки, сбора данных, обработки и анализа информации, организованное планирование.

ü 2 этап – сбор социологических данных, подготовка данных к обработке и обработка.

ü 3 этап – анализ результатов, проверка гипотез.

 

История социологии

Три периода социологии

1. Предыстория социологии (общество рассматривалось как часть природы);

2. Возникновение социологии как самостоятельной науки;

3. Классический период (разработка основных научных концепций К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).

Предыстория социологии

· Платон (427-348 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, идеалист, ученик Сократа.

Первый в истории труд по общей социологии – диалог «Государство», государство и общество тождественны.

Модель идеального государства – 3 сословия:

1. Философы-правители, высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством (не моложе 50 лет);

2. Воины-стражи, средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка;

3. Ремесленники-земледельцы, низший, состоящий из ремесленников и крестьян.

 

Первая в мире теория стратификации. Все 3 сословия служат идее социальной справедливости (как идеал, как высший принцип взаимоотношения между людьми). В идеальном государстве отсутствует частная собственность, имущественное неравенство.

Положил начало гуманистической традиции в социальном познании: нравственный принцип построения общества, идея справедливости.

 

· Аристотель (384-322 до н.э.)

Человек – существо общественное, инстинктивно стремящееся к совместному проживанию.

Государство – самая совершенная форма человеческого существования. Государство первично по отношению к индивиду.

Социальная структура: богатые, средний класс, неимущие.

Социальная база государства – средний класс, который объединяет интересы зажиточных и неимущих, предохраняет общество от столкновений.

 

· Представление об обществе согласно христианским догмам – 10 заповедей:

1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не сотвори себе кумира …

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно …

4. Помни день субботний …

5. Почитай отца твоего и мать твою …

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 

Христианство основывается на идеи достижения «Царства Небесного» в неопределённом отдалённом будущем.

Социальная религиозная утопия – образ общественного устройства, базирующегося на основе религиозных догматов.

 

· Томас Мор (1478-1535) – английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии (1529-1532). В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви. Ввёл понятие «утопия» - «несуществующая страна». В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой описал социальный строй, базирующийся на коллективной собственности на средства производства и критику частной собственности. Утопия (идеальная страна) – своеобразная федерация из 54 городов.

 

Принципы идеального общества:

1. Подчинение индивидуального интереса общему;

2. Уравнительность;

3. Аскетизм;

4. Принудительное привлечение к труду почти всех мужчин и женщин.

 

Понятие социального утопизма (утопического социализма) – предшествовавшее марксизму учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве:

1. Ликвидация эксплуатации;

2. Социальное равенство/социальная справедливость;

3. Всеобщая трудовая обязанность.

· Томас Гоббс (1588-1679) разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе как высшем этапе социальности.

«Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен от государства необходимую поддержку.

 

· Эпоха просвещения:

1. Вольтер и Жан Жак Руссо – идеологи Великой Французской революции.

2. Острая критика существующих устоев, религиозной идеологии.

3. Необходимость вмешательства человека в общественную жизнь для достижения социальной справедливости.

 

Вольтер (1694-1778) – один из величайших французских философов. Он развил идею прогресса человечества, возможного с помощью науки и просвещения.

«Просвещённое государство» - общественный прогресс. В основе отношений общества и государства должно лежать соглашение между властелином (государством) и народом, обеспечивающее соблюдение «естественных прав»:

- свободы;

- равенства перед законом;

- собственности на продукты своего труда.

Жан Жак Руссо (1712-1778) – французский философ, писатель. Руссо – выразитель интересов беднейших слоёв «третьего сословия». Он выдвигает:

1. Проект республики под знаменем «свободы и равенства»;

2. Идею суверенитета народа;

3. Принцип народовластия.

Великая французская революция (1789-1799) – крупнейшая трансформация социальной и политической системы Франции, приведшая к уничтожению в стране старого порядка и абсолютной монархии, и провозглашению первой Французской республики (сентябрь 1792 года) де-юре из свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство».

 

Социальные предпосылки:

ü Усложнение структуры общества;

ü Рост урбанизации;

Урбанизация – это процесс сосредоточения людских ресурсов, материальной и духовной жизни в городах.

ü Социальный запрос со стороны буржуазии на разработку «социальных механизмов» управления настроениями и поведением людей.

 

Культурные предпосылки:

ü Изменения массового сознания

ü Сциентизм – представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире;

ü Секуляризация – процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных норм;

ü Утилитаризм – установка, согласно которой моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью; узкий практицизм, делячество, стремление извлекать из всего только непосредственную материальную выгоду.

 

Возникновение социологии как самостоятельной науки

· Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввёл в научный оборот сам термин «социология» в своём главном произведении «Курс позитивной философии» (1842). Он стремился создать «позитивную» («доступную нашему уму и полезную для нас») социальную теорию общества.

 

Порядок и прогресс

Конт подразделил социологию на «социальную статику» (изучение элементов общества) и «социальную динамику» (изучение развития, изменения общества).

 

Социальная статика

Расчленяя общество как живой организм на отдельные органы, Конт выделяет его структурные элементы и социальные институты.

Анатомию современного общества составляют 4 класса:

1. Представители научной, философской и эстетической деятельности. Занимает высшее положение в социальной структуре.

2. Представители производства и торгово-финансовой сферы (банкиры, торговцы, предприниматели).

3. Земледельцы

4. Рабочие

 

Отношения между классами основываются на разделении труда.

Единство, социальное согласие между классами достигается при помощи институтов – семья, государство, религия. Главный институт общества – семья, «клеточка» общества. Благодаря семье вырабатываются социальные умения и навыки сосуществования с себе подобными.

Государство – гарант общественного порядка.

Духовное, моральное единство (социальную солидарность) общества обеспечивает религия.

 

Социальная динамика

Прогресс человеческого разума. Конт выделял 3 ступени развития человеческого разума:

1. Теологическая стадия характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов.

2. Метафизическая (критическая, переходная) стадия. Сыграв положительную роль в разрушении теоцентрической картины мира, в ниспровержении реакционной аристократии, эта эпоха породила другие крайности – революцию, анархическую республику, индивидуализм, либерализм, демократию (главные препятствия, по Конту, нормальному развитию общества).

3. Позитивная (19 век) стадия характеризуется распространением наук, повсеместным развитием ремёсел и промышленности. В центр духовной жизни выдвигаются учёные, философы-позитивисты, на место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества» с её проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству.

 

На флаге Бразилии до сих пор изображён девиз Конта – «Порядок и прогресс».

Классический период

· Социология марксизма, или теория общественного развития, была создана немецкими учёными Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) в середине 19 века. В основе развития общества лежит не прогресс умственного развития, а способ производства материальной жизни. Общественное бытие определяет общественное сознание. Главная идея учения Маркса – идея материалистического понимания истории. Главная заслуга – научный анализ современного ему капиталистического общества.

 

Социальную структуру буржуазного общества составляют классы, основанные на материальном неравенстве. Общество разделяется на:

v Буржуа, кто владеет средствами производства;

v Пролетариат, кто не имеет таких средств.

Это социальное неравенство обусловливает в свою очередь социальный конфликт. Маркс – автор теории социального конфликта. Антагонизм интересов господствующего класса (буржуазии) и эксплуатируемого (пролетариат) выражается в классовой борьбе.

Глобальный классовый конфликт вызывает социальную революцию. Пролетариат низвергает с помощью социалистической революции господство буржуа и устанавливает бесклассовое общество, где производимый продукт будет распределяться по справедливости («От каждого по способности, каждому – по потребности»). В результате установится новый подлинно гуманистический строй – коммунизм.

Коммунизм мыслился как результат воспитания нового поколения в условиях социалистических отношений и бурного развития производительных сил, в результате чего труд из необходимости становится потребностью человека и полностью исчезают пережитки деления на классы, товарно-денежные отношения.

 

· Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог, считал, что Маркс придаёт экономическим факторам и классовой борьбе избыточное значение.

Причинами социальных изменений выступают идеи и духовные ценности людей, общества. Общественное сознание определяет общественное бытие.

Политические революции – это кровавые театральные действия, которые мало что меняют в социальных системах.

Причину социальных конфликтов, классовой борьбы Дюркгейм видел в недостаточной отрегулированности отношений между главными классами общества.

Тем самым разрушается социальная солидарность. Выход он видит в непреложном своде правил, гарантирующий равенство социальных возможностей.

Когда эти правила ослабевают или вообще отсутствуют, тогда возникает состояние аномии – ценностного вакуума, когда старые социальные нормы уже не работают, а новые пока отсутствуют или ещё не работают.

Аномия приводит к социальной патологии, которая проявляется преступностью, самоубийствами, экономическими кризисами, алкоголизм, наркомания, классовой борьбой и т.п.

В 1897 году Дюркгейм издал свою главную работу «Самоубийство». Книга стала образцом социологического исследования.

Дюркгейм изучил динамику самоубийств в различных европейских странах и пришёл к выводам:

Ø Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков;

Ø Неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке;

Ø Среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения;

Ø В мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций;

Ø В периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности;

Ø Самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.

Типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень социальной солидарности в обществе, тем ниже уровень самоубийств.

· Макс Вебер (1864-1920)

Исходной посылкой социологии Вебера является положение о том, что человек – культурное существо. Предмет социологии – социальное действие. Цель социологического исследования – понять мотивы социального действия.

Для достижения собственной цели индивиды вступают в социальные отношения – поведение нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с действиями остальных и ориентируется на эту соотнесённость. Содержанием социальных отношений могут быть борьба, вражда, любовь, уважение, рыночный обмен, национальная общность и т.п.

Главными институтами, по Веберу, являются государство и религия.

Государство – особая организация публичной власти, обладающая монополией на легитимное насилие.

Что касается религии, то Вебера интересовала не сущность религии, а её восприятие человеком. В своём знаменитом исследовании «Протестантская этика» Вебер исследует связь между религиозными убеждениями и экономическим поведением. Вебер отмечает «адекватность духа капитализма и духа протестантизма» (упорный труд, рациональное ведение хозяйства, вложение прибыли в дальнейшее производство – условие спасения; богатство – важный индикатор блаженной загробной жизни).

· Социология в России (особенности)

ü В течение длительного времени проблемы обществознания освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики). Не случайно Г.В. Плеханов, говоря о великом русском критике Белинском, охарактеризовал его как «великого социолога». Возникновение социологической мысли в России связано с трудами М. Ломоносова, А. Радищева.

ü Мировоззренческие ориентации западников и славянофилов. Западники подвергали острой критике многие стороны российской жизни, а будущее России видели в пути преобразований –

o Умеренно либеральных (П.Я. Чаадаев, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.)

o Радикальных революционных (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Добролюбов, Д.И. Писарев и др.)

ü Прогресс и западноевропейская цивилизация.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель, геополитик, один из основателей цивилизованного подхода к истории, идеолог панславизма «Россия и Европа» (1868).

 

Личность в социологии

Личность является базовым понятием в социологии, так как личность – это элемент любых социальных систем (социальных общностей, организаций, страт).

Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного человека. Но кроме слова «личность» имеется ещё целый ряд близких понятий – «человек», «индивид», «индивидуальность». В обыденной речи эти понятия часто употребляются как синонимы, но в социологии они различны.

Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду.

Понятие «индивид» характеризует отдельного человека. Это единичный представитель человеческого рода. Понятие «индивид» в данном случае синонимично понятию «конкретный человек».

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.

Социология изучала человека только как социальный тип, усвоивший определённые общественные нормы и ценности.

Социологические концепции

Решающее значение в развитии человека имеют социальные факторы, культура общества.

Развитие личности невозможно вне социальных связей, поскольку через социальные взаимодействия передаётся:

Ø Социальный опыт человечества, усваивается его культура;

Ø Происходит самооценка и самопознание личности.

Синдром Маугли. Человек, выросший в изоляции от людей и воспитанный среди животных, навсегда утрачивает возможность достичь нормального умственного и личностного развития. Те, кто жил в обществе животных первые 3,5-6 лет жизни, практически не могут:

ü Освоить человеческий язык;

ü Ходить прямо;

ü Осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей.

«Дети джунглей», даже вернувшись в общество, так и не становятся личностями. Их именуют феральными людьми, то есть не ставшими полноценными членами общества по причине из изоляции от общества, формирования их вне общения с людьми.

Одичавшие дети – дети, которые росли в условиях крайней социальной изоляции (вне контакта с людьми с раннего возраста) и практически не испытывали заботы о любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Социальные факторы формирования личности более весомы.

Культура и личность

Происхождение культуры неизбежно связано с происхождением человека.

«Культура – это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры. Человек и культура неразрывны, подобно растению и почве, на которой он произрастает». Ж.М. Бенуа.

1. Орудийно-трудовая (деятельностная) концепция

Ф. Энгельс (1820-1895) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 гг.)

«Труд создал человека»

o Под деятельностью обычно понимают преобразование мира природы, подчинение его человеческим идеям.

2. Божественная теория происхождения человека

Призвание человека – перевести всё тварное из мира материального в духовный и одухотворить всё вокруг себя. Вот эта способность одухотворять и будет культурной.

v Деятельностный подход. Культура – совокупность форм и результатов деятельности.

v Ценностный подход. Культура – система ценностей, убеждений и стандартов поведения.

Опираясь на традиции, заложенные классиком социологии Толкотт Парсонсом, многими социологами социальная культура рассматривается как система ценностей, норм, образцов поведения, которые регулируют поведение людей в обществе, их взаимодействие между собой.

Парсонс ввёл понятие «генерализирующая ценность» - система господствующих в обществе идейных представлений.

Каждую культуру можно представить себе как перечень конкретных, разделяемых большинством её представлений и ценностей, находящихся в определённой иерархии.

На основе ценностей формируются социальные нормы.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуре.

Процесс становления личности в обществе называется социализацией. Социализация – процесс, в ходе которого люди учатся соблюдать социальные нормы и усваивают социальные ценности (обучение человека элементарным правилам человеческого общежития). Главное назначение социализации состоит в переходе человека из биологического существа в социальное, в обретении личностью самостоятельности и определении своего социального места в обществе.

Теория ролей профессора Чикагского университета, философа, социолога и социального психолога Джорджа Мида (1863-1931).

В теории ролей социализация понимается как непрерывный процесс освоения социальных ролей. Социализация, по Миду, включает 3 стадии:

1. Подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет) – ребёнок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка – куклы, мальчик – машинки).

2. Игровая стадия (в 3-4 года) – дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли ещё неустойчиво.

3. Заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актёров. Удачным примером можно считать игру в футбол: команда хорошо взаимодействует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнёров.

Выделяют 3 этапа социализации:

1. Начальная – социализация ребёнка в рамках семьи, до его поступления в школу.

2. Средняя – социализация, связанная с обучением в школе.

3. Завершающая социализация взрослого человека, в процессе которой принимаются новые социальные роли.

2 этапа социализации:

1. Ранняя (до 15-18 лет);

2. Поздняя (вступление в взрослую жизнь).

Самый главный этап – первый, поскольку именно в его рамках происходит становление личности.

Агенты социализации – элементы социальной среды, воздействующие на индивида в процессе социализации:

· Семья;

· Образовательные учреждения;

· Неформальные группы сверстников;

· Средства массовой информации;

· Общественные организации;

· Армия;

· Исправительные учреждения;

· Церковь;

· Интернет, цифровые технологии (чат-боты).

Сегодня главными агентами социализации являются родители, учителя, Интернет, сверстники. Часто обнаруживается разнонаправленное воздействие факторов социализации на индивида, когда они формируют у человека различные системы ценностей. Например, в семье ребёнок усвоил одни ценности, а в школе у него требуют другого поведения, Интернет предлагает третью модель социального действия, не совпадающего ни с семьёй, ни с образовательным учреждением.

23 января 2020 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе состоялся деловой завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Участники проголосовали на тему «Каков уровень происходящей трансформации в обществе?»:

§ Беспрецедентный – 76%

§ Обычный – 23%

§ Низкий – 1%

Закон экономики мозга. Работая с сложной информацией, мозг потребляет большое количество энергии. Поэтому он выбирает менее затратный путь, обрабатывая простую информацию. Отсюда эскалация примитивного контента в медиа.

v «Галактика Гуттенберга» - цивилизация текста, системного мышления.

v «Галактика Цукерберга» - цивилизация зрительных образов.

Эти 3 режима не могут работать одновременно: когда мозг занят ориентацией и потреблением информации, мыслительная деятельность отсутствует, и наоборот. Если вы постоянно потребляете информацию, ваш мозг впадает в спячку, вы начинаете мыслить стереотипами, шаблонами.

§ 40% детей до 10 лет в России и США постоянно находятся в онлайн;

§ К 14-18 годам

o 68% - в России;

o 60% - в США;

o 58% - в Германии.

Мыслящий мозг отвечает за создание социальных связей, отношений.

В 1997 году количество экранного времени сравнялось с количеством времени, которое люди тратили на личное общение.

В 2007 (время появления айфона) экранное время – 8 часов, личное общение – менее 2 часа.

Сегодня – эпидемия цифрового аутизма.

Цифровой аутизм – состояние, при котором люди не могут поддерживать длительный психологический контакт. Люди, страдающие цифровым аутизмом, не интересуются внутренним миром другого человека. Люди стали для них заменяемыми, они не видят ценностей каждой личности.

 

Физическое местоположение телефона влияет на объём оперативной памяти, на подвижность интеллекта (с телефоном рядом с нами мы глупеем!).

 

Результаты личностной трансформации в цифровую эпоху:

1. Разделение мира на умных и глупых – потеря навыков к обучению.

2. Изменение в структуре социальных взаимодействий – цифровой аутизм, цифровая зависимость.

Предложения:

a) Цифровая гигиена;

b) Увеличение реальных социальных связей и коммуникаций.

 

Останется ли личность в цифровом мире…?

Цифровая жизнь превратилась в повседневность:

· Оцифровка библиотечных фондов, музейных экспонатов;

· Оцифровка данных (от школьных дневников до биометрических данных граждан всех стран, пересекающих границы);

· Цифровое гражданство и е-государство («электронным государством» позиционирует себя, например, Эстония);

· Оцифрованные язык и эмоции (пространство лайков и смайлов в социальных сетях);

· Цифровизация религиозной жизни и проповеди в мультимедийном формате (Папа Римский, глава католической церкви, читает проповеди через WhatsApp и Telegram, во многих странах распространена практика SMS-сообщений верующим от священников и раввинов).

«Цифровой тоталитаризм»

1. При тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль над обществом.

2. Тоталитаризм связан с утопической идеей построения своего будущего.

Система социального кредита в КНР была анонсирована в 2014 году, а в 2020 в неё должны быть включены уже все жители материкового Китая. У всех появится «электронный ошейник». Каждому гражданину система изначально присваивает некий нейтральный рейтинг – условных 100 баллов. И каждый день, каждым своим поступком человек может либо увеличить свой рейтинг, либо «просадить» его.

Увеличить:

ü За отсутствие нарушений;

ü Полезную общественную деятельность;

ü Сообщать о нарушениях других;

ü Пунктуальность в оплате ЖКХ и кредитов и так далее.

Уменьшить:

ü Если превышает скорость;

ü Просрочивает платежи;

ü Перебегает дорогу в неположенном месте.

США и Европа

В странах «золотого миллиарда» проникновение big data в человеческую жизнь, пожалуй, ещё сильнее, чем в Китае:

· Расплатиться наличными принципиально невозможно в Скандинавии;

· Американское бюро кредитных историй, предоставляющее сведения о потенциальных клиентах и заёмщиках коммерческим компаниям. Бюро работает с 1956 года, а в наши дни хранящиеся в нём «личные дела» применяются далеко не только в области потребительских кредитов. От рейтинга FICO зависит (как в Китае!) приоритетность в покупке авиабилетов (и даже сама возможность такой покупки – людям с очень низким рейтингом она не доступна). При устройстве на работу – тоже запрашивают кредитную историю.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.269 с.)