Социальные группы и общности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные группы и общности



Социальная группа – совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы:

· Определённый способ взаимодействия;

· Членство, чувство принадлежности к данной группе;

· Групповая идентичность.

В широком смысле понятие «социальная общность» выступает синонимом социальной группы вообще (класс, нация, семья – социальные общности и социальные группы)

В узком смысле социальными общностями называют только территории и группы.

Основные критерии классификации социальных групп/общностей:

1. Размер

2. Характер взаимоотношений

3. Содержание

 

1. Размер общности

Ø Малые социальные общности – это элементарная частица общества, группа, в которой индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Примеры – семья, неформальные группы (группа друзей, экипаж самолёта, танка и т.п.).

Ø Средние социальные общности – работники промышленного крупного предприятия, население крупного города или региона:

v Население Нижнего Новгорода – 1 253 511 (2019)

v Население Нижегородской области – 3 214 375 (2019)

Ø Большие социальные общности – это, как правило, многотысячные группы людей с территориальными границами и неопределенным качественным и количественным составом (например, классовые, территориальные, профессиональные, конфессиональные, этнические общности и др.).

2. Характер взаимоотношений

· Первичные – это небольшие, тесно сплоченные группы, все члены которых очень хорошо знают друг друга и находятся в постоянном социальном взаимодействии (семья, группа друзей, криминальные группы, небольшие воинские подразделения (до 10 человек), малые производственные коллективы и пр.)

· Вторичные группы. Во вторичных группах социальные связи носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Как правило, по численности вторичные группы существенно больше первичных и включают в несколько первичных (курс вуза, большое предприятие). Но вторичной группой можно считать и двух личностей, торгующих на базаре.

 

3. Содержание общности

v Половозрастные (старики, дети, взрослые, мужчины, женщины);

v Профессиональные (инженеры, токари, водители);

v Религиозные (православие, протестанты, католики);

v Политические (консерваторы, либералы, радикалы);

v Экономические (классы, сословия, касты);

v Территориальные (горожане, селяне);

v Национальные (англичане, французы, русские).

Этапы формирования нации

Ø Род – объединяет различное количество семей (кровное родство);

Ø Клан – объединение нескольких родов (вера в общего предка);

Ø Племя – совокупность нескольких кланов;

Ø Народность (этнос) – общность людей, сформировавшаяся в ходе национально-культурного развития на базе одного или нескольких племён;

Ø Нация – высшая форма этносоциальной общности людей (общность территории, языка, культуры – национально-этнического самостоятельного экономического уклада).

Не всякое сообщество людей можно назвать социальной группой. Георг Зиммель отмечал, что общество имеет смысл, очевидно, только в том случае, если так или иначе противопоставляется простой сумме отдельных людей.

 

Квазигруппа (агрегация) – некоторое количество людей, собранных в определённом физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий (люди, едущие в одном вагоне, находящиеся на одной станции, на одной улице).

 

Признаки квазигруппы:

1) Спонтанность образования;

2) Неустойчивость взаимосвязей;

3) Кратковременность совместных действий;

4) Односторонность взаимодействия (либо восторг, либо протест).

 

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.

К основным видам квазигрупп относятся – толпа, социальные круги, аудитория.

 

Аудитория – социальная общность людей, объединённая взаимодействием с каким-либо коммуникатором (лектор, СМИ и т.п.)

Слушаем мы оратора в лекционном зале или тамаду за столом, читаем ли газету, или слушаем радио – во всех случаях мы являемся членами аудитории самого разного типа.

 

Характерные черты аудитории:

· Одностороннее взаимодействие;

· Слабая обратная связь аудитории с коммуникатором.

 

Аудитория – это сложное и неоднородное социальное образование, которое связано прежде всего с тем обстоятельством, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств, культурных норм и ценностей. Любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности (социальные круги), в которых начинается общение и обмен мнениями о полученной информации.

 

Социальные круги – это массовые общности, созданные с целью обмена информацией. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Зато возможно перерастание этих квазигрупп в более устойчивые образования – деловой, политический клубы и т.п.

 

Разновидности социальных кругов:

v Контактные, дружеские;

v Профессиональные, возникают в рамках формализированных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, учёных, артистов;

v Статусные: аристократические круги, круги изгоев, женские круги, мужские круги, круги пенсионеров и др.

 

Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые аккумулируют, обобщают различные мнения и высказывания которых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможность контролировать поведение членов социального круга (они получили название «лидеров мнения»).

 

В отличие от аудитории и социальных кругов толпа отличается психологическим единством, которое создаётся физическим контактом.

 

Толпа – временное неорганизованное скопление людей в одном месте, объединённых общим интересом. Во главе толпы всегда стоит лидер, толпа подчиняется ему.

 

Общими чертами толпы считаются

· Внушаемость (люди в толпе с большей вероятностью принимают мнения, чувства большинства);

· Спонтанность (поведение полностью подчинено эмоциям);

· Анонимность, неуязвимость (отсутствие социального контроля, человек снимает с себя ответственность за негативные последствия действий толпы);

· Толпа действует как целое.

 

Гюстав Лебон (1841-1931) – французский психолог, социолог, антрополог.

«Психология народов и масс»

 

«В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном и берут верх бессознательные качества».

 

Теперь уже известно, что идея «коллективного устремления» ошибочна. Поведение толпы – это сумма поведения её отдельных членов, и не может быть независимо существующего и неизвестно откуда появляющегося «общественного устремления».

 

Различают 4 основных типа толпы:

1. Случайная толпа – скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели (очередь в магазин, на остановке). Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от неё. Случайная толпа обладает наиболее неопределённой структурой.

2. Обусловленная толпа – люди, собравшиеся в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Поведение этой толпы определяется социальными нормами. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведёт себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.д.

3. Экспрессивная толпа – люди, которые обычно организуются в целяхполучения личного удовольствия (спортивные и музыкальные фанаты).

4. Активная толпа – любой из предшествующих типов толпы, которая показывает себя в действии (восставшая толпа, бунт, погромы футбольных фанатов).

Американский социолог Ральф Тернер в 1964 г. разработал теорию «возникающих норм». Согласно этой теории, поведение толпы является уникальным феноменом, заключающимся в том, что в ходе взаимодействия в толпе возникает и начинает быстро развиваться комплекс специфических норм. Творцами этих норм выступают немногие, наиболее активные личности.

Отсюда следует, что для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на их создателей.

Социальные организации

Большая часть социальных групп существует в виде организаций. Люди, действуя совместно, могут сделать значительно больше, чем действуя поодиночке.

Социальная организация – это социальная группа, создаваемая для достижения специфических целей и обладающая высокой степенью формализации внутренней структуры.

2 основных типа формализации:

1. «Деловые», коммерческие организации. Цель таких организаций – прибыль.

2. Ассоциативные организации (некоммерческие объединения, политические партии, профсоюзы и т.п.)

Для любой социальной организации характерны такие элементы, как:

1. Цель. Современная наука ставит цели организации на одно из первых мест по значимости. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

2. Технологии («ноу-хау») – это систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий.

3. Внешнее окружение. Английский исследователь Ричард Тертон выделил основные факторы влияния на организацию внешней среды:

a) Роль государства и политической системы;

b) Роль экономики, влияние рынка (конкуренты и рынок труда);

c) Влияние социальных и культурных факторов.

Очевидно, что эти факторы внешней среды влияют практически на все сферы деятельности организации.

4. Социальная структура.

Организационная структура является следствием влияния национальной культуры.

· Личностный характер. Лозунг американского менеджмента – «ничего личного», для России верен его антипод – «ничего безличного». Сколько-нибудь эффективный менеджмент в российских условиях возможен только с помощью сочетания «пути к душе» и власти.

· Иррациональность поведения (ожидание чуда). Рациональные решения приложимы к множеству ситуаций, иррациональные придумываются каждый раз.

· Импульсивный характер труда затрудняет поддержание надлежащего уровня качества работы в течение долгого времени. Отсюда низкое качество массовой продукции. Создание выставочных образов в экстремальных условиях – та сфера, где российскому работнику нет равных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.10.130 (0.022 с.)