Изучение научно-методической литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение научно-методической литературы



И педагогического опыта

Знание состоит не столько

 в запасе сведений, сколько в умении

 найти нужные сведения в книгах.

 В.Я. Брюсов

 

После выбора темы студент приступает к подбору литературы по проблеме исследования, ознакомлению с ней и составлению библиографии. Опыт напи­сания работы показывает, что при подборе литературы целесообразно запол­нять библиографические карточки. В карточке пишутся фамилия и инициалы автора; полное название книги; название города, в котором вышла книга; название выпустившего книгу издательства (без кавычек); год издания; общее количество страниц (образец см. в приложении 3). В том случае, если книга библиотечная, записывается ее шифр. Данные о статьях, опубликованных в сборниках или периодических изданиях, записываются в библиографической карточке так: фамилия и инициалы автора; название статьи (главы, раздела); название сборника или периодиче­ского издания, в котором помещена статья (без кавычек); год издания; номер; номера первой и последней страниц статьи (обра­зец см. в приложении 3). О статьях, опубликованных в том или ином журнале за год, можно узнать в последнем номере этого журнала.

При составлении библиографии необходимо ознакомиться с новой лин­гвистической литературой, пособиями по общим проблемам методики пре­подавания русского языка, а также с последними журнальными публикациями (см. журналы «Вопросы языкознания», «Русская речь», «Русская словесность», «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус», «Начальная школа плюс До и После», журналы ИД «Первое сентября» и др.). Информацию об этих изданиях можно получить, посоветовавшись с научным ру­ководителем, обратившись к каталогам библиотеки или на другие кафедры института. Для полного раскрытия темы ВКР недостаточно только ознакомиться с литературой по проблеме исследования; требуется также изучить и попытаться обобщить передовой педагогический опыт, ибо именно в опыте школ рож­даются новые методические приемы, а передовые учителя показывают высокое мастерство воспитания и обучения.

На основе изучения литературы студент продолжает накапливать нужные ему сведения и собирать научные факты по проблеме исследования. Наблюдая и анализируя учебно-воспитательный процесс во время педагогической прак­тики, студент получает необходимые материалы, которые позволяют ему проиллюстрировать теоретические положения работы.

Материалом для ис­следования могут послужить, например, сочинения учеников начальной школы, обучающихся по различным  программам, тексты магнитофонных записей речи детей младшего школьного возраста, результа­ты анализа экспериментальных данных и т.д.

В процессе сбора материала для исследования и его обработки автор работы может выдвинуть гипотезу,[1] правомерность которой в результате исследования должна быть доказана или опровергнута.

Чтобы понять, насколько книга может помочь в работе, достаточно просмотреть ее оглавление, введение и заключение, предметный и именной указатель, а также просто перелистать ее и в случае необходимости сделать на отдельных листах или карточках выписки цитат, что обеспечит возможность использования их в процессе работы [Семенова 2005, 11].

Цитата – "точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста" [Ко­лесникова, 113]. Цитирование – необходимое условие научной работы. Од­нако студент должен помнить, что ВКР – это не подборка цитат, а изучение уже существующих исследований по данной проблеме и их творческое применение, поэтому работа не должна быть излишне перегружена цитатами. Умберто Эко в книге «Как написать дипломную работу» приводит десять правил цитирования. Перечислим неко­торые из них:

Правило 1. Отрывки, предназначенные для интерпретации, должны быть не слишком коротки и не слишком длинны.

Правило 2. Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют вы­сказанное вами мнение.

Правило 3. Предполагается, что вы солидарны с тем, что цитируете, за исключением случаев, когда перед цитатой или после нее помещена ваша полемическая оговорка.

Правило 4. При любом цитировании должно быть ясно, кто автор фра­зы и на какой печатный либо рукописный источник ссылается текст.

Правило 5. Цитаты должны быть абсолютно точны. Слова должны при­водиться в той же форме, в которой стоят в источнике [см. Эко, 177-187].

Цитату можно ввести в контекст различными способами:

Автор пишет (подчеркивает, указывает): «...  ».

Сам ученый говорит по этому поводу следующее: «...».

«..., – пишет (отмечает, подчеркивает) автор, –...».

«..., – подчеркивается (указывается) в работе, –...».

В итоге делается такой вывод: «...».

В заключение автор пишет: «...».

Если студент хочет передать мысль автора своими словами (непрямое цитирование), то делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например:

Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро).

Д. Дидро говорил, что люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д. Дидро любил повторять, что люди перестают мыслить, когда пе­рестают читать.

У Д. Дидро мы встречаем мысль о том, что люди перестают мыс­лить, когда перестают читать.

Люди перестают мыслить, по мнению Д. Дидро, когда перестают чи­тать.

Люди перестают мыслить, по словам Д. Дидро, когда перестают чи­тать.

Люди перестают мыслить, как считал Д. Дидро, когда перестают читать.

По мнению Д. Дидро, люди перестают мыслить, когда перестают читать.

В последние годы все большую помощь в научной работе оказывает компьютерная сеть Интернет. Пользуясь этим каналом получения информа­ции, студент может узнать все необходимое с минимальными затратами тру­да и в кратчайший срок. Кроме того, в Интернете можно найти информацию, которая никогда не публиковалась в книгах и периодических изданиях. Перечислим адреса некоторых сайтов:

универсальные поисковые системы – www. yandex / rambler.ru и др.

https://eee-science.ru/science-technology-and-life-2018;

http: // www. auditorium;

http: // www. environment;

http: // www. gramota;

http: // www. mtu-net. ru / balass; 

http: // www. openworld. ru / school;

http: // www. philol.msu. ru;

http: // www. ruthenia. ru;

http: // www. rvb.ru;

http: // www. sci. cognitive;

http: // www. sci. edu.

1.3. Определение содержания и структуры ВКР, составление плана

Я кажусь самому себе мальчиком,

играющим у моря, которому удалось найти

более красивый камешек, чем другим,

но океан неизведанного лежит передо мной.

В.В. Виноградов

 

ВКР, как и любое научное исследование, имеет определенную структу­ру. Структура работы состоит из следующих элементов:

1) титульный лист;

2) план-оглавление;

3) введение;

4) основная часть, состоящая из глав и параграфов;

5) заключение;

6) библиография (список использованной литературы);

7) приложения (если они имеются).

Титульный лист должен быть оформлен согласно существующим правилам. В приложении 4 приводится образец его оформления.

После систематизации прочитанного материала и выделения тех ос­новных положений, которые будут раскрываться при написании ВКР, сту­дент переходит к составлению первоначального варианта плана.

В процессе работы над темойстудент может вносить в первоначально составленный план необходимые дополнения и изменения, тем самым продолжая его уточнять, конкретизировать и совершенствовать. Нецелесообразно составным частям рабо­ты давать названия, совпадающие с названиями вопросов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. Такой подход сковывает творческие воз­можности студента и создает предпосылки для механического переписывания этих ис­точников, что, несомненно, будет отмечено научным руководителем и рецензентом. Научный руководитель знакомится с развернутым планом ВКРи в случае необходимости дает указания о его доработке. При­мерный вариант плана ВКР дан в приложении 5.

Введение. Введение по объему занимает примерно 10 % от всего тек­ста. В нем обосновывается выбор и актуальность темы; определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, методы, приемы его выполнения; характеризуется научная новизна и устанавливается практическая ценность работы.

Введение следу­ет писать в соответствии с существующим стандартом, последовательно пе­реходя от одного предусмотренного им пункта к другому. Введение обязательно следует начинать с обоснования актуальности выбранной темы. Актуальность исследования определяется степенью разработанности его темы, наличием различных концепций в отношении изучаемой проблемы, отсутствием современных подходов в практическом решении поставленных вопросов. Затем необходимо сформулировать цель исследования, поставить конкретные задачи, обусловленные этой целью, определить объект и предмет исследования, обосновать применение того или иного метода исследования.

Основная часть,как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из ко­торых, в свою очередь, подразделяется на два-три подраздела или параграфа. Написание каждой главы ВКР имеет свои особенности.

Первая глава включает в себя материал преимущественно теоретиче­ского характера. В ней освещается состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, раскрывается история и теория вопроса, проводится сравнительный ана­лиз существующих точек зрения, методологий [2] и методик изучения темы, определяется понятийный аппарат исследования. В процессе анализа литературы особое внимание следует обратить на неизученность того или иного аспекта проблемы. Это позволит наметить направление исследования и те вопросы, которые нужно решить в предстоящей работе. Изложение взглядов различных авторов и формирование собст­венной позиции повышает ценность работы, способствует более глубокому и всестороннему освещению избранной темы.

В выводах по первой главе должны быть определены теоретические положения, на которые автор работы будет опираться в ходе дальнейшего исследования.

Во второй и третьей главах содержится материал не только теорети­ческого, а большей частью практического характера. Если работа имеет практический или опытно-экспериментальный характер, то содержание второй или третьей глав пред­ставляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. Именно здесь излагаются результаты изучения уровня знаний и умений учащихся, выясняются причины их успехов и не­удач, диагностируются ошибки и прогнозируются результаты обучения. Практическая часть может включать в себя также систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения и т.п.) с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению.Например, на протяжении какого-то времени студент фиксирует сведения о типичных орфографических и пунктуационных ошибках школьников в диктантах и сочинениях. Затем сопоставляет статистические материалы по годам, что позволяет получить наглядное представление о тенденциях роста (или снижения) грамотности учеников как в целом, так и по отдельным типам орфограмм и пунктуацион­ных правил. Потом студент ищет причину возникших трудностей в работе учителя и учащихся и на основе диагностики осуществляет выбор методов из числа возможных вариантов, что и будет служить основой оптимизации обучения. При этом следует учитывать, что приводимые факты и результаты их количественной обработки должны быть достоверными. Анализ результатов эксперимента проводится в различных показателях: в процентах, в виде диаграмм, схем, графиков, окружностей.

При формулировании выводов необходимо учитывать следующее:

1) выводы должны быть нетривиальными, неочевидными;

2) в качестве выводов следует обобщить полученные конечные
результаты исследования, не ограничиваясь простым перечислением того, что было выполнено («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.);

3) при формулировании выводов целесообразно приводить те положе­ния, которые важны для изложения последующего материала.

В заключении обобщаются результаты проведенного исследования и намечаются возможные пути его дальнейшего продолжения. Заключение пред­ставляет собой самую маленькую по объему (около 5 % всего текста) часть работы, поэтому должно быть кратким, но емким. В нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.

Библиография. Список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. В список лите­ратуры включаются, как правило, не только те источники, на которые в рабо­те имеются библиографические ссылки, но и те, которые изучались при ис­следовании темы работы. В библиографический список могут входить монографии, учебники и учебные пособия, сборники научных работ по лингвистике, пси­хологии, психолингвистике, когнитивной лингвистике, статьи периодической печати, сборники, осве­щающие опыт работы школ и отдельных учителей, и др.

Приложение. Эта часть не обязательна для ВКР. В нее обычно поме­щается материал, который не вошел в основную часть ВКР. В приложении могут содержаться расшифрованные магнитофонные записи спонтанной устной речи младших школьников, даваться ксерокопии пись­менных работ учащихся начальных классов, представляться результаты лин­гвистического эксперимента, даваться таблицы, отражающие результаты обработки изучаемого материала методами математической статистики и пр. ВКР может иметь в качестве приложения фотографии, рисунки, чертежи, графики, диаграммы. Все содержа­щиеся в приложении материалы должны быть снабжены необходимыми по­яснениями, обеспечивающими их восприятие, понимание. Приложений может быть несколько.

Написание ВКР

Думать легко.

 Писать трудно.

Р.Л. де ла Серна

 

Перед началом написания работы отдельные студенты испытывают так называемый «стресс чистого листа»: студенту непонятно, как может в его го­лове появиться логически связный текст достаточно большого объема. В этом случае можно дать такой совет: начинайте писать свою работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного.

Довольно многих студентов сдерживает неуверенность в своих способ­ностях и возможностях. Рекомендации современного психолога В.Л. Худякова помогут студенту управлять своим творческим потенциалом:

1. Постоянно сужайте проблему в ходе решения.

2. Определите время суток, когда вы наиболее способны к производст­ву идей.

3. Тщательно формулируйте проблему, избегая того, чтобы в форму­лировке уже предполагался ответ.

4. Никогда не удовлетворяйтесь вещами, наблюдая их такими, какие они есть.

5. Старайтесь строить большие идеи из малых.

6. Не останавливайтесь на трудно решаемом частном вопросе, переша­гивайте его, двигайтесь на следующую ступень.

7. Всегда записывайте важные идеи, так как они сразу же теряются.

8. Всегда обращайтесь к людям за помощью. Пусть даже они дадут вам неверное объяснение, но лично для вас многое может стать ясным. Апробируйте свою идею на людях. Взгляды других всегда дают свежую точку зрения, обновляя тем самым и Вашу [цит. по: Грекова, Кузьминова, 87].

Средством реализации информации для студента при написании ВКР является научная речь. Существуют следующие специфические черты науч­ного стиля как особой функционально-стилевой разновидности литературно­го языка: отвлеченность, подчеркнутая логичность, терминологичность, смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность и др.

Д.С. Лихачев выделяет следующие требования к научному стилю:

1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы.

2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.

3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.

4. Главное достояние научного языка – ясность.

5. Другое достоинство научного языка – легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.

6. Переход от одной фразы к другой должен быть логическим и естественным, «незамеченным».

7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух, надо прочи­тать написанное вслух для себя.

8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что ими заменено.

9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном тексте всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые происходят от бедности языка.

10. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с не­которой остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора.

 11. Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем разница. Не употребляйте слова впечатляющий. Вообще, будьте осторожны со словами, которые так и лезут под пе­ро, – словами-«новоделами» [цит. по: Колесникова, 16-17].

Таким образом, научный стиль лишен экспрессивности, характеризует­ся стремлением к точности, конкретности, лаконизму, объективности изло­жения, а также употреблением слов с абстрактной семантикой и наличием терминов. Термин – "это слово или словосочетание, употребляющееся для точного наименования специальных понятий в области производства, науки, искусства" [Гольцова, 45-46]. Термин характеризуется точностью, краткостью, однозначностью, простотой и понятностью, стилистической нейтральностью и отсутствием экспрессии. В одном выска­зывании не должно быть терминов-синонимов, поскольку синонимичные слова имеют, кроме сходства, и различия.

Итак, студент должен запомнить главное: все дело не в прирожденных способностях, а в усердии. Именно усердие и настойчивость и есть способ­ность. Ведь недаром говорят: «Один процент таланта и девяносто девять процентов терпения – вот вам и гений». А один процент таланта имеется практически у всех.

Оформление ВКР

Придать работе форму означает во многом

повлиять и на ее сущность, и на методологию.

У. Эко

 

Оформление ВКР представляет весьма важный этап, который занимает значительное количество времени, поэтому к нему студент должен присту­пить после получения консультации от научного руководителя.

Общий объем ВКР бакалавра должен составлять не менее 40 листов печатного текста без приложений, но не превышать 70-80 страниц печатного текста с полуторным интервалом. Превышение данного объема нецелесообразно. В данный объем не включаются приложения и список литературы. Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается ис­правлять подчисткой или закрашиванием штрихом и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черной тушью (шариковой ручкой) рукописным способом.

Работа подготавливается с использованием стандартных листов белой односортной бумаги формата А4 (210X297 мм) и должна иметь твердый пе­реплет. Текст ВКР набирается в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows с соблюдением следующих параметров: межстрочный интервал – полуторный; абзацный отступ – 1, 25; верхнее поле – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см; шрифт – Times New Roman, 14 пт. В каждой строке должно умещаться порядка 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Текст работы должен быть выров­нен по ширине страницы. Установка функций автоматического переноса обязательна. Работа должна иметь сквозную нумерацию араб­скими цифрами. Номер ставится в центре страницы внизу без точки в конце. Писать следует на одной стороне листа. Титульный лист включается в об­щую нумерацию страниц, но на нем самом номер не проставляется. На вто­рой странице приводится план работы. У каждого пункта плана проставля­ются страницы.

Заголовки, представленные в содержании работы, должны точно повторять заголовки в тексте, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику работы. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно двум интервалам. Подчеркивание заголовков не допускается. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом (5 знаков).

Написание каждой главы или раздела ВКР начинают на но­вой странице, цитаты заключают в кавычки, а литературные источники, из которых они приводятся, указывают следую­щим образом: в квадратных скобках записывают фамилию, а затем через за­пятую страницу, например:

По словам Ж. Пиаже, у ребенка "мир физический и мир мысли еще со­ставляют неразличимый комплекс, причинность и мотивировка еще смеша­ны" [Пиаже, 224].

Если используется несколько книг одного автора, то ставится год изда­ния книги, например:

Именно к 6-7-летнему возрасту "человек становится обладателем язы­кового механизма, своего рода персонального компьютера, который откры­вает перед ним новые когнитивно-коммуникативные возможности" [Се­дов 1999, 16].

При цитировании не по первоисточнику следует указать: «цит. по:», например:

По мнению Г. Хармана, "язык является главным топиком когнитивной науки. Частично это связано с тем, что язык отражает познание в качестве главного средства выражения мысли, так что изучение языка - это некий косвенный путь изучения познания. Возможно также, что язык оказывает влияние на познание, воздействуя на то, какими понятиями обладают он или она и какие мысли придут в голову ей или ему" [цит. по: Кубрякова, 41].

При пропуске цитирующим нескольких слов вместо них следует поста­вить три точки, например:

Прежде чем перейти к рассмотрению определений синонимов, уместно напомнить, что еще Аристотель говорил: "Определение бывает только у сущности... Определение есть словесное обозначение сути бытия... Опре­деление, это - формулировка понятия" [Аристотель, 126].

При цитировании надо воспроизводить в точности разрядку, курсив и другие выделения, сделанные автором, и не вносить в цитату каких-либо собственных выделений и подчеркиваний без специаль­ных пояснений, на­пример:

Так, В.М. Солнцев отмечает: "Различие между понятием и значением в том, что значение есть «упрощенное понятие», есть стабильное в понятии, тот минимум признаков понятия, который закрепляется за знаком языка и который необходим, чтобы данный знак приобрел общест­венную значимость" [Солнцев, 111].

Подстрочные ссылки оформляются на странице внизу с помощью от­сылок в форме арабских цифр (1,2,3) или, реже, звездочек (* ** ***) при не­большом количестве ссылок, например:

«Из всех систем (фактически подсистем, частных систем), которые лин­гвисты обнаруживают в языке, лексическая система [3] – самая подвижная, ох­ватывающая названиями все многообразие предметов и явлений окружающе­го мира, все, что касается природы и человека, вещей и идей».

Совершенно неприемлемо, когда цитата занимает целую страницу текста, а то и больше. Если цитата очень велика, то в этом случае часть цитаты излагают своими словами, но с обязатель­ной ссылкой на первоисточник.

В научных текстах принята единая система сокращений. Обязательно нужно сокращать слова «век», «год» при указании конкретных дат и просто хронологических границ описываемых явлений и событий. Когда эти слова употребляются в единственном числе, при сокращении оставляется только первая буква: 1973 г., XX в. Если речь идет о нескольких годах или веках, или о периоде, длившемся с такого-то года по такой-то или на протяжении нескольких веков, первая буква слова «век» или «год» удваивается: 1992 –1995 гг., Х–XI вв.

В конце предложения принято пользоваться установленными сокраще­ниями некоторых слов и оборотов, например: «и др.» (и другие), «и т.п.» (и тому подобное), «и т.д.» (и так далее), «и пр.» (и прочее). Внутри предло­жения такие сокращения не допускаются.

Если в работе принята особая система сокращений слов или наимено­ваний, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений с со­ответствующими разъяснениями, который помещают в конце работы перед списком литературы. Пример оформления перечня принятых сокращений приведен в приложении 6.

Существуют правила оформления числительных в научных текстах. Порядковые числительные – «первый», «четвертый», «сто пятый» пишутся словами, а не цифрами. Простые количественные числительные в тексте пишутся словами: «в течение шести лет», «сроком до пяти месяцев». Сложные количественные числительные записываются цифрами: «120 лет», «378 человек». В тех случаях, когда числительным начинается новый абзац, оно записывается словами. Если порядковое числительное следует за суще­ствительным, к которому относится, то оно пишется цифрой без падежного окончания: «в параграфе 1», «на рис. 9». Порядковые числительные, запи­санные римскими цифрами, никогда не имеют падежных окончаний: «в XX веке», а не «в ХХ-ом веке».

Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий книг (при отсутствии фамилии автора). Инициалы авторов указываются после фамилий. В тексте же работы инициалы всегда ставятся перед фамилией. Нумерация источников не используется. Источники на иностранных язы­ках располагаются в списке после всех русскоязычных источников в порядке латинского алфавита. Для названий городов в библиографических описаниях приняты специальные сокращения: Москва – М., Санкт-Петербург – СПб., Ленинград – Л., Киев – К., Нижний Новгород – Н. Новгород; Ростов-на-Дону – Ростов н/Д. Названия всех остальных городов должны указы­ваться полностью: Таганрог, Самара, Оренбург и т.д. В том случае, если книга имеет два места издания, то они указываются через точку с запятой: М.: Институт практи­ческой психологии; Воронеж: МОДЭК. Образец оформления списка литературы см. в приложении 7.

Если в тексте содержатся таблицы и рисунки, то их следует нумеро­вать. Обычно таблицы используют для лучшей наглядности и удобства срав­нения показателей. Они оформляются следующим образом. Справа на стра­нице пишется слово «Таблица» и сразу же указывается ее порядковый номер в работе. Знак «№» не пишется, точка после слова «Таблица» не ставится. Слово «Таблица», заголовок и порядковый номер таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слово «Продолжение» или, например, «Продолжение таблицы 2». Образец оформ­ления таблиц см. в приложении 8.

Приложения выполняются, как правило, на листах формата А4. Допус­кается выполнять приложения на листах формата АЗ, А4ХЗ, А4Х4, А2 и А1. Характер приложения определяется автором самостоятельно, исходя из со­держания работы. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верх­нем углу слова «Приложение» (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Приложение должно иметь заголовок, который пишется с новой строки. Нумерация страниц, на которых делается приложение, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Правила академического этикета исключают использование в работе местоимения первого лица единственного числа.

Представ­ляемая студентом ВКР должна быть четкой и аккуратной по оформлению. После текста заключения работа подписывается автором с указанием фамилии и инициалов и представляется научному руководителю.

Подготовка к защите ВКР и ее защита

Каждый читатель сам сложит свою

книгу в одно целое и получит от нее,

как от зеркала, столько, сколько в нее

вложит, потому что от истины нельзя

получить больше, чем вы в нее вложили.

М. Павич

 

Полностью выполненную ВКР студент представляет научному руководителю для ее предварительной оценки. После прочтения и возвращения работы руководителем следует доработать материал с учетом сделанных замечаний.

Одним из важных этапов, завершающим процесс написания ВКР, явля­ется также ее исправление по замечаниям рецензента. Если ре­цензия содержит заключение о том, что «работа не допущена к защите», то ее следует переработать исходя из требований рецензента, а затем повторно представить ВКР рецензенту. В том случае, если работа допущена к защите, но нуждается в определенной корректировке, о чем сообщается в рецензии, студент обязан провести доработку и внести необходимые изменения и до­полнения уже непосредственно в текст ВКР. Образец оформления рецензии дан в приложении 9.

Приведем критерии оценки ВКР, с учетом которых данный вид студен­ческого учебного исследования оценивается научным руководителем и ре­цензентом:

1. Полнота и глубина раскрытия темы в целом.

2. Обоснованность выделения вопросов, намеченных для рассмотрения, четкость их постановки, правильность и глубина их раскрытия.

3. Степень «начитанности» по избранной проблеме, т.е. широта знания соответствующей литературы и уровень ее осмысления.

4. Владение навыками работы с литературными источниками, в частно­сти навыками цитирования, грамотного пересказа, реферирования и т.д.

5. Наличие собственного мнения студента относительно отдельных теоретических положений и их реализации на практике, собственных замеча­ний, комментариев, иллюстраций к тем или иным положениям исследования, са­мостоятельно выполненного анализа литературы, школьного учебника и др.

6. Наличие описания и анализа собственного опыта педагогической ра­боты, а также опыта работы коллег.

7. Композиционная стройность текста.

8. Грамотность оформления материала: соответствующее оформление цитат, ссылок, списка литературы; грамматическая правильность речи (со­блюдение норм литературного языка), четкость, точность выражения мысли; орфографическая и пунктуационная грамотность [см. Соловейчик, 8-9].

В приложении 10 приводятся критерии и показатели выполнения ВКР, представленные в таблице [см. Колесникова, Семенова, 18-21].

Таким образом, в целом ВКР должна представлять собой содержатель­ное, глубокое и завершенное научное исследование, которое должно отли­чаться обширностью привлеченного фактического материала, тонкостью и строгостью его анализа, объективностью и обоснованностью выводов, кон­цептуальной и композиционной стройностью, теоретической и практической значимостью результатов исследования.

Защита ВКР проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Формой защиты является выступление студента (15-20 минут), подготовленное в тезисном виде с предельно четким изложением сути проблемы и аргументацией полученных выводов. В выступлении затрагивается актуальность выбранной темы, теорети­ческие и методические основы работы, суммируются и обобщенно излагают­ся полученные в ходе исследования результаты. Вся информация, которая прозвучит в выступлении, должна быть идентичной той, которая содержится в ВКР – иметь ту же терминологию, раскрывать те же задачи.

Студент-выпускник в своей работе должен показать глубину теоретических знаний в рамках избранной специальности, умение их применять при решении конкретных практических задач, владеть методикой исследования, грамотно излагать материал и аргументировать полученные выводы.

При формулировке темы в начале своего выступления студент может использовать, например, такие выражения:

Наше выступление посвящено чему?

Темой нашего выступления является рассмотрение чего?

В нашем выступлении мы рассмотрим что? остановимся на чем? за­тронем проблему чего?

В конце выступления необходимо коснуться практической значимости результатов исследования. Образец выступления на защите дан в приложении 11.

Выступление должно сопровождаться иллюстративным материалом, представленным в форме электронной презентации, который создается с помощью программы PowerPoint. Можно выделить следующие типичные ошибки при подготовке презентации: большой объем текста на слайдах при минимальном использовании информации, представленной в виде рисунков, фотографий, графиков, диаграмм, изображений, эскизов, схем и пр.; обилие крупных таблиц; ошибки в названиях; неправильно подобранные гарнитуры: некорректный выбор цветовой гаммы и фона, шрифта, что усложняет чтение текста презентации. Если автор исследования располагает заранее подготовленными на­глядными пособиями, чертежами, графиками, таблицами, которые могут по­мочь донести его идеи до слушателей, то их нужно разместить на доске перед началом выступления. Они должны быть выполнены на больших листах плотной бумаги, крупно и четко.

Предложим пример оформления презентации к ВКР:

Слайд 1. Титульный лист. Образец его оформления можно найти в Положении о порядке проведения государственных аттестационных испытаний по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата конкретного вуза.

Слайд 2. Цель ВКР. Описание цели, указанной в тексте ВКР.

Слайд 3. Задачи ВКР. Перечисляются сформулированные студентом задачи ВКР.

Слайд 4. Объект и предмет исследования ВКР.

Слайд 5. Гипотеза исследования.

Слайд 6. Методология исследования.

Слайд 7. Результаты практической или экспериментальной части исследования.

Слайд 8. Выводы и заключение ВКР.

Порядок обсуждения ВКР предусматривает ответы студента на вопросы членов государственной итоговой аттестации (ГИК) и других лиц, присутствующих на защите; выступление научного руководителя и рецензента (присутствие последнего необязательно; в этом случае заключение рецензента оглашает председатель комиссии); ответы выпускника на замечания; дискуссию по защищаемой работе. Председательствующий обычно предлагает два варианта подготовки ответов на вопросы. Первый вариант заключается в записи всех вопросов, обдумывании и изложении ответов на каждый из них. Второй вариант предполагает формулирование ответа сразу после получения вопроса. Если студенту предоставлено право отвечать на вопросы после того, как все члены комиссии их задали, то при записи формулировки вопроса ему целе­сообразно отметить для себя автора вопроса, а ответ начинать фразой: «На вопрос доцента Ольги Ивановны Ивановой относительно...». Не нужно торопиться отвечать на вопрос. Его необходимо выслушать до конца и понять. В случае, если вопрос не понят, надо попросить повторить его. Обычно второй раз тот же вопрос звучит уже в другой форме, которая может быть более понятной.

Несмотря на то, что студент к защите работы детально разобрался во всех аспектах исследованной темы, некоторые вопросы могут оказаться для него затруднительными. Из сложной ситуации достаточно легко позволяют выйти следующие универсальные ответы: «Исследование данной проблемы не входило в поставленные в работе задачи [Семенова 2005, 17].

Данная проблема представляется весьма интересной, и в дальнейшей своей работе мы постараемся определить пути ее решения» или «Задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ лингвистической литературы показывает, что...».

Студенту предоставляется также право ответить на вопросы и замечан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.09 с.)