Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение научно-методической литературы
И педагогического опыта Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах. В.Я. Брюсов
После выбора темы студент приступает к подбору литературы по проблеме исследования, ознакомлению с ней и составлению библиографии. Опыт написания работы показывает, что при подборе литературы целесообразно заполнять библиографические карточки. В карточке пишутся фамилия и инициалы автора; полное название книги; название города, в котором вышла книга; название выпустившего книгу издательства (без кавычек); год издания; общее количество страниц (образец см. в приложении 3). В том случае, если книга библиотечная, записывается ее шифр. Данные о статьях, опубликованных в сборниках или периодических изданиях, записываются в библиографической карточке так: фамилия и инициалы автора; название статьи (главы, раздела); название сборника или периодического издания, в котором помещена статья (без кавычек); год издания; номер; номера первой и последней страниц статьи (образец см. в приложении 3). О статьях, опубликованных в том или ином журнале за год, можно узнать в последнем номере этого журнала. При составлении библиографии необходимо ознакомиться с новой лингвистической литературой, пособиями по общим проблемам методики преподавания русского языка, а также с последними журнальными публикациями (см. журналы «Вопросы языкознания», «Русская речь», «Русская словесность», «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус», «Начальная школа плюс До и После», журналы ИД «Первое сентября» и др.). Информацию об этих изданиях можно получить, посоветовавшись с научным руководителем, обратившись к каталогам библиотеки или на другие кафедры института. Для полного раскрытия темы ВКР недостаточно только ознакомиться с литературой по проблеме исследования; требуется также изучить и попытаться обобщить передовой педагогический опыт, ибо именно в опыте школ рождаются новые методические приемы, а передовые учителя показывают высокое мастерство воспитания и обучения. На основе изучения литературы студент продолжает накапливать нужные ему сведения и собирать научные факты по проблеме исследования. Наблюдая и анализируя учебно-воспитательный процесс во время педагогической практики, студент получает необходимые материалы, которые позволяют ему проиллюстрировать теоретические положения работы.
Материалом для исследования могут послужить, например, сочинения учеников начальной школы, обучающихся по различным программам, тексты магнитофонных записей речи детей младшего школьного возраста, результаты анализа экспериментальных данных и т.д. В процессе сбора материала для исследования и его обработки автор работы может выдвинуть гипотезу,[1] правомерность которой в результате исследования должна быть доказана или опровергнута. Чтобы понять, насколько книга может помочь в работе, достаточно просмотреть ее оглавление, введение и заключение, предметный и именной указатель, а также просто перелистать ее и в случае необходимости сделать на отдельных листах или карточках выписки цитат, что обеспечит возможность использования их в процессе работы [Семенова 2005, 11]. Цитата – "точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста" [Колесникова, 113]. Цитирование – необходимое условие научной работы. Однако студент должен помнить, что ВКР – это не подборка цитат, а изучение уже существующих исследований по данной проблеме и их творческое применение, поэтому работа не должна быть излишне перегружена цитатами. Умберто Эко в книге «Как написать дипломную работу» приводит десять правил цитирования. Перечислим некоторые из них: Правило 1. Отрывки, предназначенные для интерпретации, должны быть не слишком коротки и не слишком длинны. Правило 2. Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют высказанное вами мнение. Правило 3. Предполагается, что вы солидарны с тем, что цитируете, за исключением случаев, когда перед цитатой или после нее помещена ваша полемическая оговорка. Правило 4. При любом цитировании должно быть ясно, кто автор фразы и на какой печатный либо рукописный источник ссылается текст. Правило 5. Цитаты должны быть абсолютно точны. Слова должны приводиться в той же форме, в которой стоят в источнике [см. Эко, 177-187].
Цитату можно ввести в контекст различными способами: Автор пишет (подчеркивает, указывает): «... ». Сам ученый говорит по этому поводу следующее: «...». «..., – пишет (отмечает, подчеркивает) автор, –...». «..., – подчеркивается (указывается) в работе, –...». В итоге делается такой вывод: «...». В заключение автор пишет: «...». Если студент хочет передать мысль автора своими словами (непрямое цитирование), то делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например: Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро). Д. Дидро говорил, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д. Дидро любил повторять, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. У Д. Дидро мы встречаем мысль о том, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. Люди перестают мыслить, по мнению Д. Дидро, когда перестают читать. Люди перестают мыслить, по словам Д. Дидро, когда перестают читать. Люди перестают мыслить, как считал Д. Дидро, когда перестают читать. По мнению Д. Дидро, люди перестают мыслить, когда перестают читать. В последние годы все большую помощь в научной работе оказывает компьютерная сеть Интернет. Пользуясь этим каналом получения информации, студент может узнать все необходимое с минимальными затратами труда и в кратчайший срок. Кроме того, в Интернете можно найти информацию, которая никогда не публиковалась в книгах и периодических изданиях. Перечислим адреса некоторых сайтов: универсальные поисковые системы – www. yandex / rambler.ru и др. https://eee-science.ru/science-technology-and-life-2018; http: // www. auditorium; http: // www. environment; http: // www. gramota; http: // www. mtu-net. ru / balass; http: // www. openworld. ru / school; http: // www. philol.msu. ru; http: // www. ruthenia. ru; http: // www. rvb.ru; http: // www. sci. cognitive; http: // www. sci. edu. 1.3. Определение содержания и структуры ВКР, составление плана Я кажусь самому себе мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим, но океан неизведанного лежит передо мной. В.В. Виноградов
ВКР, как и любое научное исследование, имеет определенную структуру. Структура работы состоит из следующих элементов: 1) титульный лист; 2) план-оглавление; 3) введение; 4) основная часть, состоящая из глав и параграфов; 5) заключение; 6) библиография (список использованной литературы); 7) приложения (если они имеются). Титульный лист должен быть оформлен согласно существующим правилам. В приложении 4 приводится образец его оформления. После систематизации прочитанного материала и выделения тех основных положений, которые будут раскрываться при написании ВКР, студент переходит к составлению первоначального варианта плана. В процессе работы над темойстудент может вносить в первоначально составленный план необходимые дополнения и изменения, тем самым продолжая его уточнять, конкретизировать и совершенствовать. Нецелесообразно составным частям работы давать названия, совпадающие с названиями вопросов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. Такой подход сковывает творческие возможности студента и создает предпосылки для механического переписывания этих источников, что, несомненно, будет отмечено научным руководителем и рецензентом. Научный руководитель знакомится с развернутым планом ВКРи в случае необходимости дает указания о его доработке. Примерный вариант плана ВКР дан в приложении 5.
Введение. Введение по объему занимает примерно 10 % от всего текста. В нем обосновывается выбор и актуальность темы; определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, методы, приемы его выполнения; характеризуется научная новизна и устанавливается практическая ценность работы. Введение следует писать в соответствии с существующим стандартом, последовательно переходя от одного предусмотренного им пункта к другому. Введение обязательно следует начинать с обоснования актуальности выбранной темы. Актуальность исследования определяется степенью разработанности его темы, наличием различных концепций в отношении изучаемой проблемы, отсутствием современных подходов в практическом решении поставленных вопросов. Затем необходимо сформулировать цель исследования, поставить конкретные задачи, обусловленные этой целью, определить объект и предмет исследования, обосновать применение того или иного метода исследования. Основная часть,как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на два-три подраздела или параграфа. Написание каждой главы ВКР имеет свои особенности. Первая глава включает в себя материал преимущественно теоретического характера. В ней освещается состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, раскрывается история и теория вопроса, проводится сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий [2] и методик изучения темы, определяется понятийный аппарат исследования. В процессе анализа литературы особое внимание следует обратить на неизученность того или иного аспекта проблемы. Это позволит наметить направление исследования и те вопросы, которые нужно решить в предстоящей работе. Изложение взглядов различных авторов и формирование собственной позиции повышает ценность работы, способствует более глубокому и всестороннему освещению избранной темы. В выводах по первой главе должны быть определены теоретические положения, на которые автор работы будет опираться в ходе дальнейшего исследования. Во второй и третьей главах содержится материал не только теоретического, а большей частью практического характера. Если работа имеет практический или опытно-экспериментальный характер, то содержание второй или третьей глав представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. Именно здесь излагаются результаты изучения уровня знаний и умений учащихся, выясняются причины их успехов и неудач, диагностируются ошибки и прогнозируются результаты обучения. Практическая часть может включать в себя также систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения и т.п.) с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению.Например, на протяжении какого-то времени студент фиксирует сведения о типичных орфографических и пунктуационных ошибках школьников в диктантах и сочинениях. Затем сопоставляет статистические материалы по годам, что позволяет получить наглядное представление о тенденциях роста (или снижения) грамотности учеников как в целом, так и по отдельным типам орфограмм и пунктуационных правил. Потом студент ищет причину возникших трудностей в работе учителя и учащихся и на основе диагностики осуществляет выбор методов из числа возможных вариантов, что и будет служить основой оптимизации обучения. При этом следует учитывать, что приводимые факты и результаты их количественной обработки должны быть достоверными. Анализ результатов эксперимента проводится в различных показателях: в процентах, в виде диаграмм, схем, графиков, окружностей.
При формулировании выводов необходимо учитывать следующее: 1) выводы должны быть нетривиальными, неочевидными; 2) в качестве выводов следует обобщить полученные конечные 3) при формулировании выводов целесообразно приводить те положения, которые важны для изложения последующего материала. В заключении обобщаются результаты проведенного исследования и намечаются возможные пути его дальнейшего продолжения. Заключение представляет собой самую маленькую по объему (около 5 % всего текста) часть работы, поэтому должно быть кратким, но емким. В нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. Библиография. Список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. В список литературы включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые изучались при исследовании темы работы. В библиографический список могут входить монографии, учебники и учебные пособия, сборники научных работ по лингвистике, психологии, психолингвистике, когнитивной лингвистике, статьи периодической печати, сборники, освещающие опыт работы школ и отдельных учителей, и др. Приложение. Эта часть не обязательна для ВКР. В нее обычно помещается материал, который не вошел в основную часть ВКР. В приложении могут содержаться расшифрованные магнитофонные записи спонтанной устной речи младших школьников, даваться ксерокопии письменных работ учащихся начальных классов, представляться результаты лингвистического эксперимента, даваться таблицы, отражающие результаты обработки изучаемого материала методами математической статистики и пр. ВКР может иметь в качестве приложения фотографии, рисунки, чертежи, графики, диаграммы. Все содержащиеся в приложении материалы должны быть снабжены необходимыми пояснениями, обеспечивающими их восприятие, понимание. Приложений может быть несколько.
Написание ВКР Думать легко. Писать трудно. Р.Л. де ла Серна
Перед началом написания работы отдельные студенты испытывают так называемый «стресс чистого листа»: студенту непонятно, как может в его голове появиться логически связный текст достаточно большого объема. В этом случае можно дать такой совет: начинайте писать свою работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного. Довольно многих студентов сдерживает неуверенность в своих способностях и возможностях. Рекомендации современного психолога В.Л. Худякова помогут студенту управлять своим творческим потенциалом: 1. Постоянно сужайте проблему в ходе решения. 2. Определите время суток, когда вы наиболее способны к производству идей. 3. Тщательно формулируйте проблему, избегая того, чтобы в формулировке уже предполагался ответ. 4. Никогда не удовлетворяйтесь вещами, наблюдая их такими, какие они есть. 5. Старайтесь строить большие идеи из малых. 6. Не останавливайтесь на трудно решаемом частном вопросе, перешагивайте его, двигайтесь на следующую ступень. 7. Всегда записывайте важные идеи, так как они сразу же теряются. 8. Всегда обращайтесь к людям за помощью. Пусть даже они дадут вам неверное объяснение, но лично для вас многое может стать ясным. Апробируйте свою идею на людях. Взгляды других всегда дают свежую точку зрения, обновляя тем самым и Вашу [цит. по: Грекова, Кузьминова, 87]. Средством реализации информации для студента при написании ВКР является научная речь. Существуют следующие специфические черты научного стиля как особой функционально-стилевой разновидности литературного языка: отвлеченность, подчеркнутая логичность, терминологичность, смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность и др. Д.С. Лихачев выделяет следующие требования к научному стилю: 1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы. 2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы. 3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена. 4. Главное достояние научного языка – ясность. 5. Другое достоинство научного языка – легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота. 6. Переход от одной фразы к другой должен быть логическим и естественным, «незамеченным». 7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух, надо прочитать написанное вслух для себя. 8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что ими заменено. 9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном тексте всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые происходят от бедности языка. 10. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора. 11. Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем разница. Не употребляйте слова впечатляющий. Вообще, будьте осторожны со словами, которые так и лезут под перо, – словами-«новоделами» [цит. по: Колесникова, 16-17]. Таким образом, научный стиль лишен экспрессивности, характеризуется стремлением к точности, конкретности, лаконизму, объективности изложения, а также употреблением слов с абстрактной семантикой и наличием терминов. Термин – "это слово или словосочетание, употребляющееся для точного наименования специальных понятий в области производства, науки, искусства" [Гольцова, 45-46]. Термин характеризуется точностью, краткостью, однозначностью, простотой и понятностью, стилистической нейтральностью и отсутствием экспрессии. В одном высказывании не должно быть терминов-синонимов, поскольку синонимичные слова имеют, кроме сходства, и различия. Итак, студент должен запомнить главное: все дело не в прирожденных способностях, а в усердии. Именно усердие и настойчивость и есть способность. Ведь недаром говорят: «Один процент таланта и девяносто девять процентов терпения – вот вам и гений». А один процент таланта имеется практически у всех. Оформление ВКР Придать работе форму означает во многом повлиять и на ее сущность, и на методологию. У. Эко
Оформление ВКР представляет весьма важный этап, который занимает значительное количество времени, поэтому к нему студент должен приступить после получения консультации от научного руководителя. Общий объем ВКР бакалавра должен составлять не менее 40 листов печатного текста без приложений, но не превышать 70-80 страниц печатного текста с полуторным интервалом. Превышение данного объема нецелесообразно. В данный объем не включаются приложения и список литературы. Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием штрихом и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черной тушью (шариковой ручкой) рукописным способом. Работа подготавливается с использованием стандартных листов белой односортной бумаги формата А4 (210X297 мм) и должна иметь твердый переплет. Текст ВКР набирается в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows с соблюдением следующих параметров: межстрочный интервал – полуторный; абзацный отступ – 1, 25; верхнее поле – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см; шрифт – Times New Roman, 14 пт. В каждой строке должно умещаться порядка 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Текст работы должен быть выровнен по ширине страницы. Установка функций автоматического переноса обязательна. Работа должна иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Номер ставится в центре страницы внизу без точки в конце. Писать следует на одной стороне листа. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем самом номер не проставляется. На второй странице приводится план работы. У каждого пункта плана проставляются страницы. Заголовки, представленные в содержании работы, должны точно повторять заголовки в тексте, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику работы. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно двум интервалам. Подчеркивание заголовков не допускается. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом (5 знаков). Написание каждой главы или раздела ВКР начинают на новой странице, цитаты заключают в кавычки, а литературные источники, из которых они приводятся, указывают следующим образом: в квадратных скобках записывают фамилию, а затем через запятую страницу, например: По словам Ж. Пиаже, у ребенка "мир физический и мир мысли еще составляют неразличимый комплекс, причинность и мотивировка еще смешаны" [Пиаже, 224]. Если используется несколько книг одного автора, то ставится год издания книги, например: Именно к 6-7-летнему возрасту "человек становится обладателем языкового механизма, своего рода персонального компьютера, который открывает перед ним новые когнитивно-коммуникативные возможности" [Седов 1999, 16]. При цитировании не по первоисточнику следует указать: «цит. по:», например: По мнению Г. Хармана, "язык является главным топиком когнитивной науки. Частично это связано с тем, что язык отражает познание в качестве главного средства выражения мысли, так что изучение языка - это некий косвенный путь изучения познания. Возможно также, что язык оказывает влияние на познание, воздействуя на то, какими понятиями обладают он или она и какие мысли придут в голову ей или ему" [цит. по: Кубрякова, 41]. При пропуске цитирующим нескольких слов вместо них следует поставить три точки, например: Прежде чем перейти к рассмотрению определений синонимов, уместно напомнить, что еще Аристотель говорил: "Определение бывает только у сущности... Определение есть словесное обозначение сути бытия... Определение, это - формулировка понятия" [Аристотель, 126]. При цитировании надо воспроизводить в точности разрядку, курсив и другие выделения, сделанные автором, и не вносить в цитату каких-либо собственных выделений и подчеркиваний без специальных пояснений, например: Так, В.М. Солнцев отмечает: "Различие между понятием и значением в том, что значение есть «упрощенное понятие», есть стабильное в понятии, тот минимум признаков понятия, который закрепляется за знаком языка и который необходим, чтобы данный знак приобрел общественную значимость" [Солнцев, 111]. Подстрочные ссылки оформляются на странице внизу с помощью отсылок в форме арабских цифр (1,2,3) или, реже, звездочек (* ** ***) при небольшом количестве ссылок, например: «Из всех систем (фактически подсистем, частных систем), которые лингвисты обнаруживают в языке, лексическая система [3] – самая подвижная, охватывающая названиями все многообразие предметов и явлений окружающего мира, все, что касается природы и человека, вещей и идей». Совершенно неприемлемо, когда цитата занимает целую страницу текста, а то и больше. Если цитата очень велика, то в этом случае часть цитаты излагают своими словами, но с обязательной ссылкой на первоисточник. В научных текстах принята единая система сокращений. Обязательно нужно сокращать слова «век», «год» при указании конкретных дат и просто хронологических границ описываемых явлений и событий. Когда эти слова употребляются в единственном числе, при сокращении оставляется только первая буква: 1973 г., XX в. Если речь идет о нескольких годах или веках, или о периоде, длившемся с такого-то года по такой-то или на протяжении нескольких веков, первая буква слова «век» или «год» удваивается: 1992 –1995 гг., Х–XI вв. В конце предложения принято пользоваться установленными сокращениями некоторых слов и оборотов, например: «и др.» (и другие), «и т.п.» (и тому подобное), «и т.д.» (и так далее), «и пр.» (и прочее). Внутри предложения такие сокращения не допускаются. Если в работе принята особая система сокращений слов или наименований, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений с соответствующими разъяснениями, который помещают в конце работы перед списком литературы. Пример оформления перечня принятых сокращений приведен в приложении 6. Существуют правила оформления числительных в научных текстах. Порядковые числительные – «первый», «четвертый», «сто пятый» пишутся словами, а не цифрами. Простые количественные числительные в тексте пишутся словами: «в течение шести лет», «сроком до пяти месяцев». Сложные количественные числительные записываются цифрами: «120 лет», «378 человек». В тех случаях, когда числительным начинается новый абзац, оно записывается словами. Если порядковое числительное следует за существительным, к которому относится, то оно пишется цифрой без падежного окончания: «в параграфе 1», «на рис. 9». Порядковые числительные, записанные римскими цифрами, никогда не имеют падежных окончаний: «в XX веке», а не «в ХХ-ом веке». Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий книг (при отсутствии фамилии автора). Инициалы авторов указываются после фамилий. В тексте же работы инициалы всегда ставятся перед фамилией. Нумерация источников не используется. Источники на иностранных языках располагаются в списке после всех русскоязычных источников в порядке латинского алфавита. Для названий городов в библиографических описаниях приняты специальные сокращения: Москва – М., Санкт-Петербург – СПб., Ленинград – Л., Киев – К., Нижний Новгород – Н. Новгород; Ростов-на-Дону – Ростов н/Д. Названия всех остальных городов должны указываться полностью: Таганрог, Самара, Оренбург и т.д. В том случае, если книга имеет два места издания, то они указываются через точку с запятой: М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК. Образец оформления списка литературы см. в приложении 7. Если в тексте содержатся таблицы и рисунки, то их следует нумеровать. Обычно таблицы используют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Они оформляются следующим образом. Справа на странице пишется слово «Таблица» и сразу же указывается ее порядковый номер в работе. Знак «№» не пишется, точка после слова «Таблица» не ставится. Слово «Таблица», заголовок и порядковый номер таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слово «Продолжение» или, например, «Продолжение таблицы 2». Образец оформления таблиц см. в приложении 8. Приложения выполняются, как правило, на листах формата А4. Допускается выполнять приложения на листах формата АЗ, А4ХЗ, А4Х4, А2 и А1. Характер приложения определяется автором самостоятельно, исходя из содержания работы. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Приложение должно иметь заголовок, который пишется с новой строки. Нумерация страниц, на которых делается приложение, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Правила академического этикета исключают использование в работе местоимения первого лица единственного числа. Представляемая студентом ВКР должна быть четкой и аккуратной по оформлению. После текста заключения работа подписывается автором с указанием фамилии и инициалов и представляется научному руководителю. Подготовка к защите ВКР и ее защита Каждый читатель сам сложит свою книгу в одно целое и получит от нее, как от зеркала, столько, сколько в нее вложит, потому что от истины нельзя получить больше, чем вы в нее вложили. М. Павич
Полностью выполненную ВКР студент представляет научному руководителю для ее предварительной оценки. После прочтения и возвращения работы руководителем следует доработать материал с учетом сделанных замечаний. Одним из важных этапов, завершающим процесс написания ВКР, является также ее исправление по замечаниям рецензента. Если рецензия содержит заключение о том, что «работа не допущена к защите», то ее следует переработать исходя из требований рецензента, а затем повторно представить ВКР рецензенту. В том случае, если работа допущена к защите, но нуждается в определенной корректировке, о чем сообщается в рецензии, студент обязан провести доработку и внести необходимые изменения и дополнения уже непосредственно в текст ВКР. Образец оформления рецензии дан в приложении 9. Приведем критерии оценки ВКР, с учетом которых данный вид студенческого учебного исследования оценивается научным руководителем и рецензентом: 1. Полнота и глубина раскрытия темы в целом. 2. Обоснованность выделения вопросов, намеченных для рассмотрения, четкость их постановки, правильность и глубина их раскрытия. 3. Степень «начитанности» по избранной проблеме, т.е. широта знания соответствующей литературы и уровень ее осмысления. 4. Владение навыками работы с литературными источниками, в частности навыками цитирования, грамотного пересказа, реферирования и т.д. 5. Наличие собственного мнения студента относительно отдельных теоретических положений и их реализации на практике, собственных замечаний, комментариев, иллюстраций к тем или иным положениям исследования, самостоятельно выполненного анализа литературы, школьного учебника и др. 6. Наличие описания и анализа собственного опыта педагогической работы, а также опыта работы коллег. 7. Композиционная стройность текста. 8. Грамотность оформления материала: соответствующее оформление цитат, ссылок, списка литературы; грамматическая правильность речи (соблюдение норм литературного языка), четкость, точность выражения мысли; орфографическая и пунктуационная грамотность [см. Соловейчик, 8-9]. В приложении 10 приводятся критерии и показатели выполнения ВКР, представленные в таблице [см. Колесникова, Семенова, 18-21]. Таким образом, в целом ВКР должна представлять собой содержательное, глубокое и завершенное научное исследование, которое должно отличаться обширностью привлеченного фактического материала, тонкостью и строгостью его анализа, объективностью и обоснованностью выводов, концептуальной и композиционной стройностью, теоретической и практической значимостью результатов исследования. Защита ВКР проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Формой защиты является выступление студента (15-20 минут), подготовленное в тезисном виде с предельно четким изложением сути проблемы и аргументацией полученных выводов. В выступлении затрагивается актуальность выбранной темы, теоретические и методические основы работы, суммируются и обобщенно излагаются полученные в ходе исследования результаты. Вся информация, которая прозвучит в выступлении, должна быть идентичной той, которая содержится в ВКР – иметь ту же терминологию, раскрывать те же задачи. Студент-выпускник в своей работе должен показать глубину теоретических знаний в рамках избранной специальности, умение их применять при решении конкретных практических задач, владеть методикой исследования, грамотно излагать материал и аргументировать полученные выводы. При формулировке темы в начале своего выступления студент может использовать, например, такие выражения: Наше выступление посвящено чему? Темой нашего выступления является рассмотрение чего? В нашем выступлении мы рассмотрим что? остановимся на чем? затронем проблему чего? В конце выступления необходимо коснуться практической значимости результатов исследования. Образец выступления на защите дан в приложении 11. Выступление должно сопровождаться иллюстративным материалом, представленным в форме электронной презентации, который создается с помощью программы PowerPoint. Можно выделить следующие типичные ошибки при подготовке презентации: большой объем текста на слайдах при минимальном использовании информации, представленной в виде рисунков, фотографий, графиков, диаграмм, изображений, эскизов, схем и пр.; обилие крупных таблиц; ошибки в названиях; неправильно подобранные гарнитуры: некорректный выбор цветовой гаммы и фона, шрифта, что усложняет чтение текста презентации. Если автор исследования располагает заранее подготовленными наглядными пособиями, чертежами, графиками, таблицами, которые могут помочь донести его идеи до слушателей, то их нужно разместить на доске перед началом выступления. Они должны быть выполнены на больших листах плотной бумаги, крупно и четко. Предложим пример оформления презентации к ВКР: Слайд 1. Титульный лист. Образец его оформления можно найти в Положении о порядке проведения государственных аттестационных испытаний по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата конкретного вуза. Слайд 2. Цель ВКР. Описание цели, указанной в тексте ВКР. Слайд 3. Задачи ВКР. Перечисляются сформулированные студентом задачи ВКР. Слайд 4. Объект и предмет исследования ВКР. Слайд 5. Гипотеза исследования. Слайд 6. Методология исследования. Слайд 7. Результаты практической или экспериментальной части исследования. Слайд 8. Выводы и заключение ВКР. Порядок обсуждения ВКР предусматривает ответы студента на вопросы членов государственной итоговой аттестации (ГИК) и других лиц, присутствующих на защите; выступление научного руководителя и рецензента (присутствие последнего необязательно; в этом случае заключение рецензента оглашает председатель комиссии); ответы выпускника на замечания; дискуссию по защищаемой работе. Председательствующий обычно предлагает два варианта подготовки ответов на вопросы. Первый вариант заключается в записи всех вопросов, обдумывании и изложении ответов на каждый из них. Второй вариант предполагает формулирование ответа сразу после получения вопроса. Если студенту предоставлено право отвечать на вопросы после того, как все члены комиссии их задали, то при записи формулировки вопроса ему целесообразно отметить для себя автора вопроса, а ответ начинать фразой: «На вопрос доцента Ольги Ивановны Ивановой относительно...». Не нужно торопиться отвечать на вопрос. Его необходимо выслушать до конца и понять. В случае, если вопрос не понят, надо попросить повторить его. Обычно второй раз тот же вопрос звучит уже в другой форме, которая может быть более понятной. Несмотря на то, что студент к защите работы детально разобрался во всех аспектах исследованной темы, некоторые вопросы могут оказаться для него затруднительными. Из сложной ситуации достаточно легко позволяют выйти следующие универсальные ответы: «Исследование данной проблемы не входило в поставленные в работе задачи [Семенова 2005, 17]. Данная проблема представляется весьма интересной, и в дальнейшей своей работе мы постараемся определить пути ее решения» или «Задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ лингвистической литературы показывает, что...». Студенту предоставляется также право ответить на вопросы и замечан
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.09 с.) |