Технологии театральной педагогики в развитии досуговых интересов подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии театральной педагогики в развитии досуговых интересов подростков



Качалова М.В., педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Олимп», студентка магистратуры кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств»

 

Статья посвящена работе театральной студии «Леля», анализу применения на занятиях технологий театральной педагогики и их роли в становлении досуговых приоритетов у подростков. Также выделены психологические особенности подросткового возраста и раскрыты главные факторы положительного влияния занятий театром на подростков-студийцев.

Современные тенденции в сфере образования направлены на выявление и развитие способностей ребенка, формирование его интересов и воспитание личностных качеств активного члена общества. Ежегодные молодежные форумы, съезды, фестивали, призванные привлечь внимание школьника ко всем сферам жизни государства, вовлечь в жизнь социума посредством не только школьных занятий, но и занятий во время его свободного времени, призваны помочь на пути становления активного будущего гражданина, способного к дальнейшему саморазвитию. Это позволяет констатировать, что и культурная, и образовательная политика государства направлены на формирование и воспитание духовно-нравственной личности, а вместе с тем – на удовлетворение широкого спектра потребностей культурного и социального характера.

Развитие досуговых интересов подростков было и остается важной задачей современного общества. Этот процесс постоянный и меняющийся под влиянием множества актуальных факторов: смена политических режимов, идеологических концептов, поколений, отказ от преемственности, снижение заинтересованности в национальных ценностях и традициях, увеличение влияния интернет-среды. На данном этапе исторического развития мы наблюдаем необходимость внедрения новых форм досуга, которые в процессе их влияния на подрастающее поколение призваны решить данную проблему.

Досуг, его потенциал и позитивное влияние на личность подлежит изучению в работах многих выдающихся научных деятелей: М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Н.Н. Седовой, В.З. Дуликова, Н.В. Шарковской, Р.Г. Салахутдинова, Н.Ф. Максютина, Ю.А. Стрельцова, А.П. Маркова и др. В данных работах понятие «досуг» неразрывно связано с понятием «культурно-досуговой деятельности» и рассматривается как наилучший инструмент, способствующий становлению социальной активности человека, вовлекая его в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.) [1, 2]. В различных исследованиях есть много вариаций определения «досуговый интерес», а также факторов его формирования у человека, но в большинстве работ делается акцент на личностной заинтересованности человека в выборе проведения своего свободного времени.

Важность формирования досуговых интересов ребёнка с раннего возраста не подвергается сомнению. Развитие духовно-нравственных интересов, умений и навыков, раскрытие творческого, спортивного потенциалов в детском возрасте способствует формированию активной и психологически здоровой личности в будущем. Особенно важно вызвать и развить досуговые интересы у детей подросткового возраста.

Подростковый возраст – переходный этап между детством и взрослостью, который связан с перестройкой организма. Во время него «формируется новый образ физического «Я», который влияет на мироощущение ребенка, его социализацию в том числе» [2, с. 142-143].

В своей работе И.Ю. Кулагина подчеркивает, что на данном этапе взросления физическое здоровье неразрывно связано с внутренним мироощущением. Физически неразвитый ребенок будет ощущать, что взрослые относятся к нему как к ребенку, а не взрослому человеку. Из-за этого может возникать чувство отверженности, чувство протеста, нежелание взаимодействовать со «взрослым» миром. Именно здесь и кроется главная опасность для подростка. Подобные эмоции вызывают в нем желание закрыться, чувство ненужности и непонимания своими сверстниками, а также родителями, побуждает неуверенного в себе подростка отгородиться от внешнего мира. Решением данной проблемы может послужить вовлечение подростка в театральную сферу посредством применения технологий театральной педагогики, позволяющие преодолеть трудности личностного роста. Разумеется, в этом контексте могут представлять интерес и современные компьютерные технологии, столь популярные в подростковой среде. Однако, в отличие от форм времяпрепровождения в виртуальной среде, время, посвященное театральному творчеству, всегда имеет исключительно положительный эффект.

В подростковом возрасте знакомство с исполнительской и общей театральной культурой приобретает особое значение. Строганов А.Е. в своей работе приводит цитату известного режиссера П. Брука: «Театр – это такое место, где философия перестает быть идеей, а становится живым, непосредственным опытом.... Все образы, создаваемые театром, все звуки, производимые театром, воспринимаются человеческим существом. И каждый из этих звуков, и каждый из этих образов оказывает воздействие на человека. И оно очень глубоко проникает в его организм» [3, с. 36]. Театр дает человеку возможность «прожить», то есть «проиграть» волнующий его момент в жизни. Именно через поиск во время репетиций, через процесс игры подросток может понять логику поведения не только персонажей на сцене, но и реальных людей в реальной жизни. Попадая в конфликтные ситуации на репетиции, он учится их решать, анализирует не только свои чувства и эмоции, но и логику поведения других актеров на сцене. Именно благодаря возможности «переживания» и «проживания» своих жизненных ситуаций на сцене создается психологически правильный эффект, а театральная педагогика становится приоритетным направлением для самовыражения подростков.

Среди выдающихся театральных педагогов России можно выделить М.С. Щепкина, Д.В. Давыдова, К.С. Станиславского, М.А. Чехова, Б.Е. Захаву, С.В. Гиппиус, Л.П. Новицкую, М.О. Кнебель. Ключевая задача опубликованных работ данных специалистов – помочь режиссёру или педагогу воспитать актера, который многогранен, который может вжиться в любой образ, творчески переработать его через призму собственного опыта, но также и развить все способности человеческого организма, ведь театр удивительным образом заключает в себе все виды искусства.

Именно синтетический характер театра является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся. Занимаясь в театральной студии, ребенок может проявить себя и как художник, и как музыкант, вокалист или талантливый организатор. И любое творчество поможет самобытно и ярко раскрыть природу личности ребенка-творца с учетом его психолого-возрастных особенностей и потребностей. Г.И. Щукина в своей работе пишет о том, что вышей формой активной деятельности учащихся является творческое её проявление [4, с. 200], то есть чем больше ребёнок активен в творчестве, тем более разносторонним и социально-активным он вырастет в будущем.

На практике эффективность применений театральных технологий в развитии досуговых интересов подростков доказана на примере воспитанников театральной студии «Леля» ГБУДОДДТ «Олимп». На протяжении 17 лет, данная театральная студия привлекает большое количество подростков в качестве не только студийцев, но и зрителей, состоящих на 70-80% из их сверстников. Почему? В ответе на вопрос о том, каким образом занятия в театре и премьеры его спектаклей пользуются популярностью из года в год, и кроется отгадка.

    Именно на сцене подросток может высказать то что он чувствует, использовать эмоции для роли. При разборе материала происходит глубокое погружение, переживание и осознание не только чувств персонажа, но и своих чувств. К тому же, материал, подбираемый педагогом для постановки, соответствует предпочтениям студийцев и актуален для постановки именно сейчас. Это очень важный критерий, ведь, если подросток не чувствует себя причастным, заинтересованным, а его мнением не становится важным для окружающих, то он теряет интерес и уходит с занятий. К тому же, многогранность театральных профессий также помогает подростку найти свое место, понять, что именно интересует его. При этом появляется возможность постоянно находиться в доброжелательной среде коллектива и чувствовать свою необходимость сверстникам. Это может вселить в подростка уверенность в себе, в своих эмоциях, переживаниях, в своих силах, что в свою очередь создает основу для дальнейших осознанных выборов как в профессиональных, так и в досуговых интересах. Невозможно не выделить такие позитивные аспекты влияния театральной педагогики как накапливание сценического опыта и мастерства оратора, выработку лидерских качеств, погружение в литературный материал и исторический контекст, возможность раскрепоститься, научиться лучше понимать себя и других.

В своей работе театральная студия «Леля» опирается на такие принципы педагогической деятельности, как личностно-ориентированный подход; систематичность занятий; изучение материала по принципу «спирали»; создание атмосферы добра, взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества в коллективе театра; комплексный подход к обучению. Система контроля знаний, умений и навыков осуществляется по следующим направлениям: текущий, промежуточный и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде наблюдения за результатами учебной деятельности, словесной оценки работы на занятии, при этом учитываются личностные особенности воспитанников. Программа построена так, что каждая предыдущая тема является базой для изучения последующего материала. Воспитанники приступают к изучению новой темы только в том случае, если они выполняют все задания, предусмотренные на предыдущем этапе, в соответствии с уровнем их способностей. Промежуточный контроль осуществляется с целью диагностики усвоения материала разделов образовательной программы в следующих формах: тренинги, открытые занятия, концерты для родителей студийцев. Итоговый контроль осуществляется в следующих формах: участие в конкурсах и фестивалях (городские, областные, всероссийские и международные), показательные выступления, проверочные занятия, отчетные концерты, творческие вечера.

Грамотный выбор репертуарного плана способствует воспитанию чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания воспитанников изучать театральное искусство. Сам процесс освоения театрального искусства всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в воспитанниках трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются только в хорошо организованном объединении, благодаря целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.

С популярностью занятий в театральной студии «Леля» также связана и результативность коллектива. Достижения и победы являются неотъемлемой и важной частью занятий, стимулирующей ребят на работу и новые свершения в будущем. Согласно статистике, более 40% воспитанников в течение предыдущего учебного года получили личные дипломы и грамоты различных уровней, а также более 80% в составе группы. Если сравнивать с достижениями прошлого 2019 года, то количество учащихся, стремящихся к личным победам и самореализации выросло на 20%, что говорит о позитивном и активном влиянии театральной педагогики на подростков-студийцев. Также наблюдается тенденция увеличения контингента среди студийцев подросткового возраста на 15% в сравнении с показателями прошлых лет.

Преподавание в театральной студии «Леля» ведется по двум образовательным программам: «Театральные игры» для начинающих и «Театр Леля» для подготовленных. Обе программы направлены на развитие творческого потенциала, формирование личностных проявлений, коррекции поведения, увеличения внимания и развития фантазии. С точки зрения перспектив развития следует отметить заинтересованность именно подростков в развитии своего тела и их желание дополнительно заниматься хореографией и пластикой. По результатам анкетирования 30 подростков-студийцев было выявлено, что более 80% не чувствуют себя уверенно в выражении себя посредством танца и хотели бы научиться этому. Это позволяет предположить, что добавление в образовательные программы занятий пластикой станет дополнительным стимулом и будет способствовать развитию досуговых интересов воспитанников театральной студии и зрительской аудитории.

Таким образом, театральное искусство, в силу своей многогранности, является прекрасным инструментом для развития досугового интереса подростков. Вовлечение в театральную среду оказывает позитивное и разностороннее влияние на подростка. В силу психофизических и психологических особенностей, подростки нуждаются в выплеске эмоций и переживаний, в возможности быть услышанными, в формулировании и выражении своего мнения, получении новых знаний. Благодаря тому, что занятия театром способны реализовать данные потребности, именно театр может помочь на пути становления личности и стать прекрасной формой проведения содержательного досуга, особенно в контексте значимости преодоления негативного воздействия виртуальных форм времяпрепровождения.

 

Библиография

1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. // С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Ассоц. музеев России. – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: ЭГО, 2001. – 287 с.

2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. // Ун-т Рос. акад. образования. – 5-е изд. – Москва: Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.

3. Строганов, А. Е. Психотерапия на базе театральных систем. Практическое руководство / А. Е. Строганов. – СПб.: Наука и Техника, 2008. – 496с. 

4. Прокудин, Ю. П. Творческая самореализация школьников средствами театрального искусства Ю. П. Прокудин, В.С. Акулинина. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов: 2011. – Вып. №5 (97)

 


Из опыта работы с молодежью в сфере образования

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА                     (на примере деятельности добровольческого отряда «Клуб молодых лидеров» ГБОУ школы № 163 Центрального района Санкт-Петербурга)

Смирнова Л.И., заместитель директора по воспитательной работе, методист ГБОУ школа № 163 Центрального района Санкт-Петербурга; Салимурзаев Т.М., учитель истории и обществознания, педагог ДО ГБОУ школа № 163 Центрального района Санкт-Петербурга

        

В статье описывается опыт работы с подростками по направлению добровольческой деятельности.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, ценности добровольчества.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» отмечается, что волонтёрство является одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания населения. В современном мире добровольчество – это не только труд на благо других, но и реальная возможность для нашей молодежи учиться быть гражданином, развивать свои гражданские и лидерские качества, найти им практическое применение, а в конечном итоге – своими действиями и своим участием изменять окружающую и свою жизнь к лучшему. Своей гражданской активностью отряд добровольцев «Клуба молодых лидеров» демонстрирует лучшие человеческие качества тем, кто в этом нуждается.

Отряд «Клуб молодых лидеров» объединяет ребят разного возраста с одинаковыми интересами и едиными ценностями, с которыми в обычной жизни они встречаются редко. Мероприятия отряда «Клуб молодых лидеров» способствуют сплочению их членов, позволяют познакомиться с внутренним миром каждого, расширить круг знакомств и друзей, необходимый для дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности. Включаясь в социальные практики, подростки знакомятся с представителями различных профессий: спортсменами, общественными деятелями, деятелями культуры и искусства, госслужащими. Часто эти люди играют значительную роль в дальнейшей судьбе молодежи. Реализуя социальные проекты и акции, подростки приобретают опыт работы по организации мероприятий. Добровольцы и активисты «Клуба молодых лидеров» являются победителями регионального этапа Международного конкурса «Уроки Победы» в номинации «Лучший школьный социальный проект» (при поддержке фонда «История Отечества»), участниками регионального этапа конкурса «Юный доброволец» в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса «Доброволец России», лауреатами конкурса социальных видеороликов, дипломантами регионального конкурса лидеров органов ученического самоуправления общеобразовательных организаций «Будущее за нами!» и многих других.

В год 75-летия Великой Победы добровольческий отряд «Клуб молодых лидеров» школы № 163 еще раз доказывает, что наше общество достойно хранит память о Великой Отечественной войне и заботится о тех, кто внес неоценимый вклад в победу над фашизмом. По традиции, в памятные дни добровольческий отряд проводит встречи с ветеранами 123 ордена Ленина Лужской стрелковой дивизии, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами военной службы, жителями блокадного Ленинграда. Вместе с ветеранами добровольцы участвуют в митингах у памятной доски на здании бывшего эвакогоспиталя (Суворовский пр., д. 50), несут вахту памяти у памятника детям-героям Ленинграда, установленного в Таврическом саду, возлагают цветы на братскую могилу Пискарёвского кладбища, где захоронен выпускник школы Закадыкин С.В. (установлено в результате длительных поисков). Когда молодежь участвует в патриотических добровольческих акциях, таких как «Гвоздика памяти», «Письмо Победы», «Открытое сердце», «Подарок ветерану», «История устами ветеранов», «Георгиевская ленточка», «Ленточка Ленинградской Победы», «Голубь мира», «Свеча Памяти», церемонии возложения цветов на мемориальном Пискаревском кладбище, у наших волонтёров формируется жизненная позиция патриота, гражданина, и ощущение значимости своей деятельности для общества. Научить подрастающее поколение не презирать, а любить Родину в период испытаний, «переживать» все тяготы вместе со страной («любить Родину в непогоду»), а не бежать туда, где «слаще кусок», верить в нее, работать во имя процветания родной земли сумеет не любой.

Участвуя в волонтерской деятельности, наша молодежь получает возможность организовать интересный и качественный досуг. Это участие во всевозможных акциях и проектах, таких как «Сердце в каждом», «Нам этот мир завещано беречь», «Ученик – Гражданин – Патриот», в конкурсах и массовых мероприятиях, которые помогают добровольцам разнопланово и интересно проводить время, осуществляя различную деятельность в новой сфере, а часто и в новом месте. Наших волонтеров поддерживают партнеры: Всероссийская общественная организация «Союз добровольцев России», «Азбука Памяти» (г. Санкт-Петербург и ЛО), Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийского общественного движения «ВОЛОНТЁРЫ ПОБЕДЫ», участники круглого стола ДМОО Центрального района Санкт-Петербурга. Мы тесно сотрудничаем с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) – крупнейшей волонтерской организацией в России, созданной в 2014 году по инициативе президента В. В. Путина.

Добровольчество важно не только потому, что несет определенные блага нуждающимся, но и потому, что имеет огромное влияние на патриотическое и гуманистическое воспитание молодежи, на сплоченность независимо от географических, национальных различий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.023 с.)