Участие в молодежном проекте «альбом героев» как шаг К личностному пониманию истоков героизма Советского солдата в годы великой отечественной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие в молодежном проекте «альбом героев» как шаг К личностному пониманию истоков героизма Советского солдата в годы великой отечественной войны



Панова Лада, Лихонкина Светлана, выпускницы молодежного объединения «Многогранник-журналистика» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Дом молодежи «Царскосельский» Пушкинского района Санкт-Петербурга;

Кузнецова Т.А., руководитель объединения «Многогранник-журналистика»

 

Авторы статьи делятся личным опытом участия в информационно-патриотическом проекте и размышляют о том, как современная молодёжь воспринимает понятия «патриотизм» и «героизм».

Ключевые слова: молодежная политика, проектная работа, патриотическое воспитание.

 

Война – это самое жестокое, трагичное событие, которое может произойти в жизни каждого человека. Отечественная война (1941-1945 гг.) стала большим испытанием в жизни советских людей. Было пролито много крови, чтобы подарить потомкам мирное будущее. С каждым годом все больше ветеранов уходят из жизни, и мы уже не можем слышать истории и истинные факты со времен Великой Отечественной войны (далее ВОВ) из первых уст, а с учетом того, что в наше время появляется много ложной информации, то очень важно сохранять память о войне и героях, которые сражались за нашу страну. В наше время молодое поколение имеет лишь поверхностное представление о событиях той войны, об этих людях и их подвигах. К тому же, сведения и мнения часто не совпадают с действительными событиями. Авторы этого материала на личном опыте попытались преодолеть этот барьер и убедиться, что участие молодежи в патриотических проектах может изменить их взгляд на события военных дней, положив начало переосмыслению своей гражданской позиции.

Об истории Великой Отечественной войны написано много книг, художественных и публицистичных, издано немало научных публикаций, разрешен доступ к ранее засекреченным архивам, но даже в эпоху развития информационных технологий не все интересуются историей своей страны. Но интересоваться историей нужно, ведь наше прошлое напрямую связано с будущим. Герои Великой Отечественной войны учат нас самоотверженности, трудолюбию и любви к Родине. Они знали, что идут на смерть, но не отступали, до последнего сражались за страну, подвергая свою жизнь опасности. Они были патриотами своей страны и героями.

В разное время понятие «патриотизм» имело свою значимость. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Русский ученый А.Ф. Афтонасьев считал, что патриотическое воспитание готовит человека к жизни в государстве, учит его следовать законам и требованиям, принятым в обществе. Русский писатель А.Н. Радищев полагал, что главной целью воспитания является подготовка настоящего «сына Отечества», истинного патриота, готового пойти на смерть ради своей родины.

В первой половине XX века, многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания, подчеркивали важность любви к родине, советского патриотизма, на основе знакомства подростков с историей, культурой страны. Советский педагог А.С. Макаренко писал о том, что настоящий патриот не только тот, кто готов геройствовать, но и тот, кто готов выдержать мучительную длительную работу.

Во второй половине XX века, после ВОВ, патриотизм во многом стал синонимичен героизму. Это можно объяснить тем, что патриотизм чаще всего проявляется именно в сложные времена для страны и ее граждан. Трудности войны обусловили массовые проявления героизма.

Героизм – мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига. Героические поступки являют собой духовный потенциал личности или группы людей, общества и даже народа, веры их в величайшую жизненную идею, справедливость и правду. Герой – прежде всего личность. Именно в ее формировании и кроется загадка героизма и не только отдельно взятого человека, но и героизма народа, нации. Вот почему в воспитании гражданина своего Отечества, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый человек был личностью, способной стать героем и проявить героизм. Это имеет первостепенное значение в воспитательной миссии государства и общества. Именно поэтому так необходима неустанная забота о памяти героев во всех ее проявлениях. Этот процесс не должен быть прерванным временем и обстоятельствами. Особое значение в вопросах изучения патриотизма того времени имеют работы советского педагога В.А. Сухомлинского. Он считал, что школа должна воспитывать в молодом поколении стремление к служению родине.

В последней трети XX века, из-за изменений политического и экономического строя, воспитанию патриотизма стало уделяться меньше внимания. Благодаря тому, что идеи патриотизма и гражданственности стали распространяться различными партиями, но с разной трактовкой, понятие «патриотизм» в некоторых случаях приобретало даже негативный оттенок.

К сожалению, многие молодые люди сегодня перестали считать себя причастными к жизни страны, перестали осознавать свою гражданскую принадлежность. Представления молодого поколения о героизме не всегда трактуется как высвобождение в экстремальных условиях внутренних, скрытых до времени сил человека. Молодёжь ассоциирует героизм скорее с рабовладельческой системой ценностей, властью и ограниченностью действий. Понимание и осознание подвига и героизма – вот самый актуальный вопрос на сегодняшний день.

В декабре 2019 года патриотический и информационный отделы «Дом молодежи «Царскосельский» Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее ДМ «Царскосельский») приступили к реализации информационно-патриотического проекта «Альбом героев», целью которого было создание планшетного журнала с именами и краткой информацией о пушкинцах, имеющих звание Героя Советского Союза. В команду требовались журналисты и нам предложили поучаствовать в реализации данного проекта. Чтобы внести посильный вклад в патриотическое воспитание молодёжи города Пушкина, нам предстояло изучить биографии героев, подготовить материалы для планшетного журнала, записать ролик с рассказом о каждом из героев для канала Ютуб.

Сначала тема проекта показалось нам не слишком интересной, и мы отнеслись к ней с небольшим скептицизмом, так как никогда не углублялись в её понимание. Мы выступали в качестве медиаволонтёров вместе с добровольцами из районного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы» ДМ «Царскосельский». Необходимо было

провести кропотливую работу по сбору материалов о Героях Советского Союза, которые были захоронены на Казанском кладбище города Пушкин: Н.М. Артемьев, А.Н. Балашов, М.И. Комаров, С.М. Лобанов, Н.Д. Миоков, В.Ф. Трушкин, Н.Н. Щербина, И.М. Яроцкий, Е.П. Котов. Для этого пришлось обратиться ко всем возможным открытым источникам, специальной военной литературе, архивам.

Для того, чтобы материал был наполнен деталями, стал более живым, была использована специальная журналистская технология – «инфотеймент». Её суть заключается в том, что кроме основного смыслового ядра, в материал включается дополнительная информация о герое, событии, о том, как это событие отразилось в зеркале истории. Чтобы наполнить биографию героев подробностями, мы изыскивали дополнительный материал, имеющий отношение к их подвигам: о судьбе героев, месте подвига, о сохранении памяти, об их потомках. Далее, после сбора материала, его компоновки и редактирования, дизайнеры молодежного информационного центра создали макеты и распечатали листы планшетов. Всего их получилось девять, и вскоре планшетный журнал в формате выставки был размещен в фойе ДМ «Царскосельский».

В процессе знакомства с биографиями героев, вникая в подробности совершенных ими подвигов, мы проникались глубоким уважением к этим необычайно стойким людям, бесконечно преданным своей родине. Работа с текстами и сюжетами на военную тему возлагает на автора ответственность за историческую достоверность, буквально за каждое слово, и перед памятью героев, и перед читателями. Мы внутренне переоценили понятия героизма и патриотизма, слово «война» через конкретные имена людей обрело для нас глубокий смысл. Мы поняли зачем перед нами была поставлена эта задача: участие в реальных проектах патриотической направленности помогло нам, молодым журналистам, увидеть индифферентное отношение многих молодых людей к военной истории, пустоту их нравственного нигилизма.

Открытие выставки планшетного журнала «Альбом Героев» состоялось 9 декабря 2019 года, в День Героев Отечества, в ДМ «Царскосельский», на котором наша команда медиаволонтеров рассказала о работе над проектом и представила краткую информацию о героях. Заключительная часть проекта – это съемки видеороликов, в рамках Всероссийского проекта «Памяти Героев», в которых участники рассказывали о подвигах героев ВОВ. Именно после участия в данном проекте, мы стали более внимательнее относится к повествованиям о героизме советских солдат, потому что смогли прочувствовать дух их мужества и силы воли, прикоснуться к событиям, через которые прошли эти люди.

 

 

После завершения проекта, нам стало интересно, каким образом складываются отношения с этими сложными понятиями «героизм» и «патриотизм» у наших друзей и знакомых. В опросе приняли участие 30 человек в возрасте от 14 до 28 лет. Мы задавали им следующие вопросы:

1. За что награждали медалью «Золотая звезда»?

2. Назовите фамилии трёх (любых) Героев Советского Союза?

3. Знаете ли вы о подвиге Героя Советского Союза Е.П Котова?

4. Считаете ли вы себя патриотом?

5. В чём заключался подвиг Александра Матросова?

Ответить на первый вопрос смогли 50 % опрошенных. При ответе на второй вопрос наиболее часто упоминались имена таких героев, как Ю.А. Гагарин и Г.К. Жуков Самым часто называемым героем стал А.М. Матросов его знают больше половины опрошенных (56,7%), в то время как о подвиге нашего земляка Евгения Котова (подвиг 13-ти героев Красновки) знают лишь 6 человек (20%) из наших респондентов. 43,3 % респондентов ответили, что не считают себя патриотами. Столько же опрошенных незнакомо с именем Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру немецкого дзота, чей подвиг стал хрестоматийным и породил в русском языке устойчивое словосочетание «подвиг Матросова». Мы получили еще одно подтверждение того, что молодежь имеет поверхностное представление о Великой Отечественной войне. Подобный неутешительный итог, несомненно, актуализирует вопросы патриотического воспитания и просвещения. Авторы статьи на личном опыте убедились, что внимательное изучение героических страниц истории – это мощный стимул для формирования гражданственности молодого поколения. Мы убедились, что осознание подвига конкретного солдата оставляет в душе неизгладимый след и заставляет относиться к героизму как к качеству патриота. Рекомендуем всем представителям молодого поколения проявлять активность и принимать участие в патриотических мероприятиях и проектах.

 

Библиография

1. Афтонасьев, А. Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / А. Ф. Афтонасьев. / сост. П. А Лебедев. – М.: Педагогика. – 1987. – 402 с.

2. Журба, П. Т. Александр Матросов. / П. Т. Журба. – Ленинград: Детгиз. – 1976. – 271с.

3. Радищев, А. Н. Избранные педагогические сочинения / А. Н. Радищев. – М.: АПН РСФСР. – 1952. – 711 с.

4. Сухомлинский, В. А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы / В. А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1959. – 148 с.

5. Киберленинка: научная электронная библиотека: сайт. – Москва, 2020.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-napolnenie-ponyatiya-patriotizm-teoreticheskiy-aspekt/viewer

6. Киберленинка: научная электронная библиотека: сайт. – Москва, 2020.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-patriotizma-v-soznanii-sovremennoy-molodezhi/viewer

7. Киберленинка: научная электронная библиотека: сайт. – Москва, 2020.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiy-patriotizma-i-patrioticheskogo-vospitaniya



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.012 с.)