Социальные сети как инструмент патриотического воспитания молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные сети как инструмент патриотического воспитания молодежи



Семенов А.А., Генеральный директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр патриотического воспитания молодежи «Дзержинец»

Работа направлена на исследование эффективности использования социальных сетей как инструмента патриотического воспитания молодежи. Рассматриваются основные причины, привлекающие современную молодежь к коммуникации в интернет-среде и особенности интернет-коммуникации современной молодежи, определяющие возможность формирования информационного пространства единомышленников в сфере патриотической деятельности на основе объединяющих идей и способов их воплощения.

Ключевые слова: п атриотизм, патриот, социальные сети, коммуникация, молодежь, воспитание, популяризация.

Введение

Анализируя информационно-аналитические материалы патриотической направленности, представленные в электронном пространстве, можно сказать, что на протяжении последних десяти лет количество видеоматериалов, публикаций, репортажей, освещающих тему патриотического воспитания, значительно возросло. Появилось поколение молодых людей, которые стремятся поддержать и реализовать государственную программу в области патриотического воспитания, но по-прежнему сам феномен патриотизма
в современном обществе остается неопределенным, и, следовательно,
неактуальным и невостребованным, особенно в молодежной среде. В качестве одной из причин сложившейся ситуации можно назвать распространенное
в общественном мнении предвзятое представление о патриотизме как явлении, искусственном и навязываемом.

Основу данной работы составляет эмпирическое исследование активности использования молодежью различных интернет-ресурсов и возможность их влияния на стереотипное восприятие понятия «патриотизм» в молодежной среде. Важность данного исследования заключается в разработке и апробации способа преодоления стереотипного мышления посредством создания информационно-коммуникационного пространства в социальной сети и механизма формирования молодежного интернет-сообщества, разделяющего качественно новый подход к пониманию патриотизма. Исследование проводилось в двух направлениях: во-первых, проанализированы данные, полученные в результате анкетирования молодежи – воспитанников СПб ГБУ «Дзержинец», которое было проведено в 2019-2020 гг. Респондентами выступили 300 воспитанников. Во-вторых, были проанализированы данные социологических исследований, проводившихся в России в 2011-2018 гг. для выявления роли Интернета в процессе социализации молодежи. Теоретическую основу исследования составили методология педагогики и педагогических исследований, работы, посвященные информатизации образования, педагогические исследования по проблемам использования средств ИКТ в образовательной деятельности. Целью обзорного анализа явилось выявление причин и особенностей интернетизации российского общества, при которой нынешнее молодое поколение проходит путь социализации, существенно отличающийся от траектории взросления прежних поколений [1]. Выполненные исследовательские работы помогли сделать несколько значимых выводов.

Способность к формированию человеком собственных оценок или суждений прямо пропорциональна глубине его познаний в той области, где они формируются. Одним из методов, непосредственно влияющим на понимание понятия «патриотизм» и развития патриотизма как личностного и социального качества культурного человека, является создание интерактивной воспитательной среды, углубляющей теоретические знания и формирующей практические навыки в данной области, используя многочисленные возможности ИКТ, доступные для участников воспитательного процесса.

В первую очередь, это информационные ресурсы, их качество, развитость информационной инфраструктуры, представляющие условия для личностного развития. Открытой информационной среде свойственна свобода выбора источника информации и интерактивность, то есть наличие обратной связи. Поэтому очень важно знать, как организовать работу специалистов сферы молодежной политики в данном сегменте, которая должна помогать процессу патриотического воспитания, развивать способность к самостоятельному мышлению и осознанному выбору молодежи.

Использование информационного пространства предполагает:

1. Изучение потребностей и мотивов входящей в него молодежи.

2. Изучение форм общения и выявление наиболее популярных из них для того, чтобы наладить конструктивный диалог с молодежью, следовательно,
решить задачи, стоящие перед специалистом сферы молодежной политики.

3. Исследование круга интересов молодежи, явлений общественной жизни
и тем, обсуждаемых в молодежной среде, являющихся объединяющим (консолидирующим) фактором молодежного сообщества.

4. Организацию взаимодействия на основе личной заинтересованности
и самостоятельно принятого решения каждым членом молодежного сообщества, для функционирования как единой команды.

Методология исследования

Исследования, которые стали основой данной работы, были направлены,
с одной стороны, на выявление способов привлечения молодежи
к использованию интернет-ресурсов патриотической направленности,
с другой, дали возможность оценить эффективность анонсирования запланированных мероприятий и возможность выдвижения молодыми людьми собственных идей и проектов при организации и проведении квестов, флешмобов, перфомансов, акций и т.д.

Важно отметить, что в настоящее время молодежь, в большей степени, использует возможности Интернета как инструмент повседневной коммуникации. При этом особенную популярность среди других интернет-сервисов приобрели социальные сети. По данным ВЦИОМ доля активных пользователей среди молодежи до 24 лет достигает 90 % и выше [2]. Важно отметить, что самым востребованным ресурсом в молодежной среде являются социальные сети. По данным аналитического центра Brand Analytics в тройку лидеров вошли соцсеть «ВКонтакте» – лидер ТОП-25, видеохостинг YouTube – второе место рейтинга, и Instagram – третье место, Facebook оказалась на четвертом месте, а на пятом – Telegram [3].  StatCounter и Яндекс.Радар провели исследование и собрали подборку самых популярных социальных платформ в сети Интернет за 2019 год в России. По их данным, тройку лидеров занимают ВКонтакте – 32% посещений за год, Facebook – 18,8% и Twitter – 13,37% посещений [4]. Данная тенденция нашла подтверждение в исследованиях, проведенных в ходе написания данной работы. В результате проведенного опроса выявлено, что практически 100% респондентов являются пользователями Интернета, из них 35% отдают предпочтение ВКонтакте, 27% – Instagram, 20% – видеохостинг YouTube, 18% используют Telegram, Facebook.

В рамках исследования мы также оценили каналы коммуникации, посредством которых стало известно, откуда опрашиваемые узнали
об учреждении. Около 53% узнали от друзей и родственников, 36% процентов из интернета, 9% участников увидели рекламу в метро, 15% увидели информацию в учебном заведении.

Общение современных молодых людей в сети Интернет имеет множественное проявление: чаты, форумы, электронная почта, блоги, комментарии и другое. Социальная сеть позволяет молодым людям вступать
в различные отношения: у них есть возможность контактировать
с безграничным числом людей и групп по интересам, а также с разнообразными типами личности, они могут обмениваться мнениями, чувствами, оценками и обсуждать различные вопросы. С целью исследования эффективности функционирования групп, созданных в социальных сетях специалистами по работе с молодежью и педагогами дополнительного образования, был проведен опрос среди воспитанников: 94% опрашиваемых взаимодействуют с наставниками посредством групп или сообществ в социальных сетях и мессенджерах. Выявлено, что около 80% процентов воспитанников состоят в сообществе учреждения в социальной сети ВКонтакте, на втором месте оказался Instagram – 22,3%, на Telegram канал подписаны 11%, в сообществе Facebook – 7%, а 20% респондентов вообще нигде не состоят. Данные результаты закономерно очертили круг вопросов, касающихся выявления особенностей коммуникации в молодежной среде. На вопрос о преимуществах общения в сети Интернет 32,9% молодёжи ответили, что видят одним из главных достоинств то, что они могут общаться в любом месте и в любое время, для 13,7% опрошенных – это возможность больше общаться и расширить круг общения. Исследование спектра тем, вызывающих интерес у воспитанников центра, выявило, что самой интересной оказалась информация о путешествиях, данный вариант выбрали 36% респондентов. Тема культурной жизни интересна 27%, политика интересует 26%, от 20% до 10% от числа опрошенной молодежи выбрали в качестве приоритетных тем спорт, здравоохранение, образование, экономику, вопросы семьи и дома соответственно. Незначительная часть респондентов (1%) предложили свой вариант и указали, что их интересует развлекательная тематика. Проведенный анализ текстовых сообщений показал, что 63% воспитанников СПб ГБУ «Дзержинец» уделяют время обсуждению вопросов, касающихся событий, в которых они принимали участие, относительно 20% участников, которые были проинформированы о состоявшихся мероприятиях. При этом 17% не принимали участие в обсуждении вследствие отсутствия информации у них по данному вопросу.

Обобщая результаты проведенных исследований, можно сказать, что
в основе использования молодежью социальных сетей как средства коммуникации лежит не только стремление к созданию личностного пространства, позволяющего создать свой виртуальный образ с указанием полных сведений о себе: об опыте работы, хобби, увлечениях, ценностях и целях, но и возможность расширения круга общения, налаживания личных контактов в процессе обсуждения интересных вопросов. Таким образом, в настоящее время личное пространство молодого человека служит не только средством фильтрации нежелательных контактов, но и катализатором познавательной потребности расширения кругозора, а социальные сети открывают для него эту новую возможность.

Данный вывод стал отправной точкой для дальнейшего исследования: возможности использования социальных сетей как среды, способствующей преодолению стереотипов и являющейся одним из самых значимых факторов вовлечения молодежи в общественную жизнь, дающую возможность проявить себя в различных сферах, став участником одной из групп или инициатором новой, объединяющей молодежь, что является одним из необходимых условий проявления патриотизма.

Дополнительное исследование позволило выделить основные причины вступления воспитанников в группы СПб ГБУ «Дзержинец»:

1. Возможность взаимодействия с педагогом, специалистом по работе
с молодежью в любое удобное время для обсуждения интересующих вопросов – 94%.

2. Возможность получения социально значимых навыков – 54%.

3. Возможность обсуждения интересующих вопросов в группе – 60%.

4. Информированность и возможность принять участие в подготовке и проведении мероприятий патриотической направленности, проводимых учреждением – 74%.

5. Возможность принять участие в обсуждении проведенных или планируемых мероприятий учреждения, или конкретного направления
– 80%.

6. Использование социальной сети как площадки для создания индивидуальных и сетевых проектов – 15%.

7. Взаимодействие между участниками в любое подходящее время – 80%.

8. Быстрота передачи информации о предстоящих планах или их изменении – 95%.

9. Возможность участвовать в создании контента, создавать открытые
и доступные интернет-ресурсы – 1%.

10.  Возможность расширить единое информационное пространство учреждения для поиска единомышленников в совместной работе клубных объединений – 2%.

Таким образом, результаты исследования показали, что социальная сеть, обладая востребованным в молодежной среде контентом, не только обеспечивает возможность создания информационного пространства, но создает реальные условия для организации взаимодействия всех участников группы на основе единства взглядов, способствует проявлению личностных качеств каждого, совершенствованию знаний и навыков, мотивирующих к участию в общественной жизни. Ярким примером является возросший уровень заинтересованности и степени активного участия воспитанников в деятельности СПб ГБУ «Центра патриотического воспитания молодежи «Дзержинец» в 2019-2020 гг.

Заключение

Целью написания данной работы является попытка оценить возможность преодоления стереотипного мышления посредством создания информационно-коммуникационного пространства в социальной сети. Проведенный анализ показал, что использование социальной сети как пространства, объединяющего молодежь и расширяющего круг общения, является значимой и эффективной частью патриотического воспитания и подтверждает тезис о том, что приобретение дополнительных знаний и социально значимых навыков в данной области влияет на становление мировоззрения подрастающего поколения и дает каждому возможность быть включенным в общественную патриотическую деятельность, при этом понимая значимость собственного участия для общества и для себя лично.

 

Библиография

1. Бондаренко, Е. А., Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / Е. А. Бондаренко, О. Г. Петрова. Министерство образования и науки Российской Федерации, ООО «Современные образовательные концепции». – М.: АС-Траст, 2009. – 240 с.

2. Лешер, О. В. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России / О. В. Лешер, Л. В. Голикова. – Магнитогорск: МГТУ, 2005. – 131 с.

3. Сумро, Н. А. Патриотизм и патриотическое воспитание в современном российском обществе / Н. А. Сумро. – Самара, 2008. – 41 с.

4. Руденкин, Д. В. Интернет как инструмент коммуникации российской молодежи: тренды и риски / Д. В. Руденкин, А. И. Руденкина. Материалы V Международной научно-практической конференции «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий». В двух томах. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России

Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2019. - с. 153-159 [Электронный ресурс].  // eLIBRARY. RU: научная электронная библиотека: сайт. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40826119.

5. А на досуге мы танцем буги-вуги? Официальный сайт ВЦИОМ [Электронный ресурс] – М.

URL: https://wciom.ru / index. php?id=236&uid=116559] (дата обращения 24.02.2020 г.)

6. Не только игры: Топ-25 популярных у молодежи ресурсов. Brand Analytics. [Электронный ресурс]. – М, 2018. URL: https://br-analytics.ru/blog/top-25-populyarnyh-u-molodezhi-resursov-avgust-2018/

7. Рейтинг социальных сетей за 2019 год. [Электронный ресурс].

URL: https://tengyart.ru/samye-populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2019/ (дата обращения 19.02.2020 г.)


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 1671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.017 с.)