Состояние и перспективы развития информационного общества в отношении молодежи и детей в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние и перспективы развития информационного общества в отношении молодежи и детей в современном мире



Шкурупей О.В., начальник методического отдела СПб ГБУ «Подростково-молодежный центр «Охта», аспирантка 3 курса факультета социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; Пестов С.В., генеральный директор АНО «Интернациональный Центр Спасения Детей От Киберпреступлений», магистр юриспруденции по направлению: юрист для бизнеса и власти по обеспечению прав человека, специалист по правовому обеспечению национальной безопасности, судебный эксперт по информационно-коммуникационным технологиям

В представленной статье исследуется современное состояние молодежной политики в период формирования нового цифрового общества. Особое внимание уделяется основным направлениям молодежной политики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19), которые, по мнению авторов, представляют собой как эффективные формы взаимодействия с молодежью, так новые киберугрозы. В представленном анализе обозначены новые подходы к исследованию данной проблемы и сформулированы конкретные рекомендации.

Ключевые слова: молодежь, социальная поддержка молодежи, молодежная политика, социальное неравенство, цифровой разрыв, цифровизация, искусственный интеллект.

      Одним из документов, принятых в Российской Федерации, связанным с молодежной политикой Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. N 5090-1. В данном документе закреплены основные направления молодежной политики: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских объединений; содействие международным молодежным обменам.

В настоящее время, исследуемая система молодежной политики нуждается в совершенствовании в связи с тем, что одним из важнейших показателей развитости государства является развитая и эффективная система социальной поддержки граждан. В эпоху построения новой цифровой экономики и становления цифровой реальности формируется и новое цифровое общество. Становление цифровой экономики в России обусловлено майскими указами Президента 2012 г. об изучении передового опыта стран, эффективно внедряющих механизмы цифровизации, 2018 годом обозначены векторы развития в области построения цифровой экономики [1, с. 14].

Механизм построения цифровой экономики, цифрового государства, цифрового общества носит феномен глобального характера. Современная молодежь России находится в условиях адаптации к новым, быстро меняющимся сферам цифровой трансформации во всех направлениях жизнедеятельности. О переходе к цифровой модели развития указывают нормативно-правовые документы, определяющие целенаправленный характер дальнейшего развития страны. Указ Президента от 09.05.2017 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.» и "Программа цифровой экономики Российской Федерации» (утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017) [2, с. 20].

Взаимодействие государства и молодежи носит многоплановый характер и, по выводам ученых, требует модернизации самой системы молодежной политики, инновационных преобразований и коренных изменений в сознании молодежи относительно своих возможностей в случае возникновения трудной жизненной ситуации и ее преодолении [3, с. 132]. В целом можно отметить, что нужны новые меры социальной поддержки молодежи и формы работы адресной направленности.

В связи с введением мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 и от 2 апреля 2020 года № 239 с 30 марта по 30 апреля, а также с 6 по 8 мая 2020 года были установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы работников. Нерабочие дни были объявлены в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Работники органов (организаций), которые продолжили осуществлять трудовую (служебную) деятельность, по соглашению с работодателем переведены на удаленный (дистанционный) режим работы. [16].

Практика показывает, что взаимодействие специалистов по работе с молодежью подростково-молодежных клубов онлайн с участниками клубных формирований, а также с заинтересованной аудитории имеет широкий охват в сети Интернет. Подобного рода практика позволяет совершенствовать уже имеющиеся направления деятельности молодежной политики в наиболее востребованные онлайн формы работы: мастер-классы по различным направлениям, спортивные тренировки, вебинары по развитию навыков Soft skills и Hard skills, акции, флешмобы, онлайн-квесты.

Современное поколение молодежи в России полагает, что Индустрия 4.0 увеличивает возможности для творческой деятельности и развитию личностного потенциала. Однако многие представители молодого поколения ощущают себя неподготовленными к тем вызовам, которые способствуют изменению экономических моделей и социальных практик на фоне четвертой промышленной революции. В докладе The Boston Consulting Group по оценкам, к 2025 г. России понадобится от 5,8 до 9,2 млн. специалистов, готовых к высококвалифицированному интеллектуальному труду, с применением стратегий самоменеджмента, обладающих специальными компетенциями [13, с. 47].

По мнению экспертов, после введенных ограничений, обусловленных пандемией коронавируса, рынок труда претерпит существенные изменения. Возрастет спрос на специалистов, способных перевести контент в цифровую форму, умеющих работать с массивами данных (Big Data), а также, владеющих навыками по вопросам кибербезопасности. Актуальными профессиями по прогнозам экспертов станут: антикризисный менеджер, эксперт по HR-трансформации, эксперт по цифровой трансформации, программист, эксперт по Big Data, Product designer (специалисты, способные понимать потребности пользователей), организатор VR/AR-трансляций, персональный IT-консультант, оператор call-центра, помощник по уходу. Последняя в этом перечне профессия, помощник по уходу, это специалисты помогающих профессий: социальные работники, сиделки, няни по ведению домашнего хозяйства остаются в числе востребованных в странах с высоким уровнем пенсионного обеспечения. Для специалистов помогающих профессий это открывает новые возможности. Однако в молодежной среде, специальности в области помогающих профессий не имеют особой привлекательности [15].

В то же время, без внешней и внутренней опоры возникает трудность в построении траектории для своей собственной жизнедеятельности. Пребывая в состоянии неопределенности и аномии, молодежь сталкивается с сопутствующими рисками дезориентации и потери смыслов. В связи с тем, что выработка смыслов исключительно коллективный процесс, возникающий в процессе взаимодействия людей в социальном пространстве, выстраивание отношений носит длительный характер требующих определенных усилий. Неосознанность или игнорирование выстраивания эффективной коммуникации приводит к ее снижению [10, с. 178].

Новые цифровые вызовы порождают глобальное социальное неравенство. Однако, по мнению ряда исследователей, социальную проблему «глобальное социальное неравенство» разделяет мировое сообщество и определяет как следствие процесса глобализации [8, с. 126].

В социологической науке собирательное определение «социальное неравенство» приведено Осиповой Н.Г. и обозначает «специфическую форму социальной стратификации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои или классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными возможностями удовлетворения своих материальных, социальных или духовных потребностей» [8, с. 128]. Капиталистическая экономика постсоветского пространства отражается на жителях нынешних российских городов посредством актуализации проблем пространственного неравенства, которые обусловлены, во-первых, региональными особенностями, во-вторых, большими возможностями центра по сравнению с периферией [8, с. 136].

Преобразования всех сфер жизнедеятельности населения обусловлено комплексом развития и внедрения инновационных, технологических форм на уровне государства. В рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в целях развития искусственного интеллекта в России указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года в Российской Федерации (далее - Стратегия) [19].

В России под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека [19]. Согласно п. 46 Стратегии, федерального проекта "Искусственный интеллект" (далее – ИИ) к 2024 году должно существенно увеличиться число граждан, имеющих компетенции в области искусственного интеллекта и в смежных областях его использования, в том числе аспирантов и специалистов в области искусственного интеллекта, имеющих ученую степень. Современные технологии искусственного интеллекта реализуются по следующим направлениям: компьютерное зрение; обработка естественного языка; распознавание и синтез речи; интеллектуальные системы поддержки принятия решений; перспективные методы ИИ [20].

Ключевым направлением предпринятых преобразований цифровой экономики в России и, в том числе развитии ИИ, послужили современные трендовые направления, одним из которых является ИИ [20].

Следствием указанных изменений в условиях глобального неравенства и одной из предполагаемых социальных проблем будущего, к которым может привести создание (сильного) искусственного интеллекта, так это последствия технологические и социальные, вызванные цифровым разрывом. Стоит отметить, что в России только 76% населения пользуются интернетом. [8, с. 143].

Стоит также отметить, в современных условиях, расширение научного знания о природе социальной поддержки и современной практике взаимодействия государства и молодежи, как при личном обращении, так и посредством сети Интернет приобретает существенное практико-социальное значение.

Таким образом, новая повестка для социологии – вопросы в области взаимодействия человека и искусственного интеллекта, выработка соответствующих этических норм, онлайн и оффлайн коммуникаций. Задачей социологии, на сегодняшний день, является переосмысление взаимопроникновения норм и правил, затрагивающих этическую сторону «социального», защиты цифровых прав граждан, цифрового пространства, бестелесных вещей, виртуальной мобильности и, как следствие, формирование (по мнению британского социолога Дж. Урри) «аутопойетической замкнуто-круговой системы «глобальных» объектов, идентичностей, и социальных практик» [9, с. 457].

Дальнейшие исследования должны продолжить развитие и подтвердить начальные результаты совершенствования мер по социальной поддержке молодежи. Это является отправной точкой для обсуждения в дальнейших исследованиях.

 

Библиография

1. Ветренко, И. А. Социально-политические проблемы становления цифрового общества в России. / И. А. Ветренко. Материалы IV Международного научного форума «Государственное управление: роль граждан в построении цифрового государства», 21-24 июня 2019 г.,

Санкт-Петербург. – СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. – 96 с.

2. Гриненко, Т. Г. Цифровизация как фактор изменений на рынке труда. / Т. Г. Гриненко. Материалы IV Международного научного форума «Государственное управление: роль граждан в построении цифрового государства», 21-24 июня 2019 г., Санкт-Петербург. – СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. – 96 с.

3. Дулина, Н. В. Молодежь в процессах модернизации: оценка состояния (на примере регионов Южного федерального округа) Н. В. Дулина, Е. В. Каргаполова, А. Л. Стризое. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. №2 (50).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-v-protsessah-modernizatsii-otsenka-sostoyaniya-na-primere-regionov-yuzhnogo-federalnogo-okruga (дата обращения: 31.08.2020).

4. Карпенко, О. И. Адресная социальная помощь: история, современность, перспективы /

О. И. Карпенко, О.Ю. Павловская // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – № 1. С. 78–91.

5. Козырева, Л. Д. Труд в системе ценностей поколений X, Y, Z / Л. Д. Козырева. // Труд и общество в реалиях XXI века: сб. науч. ст. / отв. ред. Р. В. Карапетян. – СПб.: Скифия-принт, 2017. – С. 559– 608.

6. Козырева, Л. Д. Поколение Z в политике: политологический прогноз/ Л. Д. Козырева. // Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. – 2019. – № 3 (23). – С. 159–165. DOI: 10.25513/23121300.2019.3.159-165.

7. Малева, Т. М., [и др.] / Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации / Т. М. Малева, Л. Н. Овчарова, А. Я. Бурдяк. // под редакцией Т. М. Малева, Л. Н. Овчарова. – Москва: Дело, 2010. – 336 c. – ISBN 978-5-7749-0639-0. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: http://idp.nwipa.ru:2239/51089.html (дата обращения: 23.04.2020 г.). Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

8. Осипова, Н. Г. Социальное неравенство в современном мире. / Н.Г. Осипова. // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. – 2019. – Т. 25. – №4 – С. 124-153

9. Осипова, Н. Г. Западная социология в XX столетии: ключевые фигуры, направления и школы: научная монография / Н. Г. Осипова. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018. – 496 с.

10. Радаев, В. В. Миллениалы: как меняется российское общество / В. В. Радаев. [Электронный ресурс] – Москва: ВШЭ, 2019. – 280 с. ISBN 978-5-7598-1985-1. URL: https://idp.nwipa.ru:2264/reading.php?productid=362044 (дата обращения: 22.04.2020).

11. Самохвалов, Н. А. Вызовы государственной молодежной политики Российской Федерации

и возможные пути их преодоления / Н. А. Самохвалов // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2016. – № 1. – С. 20-24. – ISSN 2308-8923. // Лань: электронно-библиотечная система. [Электронный ресурс].

URL: https://idp.nwipa.ru:2278/journal/issue/306300 (дата обращения: 16.04.2020). Режим доступа: для авториз. пользователей.

12. Штриков, С. А. Стратегические ориентиры государственной коммуникационной политики

в информационном обществе / С. А. Штриков // Управленческое консультирование. [Электронный ресурс] – 2020. – №1 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-orientiry-gosudarstvennoy-kommunikatsionnoy-politiki-v-informatsionnom-obschestv (дата обращения: 23.04.2020).

13. Яшина, А. В. Цифровая экономика: совместное потребление и экономическая безопасность. / А. В.  Яшина, Д. Д. Косарева. / Материалы IV Международного научного форума «Государственное управление: роль граждан в построении цифрового государства», 21-24 июня 2019 г., Санкт-Петербург. – СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. – 96 с.

14. A STUDY OF THE TRANSITION OF GLOBAL RISKS TO THREATS USING COVID 19 AS AN EXAMPLE Chuvashlova M. V., Krasnova K. E., Sipatova A. A. Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 20. – С. 8-10.

15. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР». [Электронный ресурс].

URL: https://profvector.spb.ru/news/16-04-2020-Kak-izmenitsya-rynok-truda-i-professiy-posle-pandemii/

16. Информационно-правовой портал Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/

17. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс].

URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d01/razvitie_iskusstvennogo_intellekta/ [Электронный ресурс].

18. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации” [Электронный ресурс].

URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/

19. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс].

URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d01/razvitie_iskusstvennogo_intellekta/

 


ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ЮНОГО ЭКСКУРСОВОДА»

Юрченко Е.А., руководитель кружка Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Подростково-молодежный центр «Лигово», магистр педагогического образования

 

В статье отражен опыт построения модели работы с молодежью по направлению гражданско-патриотического воспитания на примере реализации программы «Школа юного экскурсовода».

Ключевые слова: работа с молодежью, патриотическое воспитание, программы для молодежи, экскурсионное дело.

«Любовь к родному краю,

знание его истории – основа, на которой

только и может осуществляться рост

духовной культуры всего общества»

Д.С. Лихачев

 

На современном этапе развития молодежной политики
в Санкт-Петербурге особое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Краеведение в данном случае выступает как инструмент духовно-нравственного развития личности, инструмент формирования активной жизненной и гражданской позиции, формирования осознанного отношения к историческому и культурному прошлому, а значит к созидательному будущему. Как нельзя лучше изучение истории родного края способствует формированию правильных ценностей
и ориентиров.

Вот уже девятый год на юго-западе Санкт-Петербурга,
в Красносельском районе, существует краеведческое объединение «Школа юного экскурсовода» для подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Целью объединения является изучение и сохранение истории родного района, города и страны. Укрепление связи поколений, акцент на семейные ценности воспитанников и их родителей позволяет создавать условия для формирования бережного отношения к истории. Такой принцип направлен в том числе
и на первичную профилактику правонарушений среди молодежи, поскольку краеведческий подход в построении занятий позволяет изучать окружающий мир через близкий, понятный подростку материал. Активное взаимодействие с окружающим миром, не пассивное восприятие информации, а деятельностный подход, который реализуется в самостоятельном проведении экскурсий, позволяет воспитанникам чувствовать себя настоящими горожанами.

Для изучения истории и культуры нами была разработана специальная программа «Мой город Санкт-Петербург». Она носит
практико-ориентированный характер, нацелена на развитие активной поисковой и творческой деятельности молодежи. В ходе освоения программы воспитанники изучают особенности профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно-исследовательской, так и просветительской деятельности.

Для создания программы использовался опыт методики преподавания краеведения, особое внимание мы уделили визуальному восприятию памятников истории и экскурсионному направлению.

В публикациях по краеведению Л.К. Ермолаевой, Е.Н. Коробковой
и Н.Г. Шейко [1, 2] нашли отражения вопросы восприятия воспитанниками культурного наследия в городской среде.

В частности, в публикациях по краеведению освещаются вопросы изучения памятников истории и культуры на аудиторных занятиях, так и при непосредственном восприятии городского культурного наследия.

Ермолаевой Л.К. определена роль наглядности в формировании представлений о памятниках культуры на занятиях по краеведению:
«… ее использование повышает конкретизацию, точность восприятия учебного материала, способствует формированию представлений
о памятниках культурного наследия, содействует развитию наблюдательности, различных видов памяти» [1, с. 125]. Для развития способности ребят к восприятию объектов интерес представляет прием «Воображаемое путешествие по городу» на основе работы со старинной гравюрой, живописным полотном, фотографией, где запечатлен городской уголок. Руководитель кружка предлагает воспитанникам представить, что они попали внутрь картины (фотографии) и ответить на вопросы: Что вы увидели вокруг себя? Какие звуки услышали? Какие запахи почувствовали? Кого встретили?

Для развития способности воспитанников к изучению городских объектов и визуализации памятников прошлого эффективны, на наш взгляд, приемы работы с аппликациями. Например, подросткам предлагается использовать аппликации, складывая как пазлы здание
из его отдельных частей, «украсить» их фасад, построить из ряда зданий архитектурный ансамбль.

В процессе освоения программы мы развиваем умение провести целостное изучение объектов города по изображениям, руководствуясь последовательностью вопросов (памяткой): Как называется изображенный объект? Где он находится? Чем обусловлен выбор места? Когда он создан? Какова функция, назначение сооружения? Чем обусловлена необходимость его создания? Каков облик сооружения? Каким образом во внешнем облике отражается время создания? Какова история создания? О судьбах каких людей напоминает объект? Какова степень его сохранности? В чем значимость и ценность сооружения как памятника культурного наследия?

Данный прием работы по памятке способствует последовательному восприятию памятников архитектуры (скульптуры), а также умению проанализировать функциональное предназначение сооружений.

Город следует изучать в непосредственном общении с ним, «исследование городской среды позволяет воспитанникам пополнить знания, развить умения визуальной коммуникации, научиться ориентироваться
в городском пространстве» [1, с. 133].

По мнению исследователя Б.А. Столярова особенности визуального восприятия в экскурсоведении заключаются в следующем: «…причина увеличения роли визуального восприятия в стремительной визуализации культуры и всей мировой системы информации и ряда производственных процессов. Это вызвало необходимость пересмотра умений визуального восприятия и разработки специальных методик обучения визуальному восприятию. Этот процесс лежит в основе эстетического воспитания молодежи средствами изобразительного искусства» [3, с. 25].

Еще одним приемом, который можно включать в экскурсию, является прием зрительного сравнения. В основе приема лежит сопоставление различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. Один из создателей экскурсионного дела в нашей стране. Б.Е. Емельянов отмечает: «Можно сравнивать как схожие, так и различные по своему облику экспонаты. Одна из задач данного приема –выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. После чего можно назвать сходные элементы двух экспонатов или их отличия друг от друга» [4, с. 3].

Согласно музейно-педагогической программе Н.Д. Соколовой, Б.А. Столярова «необходимо организовывать непосредственное взаимодействие ребят с памятником искусства, основой которого является самостоятельная исследовательская деятельность подростка» [5, с. 23]. 

Если задания сформулированы грамотно, то любое подобное взаимодействие начинается с рассматривания памятника, выявления говорящих деталей, формулировки собственного впечатления. В процессе работы воспитанник менее всего должен слушать, задача руководителя кружка – помочь ребятам освоить основы визуальной культуры, научить
их особому видению, чтобы делать выводы на основании увиденного, сопрягая новые впечатления с уже имеющимися знаниями и опытом.

Еще одной особенностью экскурсионного дела является то, что работа экскурсанта идет в большинстве случаев над подлинниками, над объектами
в их жизни, окруженными естественно-исторической, географической, исторической и эстетической средой [5, с. 13].

Когда экскурсанты изучают памятник архитектуры, руководитель должен давать минимум наводящих вопросов и стремиться к тому, чтобы среди самих экскурсантов возник живой обмен мнений, сформировалось коллективное переживание и наблюдение [5, с. 23].

Программа помогает воспитанникам осознать свой вклад в сохранение истории родного города, принять участие в его будущем. Этому способствует содержание программы, тематически связанное с семьей подростка, жизнью современного ему города, его историей и культурой. Особое внимание уделяется разнообразию форм организации практической деятельности: квесты, выезды, молодежные акции и конференции, городские форумы, посещение выставок и музеев, добровольческие акции.

Экскурсии – это один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию молодежи, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию. Прогулки, знакомства с памятными местами формируют познавательный интерес и стимулируют потребность получать новые знания. Выездные мероприятия осуществляются по субботам и воскресеньям в рамках проекта «ИнстаПитер».

Не секрет, что молодое поколение – это дети визуальной культуры. Визуальная культура представляет собой важную часть образовательного процесса, ведь современный человек должен обладать культурой восприятия, переработки и отображения визуальной информации. Развивающий потенциал проекта «ИнстаПитер» направлен на развитие творческой деятельности подростков. Они самостоятельно проводят исторические квесты по городу, разрабатывают маршруты экскурсий, записывают видео своих выступлений, монтируют фильмы и придумывают контент для социальных сетей. Такая краеведческая работа позволяет им чувствовать себя социально успешными среди сверстников, добавляет им популярности, формирует положительный образ. Используя в своей работе сети «ВКонтакте» и «Инстаграм», педагог погружает воспитанников в медиапространство, где каждый может выбрать роль по душе: экскурсовод, писатель, исследователь, историк, редактор, фотограф, журналист. При работе с визуальным материалом, художественными образами, необходимо развивать в подростках эмоциональную сферу, ассоциативное мышление, творческое воображение, сенсорные способности.

Таким образом, опираясь на классическую школу петербурговедения
и в тоже время используя инновационные подходы и методики, мы формируем успешного горожанина, который способен извлекать, изучать, анализировать информацию из разных источников. Это и есть важная цель организации досуга для молодежи: дать им возможность проявить себя, быть услышанными, помочь им освоиться в большом мире взрослых.

 

Библиография

1. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение / Б. В Емельянов. – М.: Сов. спорт, 2000. – С.3.

2. Ермолаева, Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий / Л. К. Ермолаева. Издание второе, исправленное и дополненное. – СПб.: СМИО Пресс, 2009. – 144 с.

3. Коробкова, Е. Н. Город на ладошке: культурно-образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений с методическими рекомендациями / Е. Н. Коробкова, Н. Г. Шейко. – СПб.: АППО, 2011. – 196 с.

4. Соколова, Н. Д. Мир музея: музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» учеб. пособие для учителей начальной школы / Н. Д Соколова, Б.А. Столяров. – СПб, 2000. – С. 23.

5. Столяров, Б. А. Основы экскурсионного дела: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Б.А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. М-во общего и среднего образования Рос. Федерации, Рос. акад. образования, Сев.-Зап. отделение  Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, М-во культуры Рос. Федерации, Гос. Русский музей.

– Санкт-Петербург: Борей арт, 2002. – с. 25.


Из опыта работы с молодежью в сфере культуры

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ                                                                                                      (на примере взаимодействия ГБУККБС «Краснодарская краевая специальная библиотека для слепых им. А.П. Чехова и волонтерского отряда «Книгодарцы» Краснодарского государственного института культуры)

Безуглая В.С., Епифанова И.А., студентки ФГБОУ ВОУ «Краснодарский государственный институт культуры», Уржумова О.М., научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВОУ «Краснодарский государственный институт культуры»

На сегодняшний день в современном обществе возрастает необходимость привлечения добровольческих объединений в учреждения культуры с целью наиболее эффективного содействия интеграции людей с особыми возможностями здоровья в социум. Одним из важных условий является формирование единых подходов и принципов библиотечного обслуживания инвалидов, а также формирование стандартов для создания социокультурной доступной среды.

Ключевые слова: волонтерство, библиотека, читатель, книга, доступная среда, социокультурная реабилитация.

 

В научно-педагогической литературе говорится о том, что волонтерство является особой формой занятости. Содействие развитию и распространению волонтерской деятельности является одним из приоритетных направлений социальной и молодежной политики в нашей стране [2].

На протяжении нескольких лет волонтерская деятельность востребована в специальных библиотеках. Специальные библиотеки – это библиотеки, удовлетворяющие особенные информационные потребности читателей, определенные профессиональной сферой их деятельности (производственной, научной, учебной, управленческой), на основе отраслевого или многоотраслевого фонда.

Расширение образовательного и социально-культурного пространства для лиц с особенностями здоровья в настоящее время осуществляется в России за счет ряда факторов, влияющих как на повышение качества в жизни в целом, так и непосредственно на объем и содержание образовательных услуг.

К этим факторам можно отнести:

- расширение нормативно-правовой базы;

- внедрение в сферу образовательной деятельности региональных социокультурных программ;

- создание специальных универсальных рабочих мест для образовательной деятельности людей с особенностями здоровья;

- создание сетевых путей взаимодействия библиотек как социального института культуры с образовательными и научными центрами [3].

Одним из мест подобной концентрации становятся современные библиотеки для незрячих и слабовидящих. Рассмотрим это более подробно на примере взаимодействия Краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых им. А. П. Чехова с волонтерским отрядом «Книгодарцы».

Члены волонтёрского отряда оказывают помощь в следующих направлениях:

1. Внестационарное обслуживание читателей. Основной целью данного аспекта взаимодействия является обеспечение доступности услуг учреждения культуры для людей с особыми возможностями здоровья

2. Запись аудиоматериалов. Одним из важнейших направлений деятельности специальной библиотеки является формирование и развитие информационной культуры слепых и слабовидящих пользователей. Для этого необходимо создание информационных продуктов на различных носителях.

3. Проведение театрализованных представлений с применением интерактивных технологий и литературного творчества

Роль книги и чтения в жизни детей с нарушениями развития переоценить невозможно: для большинства из них мир открывается именно через книгу.

Проект «Мы попали в край чудес» призван внести вклад в решение этой проблемы. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что в результате его реализации будет разработана модель инклюзивного литературно-образовательного пространства с применением интерактивных форм работы и творческого подхода.

В заключение следует отметить, что именно волонтеры являются социальными кураторами для различных групп населения. Добровольцы обладают активной жизненной позицией и необходимыми навыками: лидерские качества, эмпатия, стрессоустойчивость, коммуникабельность и любознательность. Из этого следует вывод о том, что привлечение волонтеров в библиотеку является важной ступенью в формировании гражданского общества.

 

Библиография

1. Долгова, В. И. Повышение мотивации волонтеров в процессе реализации проекта «голос книги» / В. И. Долгова. ­ – Москва. – 2017. – С. 38-42.

2. Лебедева, С. С. Библиотеки для лиц с проблемами зрения как компонент системы непрерывного образования и фактор повышение качества социально-образовательных и социально-культурных услуг / С. С. Лебедева. – Текст: электронный // Непрерывное образование: XXI век. –Москва. – 2015. – С. 1-6.

3. Лиленко, И. Четыре шага на пути к успешному проекту / И. Лиленко. – Текст: электронный // Современная библиотека. – 2016. – № 1. – С. 62-65.

4. Малашенко, О. В. Проект как диалог с социумом / О. В. Малашенко. – Текст: электронный // Современная библиотека. – 2016. – №: 9. – С. 68-71.

5. Путилина, Я. Г. Роль и значение волонтерского движения в оказании социально-ориентированных услуг общедоступными библиотеками Краснодарского края / Я. Г. Путилина. – Текст: электронный // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар. – С. 115 - 120.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.08 с.)