Национальная идентичность . Формирование в системе молодежной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная идентичность . Формирование в системе молодежной политики



Пищулин С.А., начальник отдела патриотического воспитания Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Дом Молодежи «ФОРПОСТ» Выборгского района, аспирант частного образовательного учреждения высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия»

 

В статье рассматриваются вопросы формирования национальной идентичности в системе молодежной политики. Приводится примерный инструментарий и возможные полученные компетенции.

Ключевые слова: молодежная политика, патриотическое воспитание, национальная идентичность.

Для правильного понимания вопроса необходимо определиться с терминологией обсуждаемых проблем. Что есть «идентичность» и что есть «национальная идентичность». По мнению автора, наиболее подходящими интерпретациями терминов будут являться интерпретации, приводимые в статье Ахмедановой С.М., а именно: «идентичность (англ. Identity) – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам. Национальная идентичность – одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национальная идентичность несхожа с понятиями гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние. Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности человека к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам» [1].

Очевидно, что молодежь – особый с политико-психологической точки зрения социальный субъект, которому предстоит определять содержание российской политической реальности в ближайшей перспективе. Вопрос национальной идентичности, её формирования должен являться одним из основных в системе молодежной политики. В отличие от системы образования, где основными являются образовательные критерии, в системе молодежной политики основная направленность досугово-воспитательная,

а если быть точным, то воспитание через досуг. Поэтому итоговые компетенции могут быть идентичными, а инструментарий разнится.

Вопрос национальной идентичности остро встал после развала СССР и появления нового Российского государства. Если до 1991 года была некая «имперская», «советская» идентичность, аналогичная национальной идентичности «американец», абсолютно всем понятная, отождествляющая интернациональность советского человека, без официальных различий по национальному признаку, то после распада СССР остро встал вопрос о национальной идентичности гражданина нового государства. Дилемма, когда империей быть уже перестали, а новое национальное государство построить никак не выходит, привела в 90-е годы ХХ века к массовым межнациональным конфликтам, отголоски которых мы ощущаем по сегодняшний день. Система образования и система вновь создаваемой молодежной политики не давала ответа на этот социальный запрос. Необходимо было выстраивать новую систему инструментария для формирования национальной идентичности у подрастающих граждан нового государства. Вопросы переустройства экономики, переход с плановой к рыночной платформе, повлекшие глубокие экономические кризисы, не позволяли государству заниматься вопросами формирования национальной идентичности. К этому вопросу органы государственного управления стали возвращаться только уже в начале 10-х годов нынешнего века. В 2013 году Президент РФ В.В. Путин связал обретение национальной идентичности с формированием национальной идеи. Он отметил: «Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое» [3, c. 3]. Как уже отмечалось ранее, система образования не в силах полностью ответить на социальный запрос по воспитанию и формированию гражданина, полноценно это возможно только в плотной межпредметной и межсистемной связи с учреждениями системы молодежной политики.

События последних лет, происходящие в странах – бывших республиках СССР, и события в США и странах Европы показывают, что формирование национальной идентичности у подрастающих граждан – задача, выходящая на первый план в воспитательном процессе. Молодежная политика как система, воспитывающая через досуг, занимает одно из лидирующих мест в этом процессе. В программы всех клубных формирований необходимо внести мероприятия, которые будут способствовать формированию национальной идентичности у воспитанников, в ключе общероссийской идентичности на основании единства всех национальностей нашей страны. Важным фактором является понимание многонациональности нашего государства и формирование понятийного аппарата о единстве всех национальностей на примерах из социального окружения подростка. Пример руководителя также благотворно действует на процесс формирования идентичности. В образовательном учреждении педагог не имеет возможности в полной мере подключить воспитательную функцию, поскольку основной является образовательная.

В учреждениях молодежной политики спектр возможностей гораздо шире, чем в образовательных, но это не означает, что воспитательным процессом должны заниматься только учреждения системы молодежной политики. Это абсолютно ошибочно. Любой воспитательный процесс,

а процесс формирования национальной идентичности является именно воспитательным, должен проходить только в триедином воздействии на подростка: семья – школа – система учреждений молодежной политики. Только при согласованном воздействии этих трех систем подросток сможет получить необходимые компетенции для формирования национальной идентичности. Одним из важнейших инструментов является личностный пример. Как говорилось выше, данный пример должен быть из социального окружения подростка. Если педагог не всегда имеет время и возможность заниматься поиском такого примера, то в системе учреждений молодежной политики такая возможность есть. Этими примерами могут являться лидеры общественного мнения подростковой среды, ровесники воспитанников, совершившие какие-либо знаковые поступки, как в прошлом, так и в настоящем. В качестве воспитательных приемов могут практиковаться разбор причин национальных конфликтов в соседних государствах и странах дальнего зарубежья, совместная работа по созданию гипотетической программы выхода из смоделированных ситуаций, когда воспитанник видит поставленные задачи, осознает глубину и уровень происходящего конфликта на национальной почве, пытается найти самостоятельно или в группе ровесников выходы из ситуации, используя компетенции национальной идентичности. Такая работа будет способствовать гармоничному развитию личности – настоящего гражданина. Привитие чувства толерантности, компетенции интернационализма у воспитанников позволит, в дальнейшем, снизить уровень напряженности в межнациональных отношениях.

Парадигма многонациональности нашего государства и равенства национальностей должна превалировать в воспитательном процессе, но в тоже время ни в коем случае не приводить к подавленной идентичности. Эта идентичность формируется через принятие негативной идентичности: индивид, который является обладателем подавленной идентичности и осведомлен о наличии доминирующих культурных идеалов в обществе, но в силу того, что его идентичность не позволяет ему следовать этим идеалам, склонен принимать на себя негативные образы, которые формирует большинство. Данная проблема является многосторонней, так как причины формирования подобной идентичности зависят не только от желания большинства считать меньшинство «своими» [2]. Воспитанник должен понимать, что все народы и национальности абсолютно равны в любых возможностях. Идеологическая обработка через неконтролируемые ресурсы сети Интернет, которая демонстрирует превосходство одних народов над другими, должна нивелироваться методами и инструментарием, которым в совершенстве должны владеть работники учреждений молодежной политики.

В заключение отметим, что учреждения молодежной политики должны взять на себя ведущую роль по формированию национальной идентичности, гражданской идентичности у молодежи, патриотическому воспитанию. Система образования выпускает подростка в 16-17 лет, на этапе активного становления его как личности, учреждения высшей школы задач воспитания уже не несут, именно специалисты учреждений молодежной политики продолжают взаимодействовать с молодым человеком до достижения им 30- летнего возраста.


Библиография

3. Ахмедханова, С. М. Формирование национальной идентичности / С. М. Ахмедханова. // Молодой ученый. – 2015. – № 14 (94). – С. 438-441.

4. Берсенева, Н. В. Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект /

Н. В. Берсенева, Г. А. Соколов. // Молодой ученый. – 2018. – № 23 (209). – С. 356-360.

5. Пищулин, С.А. Кризис национальной идентичности и патриотического воспитания. к вопросу о путях выхода / С. А. Пищулин. / Сборник материалов молодежной конференции «История сегодня». – 2019. – С. 117-120

6. Пищулин, С. А. К вопросу о национальной идентичности на войне / С. А. Пищулин. / Материалы конференций за 2019 год «Гражданская война на Северо-Западе», «Военная история: люди, факты, обстоятельства» // под ред. В. А. Носова, С. А. Пищулина. – 2019. – С. 501-502.

7. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай». [Электронный ресурс].

URL: http: neus/kremlin/ru/transcripts/192443/print/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.007 с.)