Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты».

Поиск

Цель: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.

Обучающиеся должны знать о периоде застоя в СССР и попыток выхода из него; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.

Порядок выполнения работы

Часть1:

1. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2. Заполнить таблицы.

Часть 2:

1.Решить тест

2.Сдать на проверку.

Часть1

Задание 1 Заполните таблицы:

Причины проведения экономической реформы 1965 года

Причины Меры
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве

Дата  
Направления 1. 2.
Меры 1. 2. 3. 4. 5.
Итоги 1. 2. 3. 4.
Причины 1. 2.

Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

Дата  
Направления 1. 2.
Меры 1. 2. 3. 4. 5.
Итоги 1. 2. 3.
Причины 1. 2. 3. 4. 5. 6.

Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

Дата  
Меры 1. 2. 3.

Часть2

Решите тест

1. Экономическая реформа А. Н. Косыгина проводилась в СССР в

А) 1949-1953 гг

Б)1956-1960 гг

В) 1965-1970 гг

Г) 1985-1991 гг

2. Какая сфера народного хозяйства развивалась в СССР в 50-е годы наиболее быстрыми темпами

А) сельское хозяйство

Б) тяжелая промышленность

В) социальная сфера

Г) легкая промышленность

3. Командно-административная система в СССР характеризовалась

А) внеэкономическими методами управления

Б) невмешательством государства в экономику

В) свободой предпринимательства

Г) децентрализацией экономики

4. Что из перечисленного характеризовало экономику СССР в 1960-1965 годы

А) деятельность совнархозов

Б) существование акционерных банков

В) свободное хождение иностранной валюты

Г) частная собственность на средства производства

5. Какая черта характеризовала экономику СССР в 1960-1980 годы

А) первоочередное развитие легкой промышленности

Б) преимущественное финансирование ВПК

В) создание банковской системы

Г) интенсивный характер развития экономики

6. Что из названного характеризовало развитие социальной сферы в СССР в конце 1970-х – начале 1980-х годов

А) перепроизводство продовольственных и промышленных товаров

Б) введение платы за обучение

В) сокращение средней продолжительности жизни населения

Г) ежегодное повышение зарплаты

7. Что было одной из причин ухудшения положения в сельском хозяйстве СССР к началу 1960-х годов

А) введение рыночных отношений

Б) принудительная скупка скота у колхозников

В) развитие фермерских хозяйств

Г) сокращение посевных площадей

8. К причинам кризисных явлений в экономике СССР в 1979-е – первой половины 1980-х годов относилось

А) господство командно-административной системы

Б) материальное стимулирование труда

В) введение частной собственности

Г) проведение экономических реформ середины 1960-х годов

9. Что из перечисленного относиться к 1970-м – первой половине 1980-х годов

А) введение хозяйственной самостоятельности предприятий

Б) создание научно-производственных объединений

В) начало развития атомной энергетики

Г) преобладание предприятий ВПК

Д) децентрализация управления промышленностью

Е) промышленное строительство за счет вывоза естественного сырья

1) АБВ 2) БГЕ 3) ГДЕ 4) ВГЕ

10. Установите соответствие между датой и событием

1. март 1965 года а) реформа хозяйственного механизма

2. октябрь 1965 года б) реформа сельского хозяйства

3. 1979 год в) реформа промышленности

1 2 3
     

11. Прочтите отрывок из постановления Пленума ЦК КПСС и назовите фамилию главы правительства СССР, под руководством которого проводилась отраженная в этом документе реформа.

«Признать целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых предприятиями сверху, наделить их необходимыми средствами для развития и совершенствования производства, улучшить использование таких важнейших экономических рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит».

12. Прочтите высказывание А. Д. Сахарова, относящееся к 1980-м годам, и впишите пропущенное в тексте название эпохи

«Наше общество оказалось глубоко больным. Симптомы болезни, последняя стадия которой получила название «эпоха _________________________», известны. В первую очередь это отсутствие плюрализма в структурах власти, в экономике, в идеологии. С этим тесно связана бюрократизация всей жизни страны. Все нити управления концентрируются в руках людей, обладающих властью в силу должности в государственно-хозяйственном или партийном аппарате и образующих особый социальный «бюрократический слой».

13. Дайте определения понятиям и терминам

- теневая экономика;

- товарный голод;

- социалистическое соревнование;

- стагнация;

- экономический застой;

- дефицитная экономика;

- стадиальное отставание;

- директивная экономика;

- экстенсивное развитие;

- интенсификация.

Оборудование и материалы:

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник для студ. проф. образования. – М: ОИЦ «Академия», 2018.

2. http://ru/wikipedia/org Википедия: свободная энциклопедия

3. http://www.gumer.info/Электронная библиотека Гумер- книги, учебники: религия, философия, история

Практическое занятие

Тема: «Распад СССР».

Цель: закрепить и углубить знания о политике перестройки, о распаде СССР, проанализировать социально-экономическую, политическую и внешнеполитическую ситуацию в СССР в 1980 – е гг. приведшую к распаду союза.

 

Содержание работы:

 

Задание № 1. Схематично изобразите территориальное устройство СССР, обозначив на нем все государства, входящие в его состав.

 

Задание № 2. Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте.
1. С чем связано обострение в СССР межнациональных противоречий? Почему от требования республиканского и регионального хозрасчета республики и регионы переходят к провозглашению суверенитета?
2. Определите историческое место августовских событий 1991г. Как они повлияли на судьбу СССР?
3. Проанализируйте причины распада (развала) СССР? Какие социальные и политические силы были в нем заинтересованы?
4. Почему на ваш взгляд М.С. Горбачев не вернулся в Москву после того как ГКЧП заявил о переходе власти в его руки? Почему большая часть советских граждан поддержали Б.Н. Ельцина?
5. Как вы думаете, мог ли разрешить назревший кризис между союзными республиками проект нового Союзного договора, предложенного М.С.Горбачевым?
6. Почему на ваш взгляд не удалось предотвратить распад Союза?

 

Задание № 3. Заполните схему «Распад СССР»

 

 

Задание № 4. Проанализируйте документ.
1. Постановление № 1. Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР.

В целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан Союза ССР, независимости и территориальной целостности страны, восстановления законности и правопорядка, стабилизации обстановки, преодоления тяжелейшего кризиса, недопущения хаоса, анархии и братоубийственной войны гражданской войны Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР постановляет: …

2. Незамедлительно расформировать структуры власти и управления, военизированные формирования, действующие вопреки Конституции СССР и законами СССР….

4. Приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки….

7. … Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок не допускается. В необходимых случаях вводить комендантский час, патрулирование территории, осуществлять досмотр, принимать меры по усилению пограничного и таможенного режима…

8. Установит контроль над СМИ, возложив его осуществление на специально создаваемый орган при ГКЧП.

 

Вопросы к документу:

1. Какими методами члены ГКЧП предполагали установить порядок в стране и не допустить распада государства?

2. Чем методы предлагаемые ГКЧП отличались от методов управления М.С. Горбачева?

3. Как вы думаете, мог ли ГКЧП рассчитывать на массовую поддержку граждан СССР? почему?

2. из Декларации Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической Республики о суверенитете ЭССР 16 ноября 1988г.

… когда эстонский народ составной частью СС, при этом было предусмотрено сохранение гарантий суверенитета и расцвета нации. Однако внутренняя политика сталинизма и период застоя игнорировали эти принципы. В результате этого на эстонской земле для эстонцев как коренной национальности сложилась неблагоприятная … ситуация. И поэтому Верховный Совет Эстонии видит лишь один выход из трудного положения - дальнейшее развитие Эстонии должно происходить в условиях суверенитета.

 

Вопросы к документу:

1. Что не устраивало эстонское государство в СССР?
2. Почему была провозглашена независимость Эстонии?

 

Задание № 5. Постройте логическую цепочку событий распада СССР.

 

Контрольные вопросы:
1. Что такое августовский путч и распад СССР?
2. Что такое «парад суверенитетов»? Какова его цель?
3. Каково значение распада СССР для стран мира?

Практическое занятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.013 с.)