Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Используйте тематический словарик: суть предназначения человека;нравственная сила человека; стремление к самосовершенствованию; пополнять знания; закалять волю; стремиться к идеалу; служение людям; жизненное кредо; преодоление слабостей; беспощадный анализ своего поведения; никогда не
прекращающаяся внутренняя работа.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание 2. «Структура романа «Война и мир»»
Промежуток времени, описанный в каждой части
1 том
2 том
3 том
4 том
эпилог
Задание 3. Пользуясь литературоведческим словарем, дайте определение понятию
Роман-эпопея
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
47 ________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Задание 4. «Отличие романа от романа-эпопеи»
Картины русской истории
Количество
человеческих характеров.
Протяженность во времени
Охват пространства
Что лежит в основе сюжета
Задание 5. «Система образов романа»
Задание 6. Из толкового словаря выпишите определение понятий
Мир______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__ _________________________________________________________________
Война__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
48 _____________________________________________________________________________
_____ ________________________________________________________________
Объясните смысл названия романа.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________
49
Задание 7. К каким семьям, описанным в романе ―Война и мир‖, могут относиться перечисленные свойства?
Болконские Строгость
Гостеприимство Друбецкие
Ростовы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карьеризм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Благородство | Курагины |
Приспособленчество
Искренность
Задание 8. С какими персонажами ассоциируется:
• описание природы у Энского моста____________________________________;
• описание поля Бородина______________________________________________;
• ночь в Отрадном_____________________________________________________;
• описание охоты______________________________________________________;
• Святочная ночь______________________________________________________;
• описание кометы_____________________________________________________;
• описание Аустерлицкого неба__________________________________________
50
Задание 9. Какому из персонажей романа ―Война и мир‖ принадлежат перечисленные ниже детали внешности:
Княжна Марья
Наполеон
Сперанский
Старый князь Болконский Анна Михайловна
Наташа Ростова
Княгиня Болконская
Элен
Долохов
Денисов
Пьер Безухов
Князь Василий
Соня
Задание 10. «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»
51
Общие | Жизненный путь | Жизненный | путь | Пьера | ||
периоды | Болконского- | «дорога | Безухова – «..видите, какой я | |||
чести» | добрый и славный малый» | |||||
Первое | знакомство | |||||
Отношение | к светскому | |||||
обществу | ||||||
| ||||||
Жизненные ошибки | ||||||
ошибочные | мечтания | |||||
поступки | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Постепенное пробуждение | ||||||
о нравственного кризиса | ||||||
стремление быть полезным | ||||||
Отечеству | ||||||
| ||||||
Новое разочарование, кризис | ||||||
| ||||||
| ||||||
Война 1812 года | ||||||
52 |
После войны с Наполеоном
(эпилог)
Задание 11. «Женские образы в романе»
Любимые | Нелюбимые | Сложно определить |
Задание 12. Работа с иллюстрациями к роману.
1. Какие эпизоды романа «Война и мир» нашли
отражение в иллюстрациях художников Л.О.Пастернака и
Д.А.Шмаринова? Найдите и выпишите фрагменты текста, соответствующие
иллюстрациям.________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Л.Пастернак Первый
_______________________________________________________________
бал Наташи Ростовой
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________ | ||
______________________________________________________________ | ||
______________________________________________________________ | ||
______________________________________________________________ | ||
___________________________________________________ | Свидание Наташи с | |
___________________________________________________ | ||
Болконским в Мытищах |
2. Проанализируйте одну из иллюстраций (на выбор) по следующему плану:
53
Д Шмаринов Дети Ростовых
Д Шмаринов Ведут пленныхфранцузов
1) Какое место занимает выбранный художником эпизод в романе?
2) На чем акцентирует внимание, что подчеркивает художник в выбранной сцене? Почему?
3) Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстрации и впечатление, которое она производит. Чем, на ваш взгляд, достигается такой эффект? Соответствует ли это тому, какое впечатление производит соответствующий эпизод романа?
4) Что подчеркивает художник в изображении героев? Соответствует ли изображение героев вашему представлению? Обоснуйте свой ответ.
5) Уделяет ли художник особое внимание каким-либо деталям? Какую роль они играют? Соответствует ли это замыслу писателя? Обоснуйте свой ответ.
Художник ____________________ «_______________________________________»
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
54
Антон Павлович Чехов
(1860 – 1904)
Задание 1. Прочитайте отрывок из книги К.И.Чуковского
о Чехове. Напишите небольшой рассказ, пользуясь речевыми клише.
Прочитав отрывок из книги К.И.Чуковского, я понял, что Чехов был....
Писатель представляется мне …..человеком.
Когда я прочитал отрывок из книги Чуковского К.И., то почувствовал, что....
Прочитав отрывок из книги К.И.Чуковского, я захотел рассказать о....;
прочитать...
Не только к озеленению, оплодотворению земли чувствовал он такую горячую
склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, он стремился не только описывать
жизнь, но и переделывать, строить ее. То хлопочет об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же, в Москве, была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех
сахалинских школ и шлет их туда целыми партиями. То строит невдалеке от Москвы одну за
другой три школы для крестьянских детей, а заодно и колокольню, и пожарный сарай для
крестьян. И позже, поселившись в Крыму, строит там четвертую школу. Вообще всякое строительство увлекает его, так как оно, по его представлению, всегда увеличивает сумму человеческого счастья.
«Помню его детскую радость, - говорит Станиславский, - когда я рассказал ему однажды о большом строящемся доме у Красных ворот в Москве взамен плохонького одноэтажного особняка, который был снесен. Об этом событии Антон Павлович долго после рассказывал с восторгом всем, кто приходил его навещать» Однажды Горький прочитал ему свою гордую песню о человеке-строителе, жаждущем преобразить всю планету неустанным земледелием и
строительством, и были в этой песне такие слова:
Круг земли пошел бы да всю распахал,
Век бы ходил - города городил,
Церкви бы строил да сады все садил!
Землю разукрасил бы, как девушку…
Песня эта не могла не понравиться Чехову, так как она вполне выражала его собственную
веру в спасительность нашего тысячелетнего садоводства и зодчества. «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»
- сказал он тогда же Горькому. И записал в своей книжке: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
55
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
__________________________________
«Ионыч»
1. На какие части можно разделить рассказ ―Ионыч‖? Какие темы заявлены в начале рассказа? Как они развиваются в главной части?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Проследите по тексту, как живут обыватели города С. Выпишите примеры, в которых даются характеристики жителей города С. Прокомментируйте их.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Чтобы зафиксировать время, А.П.Чехов использует ритмические повторы (―когда в губернском городе С...‖, ―Прошло больше года...в трудах и одиночестве..‖). продолжите этот ряд и объясните роль ритмических повторов в понимании событий рассказа.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Прочитайте эпизоды, в которых А.П.Чехов говорит о молодом докторе Старцеве. Как он выглядит? Каковы его помыслы? Как он входит в ―самый талантливый‖ дом города С.? Как он воспринимает эту среду вначале?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
56
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Охарактеризуйте семью Туркиных, подтверждая свои суждения примерами из рассказа.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Как относится автор к доктору Старцеву? Какими деталями подчеркивается это отношение? Приведите примеры из текста.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Когда и как Чехов дает понять, что среда города начинает раздражать Старцева? Приведите примеры.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8. Как отнеслись обыватели города к ―инакомыслию‖Старцева? Какое прозвище они ему
дали?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9. Проанализируйте историю взаимоотношений Старцева и Котика. В каких сценах и каким образом раскрываются характеры Старцева и Котика? Проанализируйте сцену на кладбище. Почему Старцев пошел на кладбище?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
10. Проследите историю превращения Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча. Автор дает четыре характеристики героя: ―интеллигентный человек‖ (I глава), ―необыкновенный, удивительный доктор‖ (II глава), ―поляк надутый‖ (IV глава), ―не человек, а языческий бог‖ (V глава). Какие художественные приемы использует Чехов для передачи внутреннего состояния Ионыча?
__________________________________________________________________________________
57
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
11. Прокомментируйте финал рассказа «Ионыч».
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 3. Пьеса «Вишневый сад».
58
Пословица:
1. «И дело наше в шляпе». Кто так говорит о судьбе вишневого сада?
2. «Со свиным рылом в калашный ряд». Кто так характеризует сам себя?
3. В связи с чем Пищик говорит: «Пропадай моя телега, все четыре колеса»?
4.В связи с чем Пищик говорит: «Пропадай моя телега, все четыре колеса»?
5.«Попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй». В связи с чем говорит это Пищик?
Кто это?
1.«Хороший она человек.
Легкий, простой человек».
О ком говорит Лопатин?
2.«Очень уж ты нежная. Так нельзя». Кому это говорит Лопатин?
3.Гаев. «Ты мой ангел, ты для меня все верь мне, верь…». Кому это говорит Гаев?
4.«Человек он смирный, а только иной раз как начнет говорить, ничего не поймешь». О ком говорит Дуняша?
5.«Они были у нас на святой, полведра огурцов скушали…». О ком говорит Фирс?
59
3.Города
1. Дача Раневской находилась на юге Франции, недалеко от…
2. По словам Фирса, сушеную вишню возами отправляли в Харьков. Назовите второй город, где шла торговля вишней
3. В каком городе до нитки обобрал Любовь Андреевну ее любовник?
4. Большое значение для судеб героев пьесы имела тетушка-Графиня. Где же она жила?
5. При первой встрече с Раневской и Гаевым Лопахин торопится в пятом часу утра уехать по делам. Куда он должен уехать?
Аромат.
1. От кого, по словам Гаева, курицей пахнет?
2. На кого от Яши опахнуло селедкой.
3. Первые запахи, которые уловил Гаев в детской.
4. Любовь Андреевна была в заведении, где звучала музыка и скатерти пахли мылом.
5.Где же была Раневская?
Вещи.
1. На поясе у нее связка ключей. У кого?
2. Вам известно, что Гаев все свое состояние прососал на леденцах, которые он держит в
60
коробке. Откуда достает он эту коробку?
3. Варя говорит Ане, что эта вещь у нее вроде как пчелка.
О какой вещи идет речь?
4. «Купил я себе третьего дня сапоги; а они, смею вас уверить, скрипят так, что нет никакой возможности…» Чьи это сапоги?
5. Любовь Андреевна говорит Пете: «От чего вы так подурнели? От чего постарели?... А теперь волосы негустые…» Что еще дает ей право так говорить о Трофимове?
Напитки.
1. Что пьет Раневская сразу же по приезду в имение?
2. Какой напиток пьет Лопахин в период ожидания хозяев Вишневого сада?
3. От чего умер муж Раневской?
4. Чем попахивает от Лопахина, по словам Пищика, по возвращении с торгов?
5. Какой напиток предлагает Раневская на вечере музыкантам?
Фауна.
1.Гаев из города привез анчоусов… Что
это такое?
2.«И тоже квасу возьмешь, чтобы напиться, глядишь, что–нибудь в высшей степени неприличное…». Что же неприличное увидел Епиходов?
3.От кого происходит древний род Симеоновых – Пищиков?
4.«Тогда зачем же сегодня утром я просыпаюсь к
примеру сказать, гляжу, а у меня на груди
страшной величины…»
Что же зверь был на груди?
5.Шарлотта сравнивает пение Эпиходова с песней… (ужасно поют эти люди… фуй!»). С пением кого сравнивает она голос Епиходова?
Время.
1.Насколько позднее обычного прибыл поезд, на котором приехала Раневская из Франции?
61
2.По словам Трофимова Россия отстала от Запада
на…
Насколько же лет отстала Россия?
3.Кто, по словам Лопахина, лет через двадцать размножится в этих краях до необычайности?
4.«Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент», - говорит Лопахин о Пете.
Сколько лет на самом деле Трофимову?
5.Насколько лет шкаф, перед которым говорит речь Гаев, старше самого оратора?
Как тебя зовут?
1.Кого Лопахин называет «бабой»?
2.Под каким именем Лопахин советует Варе идти в монастырь?
3.Трофимов дразнит Варю – «мадам Лопахина».
Как она называет его сердито?
4.Каким словом Лопахин характеризует своего отца, а затем и самого себя?
5.Какое самое грубое слово – прозвище, которое звучит из уст Раневской, предназначено для Пети Трофимова?
Музыка.
1.«Поймешь ли ты души моей волненье…». Кто исполняет этот романс?
2.Кто тихо напевает куплеты из водевиля «И за деньги русака немцы офранцузят»?
3.В день продажи вишневого сада в имении организован вечер. Какие танцы исполняют участники?
4.«Помнишь, - говорил Гаев, - четыре скрипки, флейта и контрабас. Это наш знаменитый…». Что это такое?
5.«Что мне до шумного света, что мне друзья и враги…». На каком инструменте, по словам Епиходова, должна исполняться эта песня влюбленным безумцам?
Деньги.
1.Сколько рублей за десятину предлагает брать Лопахин Раневской с дачников?
2.Сколько прислала денег ярославская бабушка, которая, по мнению Раневской, могла прислать тысяч 10 – 15? Насколько этого хватит?
62
3.Сколько денег обычно дает на чай лакеям
Раневская?
4.Чему равен золотой рубль Раневской в глазах простого прохожего?
5.Пищик должен заплатить проценты по закладной
и просит у Раневской в долг 240 рублей. А сколько рублей он ей вернул?
63
Приложение
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
АКМЕИЗМ (от греч.акте—высшая степень чего-либо,расцвет) —вышедшее из символизма литературное течение русской поэзии начала XX в. (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам и др.).В противовес туманности,зыбкости, «таинственныммирам» символизма провозглашал стремление к «прекрасной ясности» (М. А. Кузмин), воспевал «радостное любование бытием» (Н. С. Гумилев), призывал открыть заново красоту и ценность человеческого бытия. В основе — простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные,зримые образы и прямо называть предметы.
АКРОСТИХ (от греч. akrostichis —краестишие) —соединение первых букв стихотворныхстрок в самостоятельное слово или фразу, часто— имя автора или адресата; разновидность стихотворной' загадки. В древности было средством запечатлеть имя автора в случае, если его нельзя было назвать или обозначить по каким-либо причинам.
АЛЛЕГОРИЯ (от греч. alios —иной и agoreuo—говорю) — иносказательное изображениеабстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. А. состоит из двух элементов:
смыслового — это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его; образно-предметного— это
конкретный предмет, существо, изображенное в художественном
произведении и представляющее названное понятие или явление. связь А. с обозначаемым
понятием более прямая и однозначная, чем у символа. А. выражает в
основном строго определенный предмет или понятие (связь между образом и понятием,
изображением.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат.ad—к,при иllt(t)era —буква) — повторение в стихотворной речи(реже—г в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется Чуждый
чарам черный челн.
К.Д.Бальмонт
АЛЛЮЗИЯ (от франц. allusion —намек) —намек на событие или факт,который считаетсяобщеизвестным. Распространенной (разновидностью А. является намек на современные общественно-политические реалии в произведениях об историческом прошлом. Часто используется, чтобы оградить произведение от цензурного преследования. А. на литературные произведения называется реминисценцией.
АМФИБРАХИЙ (от греч. amphibrachys — краткий с двух сторон) — трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог—ударный среди безударных
— в стопе. Схема: U— U | U— U...
Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне.
А. Л. Фет
АНАЛОГИЯ —сходство в каком-либо отношении между явлениями и предметами. АНАПЕСТ (от греч. anapaistos —отбитый назад) — трехсложный стихотворный размер,при
котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе. Схема: UU-|UU-... У людей-то в дому
— чистота, лепота, А у нас-то в дому — теснота, духота...
АНАФОРА (от греч. anaphora—вынесение вверх) — единона-чатие;повторение слова или.
64
группы слов в начале нескольких фраз или строф. Не Русь ли пламенем объята, Не Русь ли алая до дна?
Не Русь ли хохотом набата
Со всех сторон озарена? П.
В. Ор
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 124607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.144 (0.014 с.)