III. Литературоведческий блок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Литературоведческий блок.



 

1. Жанр торжественного стихотворения, прославляющего какое-либо историческое событие или деятеля. ____________________________________________________________

2. Короткое сатирическое стихотворение. ____________________________________ 3.

 

Стихотворение, адресованное какому-либо человеку или группе лиц.

 

_______________________________________________________________________________

 

4. Размер стихотворения с ударением на четном слоге. __________________________

 

5. Размер стихотворения с ударением на 1, 4, 7 и т. д. ___________________________

 

6. Способ рифмовки, когда совпадают звучания окончаний 1 и 3, 2 и 4 строк стихотворения.

 

__________________________________________________________________

 

7. Художественное преувеличение. ___________________________________________

 

8. Иносказание. ____________________________________________________________

 

9. Единоначатие. __________________________________________________________ 10.

 

Частный случай метафоры, перенос значения по смежности явлений.

 

_____________________________________________________________________________

 

11. Определите изобразительно-выразительные средства языка или фигуру речи:

 

а) Шепот, робкое дыханье... ____________________________________________________

 

б) Робко месяц смотрит в очи.

 

Изумлен, что день не минул... _________________________________________________

 

в) Лишь паутины тонкий волос

 

Блестит на праздной борозде...

 

________________________________________________

 

г)    Как верим верою живою,

 

Как сердцу радостно, светло!

 

Как бы эфирною струею

 

По жилам небо протекло! ____________________________________________________

 

д) Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.                  _____________________________

 

 

30


Помнишь ли день, как, больной и голодный,

Я унывал, выбивался из сил?

В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил. Помнишь ли труб заунывные звуки, Брызги дождя, полусвет, полутьму? Плакал твой сын, и холодные руки, Ты согревала дыханьем ему.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1878)

 

Задание 1.

 

Заполните таблицу

 

Тематика стихов

Название стихотворения Цитата- афоризм

 

   

Тема Родины и народа

   

 

   

Тема поэта и назначения поэзии

   

 

     

Тема матери

     

 

     

Тема природы

     

 

     

Тема города

     

 

     

Тема истории

     

 

     

Тема детства

     

 

     

Тема любви

     
         
Тема идеала общественного    
деятеля и гражданственного    

служения

     

 

   

Задание 2. Прочитайте и проанализируйте стихотворения Н.А.Некрасова «Еду

   

ли ночью по улице темной…»

 

Еду ли ночью по улице

Не покорилась - ушла ты на волю,

темной,

 

Да не на радость сошлась и со мной...

 

Бури заслушаюсь в пасмурный день - Друг беззащитный, больной и бездомный, Вдруг предо мной промелькнет твоя тень! Сердце сожмется мучительной думой.

 

С детства судьба невзлюбила тебя: Беден и зол был отец твой угрюмый, Замуж пошла ты - другого любя.

 

Муж тебе выпал недобрый на долю:

 

С бешеным нравом, с тяжелой рукой;

 

Он не смолкал - и пронзительно звонок

 

31


1. Каким настроением проникнуто это стихотворение?

_______________________________________________________________________________Как бы вы определили его жанр (воспоминание,размышление,элегия,реквием,жанровая сцена,баллада)?

2. Докажите примерами из текста, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя?

________________________________________________________________________________

3. Выпишите из стихотворения отрицания.

__________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Какую семантическую функцию они выполняют?

__________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

4. За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка?

 

__________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________

 

5. Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним?

__________________________________________________________________________________

 

_ _____________________________________________________________________________

 

6. Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь?

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________

 

Задание 3. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»

 

1.  Перечислите главы поэмы             и       годы их     издания

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________

 

2. Пользуясь литературоведческим словарем, дайте определение понятиям

 

Поэма                                                                                                                                                                                                       -

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________

 

32


Эпопея                                                                                                                                                                                                    -

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________

 

3. Докажите, что «Кому на Руси жить хорошо» — это поэма-эпопея.

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

4. О ком из героев идет речь?

 

1. «Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле…» ___________________

 

2. «Мужик с одышкою, расслабленный, худой

 

(Нос вострый, как у мертвого, Как грабли руки тощие, Как спицы ноги длинные, Не человек – комар)».

_____________________

 

3. «… был хрупок на ноги, Высок и тощ до крайности; На нем сюртук с медалями Висел, как на шесте».

___________________________

 

4. «Мужик сырой, особенный,

 

Головка не поклончива». ______________________

 

5. «… кругленький,

 

Усатенький, пузатенький, С сигаркой во рту».

 

______________________

 

6. «Через леса дремучие, Через болота топкие Пешком пришел, шельмец! Один, как перст: фуражечка Да тросточка, а в тросточке

 

Для уженья снаряд. И был сначала тихонькой…»

 

__________________________

 

7. «Худой, как зайцы зимние… Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные

И – разные глаза…»

 

______________________

 

8. «Носил рубаху красную,

 

33


Поддевочку суконную, ___________________________
Смазные сапоги; 11. «Осанистая женщина,
Пел складно песни русские Широкая и плотная…
И слушать их любил». Красива, волос с проседью,
____________________________ Глаза большие, строгие,
9. «К нему подходишь к первому, Ресницы богатейшие,
А он и посоветует, Сурова и смугла».
И справку наведет; ____________________________
Где хватит силы – выручит, 12. «Лицо худое, бледное
Не спросит благодарности, И волос тонкий, вьющийся,
И дашь, так не возьмет!» С оттенком красоты.
________________________ … кость широкая,
10. «С большущей сивой гривою, Но сильно исхудалое
Чай, двадцать лет нестриженой, Лицо…»
С большущей бородой, ________________________
Дед на медведя смахивал…»  
__________________________  

 

 

5. Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Что можно сказать о художественном методе изображения действительности в поэме?

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________

 

6. Какова фольклорная основа поэмы? Проиллюстрируйте свои суждения текстом.

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________

 

 

34




Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.047 с.)