Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленность личности педагога

Поиск

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая (см. схему 2).

Схема 2

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально-педагогические склонности и намерения, педагогическое призвание и другие компоненты. Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.

 

Педагогическое призвание – означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Профессионально-значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность.

Данные качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции, и быть требовательным к себе, следуя кодексу педагогической морали. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку.

Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их.

Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога. Педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомленность во многих науках (по тем или иным специальным научным дисциплинам, в области антропологических, гуманитарных, социальных наук), а также непрерывную систематическую работу по накоплению все новых и новых знаний.

Вместе с тем чтобы быть профессиональным педагогом, недостаточно быть энциклопедически образованным человеком. Психологи включают в профессиограмму педагога педагогические способности. Под педагогическими способностями понимают определенные индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. Назовем основные (базовые) педагогические способности.

· Гностические способности – способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений и т.п.

· Академические способности – способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки.

· Дидактические способности – способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания учащимися. Эти способности позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся.

· Коммуникативные способности - способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы совместной деятельности.

· Речевые способности – способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они взаимосвязаны с экспрессивными способностями, позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.

· Перцептивные способности – способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, эмпатия – способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника.

· Суггестивные способности – способности эмоционально-волевого влияния на личность, способности к внушению.

· Конструктивные способности – способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие и т.д.).

· Организаторские способности - способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

· Творческие способности – способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.

· Педагогическая интуиция - это способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.

· Способности к саморегуляции – дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.

Педагогические способности проявляются интегрировано, дополняя или даже компенсируя друг друга. Вместе с тем, педагогические способности являются лишь предпосылкой к успеху. На основе знаний и способностей формируются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога.

 

 

ЛЕКЦИЯ 2 (4 ч.)

Тема. Общая профессиональная культура личности педагога. Техника личной работы студента

Цель. Сформировать у студентов научно обоснованные представле­ния о взаимосвязи и взаимозависимо­сти общей и профессиональной куль­туры педагога. Формировать технику личной работы студента.

 

Содержание:

1. Понятие общей и профессионально-педагогической культуры личности.

2. Компоненты профессионально-педагогической культуры спортивного педагога.

3. Функции профессионально-педагогической культуры спортивного педагога.

4. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студента

 

Основная литература:

1. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004.

 2. Введение в педагогическую деятельность / под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002.

3. Введение в педагогическую деятельность: учебник для студентов педагогических ВУЗов / Н.М. Борытко, А.М. Байбаков, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгогра: Изд-во ВГИПК, 2006. – 40с.

 

Дополнительная литература:

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика

2. Основы педагогического мастерства / под ред. И.Я. Зязюна. –.М., 1989.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.-М.,1987.

4. Леви Л.Н. Искусство быть собой. - М.:Знание,1991-256с.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.-М.,1996.

6. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. Для старшеклассников.-М.:Просвещение, 1986-106с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.007 с.)