Правила выполнения практических работ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила выполнения практических работ.



Прежде чем приступить к выполнению задания, прочтите рекомендации к выполнению в данном методическом пособии. Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы, повторите теоретический материал, относящийся к теме работы.

Закончив выполнение работы, Вы должны сдать результат преподавателю в виде отчета в тетради, в которой вы работали. Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.

 

Отметка «5» ставится, если учащийся:

l творчески планирует выполнение работы;

l  самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

l правильно и аккуратно выполняет задание;

l  умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

l правильно планирует выполнение работы;

l самостоятельно использует знания программного материала;

l в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

l умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

l  допускает ошибки при планировании выполнения работы;

l  не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

l допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

l затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

l не может правильно спланировать выполнение работы;

l не может использовать знания программного материала;

l допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

l не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия и другие средства.

l

 

Организация рабочего места:

Для выполнения практических  заданий обучающемуся понадобится: 

рабочее место для проведения занятий, конспекты

 


Практическое занятие №1

Тема: «Перестройка 1985-1991 гг.»

Наименование работы: «Анализ социально-экономических и политических реформ перестройки».

Цель: закрепить и углубить знания о политике перестройки, проанализировать социально-экономическую, политическую и внешнеполитическую ситуацию в СССР в 1980 – е гг.

 

Содержание работы:

Задание №1.

Проанализируйте документы, ответ аргументируйте:
 из «Памятной записки» А.Д. Сахарова Генеральному секретарю ЦК КПСС
Л.И.Брежневу. 5 марта 1971г.
Я хочу вас проинформировать …. О том, что следующие вопросы должны решиться неотложно:
1) я считаю назревшей проблемой проведение общей амнистии политических заключенных.., включая осужденных по религиозным мотивам, включая лиц, осужденных за попытку перехода границы, включая полит.заключенных, дополнительно осужденных за попытку побега из лагеря или пропаганду в лагере;
2) я считаю недопустимыми психиатрические репрессии по политическим, идеологическим и религиозным мотивам..
3)вынести на всенародное обсуждение проект закона о печати и средствах массовой информации;

4) принять свободное решение о свободной публикации статистических и социологических данных;
5) принять решение и закон о восстановлении выселенных из страны при Сталине народов;
6) принять закон о беспрепятственном выезде и въезде в страну;
7) проявить инициативу и объявить об отказе от применения первыми оружия массового поражения. Допустить на свою территорию инспекционные группы для контроля за разоружением;…

Вопросы к документу:

1. О каких проблемах говорит А.Д.Сахаров?

2. Какие пути решения предлагает ученый?

3. Как вы думаете почему власти преследовали Сахарова?.

2. Резолюция I съезда шахтеров СССР об отношении к КПСС. Июнь 1990г.
… Хотя КПСС переживает глубокий кризис, она в лице своих руководящих органов пытается сохранить монополию на власть, утверждая, что только она может консолидировать общество. Мы не согласны с этой позицией. КПСС препятствует преобразованию общества, также она теряет авторитет. … мы массово заявляем о выходе из партии. Мы требуем, чтобы КПСС была лишена власти, парткомы и комитеты ВЛКСМ были выведены с предприятий и учреждений…

Вопросы к документу:

1. Как вы думаете, почему происходило падение авторитета КПСС в обществе?

2. Какие черты этой политической организации критиковали шахтеры?

3. Из доклада М.С.Горбачева на пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г.
Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности.

Вопросы к документу:

1. Какие цели преследовал М.С. Горбачев, начиная перестройку?

2. В чем выражался радикальный характер преобразований?

 

4. из письма Н.Андреевой в редакцию газеты «Советская Россия».13 марта
1988г. «Не могу поступиться принципами».

В многочисленных дискуссиях, проходящих сегодня буквально по всем вопросам обществознания, меня как преподавателя вуза интересуют прежде всего те вопросы, которые непосредственно влияют на идейно-политическое воспитание молодежи, ее нравственное здоровье, ее социальный оптимизм. Беседуя со студентами, вместе с ними размышляя об острых проблемах, невольно прихожу к выводу, что у нас накопилось немало перекосов и односторонностей, которые явно нуждаются в выправлении. На некоторых из них хочу остановиться особо.

Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной трудовой, политической и общественной деятельности. В формулу "культа личности" насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав. Все это ставится под сомнение. Дело дошло до того, что от "сталинистов" (а в их число можно при желании зачислять кого угодно) стали настойчиво требовать "покаяния"...

Поддерживаю партийный призыв отстоять честь и достоинство первопроходцев социализма. Думаю, что именно с этих партийно-классовых позиций мы и должны оценивать историческую роль всех руководителей партии и страны, в том числе и Сталина. В этом случае нельзя сводить дело к "придворному" аспекту или к абстрактному морализаторству со стороны лиц, далеких и от того грозового времени, и от людей, которым пришлось тогда жить и работать. Да еще так работать, что и сегодня это является для нас вдохновляющим примером.

Тревожит меня и вот что: с воинствующим космополитизмом связана ныне практика "отказничества" от социализма. Вообще некоторые склонны смотреть на "отказничество" как на некое проявление "демократии" и "прав человека", талантам которого помешал расцвести "застойный социализм".

Сложности воспитания молодежи усугубляются еще и тем, что в русле идей "неолибералов" и "неославянофилов" создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские, настроенные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о "разделении власти" на основе "парламентского режима", "свободных профсоюзов", "автономных издательств" и т. п. Все это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос - признавать или не признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит, и в перестройке. Разумеется, со всеми вытекающими отсюда теоретическими и практическими выводами для политики, экономики и идеологии.

Вопросы к документу:

1. Какова была цель политики гласности?

2. Какие проблемы возникли в культурной жизни страны в годы перестройки?

3. Какова позиция Н.Андреевой по вопросу политических преобразований в СССР?

 

Задание №2.  Заполните таблицу «Перестройка».

Предпосылки реформ Реформа и содержание Последствие (проанализируйте реформу и запишите результат)
     
     

Задание № 3.

 Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте:
1. Какую роль в обществе того времени играли СМИ?
Что происходит с обществом и СМИ после закона «о гласности»?
2. Определите этапы перестройки. Почему вслед за проблемой экономических преобразований встала проблема решения политической реформы?

3. 1989 год дает нам положительную динамику – 1 -2% прироста национального дохода, в 1990г.объемы производства остались на уровне 1989г., а с 1991г. Начинается значительное падение объемов производства. Почему экономические преобразования, Горбачева, не дали положительных результатов?

4. Почему государство не хотело многопартийности, но потом все равно разрешило еѐ?
5. Что такое рыночная экономика? Почему в СССР Горбачев решил делать ставку на неѐ?

6. Для чего СССР нужно было «новое политическое мышление»? Каковы его результаты?
7. Как вы думаете, заслужил ли М.С.Горбачев Нобелевскую премию мира?
8. Можно ли было заменить перестройку другими реформами? Какими?

Задание № 4. Напишите сочинение-эссе (размышление) на тему «Вариант развития страны во время перестройки».

Задание № 5. Составьте и заполните схему «Новое политическое мышление и его результаты».
Объясните:
1) Почему данная идея была поддержана странами мира?
2) Придерживался ли сам СССР принципов содержащихся в «новом мышлении»?

Контрольные вопросы:
1. Что такое перестройка?
2. Что такое «обновление социализма»? Какова его цель?
3. Каково значение перестройки для стран мира?

Практическое занятие №2

Тема: «Распад СССР».
Наименование работы: «Анализ социально-экономических и политических причин распада СССР».

 

Цель: закрепить и углубить знания о политике перестройки, о распаде СССР, проанализировать социально-экономическую, политическую и внешнеполитическую ситуацию в СССР в 1980 – е гг. приведшую к распаду союза.

 

Содержание работы:

Задание № 1. Схематично изобразите территориальное устройство СССР, обозначив на нем все государства, входящие в его состав.

 

Задание № 2. Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте.
1. С чем связано обострение в СССР межнациональных противоречий? Почему от требования республиканского и регионального хозрасчета республики и регионы переходят к провозглашению суверенитета?
2. Определите историческое место августовских событий 1991г. Как они повлияли на судьбу СССР?
3. Проанализируйте причины распада (развала) СССР? Какие социальные и политические силы были в нем заинтересованы?
4. Почему на ваш взгляд М.С. Горбачев не вернулся в Москву после того как ГКЧП заявил о переходе власти в его руки? Почему большая часть советских граждан поддержали Б.Н. Ельцина?
5. Как вы думаете, мог ли разрешить назревший кризис между союзными республиками проект нового Союзного договора, предложенного М.С.Горбачевым?
6. Почему на ваш взгляд не удалось предотвратить распад Союза?

 

Задание № 3. Заполните схему «Распад СССР»

 

Задание № 4. Проанализируйте документ.
1. Постановление № 1. Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР.

В целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан Союза ССР, независимости и территориальной целостности страны, восстановления законности и правопорядка, стабилизации обстановки, преодоления тяжелейшего кризиса, недопущения хаоса, анархии и братоубийственной войны гражданской войны Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР постановляет: …

2. Незамедлительно расформировать структуры власти и управления, военизированные формирования, действующие вопреки Конституции СССР и законами СССР….

4. Приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки….

7. … Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок не допускается. В необходимых случаях вводить комендантский час, патрулирование территории, осуществлять досмотр, принимать меры по усилению пограничного и таможенного режима…

8. Установит контроль над СМИ, возложив его осуществление на специально создаваемый орган при ГКЧП.

Вопросы к документу:

1. Какими методами члены ГКЧП предполагали установить порядок в стране и не допустить распада государства?

2. Чем методы предлагаемые ГКЧП отличались от методов управления М.С. Горбачева?

3. Как вы думаете, мог ли ГКЧП рассчитывать на массовую поддержку граждан СССР? почему?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.018 с.)