Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

Поиск

1. Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.

2. Получить согласие на выполнение манипуляции.

3. Снять с рук кольца, браслеты, часы; надеть соответ­ствующую форму одежды (перед началом работы).

4. Раскрыть мешок для использованного белья.

5. Вымыть руки с мылом под проточной водой, дважды намыливая, просушить разовой салфеткой (ин­дивидуальным полотенцем). Обработать руки антисеп­тическим средством.

6. Надеть фартук, перчатки.

7. Обработать дезинфицирующим раствором инст­рументальный столик, пеленальный матрац, фартук, бикс. Для обработки перечисленных предметов исполь­зовать отдельную ветошь. Если в боксе имеется допол­нительный «нестерильный» пеленальный стол для ос­вобождения ребенка от грязных пеленок, обработать и его отдельной ветошью. Вымыть и просушить руки (перчатки).

8. Накрыть и промаркировать лоток, выложить в него стерильный материал из бикса (ватные шарики, деревянные палочки с ватой). Возможен и другой вари­ант работы со стерильным материалом, когда он нахо­дится в упаковках. Для устойчивости упаковки можно разместить в стерильных емкостях.

9. Поставить на инструментальный столик необхо­димое оснащение. Ватные шарики залить раствором натрия хлорида 0,9% (водой дистиллированной, раствором фурацилина водным 1:5000).

10. Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный пакет, расстелить на пеленальном столе пеленки. Выложить пеленку для подсушивания кожи.

Основной этап выполнения манипуляции. 11. Распе­ленать ребенка в кроватке (или на «нестерильном» пе­ленальном столе). Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка.

12. Вымыть, просушить и обработать руки (перчат­ки) антисептическим средством.

13. Подмыть ребенка под проточной водой. Для этого взять его так же, как для выполнения вторич­ной обработки. Мальчиков с небольшой массой тела из кроватки можно взять и другим способом: 1-м пальцем и ладонью охватить надплечье и грудную клетку спереди и с боков; 2-м, 3, 4 и 5-м пальцами руки охватить грудную клетку сзади. Ребенка повернуть лицом вниз. При этом новорожденный ле­жит передней поверхностью туловища поперек нижней трети предплечья медсестры.

Девочек подмывают спереди назад во избежание за­грязнения и инфицирования мочеполовых путей. Маль­чиков подмывают от ягодиц к промежности. Меконий следует смывать особенно тщательно, при сильном за­грязнении использовать нейтральное мыло. При под­мывании тело ребенка не должно соприкасаться с по­верхностью раковины.

14. Подсушить кожу ребенка стерильной пеленкой сначала на весу, а затем повторно на пеленальном сто­ле, тщательно промокнув пеленкой ягодичные, пахо­вые и подколенные складки.

15. Сбросить мокрую пеленку и пеленки, оставлен­ные в кроватке (или на «нестерильном» столе) в бак для использованного белья.

16. Вымыть, просушить и повторно обработать руки (перчатки) антисептическим средством.

17. Обработать:

- глаза от наружного уголка к переносице от­дельными ватными шариками, смоченными раствором натрия хлорида 0,9% (водой дистиллированной, раствором фурацилина водным 1:5000);

- при необходимости носовые ходы жгутиками, смоченными раствором натрия хлорида 0,9% (маслом вазелиновым). Правый и левый носовые ходы очищают вращательны­ми движениями поочередно. Глубина введения жгути­ков 1 — 1,5 см;

- лицо ватным шарикомс раствором натрия хлорида 0,9% (водой дистиллированной, раствором фурацилина водным 1:5000). Обработку провести в следую­щей последовательности: лоб, щеки и в последнюю очередь кожу вокруг рта. При необходимости просу­шить лицо сухим шариком;

- при необходимости наружные половые органы ватным шариком с раствором фурацилина водным 1:5000, особенно тщательно у ребенка с половым кри­зом;

- складки кожи симметрично сверху вниз палочка­ми с ватой, смоченной раствором йо­да спиртовым 1% (спиртом салициловым 1%). Одной палочкой обрабо­тать складки верхней половины тела, другой — складки нижней половины тела;

- паховые складки и межъягодичную область маслом растительным стерильным (маслом вазелиновым, детским кремом).

Обработку складок про­водить в той же последовательности, как и при вторич­ной обработке новорожденного.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 18. Запеленать ребенка, надеть медальон.

19. Обработать поверхность матраца кроватки дез­инфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

20. Уложить ребенка в кроватку.

21. Вылить все растворы, кроме спиртовых. Освобо­дившиеся флаконы передать в аптеку.

22. После окончания туалета и пеленания всех де­тей в палате (боксе) обработать дезинфицирующим раствором рабочие поверхности. Фартук обеззаразить в соответствующей емкости. Снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

23. Перенести мешок с грязными пеленками в ком­нату сбора и хранения использованного белья. Эта работа выполняется младшим медицинским персо­налом.

Примечание. После подмывания и подсушива­ния кожи ребенка измерить температуру тела и взве­сить его. Протирать фартук дезинфицирующим раствором необходимо после туалета каждого ребенка.

Возможные осложнения: 1) инфицирование; 2) переохлаждение; 3) травмирование.

 

ТУАЛЕТ НОВОРОЖДЕННОГО ПОСЛЕ 4-го ДНЯ ЖИЗНИ

 

Показания: 1) ежедневный гигиенический уход; 2) про­филактика инфицирования.

Проводится так же, как и туалет новорожденного до 4-го дня жизни, но имеются некоторые особенности:

1) кожные складки обрабатываются маслом растительным стерильным (маслом вазелиновым, кремом детским). Ватный шарик при обработке держат в руке;

2) кожа вокруг ногтей обрабатывается палочками с ватой, смоченной 1% раствором йода спиртовым (спиртом салициловым 1%) (от­дельными палочками для рук и ног). Обработка проводится сначала на руках, затем на ногах.

 

ТУАЛЕТ ПУПОВИННОГО ОСТАТКА

 

Показания: 1) подсушивание и дезинфекция остатка пуповины.

Уход за пуповинным остатком осуществляют от­крытым способом. Обработку остатка проводят после обработки кожи при ежедневном осмотре детей, по по­казаниям - чаще. Для ускорения мумифицирования пуповинного остатка у его основания накладывают до­полнительную шелковую лигатуру.

Оснащение рабочего места и подготовительный этап выполнения манипуляции. П. 1 — 10 см. Вторич­ная обработка новорожденного, поступившего из ро­дильного зала.

11. Распеленать ребенка в кроватке (или на «несте­рильном» пеленальном столе). Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками, так как они загрязнены микрофлорой наружных пеленок.

12. Вымыть, просушить и обработать руки (перчат­ки) антисептическим средством перед контактом с кож­ными покровами и слизистыми оболочками ребенка.

13. Подмыть ребенка (при необходимости) и уло­жить на пеленальный стол.

Основной этап выполнения манипуляции. 14. Вы­мыть, просушить и обработать руки (перчатки) анти­септическим средством.

15. Захватить левой рукой лигатуру, подняв за нее пуповинный остаток вверх.

16. При сочном остатке обработать срез палочкой с ватой, смоченной спиртом этиловым 70%, как наиболее вероятные входные ворота инфекции, затем круговыми движениями весь остаток сверху вниз по направлению к основанию. Когда пуповинный остаток мумифицируется, сначала обработать его основание - участок предстоя­щего отторжения, а затем снизу вверх весь остаток.

17. После обработки остатка этой же палочкой об­работать кожу вокруг него от центра к периферии.

18. Другой палочкой с ватой, смоченной раство­ром калия перманганата 5%, обработать пуповинный оста­ток в той же последовательности, не касаясь кожи живота.

Заключительный этап выполнения манипуляции. П. 19-22 см. Туалет новорожденного до 4-го дня жизни (п..18-23).

Возможные осложнения: 1) инфицирование пуповинного остатка; 2) кровотечение при насильственном «откручивании» мумифицированного пуповинного остатка.

 

ТУАЛЕТ ПУПОЧНОЙ РАНКИ

 

Показания: 1) подсушивание и дезинфекция пупочной ранки.

Пуповинный остаток отпадает на 3 — 5-й день жиз­ни. Обработка пупочной ранки проводится ежедневно до ее заживления, в среднем 10—14 дней, у недоношен­ных детей — более продолжительно. Корочки в облас­ти пупочной ранки подлежат удалению при обработке.

Оснащение рабочего места и подготовительный этап выполнения манипуляции. П. 1—10 см. Вторич­ная обработка новорожденного, поступившего из родильного отделения.

11. Распеленать ребенка в кроватке (или на «несте­рильном» пеленальном столе). Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками, так как они загрязнены микрофлорой наружных пеленок.

12. Вымыть, просушить и обработать руки (перчат­ки) антисептическим средством перед контактом с кож­ными покровами и слизистыми оболочками ребенка.

13. Подмыть ребенка (при необходимости) и уло­жить на пеленальный стол.

Основной этап выполнения манипуляции. 14. Вы­мыть, просушить и обработать руки (перчатки) анти­септическим раствором.

15. Левой рукой развести края пупочного кольца.

16. С помощью пипетки или ватного тампона, взято­го пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку раствором пероксида водорода 3%.

17. Через 20—30 с просушить ранку, тушируя ее па­лочкой с ватой.

18. Обработать ранку и кожу вокруг деревянной па­лочкой с ватой, смоченной спиртом этиловым 70%.

19. Другой палочкой с ватой, смоченной раство­ром калия перманганата 5%, обработать только ранку, не касаясь кожи.

Заключительный этап выполнения манипуляции. П. 20 — 25 - см. Туалет новорожденного до 4-го дня жизни (п..18-23.)

Возможные осложнения: 1) инфицирование пупочной ранки.

 

ПЕЛЕНАНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО

 

Показания: защита ребенка от потери тепла, преду­преждение загрязнения постельного белья.

Противопоказания: недоношенность 2 —4-й степе­ни, ателектаз легких.

Общие сведения. В родовспомогательном учреж­дении пеленание выполняется перед каждым кормле­нием с использованием только стерильного белья. Для ребенка первых месяцев жизни наиболее физио­логичным является широкое пеленание, которое за­ключается в том, что при пеленании бедра ребенка не смыкаются, а разводятся в стороны. При этом го­ловка бедренной кости устанавливается в вертлужную впадину и создаются благоприятные условия для окончательного формирования тазобедренных суста­вов.

Существует несколько вариантов пеленания. Их выбор зависит от зрелости новорожденного ребенка.

 

ПЕЛЕНАНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО

В РОДОВСПОМОГАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Оснащение рабочего места: 1) стерильные ситце­вые и фланелевые пеленки и распашонки, стерильная ветошь; 2) медицин­ские перчатки (одноразовые или продезинфицирован­ные); 3) водонепроницаемый обеззараженный фартук; 4) мыло жидкое или индивидуальной фасовки для детей и персонала; 5) инструментальный столик; 6) детская кроватка с матрацем; 7) пеленальный стол с матрацем; 8) емкость-дозатор с антисептическим средством для обеззараживания рук; 9) емкости с дезинфицирующим средством для обеззараживания фартука, поверхностей, использованного медицинского инструментария и оснащения; 10) емкость для отработанной ветоши; 11) тканевой мешок для использованного белья.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.

2. Получить согласие на выполнение манипуляции.

3. Снять с рук кольца, браслеты, часы; надеть соответ­ствующую форму одежды (перед началом работы).

4. Раскрыть мешок для использованного белья.

5. Вымыть руки с мылом под проточной водой, дважды намыливая, просушить разовой салфеткой (ин­дивидуальным полотенцем). Обработать руки антисеп­тическим средством.

6. Надеть фартук, перчатки.

7. Обработать дезинфицирующим раствором инст­рументальный столик, матрац «стерильного» пеленального стола, фартук, бикс. Для обработки перечисленных предметов исполь­зовать отдельную ветошь. Если в боксе имеется допол­нительный «нестерильный» пеленальный стол для ос­вобождения ребенка от грязных пеленок, обработать и его отдельной ветошью. Вымыть и просушить руки (перчатки), обработать антисептическим средством.

8. Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный пакет с пеленками.

9. Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую; 2-ю пеленку ситцевую сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня первой пеленки на 15 см (для изготовления косын­ки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня 1-й пеленки для изготовления «шапочки»; 3-ю пеленку ситцевую; 4-ю пеленку–подгузник (из мягкой фланели) сложить вчетверо длинным прямоугольником (вместо нее можно использовать подгузники «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.).

При недостаточной температуре воздуха в палате используют дополнительно 1—2 пеленки, сложенные вчетверо и размещенные «ромбом» после 2-й или 3-й пеленки.

Для изготовления «шапочки» сложенный край пеленки необходимо подвернуть кзади на 15 см. Верхние углы пеленки сложить, соединив их в центре. Нижний край сло­жить в несколько раз до нижнего края «шапочки». Положить на уровне верхнего края 1-й пе­ленки.

Основной этап выполнения манипуляции. 10. Распе­ленать новорожденного в кроватке или на «нестериль­ном» пеленальном столе. Внутреннюю пеленку развер­нуть, не касаясь кожи ребенка руками.

11. Вымыть, просушить и обработать руки антисеп­тическим средством.

12. Взять ребенка на руки, подмыть его, подсушить сначала на весу, а затем на подготовленных пеленках «стерильного» пеленального стола. Сбро­сить мокрую пеленку и пеленки, оставленные в кроват­ке или на «нестерильном» столе, в мешок для использо­ванного белья.

13. Вымыть, просушить и обработать руки антисеп­тическим раствором.

14. Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ре­бенка, ее верхний край разместить в подмышечной об­ласти с одной стороны или зафиксировать подгузник «Памперс».

15.Краем 3-й пеленки с той же стороны накрыть и зафиксировать плечо, переднюю часть туловища ре­бенка и подмышечную область с другой стороны. Если использовался подгузник «Памперс», между тулови­щем и ручками новорожденного проложить нижний угол пеленки. Противоположным верхним краем пе­ленки накрыть и зафиксировать второе плечо ребенка. Нижним ее краем отделить стопы одна от другой. Из­быток пеленки снизу рыхло свернуть и проложить между стоп ребенка. Надеть «шапочку» или косынку, изготовленную из 2-й пеленки.

16. Зафиксировать все предыдущие слои и «шапоч­ку» (косынку) 1-й пеленкой. Нижний конец ее завер­нуть вверх и обвести вокруг туловища ребенка на 3 — 4 см ниже сосков и закрепить сбоку, подвернув уголок пеленки за ее туго натянутый край.

17. Перед кормлением для предупреждения контак­та пеленок новорожденного с постельным бельем ма­тери необходимо использовать еще одну пеленку. Ее следует расстелить ромбом, положив ребенка, заверну­того в пеленки, по диагонали. Боковые углы ромба за­вернуть на животе под спину, нижний конец пеленки - по средней линии под угол, образованный боковыми ее частями.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 18. Обработать поверхность матраца кроватки дезин­фицирующим раствором. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

19. Уложить ребенка в кроватку.

20. Фартук протереть дезинфицирующим раствором. После окончания пеленания всех детей в палате (боксе) фартук дезинфицировать замачиванием в соответствующей емкости.

21. Перенести мешок с грязными пеленками в комнату сбора и хранения использованного белья. Эта работа выполняется младшим медицинским персоналом.

Возможные осложнения: 1) переохлаждение; 2) травмирование.

 

ДРУГИЕ СПОСОБЫ ПЕЛЕНАНИЯ ДЕТЕЙ.

ШИРОКОЕ ПЕЛЕНАНИЕ (ЗАКРЫТЫЙ СПОСОБ)

 

Оснащение рабочего места и подготовительный этап выполнения манипуляции. П. 1—8 — см. Пелена­ние новорожденного в родовспомогательном учрежде­нии.

9. Расстелить на стерильном пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую и 2-ю ситцевую на одном уровне, 3-ю ситцевую на 10 см ниже и 4-ю пелен­ку-подгузник (из мягкой фланели; вместо нее можно использовать подгуз­ники «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.).

Основной этап выполнения манипуляции. 10. Рас­пеленать ребенка в кроватке или на «нестерильном» столе.

11. Вымыть, просушить и обработать руки антисеп­тическим средством.

12. Взять ребенка на руки, подмыть его, подсушить сначала на весу, а затем на подготовленных пеленках «стерильного» пеленального стола. Сбро­сить мокрую пеленку и пеленки, оставленные в кроват­ке, в мешок для использованного белья.

13. Вымыть, просушить и обработать руки антисеп­тическим средством.

14. Провести 4-ю пеленку-подгузник между ног ре­бенка.

15. Из 3-й пеленки сделать «штанишки». Для этого провести верхний край 3-й пеленки на уровне подмы­шечных впадин, чтобы ноги ребенка были открытыми выше уровня колен. Нижний край провести между ног, плотно прижать им подгузник к ягодицам ребенка и за­крепить вокруг туловища.

16. Краем 2-й пеленки покрыть и зафиксировать плечи с обеих сторон, нижний край проло­жить между стоп ребенка, отделив их и голени одну от другой.

17. 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

Заключительный этап выполнения манипуляции. П. 18—21 — см. Пеленание новорожденного в родо­вспомогательном учреждении.

Возможные осложнения: 1) переохлаждение; 2) травмирование.

 

ШИРОКОЕ ПЕЛЕНАНИЕ (ОТКРЫТЫЙ СПОСОБ)

 

Оснащение рабочего места и подготовительный этап выполнения манипуляции. П. 1—8 см. Пелена­ние новорожденного в родовспомогательном учрежде­нии.

9. Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую, 2-ю ситцевую, 3-ю ситцевую на одном уровне и 4-го пеленку-подгузник (из мягкой фланели; вместо нее можно использовать подгузники «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.) и фланелевую распашонку. Выложить на стол ситцевую распашонку.

Основной этап выполнения манипуляции. 10. Распеле­нать ребенка в кроватке или на «нестерильном» столе.

11. Вымыть, просушить и обработать руки антисеп­тическим средством.

12. Взять ребенка на руки, подмыть его, подсушить сначала на весу, а затем на пеленальном столе. Сбро­сить мокрую пеленку и пеленки, оставленные в кроват­ке или на «нестерильном» столе, в мешок для использо­ванного белья.

13. Вымыть, просушить и обработать руки антисеп­тическим средством.

14. Одеть ребенка в ситцевую распашонку разрезом назад, затем во фланелевую разрезом вперед, подвер­нуть край распашонок вверх на уровне пупочного коль­ца. Рекомендуются распашонки с зашиты­ми рукавами. Надевать их желательно швами наружу.

15. Провести 4-ю пеленку-подгузник между ног ре­бенка.

16. Изготовить «штанишки» из 3-й пеленки.

17. 2-ю пеленку закрепить сверху, как 3-ю, нижний край проложить между стоп ребенка.

18. 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

Заключительный этап выполнения манипуляции. П. 19—22 - см. Пеленание новорожденного в родо­вспомогательном учреждении, п. 18 — 21.

Возможные осложнения: 1) переохлаждение; 2) травмирование.

 

Приложение 2

к Инструкции по технике выполнения

лечебных и диагностических процедур

и манипуляций по дисциплинам «Сестринское дело в педиатрии», «Педиатрия» по специальностям 2-79 01 31 «Сестринское дело», 2-79 01 01 «Лечебное дело»

 

2. ГИГИЕНА РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.

АНТРОПОМЕТРИЯ

 

ТУАЛЕТ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

(В УСЛОВИЯХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ)

Общие сведения. Главным требованием при уходе за ребенком грудного возраста является соблюдение санитарно-гигиенических правил. Большое значение имеет лич­ная гигиена лиц, соприкасающихся с ребенком.

Показания: ежедневный гигиенический уход за ребенком, профилактика инфицирования.

Оснащение рабочего места: 1) масло вазелиновое (масло растительное, детский крем); 2) вода кипяченая (вода дистиллированная); 3) ватные шарики в упа­ковке; 4) стерильный пинцет в упаковке; 5) лоток для оснащения; 6) лоток для использованного материала; 7) пеленки (2 шт.); 8) водонепроницаемый обеззара­женный фартук, перчатки медицинские; 9) мыло для детей и персонала; 10) набор одежды для ребенка; 11) инструментальный столик; 12) детская кроватка; 13) пеленальный стол с матрацем; 14) емкость-дозатор с антисептическим средством для обеззараживания рук; 15) емкости с дезин­фицирующим средством для обеззараживания фартука, поверх­ностей и использованного оснащения; 16) клеенчатый мешок и бак для использованного белья.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.

2. Получить согласие на выполнение манипуляции.

3. Открыть бак для использованного белья.

4. Вымыть руки под проточной водой, дважды на­мыливая, просушить разовой салфеткой (индивидуаль­ным полотенцем).

5. Надеть перчатки, фартук.

6. Обеззаразить инструментальный столик, пеле­нальный матрац, фартук. Вымыть и просушить руки.

7. Поставить на инструментальный столик необхо­димое оснащение.

8. Расстелить на пеленальном столе пеленку. Поло­жить рядом одежду ребенка и еще одну пеленку для подсушивания кожи.

Основной этап выполнения манипуляции. 9. Раздеть ребенка в кроватке, при необходимости подмыть его, подсушить сначала на весу, затем на пеленальном столе.

10. Сбросить мокрую пеленку и загрязненную одеж­ду в бак для использованного белья.

11. Вымыть и просушить руки, обработать антисептическим средством.

12. Обработать:

- глаза двумя ватными шариками, смоченными кипяченой водой (водой дистиллированной), при необходимости носовые ходы жгутиками, смоченными маслом вазелиновым (маслом растительным);

- лицо ватным шариком с кипяченой водой. При необходимости просушить лицо сухим шариком;

- складки кожи, включая паховые и межъягодич­ную, ватными тампонами с маслом вазелиновым (маслом растительным, детским кремом) в той же последовательности, что и при туалете новорожденного ребенка. Тампон при обра­ботке держат в руке. Вымыть и просушить руки.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 13. Одеть ребенка и уложить в кроватку.

14. Фартук протереть дезинфицирующим раствором. После окончания туалета всех детей в палате (боксе) фартук дезинфицировать замачиванием в соответствующей емкости. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

15. Перенести мешок с грязными пеленками и одеждой в комнату сбора и хранения использованного белья. Обеззаразить бак для исполь­зованного белья и вложить в него чистый прорезинен­ный мешок. Эта работа выполняется младшим медицинским персоналом.

Возможные осложнения: 1) инфицирование; 2) переохлаждение; 3) травмирование.

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ВАННА

 

Показания. Соблюдение гигиены тела, закаливание ребенка.

Противопоказания. Температура тела выше 38 °С, тяжелые заболевания и состояния ребенка.

Общие сведения. Первую гигиеническую ванну но­ворожденного ребенка выполняют после заживления пупочной ранки. На протяжении первого месяца жиз­ни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавля­ют раствор калия перманганата до светло-розового цвета. Гиги­еническую ванну с раствором калия перманганата рекоменду­ется проводить в течение одной-двух недель. Полезно использовать настои трав.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором — через день, по­сле года — 2 раза в неделю. Температура воды в ванне должна быть 37—37,5 °С, для недоношенных — 37,5 — 38 °С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1 °С ни­же. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5 — 7 мин, на втором году — 8 — 10 мин, для детей старше 2 лет - 10—15 мин. Один-два раза в неделю детей раннего возраста купают с мылом («Детским», «Ланолиновым»), у старших оно приме­няется один раз в неделю. Гигиенические ванны желательно проводить в опре­деленные часы, не ранее 1 ч после кормления или за 10— 15 мин до него, за 1 — 1,5 ч до сна. Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности.

Оснащение рабочего места: 1) две емкости с холод­ной и горячей водой; 2) емкость с профильтрованным раствором калия перманганата (1:10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды); 3) кувшин с теплой водой для ополаскивания; 4) ванночка эмалированная (пластмассовая); 5) подставка для ребенка; 6) термо­метр для измерения температуры воды, термометр для измерения температуры воздуха в комнате; 7) «ру­кавичка» из махровой ткани (фланели); 8) детское мы­ло в мыльнице (детский шампунь); 9) большое махро­вое полотенце (простыня); 10) емкость с маслом растительным стерильным (маслом вазелиновым, крем детский); 11) пеленки, распашонки (одежда); 12) пеленальный стол с матрацем; 13) емкость с дезин­фицирующим средством для обеззараживания ванны, чи­стая ветошь.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.

2. Получить согласие на выполнение процедуры.

3. Вымыть и просушить руки.

4. Расположить на пеленальном столе пеленки, рас­пашонки (одежду).

5. Поставить ванночку в устойчивое и удобное поло­жение.

6. Обработать внутреннюю поверхность ванночки. В стационаре двукратно обеззаразить ванночку дезин­фицирующим раствором, ополоснуть водой, вымыть с мылом и щеткой, ополоснуть свежеприготовленным раствором калия перманганата (1:10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды). В домашних условиях ван­ночку вымыть щеткой с мылом и пищевой содой, опо­лоснуть кипятком.

7. Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду неболь­шими порциями попеременно во избежание образова­ния водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

8. Измерить температуру воды водным термомет­ром. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды. Нежелательно определять температуру погружением локтя в воду, так как полученный резуль­тат недостоверен.

Основной этап выполнения манипуляции. 9. Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его про­точной водой. Грязное белье сбросить в бак для исполь­зованного белья. Вымыть руки.

10. Надеть «рукавичку» на правую руку. Использо­вать при купании губку не рекомендуется, так как эф­фективное обеззараживание ее затруднено.

11. Зафиксировать ребенка левой рукой, охватив кистью руки его левую подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, боль­шим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; заты­лок и голова ребенка опираются на предплечье медсе­стры). Большим и средним пальцами правой руки ох­ватить ножки ребенка на уровне голеностопных сус­тавов.

12. Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем ножки и туловище. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков.

13. Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки. Вначале вы­мыть голову (от лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода — в уши), затем шею, подмышечные об­ласти, верхние конечности, грудь, живот, нижние ко­нечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. Последними обмыть половые органы и межъ­ягодичную область.

14. Снять «рукавичку».

15. Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.

16. Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувши­на. Кувшин держит помощник.

17. Набросить на ребенка полотенце и положить на пеленальныи стол, осушить кожу осторожными промо­кательными движениями.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 18. Смазать естественные складки растительным стерильным маслом (маслом вазелиновым, кремом детским).

19. Обработать новорожденному при необходимос­ти пупочную ранку.

20. Запеленать (одеть) ребенка.

21. Слить воду и обработать ванночку. В лечебном учреждении ее обеззаражи

вают дезинфицирующим средством, моют раствором мыльно-содовым и опола­скивают проточной водой. Ванночку дезинфицируют после купания каждого ребенка. В домашних условиях ее моют щеткой с мылом и пищевой содой, ополаски­вают кипятком.

Возможные осложнения: 1) переохлаждение; 2) травмирование; 3) аспирация.

 

АНТРОПОМЕТРИЯ

 

Показания. Оценка естественной прибавки веса, физического развития, определение антропометричес­ких показателей при различных состояниях и заболева­ниях (например, физиологической убыли первоначаль­ной массы тела, потере массы при обезвоживании), для расчета дозы лекарственных средств.

 

ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА

 

Общие сведения. Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать вместе с одеждой, вычитая затем из полученной величины ее вес.

Для оценки физического развития ребенка получен­ные данные сопоставляются с расчетными долженству­ющими величинами. Более точную оценку проводят, используя центильные таблицы (графики).

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или ча­шечных), у детей старше двух лет - на рычажных медицинских весах.

 

 

ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА

НА ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ВЕСАХ

 

Оснащение рабочего места: 1) весы медицинские; 2) пеленка; 3) емкость с дезинфицирующим средством для обеззараживания поверхностей; 4) емкость-дозатор с антисептическим средством для обеззараживания рук (в палате новорожденных); 5) пеленальный стол; 6) ветошь.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.

2. Получить согласие на выполнение манипуляции.

3. Установить весы на неподвижной поверхности (обычно на тумбочку возле пеленального стола).

4. Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом индикаторе засветится рамка. Через 35—40 с на табло появятся цифры (нули). Оставить ве­сы включенными на 10 мин.

5. Проверить весы: нажать рукой с небольшим уси­лием в центр лотка — на индикаторе высветятся показа­ния, соответствующие усилию руки; отпустить грузо­подъемную платформу — на индикаторе появятся нули.

6. Обработать поверхность весов дезинфицирую­щим раствором. Вымыть и просушить руки.

7. Положить на грузоподъемную платформу пелен­ку — на индикаторе высветится ее вес. Сбросить вес пе­ленки в память машины, нажав кнопку «Т» — на инди­каторе появятся нули.

Основной этап выполнения манипуляции. 8. Раздеть ребенка.

9. Осторожно уложить на платформу сначала ягодичками, затем плечиками и головой. Ножки следует придерживать. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы ребенка, слева от значения массы значок «О», обозначающий, что взвешивание за­кончено. При перегрузке весов на табло высветится надпись «END». Спустя 5—6 с можно сбросить полу­ченный результат. Значение массы фиксируется 35 — 40 с, затем, если не нажать кнопку «Т», показания весов автоматически сбрасываются на «О».

10. Снять с весов пеленку. Весы автоматически уста­навливаются на «О».

Заключительный этап выполнения манипуляции. 11. Дезинфицировать рабочую поверхность весов.

12. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

Возможные осложнения: 1) травмирование ребенка при падении; 2) переохлаждение.

 

ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА

НА ЧАШЕЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ВЕСАХ

 

Оснащение рабочего места — см. Измерение массы тела на электронных медицинских весах.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.

2. Получить согласие на выполнение манипуляции.

3. Установить весы на неподвижной поверхности.

4. Обработать лоточную часть весов дезинфициру­ющим раствором. Вымыть и просушить руки.

5. Уравновесить весы, предварительно передвинув обе гири на нулевое деление. Уравновешивание дости­гается вращением противовеса. Если стреловидный от­росток коромысла поднят вверх, противовес вращается вправо, если вниз — влево. При уравновешенных весах стреловидный отросток будет находиться на одном уровне с отростком, неподвижно закрепленным на кор­пусе.

6. Закрыть затвор.

7. Постелить на весы сложенную в несколько раз пеленку. Ее меняют после каждого взвешивания и не используют для пеленания.

Основной этап выполнения манипуляции. 8. Уло­жить ребенка на весы. Голова и плечи должны распола­гаться на широкой части чашки весов, ноги — на узкой.

9. Открыть затвор, передвинуть гирю на нижней штанге до момента ее падения вниз. После этого смес­тить гирю на одно деление влево. Затем начать плавно передвигать гирьку на верхней штанге до положения равновесия. Результат взвешивания определить по шкале слева от края гири.

10. Закрыть затвор и снять ребенка с весов. Обе гири установить на нулевое деление, сместив их максималь­но влево.

11. Взвесить использованную пеленку (одежду, если ребенок был одет). Вычесть их массу из первоначаль­ной общей массы.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 12. Дезинфицировать рабочую поверхность весов.

13. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

Возможные осложнения: 1) травмирование ребенка при падении; 2) переохлаждение.

 

ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА

 

Общие сведения. Длина тела у детей до 1 года изме­ряется горизонтальным ростомером, у детей старшего возраста - вертикальным. В возрасте от 1 года до 3 лет вместо нижней площадки используют откид­ную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева. При измерении длины тела обнажать ребенка необязательно, достаточно снять шапочку, пинетки, верхнюю одежду.

Измерение длины тела у детей старшего возраста выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стой­ке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в по­ложении, при котором нижнее веко и верхний край козел­ка уха находятся в горизонтальной плоскости. Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.

Антропометрия новорожденных в родильном зале имеет некото­рые особенности. После обработки кожи новорожденного заворачивают в стерильную пеленку и взвешивают. Из полученных данных вычитают массу пеленки. Длину тела, окружности го­ловы и груди определяют по обычной методике стериль­ной сантиметровой лентой или тесьмой из медицинской клеенки, вложенной в стерильный индивидуальный комплект ново­рожденного. Если для измерений пользовались тесьмой, ее сопоставляют с делениями сантиметровой линейки на бортике пеленального стола или со шкалой электронных весов. Касатьсялентой бортика (шкалы) за­прещается.

 

ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Оснащение рабочего мес­та: 1) ростомер горизонталь­ный; 2) пеленка; 3) емкость с дезинфицирующим средством для обеззараживания по­верхностей.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.

2. Получить согласие на выполнение манипуляции.

3. Установить горизонталь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.177 (0.018 с.)