Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Против краснухи вакциной «рудивакс»

Поиск

 

Техника введения вакцины «Рудивакс» аналогична введению вакцины «Тримовакс». Отличие состоит в том, что вакцина «Рудивакс» более устойчива к свету и при ее использовании нет необходимости в применении светозащитного конуса.

Прививочная реакция: 1) мелкие розеолы или фиолетовые пятна, боль в суставах, увеличение лимфатических узлов.

Возможные осложнения: 1) встречаются крайне редко.

 

Приложение 6

к Инструкции по технике выполнения

лечебных и диагностических процедур

и манипуляций по дисциплинам «Сестринское дело в педиатрии», «Педиатрия» по специальностям 2-79 01 31 «Сестринское дело», 2-79 01 01 «Лечебное дело»

 

6. АЛЛЕРГОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЫ

 

ДИАГНОСТИЧЕКАЯ ТУБЕРКУЛИНОВАЯ ПРОБА МАНТУ

 

Цель проведения пробы: отбор детей, подлежащих прививке БЦЖ, если их возраст старше 2 месяцев жиз­ни; определение инфицированности населения микобактериями туберкулеза; раннее выявление туберкуле­за у детей и подростков.

Общие сведения. Для проведения пробы Манту ис­пользуется очищенный туберкулин в стандартном раз­ведении. Препарат выпускают в ампулах по 3 мл (30 доз). В 0,1 мл препарата содержит­ся 2 туберкулиновые единицы (2 ТЕ). Оптимальная температура хранения +2+8 °С на нижней (3-й или 4-й сверху) полке холодильника. Не допускается замора­живание препарата и перегревание свыше 18 °С. Вскрытая ампула подлежит хранению в асептических условиях не более 2 ч.

Проба Манту проводится ежегодно детям и подро­сткам с 12-месячного возраста до 17 лет. Проба выпол­няется внутрикожно на предплечье: в четные годы на правом, в нечетные — на левом.

Оснащение рабочего места: 1) туберкулин в стан­дартном разведении; 2) шприцы туберкулиновые (инсулиновые), иглы для внутрикожных инъекций; 3) иглы длинные для забора туберкулина из ампулы, пилка; 4) пинцет в дезинфицирующем растворе; 5) сте­рильный материал (ватные шарики и марлевые сал­фетки) в упаковке; 6) холодовый элемент с ячейками; 7) спирт этиловый 70% или другое антисептическое средство для обеззараживания кожи пациентов и рук персонала (емкость-дозатор); 8) емкость с дезинфицирующим средством для обработки ампул (флаконов); 9) лоток для разме­щения холодового элемента и туберкулина на инстру­ментальном столике; 10) лоток для использованного ма­териала; 11) медицинские перчатки; 12) емкость с дез­инфицирующим средством для обработки поверхнос­тей; 13) емкость для обеззараживания использованной ветоши; 14) емкости для промывания и замачивания использованных шприцев и игл, обеззараживания ватных шариков и марлевых салфеток; 15) пинцет для работы с использованным инструментарием; 16) чистая ве­тошь; 17) инструментальный столик.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Вымыть и просушить руки. Обработать руки антисептическим средством.

4. Надеть перчатки.

5. Обработать дезинфицирующим раствором лоток, инструментальный столик, фартук. Вымыть и просу­шить руки.

6. На верхнюю полку инструментального столика поставить обеззараженный лоток, емкость с дезинфи­цирующим раствором и пинцетом, спирт 70%, выло­жить стерильный материал в упаковках, шприцы ту­беркулиновые (инсулиновые), иглы для внутрикожных инъекций, иглы длинные, пилку.

7. На нижней полке разместить емкости с дезинфи­цирующим раствором для промывания и обеззаражива­ния использованных шприцев и игл, пинцет для снятия игл, лоток для использованного материала.

8. Извлечь из холодильника, обеззаразить дезинфи­цирующим раствором и поставить на лоток холодовый элемент.

9. Накрыть холодовый элемент двух-трехслойной марлевой салфеткой.

10. Проверить наличие письменного разрешения на выполнение туберкулиновой пробы.

11. Достать из холодильника (сумки-холодильника) туберкулин, проверить наличие этикетки, срок годнос­ти, целостность ампулы, внешний вид препарата.

12. Установить ампулу с туберкулином в ячейку холодового элемента.

13. Вымыть и просушить руки, обработать антисептическим средством.

Основной этап выполнения манипуляции. 14. Вскрыть ампулу (флакон) с туберкулином, соблюдая правила асептики.

15. Возвратить ампулу (флакон) с туберкулином в ячейку холодового элемента. Накрыть стерильным марлевым колпачком (салфеткой).

16. Сбросить верхушку ампулы в лоток для исполь­зованного материала.

17. Обработать двумя шариками с 70% спиртом ко­жу средней трети внутренней поверхности предплечья ребенка.

Кожу в области предстоящей инъекции можно об­рабатывать непосредственно перед введением препара­та, но в этом случае необходимо тщательно промок­нуть остатки спирта на коже стерильным сухим шари­ком (салфеткой).

18. Вскрыть упаковку туберкулинового шприца, за­фиксировать на канюле длинную иглу.

19. Ввести иглу шприца в ампулу (флакон), набрать 0,2 мл туберкулина. Движением поршня втянуть туберкулин из иглы в шприц. Сбросить использованную иглу в емкость с дезинфицирующим раствором.

20. Прикрыть ампулу (флакон) стерильной салфеткой, возвратить в ячейку холодового элемента.

21. Зафиксировать на шприце короткую тонкую иг­лу.

22. Вытеснить из шприца воздух и избыток препара­та на плотно прижатый к канюле шприца ватный ша­рик, оставив в шприце 0,1 мл туберкулина.

23. Ватный шарик сбросить в емкость с дезинфици­рующим раствором. Обработать руки спиртом или другим антисептиком.

24. Зафиксировать рукой предплечье ребенка. На­тянуть предварительно обработанную кожу на грани­це верхней и средней трети внутренней поверхности предплечья. Ввести внутрикожно 0,1 мл туберкулина.

25. При правильном введении на коже образуется папула беловатого цвета диаметром около 8 мм, исче­зающая через 15 — 20 мин.

26. Не обрабатывать место инъекции спиртом или другим антисептиком, так как, проникнув в кожу, они могут изменить реакцию.

27. При появлении капельки крови осторожно про­мокнуть ее стерильным сухим тампоном, не нажимая на папулу.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 28. Промыть использованный шприц и иглу в 1-й емко­сти с дезинфицирующим раствором и, сняв иглу, в разо­бранном виде погрузить в соответствующие емкости с таким же раствором.

29. Ампулу с остатками туберкулина, недостаточ­ными для проведения пробы очередному ребенку, или с истекшим сроком хранения сбросить в лоток для отра­ботанного материала.

30. Обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять и дезинфицировать перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

31. Зарегистрировать туберкулиновую пробу, а через 3 дня ее результат в тех же документах, что и профилактичские прививки (см. Выполнение прививки против вирусного гепатита В). При регистрации дозы указать: 2 ТЕ; при регистрации результата записать диаметр папулы и (или) гиперемии в миллиметрах.

32. Предупредить ребенка и его родителей о необходимости оберегать кожу в области пробы от раздражения одеждой, попадания воды и моющих средств.

33. Предложить явиться через 3 дня (72 ч) для оцен­ки результата пробы.

Возможные осложнения и нежелательные последствия: 1) инфицирование; 2) искажение результатов из-за нарушения техники проведения пробы.

 

ВВЕДЕНИЕ ПРОТИВОДИФТЕРИЙНОЙ СЫВОРОТКИ

Показания. Лечение больных дифтерией.

Общие сведения. Противодифтерийная сыворот­ка (ПДС) представляет собой белковую фракцию сыворотки крови лошадей, гипериммунизированных дифтерйным анатоксином. Она содержит специфические иммноглобулины.

Сыворотка выпускается в ампулах по 10000 АЕ и 20000 АЕ. К ней прилагается разведенная сыворотка (1:100). Ампулы с разведенной сывороткой маркируются красным цветом, с неразведенной – синим или черным. Сыворотку вводят по методу Безредко с определением индивидуальной чувствительности к чужеродному белку лошадиной сыворотки. Для этого проводится внутрикожная и подкожная пробы.

Больной, получивший сыворотку, должен находиться под наблюдением врача не менее 1 часа. При введении ПДС медицинские работники должны быть обеспечены средствами противошоковой терапии.

Оснащение рабочего места: 1) комплект ампул с противодифтерийной сывороткой, штатив для ампул, пилка; 2) шприцы однократного применения инсули-новый (туберкулиновый) — 1 шт., шприц 1 (2) мл — 1 шт., шприцы по 10 мл, иглы для набора сыворотки из ам­пул, иглы для внутрикожных, подкожных, внутримы­шечных инъекций; 3) стерильный материал (ватные шарики, марлевые треугольники) в упаковках; 4) лоток для стерильного материала; 5) лоток для ис­пользованного материала; 6) пинцет в дезинфицирую­щем растворе; 7) спирт этиловый 70% или другое ан­тисептическое средство для обеззараживания кожи пациента рук персонала (емкость-дозатор); 8) емкость с дезинфицирующим раствором для обработки ам­пул (флаконов); 9) емкость с теплой водой для подо­грева сыворотки, водный термометр; 10) медицинские перчатки, маска; 11) водонепроницаемый обеззара­женный фартук; 12) пинцет в дезинфицирующем рас­творе для работы с использованным инструментари­ем; 13) емкости с дезинфицирующим средством для обработки поверхностей, промывания и замачивания использованных шприцев, игл, обеззараживания ват­ных и марлевых шариков, использованной ветоши; 14) чистая ветошь; 15) инструментальный столик.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить наличие сыворотки в комплекте, срок годности, наличие этикетки, целостность ампул, внеш­ний вид препарата.

4. Вымыть и просушить руки. Обработать антисептическим раствором.

5. Надеть фартук, маску, перчатки.

6. Обработать дезинфицирующим раствором лотки, инструментальный столик, фартук.

7. Поставить на инструментальный столик необхо­димое оснащение.

Основной этап манипуляции. Выполнение 1-й про­бы. 8. Извлечь из коробки ампулу с сывороткой, разведенной в соотношении 1:100. Поставить ампулу в шта­тив на обеззараженный лоток.

9. Вымыть и просушить руки, обработать антисептическим средством.

10. Обработать ампулу шариком, смоченным в спир­те, надпилить, повторно обработать спиртом, вскрыть, поставить в штатив.

11. Вскрыть упаковку инсулинового (туберкулиново­го) шприца, зафиксировать на канюле иглу для набора лекарственных средств.

12. Набрать в шприц 0,2 мл разведенной сыворотки.

13. Зафиксировать на канюле шприца иглу для внутрикожного введения и, не снимая колпачок, вытеснить воздух и избыток сыворотки на ватный шарик, плотно прижатый к канюле иглы.

14. Положить шприц в лоток. Обработать руки спиртом или другим антисептиком.

15. Обработать кожу средней трети предплечья дву­кратно шариками со спиртом (широко, затем узко). Су­хим шариком удалить остатки спирта.

16. Зафиксировать предплечье ребенка кистью руки и, натянув кожу в области предстоящей инъекции, вве­сти внутрикожно 0,1 мл разведенной сыворотки. При правильном введении должна образовать­ся папула белого цвета диаметром около 8 мм.

17. Наблюдать в течение 20 мин за общей и местной реакциями. Проба считается отрицательной, если диа­метр отека и (или) гиперемии кожи менее 10 мм. Про­ба положительна, если отек и (или) гиперемия кожи 10 мм и более.

18. Вскрытую ампулу сбросить в лоток для отрабо­танного материала.

Если проба отрицательная, выполнить 2-ю пробу.

19. Извлечь из коробки ампулу с неразведенной сыво­роткой. Поставить в штатив на обеззараженный лоток. Вымыть и просушить руки.

20. Обработать ампулу с неразведенной сывороткой спиртом, надпилить, повторно обработать, вскрыть и поставить в штатив на обеззараженный лоток.

21. Вскрыть упаковку шприца объемом 1 (2) мл, за­фиксировать иглу для набора лекарственного средства.

22. Набрать в шприц 0,2 мл неразведенной сыворот­ки и накрыть ампулу марлевым тре­угольником. Вскрытую ампулу с неразведенной сыво­роткой поставить в штативе в холодильник или хранить при температуре 20 ± 2 °С не более 1 ч. Использованную иглу сбросить в емкость с дезинфицирующим раствором.

23. Зафиксировать иглу для подкожного введения и, не снимая колпачок, вытеснить воздух и избыток сыво­ротки. Положить шприц в лоток. Обработать руки спиртом или другим антисептиком.

24. Обработать кожу средней трети наружной по­верхности плеча двукратно шариками со спиртом.

25. Ввести подкожно 0,1 мл неразведенной сыворот­ки, обработать место инъекции спиртом.

26. Наблюдать в течение 45 ± 15 мин за общей и ме­стной реакцией.

При отсутствии аллергических реакций и осложне­ний (отек Квинка, крапивница, другая сыпь, анафилак­тический шок или его начальные проявления — голо­вная боль, боль в крестце, животе, бронхоспазм, сниже­ние давления, тахикардия и др.) ввести лечебную дозу сыворотки. 27. Вымыть и просушить руки.

28. Подогреть ампулу с неразведенной сывороткой до температуры 36 ± 1 °С (см. Введение противодиф­терийной сыворотки, п. 22).

29. Вскрыть упаковку шприца объемом 10 мл, за­фиксировать иглу для набора лекарственного средства.

30. Набрать в шприц неразведенную сыворотку в назначенной врачом дозе. Использованную иглу сбросить в емкость с дезинфицирующим раствором.

31. Зафиксировать иглу для внутримышечного вве­дения и, не снимая колпачок, вытеснить воздух и избы­ток сыворотки. Положить шприц в лоток.

32. Обработать руки спиртом или другим антисепти­ческим раствором.

33. Обработать кожу ягодицы ребенка двукратно шариками со спиртом.

34. Ввести внутримышечно назначенную дозу сыво­ротки. Кожу обработать шариком со спиртом.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 35. Провести дезинфекцию использованного медицин­ского инструментария, фартука в соответствующих ем­костях с дезинфицирующим раствором. Обработать дезинфицирующим раствором рабочие поверхности.

36. Снять перчатки и обеззаразить их. Вымыть руки под проточной водой с мылом, просушить, обработать кремом при необходимости.

37. Каждое введение сывороточного препарата за­регистрировать в карте стационарного больного (учет­ная форма № 003/у), с обязательным указа­нием дозы, способа, времени введения, серии, срока годности, названия института, изготовившего препа­рат, реакции на введение препарата.

Возможные осложнения: 1) анафилактический шок; 2) инфицирование.

 

 

Приложение 8

к Инструкции по технике выполнения

лечебных и диагностических процедур

и манипуляций по дисциплинам «Сестринское дело в педиатрии», «Педиатрия» по специальностям 2-79 01 31 «Сестринское дело», 2-79 01 01 «Лечебное дело»

 

8. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

ИНФЕКЦИОННЫХ И ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

 

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА КОРИНЕБАКТЕРИИ ДИФТЕРИИ

(БАЦИЛЛУ ЛЕФФЛЕРА, BL)

 

Показания. Обследованию с целью своевременного выявления больных дифтерией, а также носителей токсигенного штамма BL подлежат: 1) пациенты с диагно­зом «дифтерия» или «дифтерия?»; 2) реконвалесценты дифтерии; 3) бактерионосители токсигенного штамма после их санации; 4) больные с ангинами, назофарингитом при наличии налетов, стенотическим ларинготрахеитом, мононуклеозом, паратонзиллярным абсцессом; 5) дети и взрослые, общавшиеся с источником инфек­ции; 6) дети, вновь поступающие в детские дома, шко­лы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением ЦНС, туберкулезом; 7) дети, подле­жащие оперативному вмешательству по поводу лор-па­тологии.

Общие сведения. Материал для исследования у всех пациентов берут из ротоглотки и носа стериль­ными тампонами на деревянных палочках. В случае вы­явления дифтерии других локализаций делается допол­нительный посев с соответствующих очагов поражения (гортани, половых органов, кожи, глаз). При подозре­нии на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне, изогнутый на расстоянии 1,5—2 см от нижнего конца под углом 135°).

Бактериологическое обследование больных жела­тельно проводить до начала этиотропной терапии. При наличии налета материал забирают на границе пора­женного участка и видимо здоровой ткани, частично проникая под налет, что увеличивает вероятность вы­деления возбудителя.

Мазок из ротоглотки (гортаноглотки, гортани) бе­рут утром до еды, чистки зубов, полоскания антисепти­ческими растворами или не ранее 2 ч после этих процедур.

Доставка материала в лабораторию должна произ­водиться не позднее 3 ч после взятия материала. При его транспортировке на дальние расстояния применя­ют среды обогащения или тампоны, смоченные в растворе глицерина 5% с раствором на­трия хлорида 0,9%. Предварительный результат бактерио­логического исследования получают на 2-е сутки, окон­чательный — на 4-е.

Оснащение рабочего места: 1) стерильные пробир­ки (2 шт.) с ватными тампонами на деревянном стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) шпатель в упа­ковке; 3) бикс для транспортировки пробирок, штатив, пеленка, термометр; 4) маркер по стеклу; 5) перчатки меди­цинские, маска; 6) инструментальный столик; 7) бланк-направления; 8) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть маску, пер­чатки.

5. Обработать инструментальный столик дезинфи­цирующим раствором и поставить на него необходимое оснащение.

6. Отметить маркером по стеклу номер на пробирках, со­ответствующий номеру в направлении, указав место взятия материала.

При обследовании ребенка с дифтерией гортани взять дополнительную пробирку с глоточным тампо­ном и промаркировать.

7. Установить пробирки в штатив.

8. Усадить ребенка к источнику света и предложить широко открыть рот. Детей младшего возраста фикси­рует помощник.

Основной этап выполнения манипуляции. 9. Из­влечь тампон из пробирки с маркировкой. Шпателем прижать язык и по нему ввести тампон в ротоглотку.

10. Взять тампоном материал с миндалин и дужек на границе пораженного участка и здоровой слизистой, проникая под пленки. Тампон не должен соприкасаться со слизистой оболочкой рта и зубами.

11. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее на­ружной стенки.

12. Извлечь другой тампон из пробирки и ввести глубоко в носовой ход. При необходимости предварительно очистить нос от слизи.

13. Сделать не­сколько вращатель­ных движений, стара­ясь взять не слизь, а поврежденные клетки слизистой оболочки.

14. Осторожно из­влечь тампон, не каса­ясь кожи носа. Аналогично выполнить взятие материала из другого носового хода. Поместить тампон во вторую пробирку.

15. Для взятия мате­риала от больного диф­терией гортани взять пробирку с маркиров­кой

16. Прижать язык шпателем и по нему ввести там­пон в глотку.

17. Повернуть загнутый конец вниз и взять матери­ал веерообразным движением, коснувшись 2—3 раза слизистой глотки.

18. Осторожно извлечь тампон из ротоглотки, не ка­саясь слизистой оболочки рта и зубов, вернуть в соот­ветствующую пробирку.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 19. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просу­шить руки, обработать кремом при необходимости.

20. Пробирки с исследуемым материалом поместить в бикс, на дне которого находится пеленка, смоченная дезинфицирующим раствором.

21. Направление поместить в полиэтиленовый (кле­енчатый) пакет.

22. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.

 

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА ПАЛОЧКУ БОРДЕ-ЖАНГУ

(на сестринском посту в инфекционном стационаре)

 

Показания. Обследованию подлежат: 1) пациенты с диагнозом «коклюш» или «коклюш?»; 2) дети, бывшие в контакте с больным коклюшем, при наличии у них кашля; 3) выявленные бактерионосители после их са­нации.

Общие сведения. Наиболее часто возбудитель вы­севается в первые 2 недели заболевания. Взятие мате­риала производят натощак или через 2—3 ч после еды, полоскания полости рта антисептическими раствора­ми. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому чашки Петри и пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой тем­пературы 37 — 38 °С. Результат посева получают через 72ч.

Бактериологическое обследование больных коклю­шем проводится в отделении инфекционного стациона­ра. Обследование детей, контактировавших с больным коклюшем, осуществляется в территориальных бакте­риологических лабораториях.

Оснащение рабочего места: 1) стерильные пробир­ки с глоточными тампонами (ватные тампоны на ме­таллическом стержне, изогнутые на расстоянии 1,5 — 2 см от нижнего конца под углом 135°) в биксе или крафт-пакетах; 2) две чашки Петри с питательной сре­дой; 3) шпатель в упаковке; 4) бикс для транспортиров­ки пробирок, пеленка, грелка, термометр; 5) маркер по стеклу; 6) перчатки медицинские, маска; 7) инструмен­тальный столик; 8) лоток; 9) бланк-направление; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки, маску.

5. Обработать инструментальный столик дезинфи­цирующим раствором и поставить на него необходимое оснащение. Выложить на обеззараженный лоток (в бикс) грелку в пеленке, две чашки Петри, пробирку с глоточным тампоном, шпатель в упаковке.

6. Отметить маркером по стеклу номер на чашках Петри, пробирке, соответствующий номеру в направлении и журнале. В предбокснике надеть второй медицинский халат.

7. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фик­сирует помощник.

Основной этап выпол­нения манипуляции. Взя­тие материала с помо­щью глоточного тампо­на (1-й метод). 8. Пред­ложить ребенку широко открыть рот. Прижать язык шпателем и по нему ввести тампон в глотку, повернуть загнутый ко­нец вниз и веерообраз­ным движением, коснув­шись 2—3 раза слизистой глотки, взять материал. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой обо­лочки рта и зубов.

9. Произвести посев материала на чашку Петри с подогретой питательной средой.

Метод «кашлевых пластинок» (2-й метод). 8. Взять вторую чашку Петри. При появлении кашля открыть ее и держать на расстоянии 10—12 см от рта больного, улавливая 8—9 кашлевых толчков. При отсутствии ка­шля вызвать кашлевую реакцию, надавливая шпателем на корень языка.

9. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в бикс (лоток) на грелку. При непродолжительном кашле у детей грудного возраста процедуру с чашкой Петри можно повторить.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 10. В предбокснике обработать дезинфицирующим раствором лоток (бикс), снять второй халат, вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчат­ках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Срочно транспортировать взятый материал в биксе (лотке) на грелке в бактериологическую лабора­торию.

 

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

КАЛА НА ПАТОГЕННУЮ КИШЕЧНУЮ ФЛОРУ (ПКФ)

 

Показания. Обследованию подлежат: 1) больные острой кишечной инфекцией (ОКИ) или с подозрени­ем на нее; 2) реконвалесценты ОКИ; 3) бактерионоси­тели после санации; 4) дети, бывшие в контакте с ис­точником ОКИ; 5) госпитализируемые дети до 2 лет; 6) дети, поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с пора­жением ЦНС, туберкулезом и другие учреждения за­крытого типа.

Общие сведения. Существует два основных метода взятия материала на ПКФ: с помощью ректального тампона и нативного материала.|Кал для бактериологи­ческого исследования собирают из обеззараженного и тщательно отмытого от дезинфектанта горшка, у детей младшего возраста — с пеленки. Для повышения высеваемости возбудителей кишечных инфекций кал на по­сев рекомендуется брать до начала этиотропной тера­пии, лучше в первые часы заболевания. Взятие матери­ала производят из свежевыделенных испражнений, вы­бирая слизь, фибринные пленки, гнойные комочки, прожилки крови, содержащие наибольшее количество возбудителя, но без сгустков крови, так как кровь бак­терицидна и задерживает рост микробов.

Забор кала производят в стерильные флаконы (про­бирки) с консервантом (раствор глицерина 30% в растворе натрия хлорида 0,9%) и до отправки в лабораторию хранят в холодильнике.

Срок доставки материала в лабораторию — не позд­нее 2 ч после забора. При невозможности своевремен­ной доставки он помещается в холодильник при темпе­ратуре +4 °С и направляется на исследование не позд­нее 12 ч после забора. Окончательный результат посе­ва получают на 4—5-е сутки.

Оснащение рабочего места: 1) стерильные пробир­ки с ватными тампонами на деревянном (металличес­ком) стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) флакон или пробирка со стерильным консервантом (раствор хлорида натрия 0,9% или раствор глицерина 30% в растворе хлорида натрия 0,9%); 3) стериль­ный флакон с крышкой; 4) стерильные стержни (шпа­тели, колпачки от игл, деревянные или стеклянные палочки) в крафт-пакете; 5) бикс для транспортировки, штатив, пеленка; 6) маркер по стеклу; 7) перчатки медицин­ские; 8) инструментальный столик; 9) бланк-направле­ние; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Написать маркером по стеклу номер на пробирке (фла­коне), соответствующий номеру в направлении и жур­нале.

Основной этап выполнения манипуляции. Взятие материала методом ректального тампона (1-й ме­тод). 7. Извлечь из пробирки стерильный тампон. Соблюдая условия стерильности, ввести тампон в пробирку (флакон) с консервантом и смочить его.

8. Уложить ребенка раннего возраста на спину, старшего - на левый бок. Пальцами левой руки раз­двинуть ягодицы, правой рукой осторожно, без наси­лия, вращательно-поступательными движениями ввес­ти тампон в прямую кишку, детям раннего возраста на глубину 3—4 см, старшим детям на глубину 6—8 см.

9. Извлечь тампон и вернуть в стерильную пробир­ку, не касаясь ее краев. Пробирку поставить в штатив для исследуемого материала.

Взятие нативного материала (2-й метод). 7. От­крыть стерильный флакон, оставив резиновую (пласт­массовую) пробку внутри колпачка из крафт-бумаги.

8. Взять кал стерильным стержнем (шпателем, кол­пачком от игл, деревянной или стеклянной палочкой). Поместить их в стерильный флакон.

9. Залить кал во флаконе консервантом в объеме, в 2 — 3 раза превышающем объем кала. Закрыть флакон стерильной пробкой и колпачком.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 10. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Поставить в бикс на пеленку, смоченную дезин­фицирующим раствором, штатив с пробирками и фла­коны с исследуемым материалом. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Временно, до отправки в лабораторию, помес­тить бикс в холодильник.

13. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.

 

ВЗЯТИЕ КАЛА НА ЯЙЦА ГЕЛЬМИНТОВ

 

Показания. Обследование детей при госпитализа­ции, поступлении в детское дошкольное учреждение, посещении плавательного бассейна, подозрении на гельминтозы, контрольном обследовании после дегель­минтизации, массовом обследовании детей дошколь­ных учреждений и первых 4 классов школ.

Общие сведения. При обследовании на аскаридоз, трихоцефалез ребенка высаживают на горшок или бе­рут кал с пеленки. Горшок должен быть чистый, пред­варительно обработанный кипятком. Кал берут из раз­ных мест чистой палочкой, колпачком от использован­ных игл, шпателем и помещают в баночку с широким горлом. В лабораторию материал доставляют в тече­ние 30 мин с момента взятия анализа. При обследова­нии на энтеробиоз материал берут липкой лентой с пе-рианальных складок (метод отпечатка). Обследование проводят рано утром, желательно сразу после сна. Ре­бенка не подмывают, чтобы не удалить с поверхности кожи яйца гельминтов.

 

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА ЭНТЕРОБИОЗ

 

Оснащение рабочего места: 1) прозрачная липкая лента; 2) шпатель (деревянная палочка); 3) предмет­ные стекла; 4) маркер по стеклу; 5) ножницы; 6) лоток; 7) перчатки медицинские; 8) инструментальный сто­лик; 9) бланк-направление; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Поставить маркером по стеклу номер на предметном стекле, аналогичный номеру в направлении и журнале.

Основной этап выполнения манипуляция. 7. Отре­зать кусок липкой ленты, соответствующий размеру предметного стекла или чуть меньше его.

8. Уложить ребенка, раздвинуть ягодицы (выполня­ется матерью или другим лицом).

9. К перианальной области приложить отрезок лен­ты, плотно прижать его шпателем (деревянной палоч­кой) и несколько раз провести по ленте.

10. Перенести липкую ленту на предметное стекло. Положить его на лоток.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 11. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

12. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

13. Транспортировать предметные стекла на лотке (в биксе) в лабораторию.

 

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА АСКАРИДОЗ И ТРИХОЦЕФАЛЕЗ

 

Оснащение рабочего места: 1) чистый горшок или пеленка; 2) стеклянная баночка с широким горлом; 3) чистый шпатель (деревянные палочки, колпачки от использованных игл); 4) маркер по стеклу; 5) перчатки меди­цинские; 6) бланк-направление; 7) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Поставить маркером по стеклу номер на стеклянной баночке, соответствующий номеру в направлении и журнале.

Основной этап выполнения манипуляции. 7. Произ­вести общий осмотр кала.

8. Взять деревянной палочкой (колпачком от ис­пользованных игл, шпателем) кал из трех разных мест, в том числе из последней, более жидкой, порции кала.

9. Поместить в стеклянную баночку (флакон с ши­роким горлом), закрыть ее пробкой.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 10. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Транспортировать взятый материал в лаборато­рию.

Инструкция по технике выполнения лечебных и диагностических процедур и манипуляций по дисциплинам «Сестринское дело в педиатрии», «Педиатрия» по специальностям 2-79 01 31 «Сестринское дело», 2-79 01 01 «Лечебное дело» разработана преподавателями педиатрии Минского государственного медицинского колледжа Н.В. Ежовой, С.Н. Ровиной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.012 с.)