Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сихарулидзе А. Т. Законодательное обеспечение и Государственная политика в сфере физической культуры и спорта: доклад на заседании комитета государственной думы РФ по фк и С. М. , 2010. С. 34.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ПРАВУ Для студентов направления подготовки «Физическая культура» «Адаптивная физическая культура»
Г. ВВЕДЕНИЕ Важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничного воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях. Успешное решение поставленных задач в области физической культуры и спорта невозможно без создания необходимой законодательной и нормативной правовой базы¹. Спортивное право – это новейшее направление российской юриспруденции, охватывающее общественные отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта. По мере укрепления физкультурно-спортивной деятельности, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм её правового регулирования. В настоящее время в стране активно формируется и развивается законодательство, регулирующее физкультурно-спортивные отношения, постепенно нарабатывается административная и судебная практика применения этого законодательства. Вместе с тем на сегодняшний день комплекс нормативных правовых актов, регулирующих физическую культуру и спорт, в юридической литературе практически не исследован, не существует системно изложенной и прокомментированной законодательной базы, обеспечивающей и регламентирующей все направления физической культуры и спорта как отрасли с необходимым теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией. Настоящий курс лекций поможет студентам освоить предмет «Правовые основы физической культуры и спорта», который относится к числу гуманитарных теоретико-педагогических дисциплин. Основной целью настоящего курса является оказание помощи студентам в овладении систематическими знаниями в области правового регулирования физической культуры и спорта, о механизмах взаимодействия физкультурно-спортивных организаций различных организационноправовых форм, об их деятельности в качестве субъектов различных отраслей российского права; о государственных и социальных гарантиях прав специалистов физической культуры и спорта, профессиональных спортсменов, а также способствовать формированию правовой культуры студентов; повышению уровня их компетентности в области правового регулирования субъектов российского и международного права. Задачи курса: сформировать целостное представление о новых тенденциях в разработке текущего законодательства в соответствии со стратегией развития отрасли физической культуры и спорта; дать представление о способах и возможностях защиты своих гражданских прав; привить навыки самостоятельного приобретения знаний в области права; служить повышению законности в деятельности организаций системы физической культуры и спорта.
Сихарулидзе А.Т. Законодательное обеспечение и государственная политика в сфере физической культуры и спорта: Доклад на заседании Комитета Государственной Думы РФ по ФК и С. М., 2010. С. 34. ГЛАВА 1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Лекция № 1 Определение права Лекция № 2 Признаки права Лекция № 3 Функции и сущность права Лекция № 4 Спортивное право Лекция № 5 Предмет и метод правового регулирования Функции и сущность права Основные функции права в соответствии с его предназначение таковы: регулятивная – упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги); охранительная – установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. 1 Петражицкий Л. Очерки философии права. СПб, 1900. С. 260. различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д. Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости: Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота – это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое – одно и то же. Право – есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества. Платон: справедливость – это сочетание трех добродетелей – мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек». Аристотель: право – это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития». Спортивное право Спортивное право – одна из новейших комплексных отраслей системы российского права. Спорт стал важной составляющей жизнедеятельностичеловеческого общества, фактором здоровья населения, крупнейшим зрелищным явлением. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт – это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т. д. В России созданы, окрепли и получили международное признание Олимпийский комитет России, российские федерации (союзы, ассоциции), другие общественные объединения и организации по видам спорта, способствующие развитию спорта высших достижений. В настоящее время в развитии спорта высших достижений отмечается рост популярности иавторитета международных спортивных организаций, их влияния на формирование социальной политики во многих странах; возрастание государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях национальных спортивных организаций, входящих в мировое спортивное сообщество, включая финансовую, правовую и социальную поддержку; финансирование государством подготовки спортсменов высокого класса, спортивного резерва, осуществление государственных мер социальной защищенности и поощрения спортсменов, тренеров и специалистов; активное участие крупных фирм и компаний в развитии инфраструктуры спорта и оказании спонсорской помощи в подготовке спортсменов к Олимпийским играм и иным международным и национальным соревнованиям; широкое использование научных достижений в подготовке спортсменов; сближение профессионального и олимпийского спорта. Чтобы получить базовые понятие определения и сущности права, необходимо разобраться в источниках и предпосылках его образования. Для чего и из чего возникает необходимость создания системы правовых отношений, построение некой иерархии и её регулирования? Источником (теории) права должны быть основные объективные источники права: логика, правила ведения спора, информационные права и право на все перечисленное. Источником действующего права может быть власть, если ее действия, решения соответствуют объективным источникам права. При этом действия, решения органов власти могут быть оспорены на основании противоречия этих решений объективным источникам права и т. д. Только в этом случае могут быть обеспечены права и свободы народа и гражданина. Принципы спортивного права Принципами права признаются основополагающие начала, ключевые положения права, определяющие и выражающие его сущность. В переводе с латинского «принцип» означает первооснову какого-либо явления, базовое положение. Принципами мы именуем только объективные свойства права. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная детерминированность, зависимость от реальных жизненных условий. Так, Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории» Принципы права не есть результат субъективного усмотрения законодателей или ученых; они представляют органически присущие праву качества. Юридическая доктрина лишь выявляет, аргументирует, исследует и систематизирует их, а также показывает их роль, значение, содержание и функционирование. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах или выводиться логически из их совокупности. Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования физической культуры и спорта. Обозначим следующие общеправовые принципы. 1. Принцип законности. В его основе применительно к горизонтальнымотношениям, складывающимся в сфере физической культуры и спорта, лежит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом. В литературе его относят к общедозволительному типу регулирования. Этим правилом в своей предпринимательской деятельности руководствуются, в частности, физкультурно-спортивные организации. Напротив, органы государства, воздействуя на физкультурно-спортивные отношения, должны применять 1. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. М., 1988. Т. 20. С. 34. 2. См.: Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 380. другой принцип – запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное регулирование). Необходимость соблюдения принципа законности приобретает особое значение в условиях правового нигилизма, часто присутствующего в современных общественных отношениях. 2. Принцип свободной экономической деятельности. Данный принцип провозглашен в ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ. Так, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Свобода экономической деятельности подразумевает: право субъекта физкультурно-спортивной деятельности начинать и вести ее в любой не запрещенной законом форме (например, право на занятие профессиональным спортом) с применением любых допущенных к обороту видов имущества; право на получение, использование и передачу достоверной информации; свободу от принудительной и неправомерной физкультурно-спортивной хозяйственной деятельности как в силу влияния других субъектов, так и в силу указаний органов государственной власти; возможность обжаловать решения и действия государства и его органов, а также органов местного самоуправления и должностных лиц, если эти решения и действия генерируют ограничение данной свободы; право на защиту законных интересов экономически слабой стороны в процессе физкультурно-спортивной предпринимательской деятельности (например, защита прав потребителей спортивных товаров и услуг). В то же время эта свобода не безбрежна и может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той степени, в которой это необходимо для защиты основ конституционногостроя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, лицензирование отдельных видов физкультурно-спортивной деятельности, сертификация физкультурно-оздоровительных и спортивных товаров, работ и услуг). Отсюда вытекает следующий общеправовой принцип. 3. Принцип государственного (экономического, финансового и т. п.) регулирования рыночных отношений. Очевидно, что рыночная экономика может функционировать лишь в условиях государственного регулирования. Принятие новых основополагающих рыночных законов – Конституции РФ и ГК РФ позволило осуществить переход от административно-командных методов управления народным хозяйством страны к экономическим, финансовым (налоговое, денежно-кредитное, бюджетное регулирование) и другим рычагам регулирования деятельности предприятий, большая часть которых превратилась в самостоятельно хозяйствующих субъектов. При этом во главе угла стоит проблема соблюдения баланса частных интересов участников хозяйственной деятельности в сфере физической культуры и спорта с публичными интересами государства и общества. Изучение объективного и субъективного в спортивном праве позволяет раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость комплексного характера спортивных отношений и комплексных способов правового воздействия на них со стороны государства, заинтересованного в установлении для физической культуры и спорта институтов, принципов, источников спортивного права. Методологически важно поэтому увязать вопрос оформировании спортивного права не только с существованием предмета и методов правового регулирования, но и признанием решающей роли государства в установлении единых для всей системы физической культуры и спорта специальных принципов. И хотя их содержание определяетсясущностью спортивных отношений, сами принципы не могут формироваться и действовать вне физкультурно-спортивной политики и правотворческой деятельности государства. Специальные принципы спортивного права появляются после того, как сложились соответствующие спортивные отношения. Последние обусловливают содержание правовых принципов, получивших нормативное закрепление в нормах спортивного права. Спортивно- правовая доктрина должна исходить, таким образом, из соединенияанализа экономико-политической обусловленности принципов права с решительным признанием их субъективного характера. Выделяя в качестве классификационного признака отрасли права принципы права, мы учитываем и то, что принципы, идеи и категории соответствуют тем общественным отношениям, которые отвечают уровню развития материального производства. Принципы любой отрасли права выполняют регулятивную функцию: способствуют установлению отправных руководящих начал правового регулирования общественных отношений. Это означает, чтосуществование регулятивных функций, присущих правовым принципам, – объективная необходимость и нормальное явление правовой формы, призванной внести упорядоченность в развитие общественных отношений. Этот вывод о существовании специальных (специфических) принципов в соответствующей области общественных отношений является отправным положением в обосновании учения о признании принципов как факторов субъективного порядка в качестве важнейшего признака выделения спортивного права в комплексную интегрированную отрасль права. Спортивное право объективно по своему происхождению, содержанию, закономерностям развития. Оно складывается на базе политических решений государства под воздействием принципов правового регулирования спортивных отношений. Под специальными принципами спортивного права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих весь комплекс отношений в сфере физкультурно-спортивно-производственно-хозяйственной деятельности, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методам правового регулирования в спортивном праве. К ним можно отнести следующие: 1) точное и последовательное соблюдение права российских граждан на охрану здоровья и занятия физической культурой и спортом; 2) обеспечение здоровой окружающей среды и условий жизни, которые способствуют активным занятиям физической культурой и спортом,самореализации и воспитанию чувств собственной значимости, а такжепозволяют гражданам полностью реализовать свой жизненный потенциал; 3) обеспечение гражданам равных возможностей заниматься физкультурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния; 4) приоритетность развития физической культуры и спорта среди социально незащищенных групп населения (дети из многодетных семей,дети-сироты, инвалиды); 5) ответственность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лицза обеспечение права граждан на занятия физической культурой, спортом и создание необходимых условий для реализации этого права; 6) комплексность государственного воздействия на физкультурно-спортивные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющихцеленаправить мотивацию деятельности работников сферы физической культуры и спорта на достижение приоритетов отрасли; 7) взаимодействие государственных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта с общественными физкультурно-спортивными образованиями; 8) демократизация системы управления сферой физической культуры и спорта; 9) единство нормативной правовой базы физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации; 10) полнота правового регулирования спортивных отношений, непрерывность обновления спортивного законодательства, обеспечение законности в. деятельности всех участников рыночных спортивных отношений; 11) создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности; 12) закрепление за государством регулирующих функций в сфере спортивного предпринимательства; 13) расширение системы юридических гарантий для экономической свободы спортивного предпринимательства; 14) хозяйственная и юридическая самостоятельность, материальная заинтересованность и ответственность физкультурно-спортивных коммерческих организаций за результаты предпринимательской деятельности; 15) уважение и соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области физической культуры и спорта; 16) реальность и гарантированность субъективных прав участников спортивных правоотношений. Будучи юридически закреплены, эти принципы пронизывают собой основные правовые нормы и институты спортивного права. ГЛАВА 2 КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Деятельность. Глава 3 Лекция 2. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Лекция 3 Федеральное агентство России по делам молодёжи (Росмолодёжь) и туризму. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Олимпийский комитет России Олимпийский комитет России (полное наименование – Общероссийский союз физкультурно-спортивных объединений «Олимпийский комитет России», сокращённое – Олимпийский комитет России и ОКР, полное наименование на английском языке: Russian Olympic Committee, сокращенное наименование на английском языке: ROC) – организация, представляющая страну в международном Олимпийском движении. Без признания НОК Международным олимпийским комитетом (МОК) национальные команды не допускаются к Олимпийским играм. Российский Олимпийский комитет создан в 1911 и воссоздан в 1991 (в 1951–1991 функционировал НОК СССР). Состав ОКР ОКР осуществляет свою деятельность на основе добровольности, равноправия его членов, самоуправления и законности. ОКР свободен в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности в соответствии с действующим российским законодательством и Олимпийской хартией МОК. Членами ОКР могут быть: российские юридические лица – общественные объединения и физиче- Рис ские лица – граждане Российской Федерации.. Логотип ОКР Членами ОКР – юридическими лицами могут быть общественные объединения, физкультурно-спортивные организации, разделяющие заботу о развитии олимпийского движения, оказывающие ему поддержку, уплачивающие в установленном ОКР порядке членские взносы и признающие Устав ОКР. Членами ОКР – юридическими лицами являются: 1) общероссийские общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр; 2) общероссийские общественные объединения – ассоциации зимних и летних видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр; 3) общероссийские общественные объединения – ассоциации, союзы федераций по олимпийским видам спорта, объединенным в соответствующую международную спортивную федерацию; 4) общероссийские общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) – члены признанных МОК международных спортивных федераций по видам спорта, не включенным в программу Олимпийских игр; 5) олимпийские академии; 6) общероссийские общественные (общественно-государственные) физкультурно-спортивные объединения (организации), в том числе ведомственного характера, содействующие развитию олимпийского движения в России, пропаганде физической культуры и спорта; 7) региональные общественные объединения, созданные для развития, пропаганды и популяризации олимпийского движения; 8) членами ОКР – физическими лицами могут быть граждане Российской Федерации, содействующие успешной деятельности ОКР, вносящие личный вклад в развитие олимпийского движения в России; 9) членами ОКР также должны являться действующие спортсменыолимпийцы и ветераны-олимпийцы, статус которых как членов ОКР прекращается по окончании трех Олимпиад с момента их участия в Олимпийских играх, если не появляется иных обстоятельств, предполагающих пролонгацию их статуса как членов ОКР. Членами ОКР – физическими лицами являются: 1) члены МОК – граждане Российской Федерации; 2) члены Исполнительного комитета ОКР; 3) представители физкультурно-спортивной общественности субъектов Российской Федерации, подготовивших спортсменов для участия в последних перед очередным Олимпийским собранием Играх Олимпиады и Олимпийских зимних играх. Российские физические и юридические лица принимаются в члены ОКР Олимпийским собранием. Руководящие органы ОКР 1. Олимпийское собрание. 2. Исполком ОКР. 3. Президент ОКР. Олимпийское собрание является высшим руководящим органом Олимпийского комитета России. В период между Олимпийскими собраниями деятельностью ОКР руководит Исполком ОКР, избираемый Олимпийским собранием в количестве не более 27 членов, имеющих право голоса. Независимо от состава Исполкома ОКР в его состав должны в обязательном порядке входить: президент ОКР, три первых вице-президента ОКР, три вице-президента ОКР, генеральный секретарь ОКР, члены МОК – граждане России, представители спортивных федераций (союзов, ассоциаций) по олимпийским видам спорта, представитель комиссии спортсменов. Президент ОКР возглавляет Исполком ОКР, осуществляет общее руководство деятельностью ОКР. Президенты ОКР Вячеслав Измайлович Срезневский c 1911 по 1918 гг. Виталий Георгиевич Cмирнов c 1992 по 2001 гг. Леонид Васильевич Тягачёв c 2001 по 2010 гг. Александр Дмитриевич Жуков с 2010 г. Станислав Алексеевич Поздняков с 2018 по н.в. Почётный президент ОКР Виталий Георгиевич Cмирнов с 2001 г. Леонид Васильевич Тягачёв c 2010 г. Александр Дмитриевич Жуков с 2018 г.
Устав Олимпийского комитета России Олимпийский комитет России является общероссийским союзом физкультурно-спортивных объединений, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. ОКР представляет собой самостоятельное, добровольное, неправительственное, самоуправляемое, некоммерческое объединение физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, признанное Международным олимпийским комитетом (МОК). ОКР действует без ограничения срока полномочий и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законами Российской Федерации, Олимпийской хартией и настоящим Уставом. ОКР является частью олимпийского движения, строит свою работу в соответствии с Олимпийской хартией МОК, подчиняется решениям Международного олимпийского комитета, представляет Российскую Федерацию на Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных спортивных соревнованиях, проводимых МОК или под его эгидой. Основными целями ОКР являются: продвигать и пропагандировать на территории Российской Федерации фундаментальные принципы и ценности Олимпизма, в частности, в области спорта и образования, поддерживая реализацию олимпийских образовательных программ во всех школах, педагогических институтах и университетах, специализирующихся на спорте и физической культуре, а также путем оказания поддержки идеям создания институтов, посвященных олимпийскому образованию, таких как Национальные олимпийские академии, олимпийские музеи и другие программы, включая культурные, которые связаны с олимпийским движением; обеспечение соблюдения Олимпийской хартии МОК в Российской Федерации; представление интересов Российской Федерации в международном олимпийском движении, во всех мероприятиях проводимых Международным олимпийским комитетом или под его патронажем; содействие развитию массового спорта и спорта высших достижений в Российской Федерации; участие в подготовке кадров спортивных руководителей и иных специалистов в области управления спортом, организация научно-практические конференции, совещания и семинары, для чего ОКР прилагает все усилия к тому, чтобы такие мероприятия вносили максимальный вклад в пропаганду олимпийского движения на территории Российской Федерации; борьба за обеспечение чистоты спорта, в том числе путем неуклонного соблюдения и выполнения требований Всемирного антидопингового кодекса. всемерное развитие, пропаганда и защита олимпийского движения в Российской Федерации в соответствии с Олимпийской хартией МОК; содействие олимпийскому образованию, физическому и нравственному воспитанию граждан Российской Федерации средствами физической культуры и спорта; укрепление позиций и повышение авторитета российского спорта на международной арене; борьба против любых форм дискриминации и насилия в спорте; Устав федерации по виду спорта. В статье 15 главы 2 Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» говорится, что: Устав общероссийской спортивной федерации должен предусматривать: 1) наименование общероссийской спортивной федерации и ее организационно-правовую форму; 2) цели и задачи общероссийской спортивной федерации; 3) виды спорта, развитие которых осуществляется общероссийской спортивной федерацией; 4) условия и порядок приобретения и утраты членства в общероссийской спортивной федерации, права и обязанности членов общероссийской спортивной федерации; 5) структуру общероссийской спортивной федерации, ее руководящие и контрольно-ревизионный органы; 6) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общероссийской спортивной федерации, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа общероссийской спортивной федерации; 7) территорию, в пределах которой общероссийская спортивная федерация осуществляет свою деятельность; 8) порядок внесения изменений и дополнений в устав общероссийской спортивной федерации; 9) порядок утверждения критериев отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды, формируемой общероссийской спортивной федерацией; 10) порядок утверждения периодичности проведения общероссийской спортивной федерацией официальных спортивных мероприятий; 11) источники формирования денежных средств и иного имущества, права общероссийской спортивной федерации и ее структурных подразделений на управление имуществом общероссийской спортивной федерации; 12) порядок уплаты вступительных и членских взносов; 13) порядок реорганизации общероссийской спортивной федерации, прекращения ее деятельности и ликвидации; 14) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения. Глава 4 Глава 5 И СПОРТА. Лекция 1. Трудовой контракт Лекция 3 Трудовой договор Правовая база В течение длительного времени труд профессиональных спортсменов регулировался в основном Федеральным законом от 29.04.1999 № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», но он недостаточно четко закреплял специфику трудовых отношений в сфере спорта. В настоящий момент этот Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2009, далее – Закон о спорте). К числу неоспоримых достоинств рассматриваемого Закона относятся стройная система терминов спортивного законодательства, четкая и понятная система его принципов спортивного законодательства с обеспечением права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запретом дискриминации и насилия в этой области, обеспечением безопасности жизни и здоровья спортсменов и зрителей и т. д. В новом Законе особое внимание уделено разработке механизмов, которые позволяют привлечь в область спорта спонсоров – людей, которые готовы вкладывать в его развитие деньги. В новом Законе четко прописаны разграничения полномочий между государственными органами и общественными организациями, между федеральными органами власти и субъектами, принципы их взаимодействия с органами местного самоуправления. С большим вниманием законодатель отнесся к вопросам социальной защиты спортсменов, охране их здоровья. Трудовой кодекс РФ также был изменен, Федеральным законом от 28.02.2008 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в него была включена гл. 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров», которая более детально регулирует взаимоотношения между спортсменом и тренером. В новой главе четко прописаны особенности заключения трудовых договоров со спортсменами и тренерами (ст. 348.2 ТК РФ), установлено праило об обязательном медицинском обследовании спортсменов (ст. 348.3), закреплены положения о временном переводе спортсмена к другому работодателю (ст. 348.4), об отстранении спортсмена от участия в спортивных соревнованиях (ст. 348.5), о направлении спортсменов и тренеров в спортивные сборные команды РФ (ст. 348.6), установлены особенности работы спортсмена, тренера по совместительству (ст. 348.7), особенности регулирования труда несовершеннолетних спортсменов (ст. 348.8), спортсменов женщин (ст. 348.9), перечислены дополнительные гарантии и компенсации спортсменам и тренерам (ст. 348.10), дополнительные основания расторжения трудового договора со спортсменом, тренером (ст. 348.11), особенности расторжения трудового договора со спортсменом, тренером. Таким образом, гл. 54.1 ТК РФ охватывает весь спектр трудовых отношений, возникающих между работодателем (физкультурно-спортивной организацией) и работником (профессиональным спортсменом) от заключения трудового договора до его расторжения. Согласно ст. 348.1 ТК РФ, особенности регулирования труда спортсменов, тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями ст. 8 ТК РФ с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В ст. 348.1 установлено, что в качестве работодателей спортсменов и тренеров могут выступать лица, определенные ч. 3 и 4 ст. 20 ТК РФ, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Если в отношении спортсменов это очевидно напрашивающаяся норма, то для тренеров исключение из круга работодателей физических лиц не индивидуальных предпринимателей может вызвать вопросы, так как сложно определить, оказываются ли тренерские услуги для физического лица в целях именно личного обслуживания. Представляется, что законодатель решил подтолкнуть стороны в таком случае либо к заключению гражданско-правового договора, либо к регистрации соответствующего спортсмена в качестве индивидуального предпринимателя, либо к обращению к юридическому лицу, оказывающему тренерские услуги (фитнес-центры, спортклубы и т. д.). 2. Правовой статус спортсмена Статья 348.1 ТК РФ под работниками подразумевает лиц, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта (спортсмены), а также лиц, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов (тренеры). Следует упомянуть, что правовой статус спортсмена неоднороден и не замыкается исключительно на нормах трудового права. Это видно из ст. 24 Закона о спорте, посвященной правам и обязанностям спортсмена (любого, а необязательно заключившего трудовой договор). В частности, спортсмены имеют права на: – выбор видов спорта; – участие в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта в порядке, установленном правилами этих видов спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях; – получение спортивных разрядов и спортивных званий при выполнении норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации; – заключение трудовых договоров в порядке, установленном трудовым законодательством; – содействие общероссийских спортивных федераций по выбранным видам спорта в защите прав и законных интересов спортсменов в международных спортивных организациях; – осущес<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.012 с.) |