Федеральные законы, регулирующие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральные законы, регулирующие



 физкультурно-спортивную деятельность

 

Многие вопросы физкультурно-спортивной деятельности регулируются отдельными нормами следующих кодифицированных федеральных законов:

 Гражданский кодекс Российской Федерации – часть первая от ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №o 32. Ст. 3301., часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ2 и часть третья от 26 ноября 2001 г. №9 146-ФЗ3.  

 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ4 (ст. 113, 153, 351 и др.).

 Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167- ФЗ5 (ст. 143, 144 и др.).

 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 73-Ф36 (ст. 43 и др.).

 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7марта 2001 г. № 24-ФЗ7 (ст. 17, 35, 36 и др.).

 Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ8 (ст. 72, 80, 86, 121, 123, 133 и др.).

 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф39 (ст. 98 и др.).

 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф310 (ст. 38).

 Налоговый кодекс Российской Федерации – часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ12 (ст. 148, 149, 217, 275.1 и др.).

 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ13 (ст. 8.13 и др.).

 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- Ф314 (ст. 184 и др.).

Существует достаточно широкий круг текущих федеральных законов, входящих в орбиту спортивного законодательства. Они носят комплексный характер и включают в себя нормы разных отраслей права.

Эти законы, обеспечивая регулирование отношений в какой-то определенной сфере общественной жизни, в отдельных нормах затрагивают и отношения, складывающиеся в области физической

культуры и спорта.

К числу федеральных законов, регулирующих те или иные общественные отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта, следует отнести:

 Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительномежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» // СЗ РФ. 2002. № 10. Ст. 964.

 Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»// СЗ РФ. 2002. № 52 (часть I). Ст. 5140.

 Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»// СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2942.

 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ).

 Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ)// СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. JSfe 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.

 Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. От 13 января 1996 г. № 12-ФЗ)// СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

 Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

 Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.

 Закон РФ от 9 июля 1993 г. №° 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.

 Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.

 Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» // ВСНД и ВС РФ. 1991. № 44. Ст. 1424.

 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

Естественно, нормы, регулирующие физическую культуру и спорт, содержатся не только в федеральных законах, но и в подзаконных актах – указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти,

которые также играют важную роль в регулировании физкультурно-спортивной деятельности, например:

 Указ Президента РФ от 3 декабря 2003 г. № 1423 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам – членам сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренерам» // СЗ РФ. 2003. № 49. Ст. 4756.  Указ Президента РФ от 6 июля 2002 г. № 692 «О стипендиях

Президента Российской Федерации спортсменам – членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам» // СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2680.

 Указ Президента РФ от 14 августа 2002 г. № 895 «О Совете при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3197.

 Указ Президента РФ от 22 ноября 1993 г. № 1973 «О протекционистской политике Российской Федерации в области физической культуры и спорта» // СЗ РФ. 1993. № 48. Ст. 4646.

 Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 166 «Вопросы Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1458.

 Положение о Федеральном агентстве по физической культуре, спорту и туризму (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 326)9.

 Подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002–2005 годы)» федеральной целевой программы «Молодежь России (2001 – 2005 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2002 г. № 363)I.

 Положение о Комитете по разработке и реализации антидопинговой политики в спорте (утв. приказом Госкомспорта РФ от 21 июня 2002 г. № 111) // http://www.goskomsport.ru.

 Положение об аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) по различнымвидам спорта (утв. постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 515) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 3022.

 Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 91 б) // СЗ РФ. 2002. (часть II). № 1. Ст. 39.

 Приказ Госкомспорта РФ от 20 октября 2003 г. №° 837 «Об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации» // Сборник официальных документов и материалов Госкомспорта РФ. – 2003. –октябрь.

 Приказ Минспорта РФ от 3 сентября 1999 г. № 78 «Об открытом перечне физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций), представляемых для государственной регистрации в качестве общественных объединений со статусом «общероссийские» // БНА РФ.

1999. № 41.

 Приказ Минздрава РФ от 20 августа 2001 г. №° 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» // Здравоохранение. – 2002. – № 2. –№° 3.

 Постановление Минтруда РФ от 31 января 2000 г. № 12 «Осогласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников сборных команд Российской Федерации по видам спорта»// Официально опубликовано не было.

 Постановление Минтруда РФ от 24 августа 2000 г. №° 60 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников Центра спортивной подготовки сборных команд» // Бюллетень Министерства труда и социального

развития Российской Федерации. – 2000. – № 9.

Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией, то помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих физическую культуру и спорт, входят и акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном

идентична федеральной.

В сфере физической культуры и спорта находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Такие акты регулируют спортивные отношения на уровне физкультурно-спортивных организаций и принимаются их учредителями либо самими организациями (например, устав, положения о структурных подразделениях, должностные

инструкции, приказы высшего руководства, направленные нарегулирование физкультурно-спортивной деятельности организации, правила, регламенты и другие документы, регулирующие проведение чемпионатов, первенств и иных соревнований).

Кроме нормативных актов к рассматриваемым источникам следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере спортивного предпринимательства. Согласно ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в

какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников

предпринимательской деятельности положениям законодательства или договору.

Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и заполняют его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора.

Наряду с внутренними законами и иными нормативными правовыми актами источниками, регулирующими физическую культуру и спорт, служат: общепризнанные принципы и нормы международного права (содержатся в уставах ООН, декларациях и резолюциях Генеральной

Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда) и международные договоры Российской Федерации (могут быть

двусторонними и многосторонними).

Современное отечественное законодательство, регламентирующее физкультурно-спортивную деятельность, достаточно унифицировано для использования международных учений о спортивных отношениях и их правового обеспечения в российском правопорядке, реципирующем в основном специфику европейского континентального права и применяющем его положения с учетом национальных особенностей.

 

В процессе физкультурно-спортивной деятельности субъекты права вступают в разнообразные общественные отношения. Правовые нормы, содержащиеся в различных нормативных правовых актах, призваны регулировать эти отношения. Спортивные правоотношения следует

рассматривать как волевые, урегулированные нормами спортивного права и находящиеся под охраной государства общественные отношения. Они возникают между субъектами физической культуры и спорта в процессе осуществления физкультурно-спортивной деятельности, включающей физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений, физическую подготовку военнослужащих, профессионально-прикладную физическую подготовку, массовый спорт, профессиональный спорт, спортивные способы рекреации и реабилитации, спортивную промышленность и т. д., в том числе вследствие воздействия государства на других субъектов физкультуры и спорта, которые

выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Спортивное право имеет дело с отношениями, возникающими в области физической культуры и спорта, что обусловливает определенную специфику их правового регулирования, которая, в свою очередь, отражается на спортивных правоотношениях. Эта специфика состоит, в

частности, в том, что спортивное правоотношение находится на стыке публичного и частного права, в нем отражается взаимодействие правовой надстройки и экономического базиса общества.

Характеризуя спортивные правоотношения, следует очертить ряд их специфических признаков:

1) наличие специального субъекта – участника физкультурно-спортивной деятельности;

2) наличие специальных объектов, к которым, в частности, следуетотнести физическую культуру и физическое воспитание, профессиональный и любительский спорт, имидж спортивной

организации, способности и авторитет человека (выдающиеся личности в сфере спорта и т. д.), спортивную промышленность и физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения;

 

1 Маркс К. Энгельс Ф. Собрание сочинений. М., 1988. Т. 13. С. 6. 3) опосредованность через спортивные правоотношения государственной политики в области физической культуры и спорта, что предполагает прямое или косвенное участие государства в данных правоотношениях;

4) особенность порядка и способов защиты прав участников физкультурно-спортивной деятельности, которая, в частности, состоит в том, что в случае нарушения прав субъекты спортивных правоотношений используют главным образом судебную защиту посредством спортивного арбитража;

5) тесная связь спортивных правоотношений с требованиями спортивной этики (социальными нормами и правилами спортивной этики, а также мерами этической и социальной ответственности).

                                       4. Субъектный состав спортивных правоотношений

 Субъектный состав спортивных правоотношений можно дифференцировать на несколько групп:

1) спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

2) детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций;

3) образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;

4) профессиональные спортсмены и спортсмены-любители (физкультурники);

5) болельщики спортивных команд и спортсменов;

6) потребители (покупатели, клиенты и т. д.), приобретающие физкультурно-оздоровительную и спортивную продукцию;

7) предприятия спортивной промышленности (юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие физкультурно-оздоровительную, спортивную и туристскую продукцию для реализации);

8) посредники по сбыту спортивной продукции (дистрибьюторы, дилеры, маклеры и т. д.), агенты профессиональных спортсменов (спортивные агенты) и т. п.;

9) маркетинговые фирмы, т. е. организации, специализирующиеся на выполнении функций по спортивному маркетингу;

10) средства массовой информации, участвующие в пропаганде физической культуры и спорта, рекламе спортивной продукции (телекомпании, информационные агентства, редакции газет, журналов и т. д.);

11) общероссийские физкультурно-спортивные объединения – физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации;

12) Олимпийский комитет России, Параолимпийский комитет России и Сурдоолимпийским комитет России;

13) федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта (например, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму1), органы исполнительной власти субъек

тов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта.

Под объектом спортивного правоотношения следует понимать то благо, по поводу которого оно возникает и относительно которого существует субъективное право и корреспондирующаяся ему юридическая обязанность.

    

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 3.

3. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.

4. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 35. – Ст. 3506.

6. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – С. 2581.

7. Об образовании: Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 150.

8. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 18. – Ст. 2206.

9. О Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 1507-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 44. – Ст. 4410.

10. Положение о Федеральном агентстве по физической культуре, спорту и туризму (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 326) // Российская газета. – 2004. – 15 июля. – № 150 (3527).

11. Александров, Н.Г. Законность и правоотношения в социалистическом обществе / Н.Г. Александров. – М.: Госюриздат, 1955. – 215 с.

12. Алексеев, С.С. Общая теория права: курс в 2 т. / С.С. Алексеев. – М.: Юридическая литература, 1981. – Т. 2. – 359 с.

13. Алексеев, С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. – М.: Статут, 1999. – 712 с.

14. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации: учебник: в 2 т. / А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. – М.: ТЕИС, 1995. – Т. 1. – 279 с.

15. Аскназий, С.И. Теоретические проблемы гражданского права: дис.... д-ра юрид. наук / С.И. Аскназий. – Л., 1947. – 325 с.

16. Атаманчук, Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): учеб. пос. / Г.В. Атаманчук. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. – 302 с.

17. Братановский, С.Н. Законодательство о спорте: проблемы развития и совершенствования / С.Н. Братановский // Государство и право. – 1997. – № 10. – С. 21.

18. Бугров, Н.Н. Конституция СССР и физическая культура и спорт: учеб. пос. / Н.Н. Бугров. – Малаховка: МОГИФК, 1982. – 252 с.

19. Гойман, В.И. Система права. Общая теория права и государства: учебник / В.И. Гойман; под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. – 244 с.

20. Государственное управление и административное право. – М.: Юридическая литература, 1978. – 205 с.

21. Душанин, А.П.Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России / А.П. Душанин, П.А. Виноградов // Теория и практика физ. культуры. – 2000. – № 6. – С. 59–62.

22. Кечекьян, С.Ф. Норма права и правоотношение / С.Ф. Кечекьян // Советское государство и право. – 1955. – № 2. – С. 24–26.

23. Козлов, Ю.М. Административные правоотношения / Ю.М. Козлов. – М.: Юридическая литература, 1976. – 255 с.

24. Красавчиков, О.А. Гражданское правоотношение – юридическая форма общественного отношения / О.А. Красавчиков // Гражданские правоотношения и их структурные особенности. – Свердловск: СЮИ, 1975. Вып. 39. – С. 5–22.

25. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 6. – С. 10–15.

26. Лучин, В.О. Конституционные нормы и правоотношения: учеб. пос. для вузов / В.О. Лучин. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 215 с.

27. Маркс, К. Сочинения: в 30 т. – Т. 13: Январь 1859 – февраль 1860 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1988. – 770 с.

28. Матвеев, Л.П. Введение в теорию физической культуры: обучающая программа для студентов ГЦОЛИФКа / Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов. – М.: Издание РИО ГЦОЛИФКа, 1985. – 115 с.

29. Петров, Г.И. Советские административно-правовые отношения /

Г.И. Петров. – Л.: ЛГУ, 1972. – 157 с.

30. Тихомиров, Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. – 1999. – № 1. – С. 17–28.

31. Ткаченко, Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений / Ю.Г. Ткаченко. – М.: Юридическая литература, 1980. – 185 с.

32. Толстой, Ю.К. К теории правоотношения. – Л.: ЛГУ, 1959. – 179 с.

33. Управление физической культурой и спортом: учеб. для ин-тов физ. культ. / И.И. Переверзин, Н.Н. Бугров, Я.Р. Вилькин и др. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 250 с.

34. Филиппов, С.С. Управление физической культурой: учеб. пос. / С.С. Филиппов. – СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. – 285 с.

35. Халфина, P.O. Общее учение о правоотношении / Р.О. Халфина. – М.: Юридическая литература, 1974. – 250 с.

36. Юсупов, В.А. Теория административного права / В.А. Юсупов. – М.: Юридическая литература. – 1985. – 312 с.

37. Материалы с сайта http://lib.sportedu.ru.

                                                                      

                                                              

Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.064 с.)