Лекция 4. Субъектный состав спортивных правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Субъектный состав спортивных правоотношений



    Государство – гарант правовых отношений. Функции государства. Классификация правовых систем. Понятие нормативного,  правового и законодательного акта. Законодательная база в управлении физической культуры и спорта.

    Государство – является основной причиной и гарантией развития правовых отношений между его гражданами, структурными единицами и институтами общества.

     Государство – это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (учебник «Общая теория права и государства»).

В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов.

Признаки нормативных правовых актов:

 нормативный характер;

 это правовой акт;

 является результатом правотворчества;

 общеобязательность;

 оформление в виде официального документа;

 определённый порядок группировки правовых норм.

Нормативно-правовые акты в Российской Федерации.

 Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют  Нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

  В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

 Конституция РФ.

 Федеральные конституционные законы.

 Федеральные законы.

 Указы Президента РФ.

 Постановления Правительства РФ.

 Нормативно-правовые акты министерств и федеральных агентств.

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени. Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативноправовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после официального опубликования.

Развитие физической культуры и спорта признано одним из приоритетных направлений деятельности в Российской Федерации. Органами государственной власти России в последние несколько лет предпринимаются меры, направленные на укрепление и совершенствование материально-технической и нормативной базы, необходимых  для осуществления государственной политики, основной целью которой являются внедрение в общественное сознание идеи здорового образа жизни, привлечение широких масс населения к занятию спортом и повышение качества подготовки спортсменов, участвующих в соревнованиях различных уровней.

   В области физической культуры и спорта правовое оформление отношений приобрело массовый характер только со второй половины XX в. В Советском  Союзе цели и задачи развития физического воспитания, физической культуры и спорта были вынесены на уровень Основного закона. Одними из основных условий реализации закрепленных в Конституции положений были провозглашены массовость и доступность физического воспитания, а в управлении им использовался потенциал общественных организаций.

Вместе с тем конкретные вопросы материально-технического и финансового обеспечения, развития физической культуры и спорта среди школьников и студентов, массовой физической культуры решались на уровне подзаконных актов. Государство было ориентировано на применение административных методов, не решая всего спектра возникших проблем.

Именно поэтому система правового регулирования физической культуры и спорта, форм и методов государственного управления отраслью, ее финансирования, сегодня пересмотрены.

Основой российского законодательства о физической культуре и спорте является Конституция Российской Федерации, однако по сравнению сосвоей предшественницей в ней существенно сужен сам предмет регулирования, в частности утратил конституционный статус принцип массовости.

Роль Конституции в целом заключается в определении приоритетов государственной политики и распределении полномочий между органами государственной власти различных уровней.

   Физические лица, занимающиеся физической культурой с целью удовлетворения своих личных нематериальных потребностей, используют при этом такие компоненты физической культуры, как физическая рекреация и двигательная реабилитация. Конституционную основу деятельности этой категории субъектов составляют нормы Конституции о праве каждого на

охрану здоровья (п. 1 ст. 41), в связи, с чем государством поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта (п. 2 ст. 41).

Физические лица, в отношении которых осуществляется процесс физического воспитания – целенаправленный педагогический процесс, имеющий целью обучение двигательным действиям и развитие физических способностей, в том числе процесс профессионального физкультурного образования. Нормы конституционного права для этой группы участников деятельности в сфере физической культуры и спорта устанавливают право каждого на образование, гарантируют общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 43 Конституции).

Физические лица, осуществляющие свою деятельность, приносящую заработок или доход, в сфере физической культуры и спорта, которая является объектом приложения их труда и характеризует их профессиональную специализацию. Основополагающие принципы  регулирования деятельности указанных лиц установлены Конституцией, в соответствии с которы-

ми: труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; получать вознаграждение за свой труд; каждый имеет право на отдых (ст. 37).

Свое развитие и конкретизацию конституционные нормы о праве на труд находят в трудовом законодательстве, в частности Трудовом кодексе      Российской Федерации, который  устанавливает понятия трудового договора, его содержание и порядок заключения. Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» работниками физкультурно-спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную аконодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Названным Законом также определено, что деятельность спортсменов – профессионалов регулируется трудовым законодательством. Организации и физические лица, выполняющие функции по обеспечению занятий населением физической культурой и спортом посредством создания материальных и интеллектуальных продуктов или выполнения работ и оказания услуг. Конституция гарантирует свободу экономической деятельности, признает и защищает равным образом частную,

государственную, муниципальную и иные формы собственности (ст. 8),придавая им статус экономической основы конституционного строя. Конституционно закреплено право человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Установлено, что право частной собственности охраняется законом; каждому гарантировано право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным закономтолько в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Организации, создаваемые для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Конституцией гарантируется право на объединение и свобода деятельности общественных объединений, запрещается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.006 с.)