Предмет и метод правового регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод правового регулирования



   Система права – совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

   Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.

Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе. Что касается правового института, то он представляет собой группу норм права,регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер.

   Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты.

Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др.

К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтовобразуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

  Самым крупным элементом в системе права является отрасль права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однороную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразиемпредмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль – род общественных ношений.

   Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия – предмет и метод правового регулирования. Поэтим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Предметом принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения  законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовойзащите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнемуконтролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

  Метод правового регулирования – это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения. Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

   Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, – гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

     Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

   В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению – нормы административного процесса.

  Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

  Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному – отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву – гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

  Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право имеждународное право.

  К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа.

  Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом – государств.

     В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

  Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однакоконституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

   Под предметом спортивного права понимается органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования. Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

  В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

 использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

- обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;

- использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства, табакокурения и преступности;

- учета непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

- учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. п.);

- ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

- обеспечения безопасной организации и проведения учебно- тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

- возмещения вреда здоровью, связанного с последствиями спортивной деятельности или в процессе этой деятельности;

- восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК);

- учета направленности физкультурно-спортивного движения на консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;

- ориентации на развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы;

- учета самостоятельности и равноправия физкультурно-спортивных объединений, независимо от уровня, который они занимают в сфере физической культуры и спорта, в том числе равенства их прав на государственную поддержку;

- поощрения конкуренции в спорте и деятельности предприятий спортивной промышленности, защиты от монополизма в управлении, особенно в спорте высших достижений;

- обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

- целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

- учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права многоаспектна и обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения в России.

   Спортивное право – это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых, а также корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно-спортивной деятельности, включающей

органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

  Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.

  Все нормы спортивного права можно подразделить на материально-правовые, процессуальные и процедурные, организационные. Если проанализировать спортивное законодательство, то можно увидеть, что все эти нормы в нем встречаются, хотя часто они не развернуты, иногда противоречивы. Но это как раз достаточно понятное состояние новой отрасли права, находящейся в стадии становления.

   В любом случае уже сейчас видно, что нормы спортивного права несводимы к той или иной основной отрасли права. Учесть все разнообразие спортивных отношений в пределах одной или двух отраслей невозможно, ибо современное право развивается, разветвляется, специализируется и детализируется по различным отраслям для того,чтобы эффективнее регулировать с учетом всех тонкостей различные «участки» общественных отношений.

Принципы спортивного права

    Принципами права признаются основополагающие начала, ключевые положения права, определяющие и выражающие его сущность. В переводе с латинского «принцип» означает первооснову какого-либо явления, базовое положение.

    Принципами мы именуем только объективные свойства права. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная детерминированность, зависимость от реальных жизненных условий. Так, Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории»

  Принципы права не есть результат субъективного усмотрения законодателей или ученых; они представляют органически присущие праву качества. Юридическая доктрина лишь выявляет, аргументирует, исследует и систематизирует их, а также показывает их роль, значение,

содержание и функционирование. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах или выводиться логически из их совокупности.

    Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования физической культуры и спорта. Обозначим следующие общеправовые принципы.

1. Принцип законности. В его основе применительно к горизонтальнымотношениям, складывающимся в сфере физической культуры и спорта, лежит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом. В литературе его относят к общедозволительному типу регулирования.

 Этим правилом в своей предпринимательской деятельности руководствуются,  в частности, физкультурно-спортивные организации. Напротив, органы государства, воздействуя на физкультурно-спортивные отношения, должны применять 1. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. М., 1988. Т. 20. С. 34.

2. См.: Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 380. другой принцип – запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное регулирование).

Необходимость соблюдения принципа законности приобретает особое значение в условиях правового нигилизма, часто присутствующего в современных общественных отношениях.

 2. Принцип свободной экономической деятельности. Данный принцип провозглашен в ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ. Так, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

  Свобода экономической деятельности подразумевает: право субъекта физкультурно-спортивной деятельности начинать и вести ее в любой не запрещенной законом форме (например, право на занятие профессиональным спортом) с применением любых допущенных к обороту видов имущества; право на получение, использование и передачу достоверной информации; свободу от принудительной и неправомерной физкультурно-спортивной хозяйственной деятельности как в силу влияния других субъектов, так и в силу указаний органов государственной власти; возможность обжаловать решения и действия государства и его органов, а также органов местного самоуправления и должностных лиц, если эти решения и действия генерируют ограничение данной свободы; право на защиту законных интересов экономически слабой стороны в процессе физкультурно-спортивной предпринимательской деятельности (например, защита прав потребителей спортивных товаров и услуг).

В то же время эта свобода не безбрежна и может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той степени, в которой это необходимо для защиты основ конституционногостроя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, лицензирование отдельных видов физкультурно-спортивной деятельности, сертификация физкультурно-оздоровительных и спортивных товаров, работ и услуг). Отсюда вытекает следующий общеправовой принцип.

 3. Принцип государственного (экономического, финансового и т. п.) регулирования рыночных отношений. Очевидно, что рыночная экономика может функционировать лишь в условиях государственного регулирования. Принятие новых основополагающих рыночных законов – Конституции РФ и ГК РФ позволило осуществить переход от административно-командных методов управления народным хозяйством страны к экономическим, финансовым (налоговое, денежно-кредитное, бюджетное регулирование) и другим рычагам регулирования деятельности предприятий, большая часть которых превратилась в самостоятельно хозяйствующих субъектов. При этом во главе угла стоит проблема соблюдения баланса частных интересов участников хозяйственной деятельности в сфере физической культуры и спорта с публичными интересами государства и общества.

  Изучение объективного и субъективного в спортивном праве позволяет раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость комплексного характера спортивных отношений и комплексных способов правового воздействия на них со стороны государства, заинтересованного в установлении для физической культуры и спорта институтов, принципов, источников спортивного права. Методологически важно поэтому увязать вопрос оформировании спортивного права не только с существованием предмета и методов правового регулирования, но и признанием решающей роли государства в установлении единых для всей системы физической культуры и спорта специальных принципов. И хотя их содержание определяетсясущностью спортивных отношений, сами принципы не могут формироваться и действовать вне физкультурно-спортивной политики и правотворческой деятельности государства.

Специальные принципы спортивного права появляются после того, как сложились соответствующие спортивные отношения. Последние обусловливают содержание правовых принципов, получивших нормативное закрепление в нормах спортивного права. Спортивно-

правовая доктрина должна исходить, таким образом, из соединенияанализа экономико-политической обусловленности принципов права с решительным признанием их субъективного характера.

  Выделяя в качестве классификационного признака отрасли права принципы права, мы учитываем и то, что принципы, идеи и категории соответствуют тем общественным отношениям, которые отвечают уровню развития материального производства.

  Принципы любой отрасли права выполняют регулятивную функцию: способствуют установлению отправных руководящих начал правового регулирования общественных отношений. Это означает, чтосуществование регулятивных функций, присущих правовым принципам, – объективная необходимость и нормальное явление правовой формы, призванной внести упорядоченность в развитие общественных отношений.

  Этот вывод о существовании специальных (специфических) принципов в соответствующей области общественных отношений является отправным положением в обосновании учения о признании принципов как факторов субъективного порядка в качестве важнейшего признака выделения спортивного права в комплексную интегрированную отрасль права.

Спортивное право объективно по своему происхождению, содержанию, закономерностям развития. Оно складывается на базе политических решений государства под воздействием принципов правового регулирования спортивных отношений. Под специальными принципами спортивного права понимаются выраженные в нормах права,  регулирующих весь комплекс отношений в сфере физкультурно-спортивно-производственно-хозяйственной деятельности, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методам правового регулирования в спортивном праве. К ним можно отнести следующие:

1) точное и последовательное соблюдение права российских граждан на охрану здоровья и занятия физической культурой и спортом;

2) обеспечение здоровой окружающей среды и условий жизни, которые способствуют активным занятиям физической культурой и спортом,самореализации и воспитанию чувств собственной значимости, а такжепозволяют гражданам полностью реализовать свой жизненный потенциал;

3) обеспечение гражданам равных возможностей заниматься физкультурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния;

4) приоритетность развития физической культуры и спорта среди социально незащищенных групп населения (дети из многодетных семей,дети-сироты, инвалиды);

5) ответственность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лицза обеспечение права граждан на занятия физической культурой, спортом и создание необходимых условий для реализации этого права;

6) комплексность государственного воздействия на физкультурно-спортивные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющихцеленаправить мотивацию деятельности работников сферы физической культуры и спорта на достижение приоритетов отрасли;

7) взаимодействие государственных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта с общественными физкультурно-спортивными образованиями;

8) демократизация системы управления сферой физической культуры и спорта;

9) единство нормативной правовой базы физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;

10) полнота правового регулирования спортивных отношений, непрерывность обновления спортивного законодательства, обеспечение законности в. деятельности всех участников рыночных спортивных отношений;

11) создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности;

12) закрепление за государством регулирующих функций в сфере спортивного предпринимательства;

13) расширение системы юридических гарантий для экономической свободы спортивного предпринимательства;

14) хозяйственная и юридическая самостоятельность, материальная заинтересованность и ответственность физкультурно-спортивных коммерческих организаций за результаты предпринимательской деятельности;

15) уважение и соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

16) реальность и гарантированность субъективных прав участников спортивных правоотношений.

Будучи юридически закреплены, эти принципы пронизывают собой основные правовые нормы и институты спортивного права.

ГЛАВА  2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.051 с.)