Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Является ли германий веществом, применяемым в термоэлектронике?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
http://bookzie.com/book_800_glava_132_§_105._Termoehlektricheskijj_.html http://ru.wikipedia.org/wiki/Германий Теллурид германия применяется как стабильный термоэлектрический материал и компонент термоэлектрических сплавов (термо-ЭДС 50 мкВ/К). http://www.xumuk.ru/encyklopedia/985.html Сплавы германия с Si или с В - высокоэффективные термоэлектрические материалы. И, наконец, находим http://termopary.far.ru/history.html
Таблица 1.5.1. Значения коэффициента Зеебека в мкВ/К. В таблице отмечено, что германий обладает высокими термоэлектрическими свойствами - коэффициент Зеебека у германия в 100 раз выше, чем у алюминия. N- и P-тип определяется термоэлектрическим рядом напряжений металлов - германий является веществом N-типа по отношению к меди и платине, а по отношению к селену германий будет веществом P-типа. Это значит, что, пропуская ток через образец из германия, Шокли и Хейнц о многом умолчали - они не измеряли температуру контактов и не учитывали в своём эксперименте термоэлектрические эффекты. Поэтому объяснение опыта Шокли дал поверхностно и неправильно - отсюда появились фиктивные «дырки» вместо термоэлектрической теории PN-перехода. Опыт Хейнса—Шокли с позиции термоэлектроники. Приведём термоэлектрическая схему опыта: Рис. 1.5.3. Термоэлектрическая схема опыта Хейнса—Шокли. На рис. 1.5.3 все контакты схемы имеют вид PN-переходов термопар. Рассмотрим первый контур цепи - германиевый стержень, подключенный к батарее E1: Рис. 1.5.4. Схема подключения германиевого стержня к батарее E1. На рис. 1.5.4 германиевый стержень подключен к контактам (возможно, из меди или латуни) и имеет структуру P-N-P. Почему через неё течёт ток? Контакты такого рода относятся к термопарам - они считаются PN-переходом с «узкой запрещённой зоной» и имеют открытую термоэлектронную эмиссию. Каждый из контактов (на схеме обозначены цифрами 1 и 2) обладает термоэлектрическими качествами - например, для схемы на рис. 1.5.3. при включении батареи E1 в указанной полярности контакт 1 нагревается, а контакт 2 охлаждается (буквой Т обозначено выделение тепла, буквой Х — охлаждение). То есть на рис. 1.5.4. в PN-переходе слева наблюдается тепловой эффект Пельтье, в PN-переходе справа - холодильный эффект Пельтье. В дальнейшем в своём опыте Хейнц создал ещё 2 контакта - передающий и приёмный. Нарисуем схему передающей стороны. Рис. 1.5.5. Схема подключения германиевого стержня к батарее E1 и к контуру передающей цепи. На рис. 1.5.5. генератор импульсов через контакт, обозначенный цифрой 3, периодически подаёт импульс положительной полярности в цепь между контактами 2 и 3. Стрелками синего цвета нарисованы направления движения электронов: e1 — направление движения электронов от источника E1; e2 — направление движения электронов в контуре генератора импульсов. Контакты 1 и 3 нагреваются, а контакт 2 - охлаждается согласно эффекту Пельтье. Поэтому контакт 2 считается PN-переходом, который поглощает тепловую энергию, а также он считается условно «запертым» переходом - из-за «узкой запрещённой зоны» он всё же пропускает ток, но обладает свойством улавливать тепловой поток, при этом ток в его цепи повышается. Свойство условно-запертого перехода 2 преобразовывать тепловой поток в электрический ток используется на приёмной стороне - для этого создаётся контакт 4, на который подаётся запирающее напряжение: Рис. 1.5.6. Схема подключения германиевого стержня к батарее E1 и к контурам передающей и приёмной цепей. На рис. 1.5.6 PN-переход, обозначенный как контакт 4, запитывается через батарею E2 и резистор R1 обратным током, и под действием этого тока он охлаждается согласно холодильному эффекту Пельтье. На рис. 1.5.6 потоки электронов обозначены как e1, e2, e3. Поток электронов e1 задаётся батарей Е1 и течёт постоянно. Поток электронов e3 задаётся батарей Е2 и течёт постоянно Поток электронов e2 возникает только во время положительного импульса генератора. Эти токи задаются пока упрощённо. В дальнейшем можно проанализировать всю цепь, чтобы определить влияние цепи с батареей Е1 на цепь с батареей Е2. Рассмотрим, как работает опыт Хейнса—Шокли с точки зрения термоэлектрической теории. Работу опытной установки рассмотрим во времени по отдельным моментам. Первоначально рассмотрим момент времени, когда импульс генератора ещё не начался: Рис. 1.5.7. Момент времени 1 - импульс на контакт 3 ещё не подан. Момент времени 1.(см. рис. 1.5.7) - импульс на контакт 3 ещё не подан, через германиевый стержень протекают токи 2-х батарей. Электронные потоки обозначены как е1 и е3. Рис. 1.5.8. Момент времени 2 - подан импульс на контакт 3. Момент времени 2. (см. рис. 1.5.8.) - импульс на контакт 3 подан, он воздействует на электрическую цепь по законам Киргофа и поэтому мгновенно появляется как опорный импульс на приёмном контакте 4. В то же время от контакта 3 во все стороны распространяется тепловой поток в виде эстафетного движения электронов, участвующих в теплопередаче (эстафетный ток электронов обозначен двунаправленными красными стрелками). Пока это движение тепла в чистом виде, и скорость этого движения невелика. PN-переход 3 включен в прямом направлении с током генератора, поэтому согласно тепловому эффекту Пельтье он нагревается. Рис. 1.5.9. Момент времени 3 - тепловой поток достигает условно запертого PN-перехода 4. Момент времени 3. (см. рис. 1.5.9) - тепловой поток достигает условно запертого PN-перехода 4, который начинает отрывать у тепловой эстафеты электроны, заряжая переход следующим образом: зона P — положительный заряд, зона N — отрицательный заряд (так обычно реагируют термопары на тепловую энергию). Так как электрон у эстафеты отрывается на заряд PN-перехода, то эстафетный ток превращается в однонаправленный — инжекционный ток. При этом заряд PN-перехода 4 выглядит как пришедший с опозданием положительный импульс. Рис. 1.5.10. Момент времени 4. Момент времени 4. (см. рис 1.5.10.) - условно запертый PN-переход 4 отрывает электрон у тепловой эстафеты, и эстафетный ток превращается в однонаправленный — инжекционный ток. Инжекционный ток заряжает зону P положительным зарядом и зону N — отрицательным зарядом, что на осциллографе выглядит как пришедший с опозданием положительный импульс. Заключение Нам удалось получить объяснение явления Хейнса—Шокли без использования «дырочной» проводимости, применяя теорию термоэлектричества. В опыте Хейнса—Шокли указывается, что при смене полярности батареи Е1 второй («размытый») импульс не наблюдался - объяснить это можно, проанализировав схему с позиции теории цепей. На участке германиевого стержня от контакта 4 до контакта 2 возникает падение напряжения в результате тока батареи Е1. Выше мы рассматривали полярность батареи Е1, при которой падение напряжение на участке 4-2 создавало запирающий эффект на PN-переходе 4. При смене полярности батареи Е1 PN-переход 4 открывается, и ток электронов e3 начинает течь в противоположную сторону. Как известно, на открытый переход тепловые потоки не действуют так значительно, как на закрытый. Весь опыт Хейнса—Шокли чем-то похож на работу PNP-транзистора. Шокли этого и не скрывает, называя контакт 3 «эмиттером», а контакт 4 – «коллектором». Но, к сожалению, Шокли не учитывает термоэлектрические явления и изобретает мифические «дырки». Итак, в 1949-м году опыт Хейнса был некорректно объяснен теоретиком Шокли по следующим причинам: 1. Не сообщается о падениях напряжения на контактах. 2. Не сообщается о материалах, из которых сделаны контакты. 3. Не сообщается о температурах контактов во время проведения эксперимента. 4. Не сообщается о назначении батареи E2. 5. Полностью игнорируются термоэлектрические свойства германия. Вывод: «дырочная» теория Шокли неверна. Элементы термоэлектроники Теория теплового заряда.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.006 с.) |