Переход к новой российской государственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход к новой российской государственности.



Советское государство рухнуло в тот момент, когда от него отвернулась номенклатура среднего звена. М.С. Горбачев пытался реформировать советское общество и экономику, стараясь преодолеть брежневский застой посредством раскрепощения гражданской инициативы в виде различных народных движений. Его политика гласности и перестройки нацеливалась на то, чтобы встряхнуть автономный от общества класс российского чиновничества, подвергнув его испытанию выборами и рыночной конкуренцией. Но общественные силы вышли из-под контроля Горбачева, причем настолько, что он стал видеть в них скорее оппозицию, чем союзников. Прежде чем Горбачеву удалось создать новый режим, ему изменили и находившиеся у него в прямом подчинении слои номенклатуры, предавшие его.

Таким образом, распад СССР был не только геополитическим феноменом. Решающее значение имело крушение центральной власти, но оно, в первую очередь, объяснялось идеологическим отношением представителей элиты к институтам советского общества. А когда стало ясно, что эти институты не просто оставляют желать лучшего, но к тому же и потеряли способность обеспечивать общество экономическими благами, они перестали вызывать поддержку даже внутри самой правящей номенклатуры. «Общественный договор» брежневской эпохи, в соответствии с которым элементарный уровень материального благополучия покупался ценой гражданских свобод, не пережил горбачевских преобразований

Если в радикальной идеологии и был связующий постулат, то заключался он в представлении о благотворности свободных, не обремененных государственным контролем экономических отношений. В 1991 году вполне умеренные радикалы решительно отвергали идею государственного экономического регулирования, а регулируемый рынок считали нелепостью, подобной жареному меду. Свободный рыночный обмен товарами и услугами наделялся способностью преобразовать экономику России, вывести ее в число передовых в мире. Радикалы пребывали в убеждении, что рыночная свобода благодатна абсолютно для всех и всего: и для промышленности, и для сельского хозяйства, и для торговли, и для культуры, и для науки. А экономическая свобода является основой политической демократии. Введение свободы произойдет без ухудшения жизни подавляющего большинства россиян. Эти политики определили август 1991 года как буржуазную революцию, давшую новой власти мандат на построение в России капитализма.

После августа 1991 года в течение 2-3 месяцев политическая опора российского правительства неожиданно сузилась. А ведь к радикальным реформам, в первую очередь экономическим, новая власть еще не приступала. В конце октября 1991 года был обнародован план экономических реформ. С его изложением перед съездом народных депутатов выступил сам Ельцин. Сроки реализации программы жестко не устанавливались, но было очевидно, что реализация основных мер намечалась на 1992 год.

Первая крупная мера – разовое введение свободных цен – вводилась с января 1992 года. Она должна была определить рыночную стоимость товаров. Другие меры, вторая и третья, либерализация торговли и широкая приватизация, решали вопросы ускорения товарооборота и создания чисто экономических стимулов деятельности. За 1992 год намечалось приватизировать не менее половины предприятий легкой, пищевой промышленности, строительства, торговли, общепита, бытового обслуживания.

Неожиданностью для многих явилось выдвижение на роль ведущего правительственного реформатора 35-летнего Егора Тим. Гайдара, внука советского детского писателя, хотя и убежденного рыночника, но не являвшегося до того участником демократического движения. Правда, он уже был доктором экономических наук и возглавлял исследовательский институт экономической политики. Уже в теоретических разработках 1990-1991 годов Гайдар зарекомендовал себя сторонником шоковой терапии – быстрого перехода от административно-командной системы к рыночной экономике, и радикальных методов борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом. Рыночные отношения, по мнению Гайдара, являлись единственным средством преодоления пороков огосударствленной экономики, и столбовая дорога к рынку лежит через свободное ценообразование.

Уже первая радикальная реформа, отпуск цен в начале января 1992 года, привела к неожиданным и драматическим результатам. В преддверии реформы российское правительство прогнозировало рост цен примерно в 3 раза, и с учетом этого установило индекс повышения зарплаты в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и различных пособий на 70 %. Рост доходов в этом случае отставал бы от роста цен не радикально, и ухудшение положения населения стали бы вполне приемлемой платой за реформу. Но цены на основные товары возросли в 10-12 раз, и запланированное увеличение оказалось мизерным. Большинство населения обнищало. Многократный рост цен нанес также непоправимый урон вкладам населения: его индексировать правительство вообще не предполагало.

Поскольку в 1990-1991 годах в повестке дня Верховного Совета и съезда народных депутатов преобладали вопросы борьбы за суверенитет России, введение поста президента в РСФСР, ограничение влияния КПСС, продемократические депутаты всегда преобладали над прокоммунистическими. К концу 1991 года на передний план выдвинулись проблемы радикальной рыночной реформы и соотношения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Новые вопросы раскололи прежнее реформаторское большинство. Примерно половина его в 1992 году перешла в ряды противников правительственной политики, объединившись с консерваторами образца 1990-1991 годов. Только 240 депутатов продолжали поддерживать правительство. Новое антиправительственное большинство составляло 571 парламентария. 227 человек заняло промежуточную позицию. Реакция на радикальный курс Гайдара превратила один и тот же состав депутатского корпуса из реформаторского в консервативный.

При таком соотношении сил депутатов решающее значение для сохранения курса правительства имела его поддержка Ельциным. И президент твердо встал на сторону Гайдара. Уже к концу 1992 года обнаружил свой утопизм и потерпел поражение стратегический замысел радикального движения 1989-1991 годов, желавший проведение быстрых рыночных реформ без ухудшения положения народных масс. Правительство реформ не смогло образовать прочной и широкой социальной опоры. Данные социологических опросов 1992 года свидетельствовали о падении авторитета реформаторов, и лично Б.Н. Ельцина. В стране формировалась новая оппозиция, теперь уже по отношению к политикам, всего лишь год назад превратившихся во власть из прежней демократической оппозиции.

Первая открытая схватка депутатов с президентом произошла на VII съезде депутатов в декабре 1992 года. 2 декабря председатель Верховного Совета и съезда Руслан Имранович Хасбулатов обвинил правительство в провале реформ, спаде производства и обнищании населения. Он вынес на съезд поправки к конституции, подчинявшие правительство съезду и Верховному Совету, и лишь потом президенту. 4 декабря Ельцин, выступив на съезде, попытался переломить ситуацию, но большинство депутатов осталось на стороне Хасбулатова.

10 декабря 1992 года Ельцин обратился с обращением к гражданам России. «На съезде,- говорилось в нем,- развернуто мощное наступление на курс, проводившийся президентом и правительством. С таким съездом работать уже невозможно. Вижу выход из кризиса – во всенародном референдуме». Ельцин призвал сторонников, из числа депутатов, покинуть зал заседаний. Нажим на депутатов дал обратный результат. В зале осталось 715 человек (ушло за президентом 150). Кворум, 694 депутата, был сохранен. Это стало несомненным поражением президента.

В обстановке нарастающего конфликта председатель Конституционного суда Валер. Дм. Зорькин 11-12 декабря взял роль посредника. Согласно договоренностям, очередной съезд депутатов, не позднее 11 апреля 1993 года, должен был рассмотреть проект новой конституции. Теперь же съезд отказался от реализации принятых поправок к конституции, подчинявших правительство съезду, а Ельцин отправлял в отставку Гайдара. Новым премьер-министром 15 декабря 1992 года стал Викт. Степ. Черномырдин. Однако события декабря 1992 года кризис не преодолели.

20 марта 1993 года Ельцин вновь обратился к гражданам России. Он говорил: состоявшийся VIII съезд явился генеральной репетицией реванша бывшей партноменклатуры, народ хотят обмануть. Не успела отзвучать в эфире запись выступления президента, как на экране появился председатель Конституционного суда Зорькин и ряд других лиц, включая депутатов, и обвинили президента в совершении государственного переворота.

26 марта начал работу IX съезд. Его главной целью был импичмент президенту. На основании обвинения в совершении госпереворота Зорькин заявил, что Конституционный суд вердикт вынес, и теперь вопрос об отрешении президента должен решить съезд. Чтобы отправить президента в отставку требовалась поддержка трех четвертей депутатов. Голосование происходило 28 марта 1993 года. Начальник службы безопасности Ал. Вас. Коржаков позднее вспоминал, что в случае импичмента Ельцин намеревался разогнать съезд или арестовать депутатов. В Кремле оборудовали запасную телестудию, откуда Ельцин хотел объявить о роспуске съезда и о проведении референдума. За отрешение Ельцина проголосовало 617 депутатов – до отрешения президента не хватило 30 голосов. В Москве прошли демонстрации в поддержку президента.

Работа IX съезда продолжалась, и объявили о проведении референдума. Расчет депутатов был на то, что население выскажется против курса, ведущего к очевидному понижению уровня жизни. Тем не менее, президента поддержали 58,7 % избирателей, а его социально-экономический курс 53 % из них.

В начале сентября 1993 года Ельцин поручил своему помощнику Викт. Вас. Илюшину начать подготовку указа о проведении конституционной реформы и роспуске съезда и Верховного Совета. 17 сентября руководители силовых ведомств поняли, что расчет на неожиданность не оправдывается, и стали настаивать на переносе времени объявления указа на поздний срок, чтобы провести более основательную подготовку. После споров и обсуждений президент утвердил новую дату – 21 сентября.

Президент выступил на телевидении 21 сентября в 20 часов, и сообщил, что издал Указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе. В здании Верховного Совета царила эйфория – Ельцин подставился. После того как Зорькин доставил заключение Конституционного суда в Верховный Совет, тот принял подписанное Хасбулатовым постановление «Об исполнении полномочий президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации Руцким Александром Владимировичем». Документ датировали 22 сентября 1993 года.

23 сентября в 10 часов вечера открылся внеочередной X съезд. 23-24 сентября определились позиции сторон. Президент объявил о радикальной политической реформе, а Верховный Совет, заручившись поддержкой Конституционного суда, собрал съезд и объявил об отрешении Ельцина от должности. Ал. Вл. Руцкого привели к присяге в качестве нового президента. Вопреки ожиданиям Кремля депутатский корпус, потеряв кворум (около 100 человек перешли в структуры президентской власти, а около 200 вообще не пришли на съезд), продолжил работу.

По данным Генеральной прокуратуры в кровавых событиях 3-4 октября 1993 года погибли 148 человек. По данным оппозиции значительно больше – до 1500 убитых.

15 октября был опубликован указ президента о проведении 12 декабря 1993 года голосования по проекту Конституции. В кругах, поддержавших президента, существовала уверенность, что победа на выборах достанется пропрезидентскому блоку «Выбор России», который возглавил лично Гайдар. Однако он набрал всего лишь 15,4 %. Победила же ЛДПР (либерально-демократическая партия) – 22,4 %. Но самым большим парламентским блоком стали коммунисты со своими союзниками – аграриями, 12,4 и 7,9 % соответственно. Председателем первого состава Государственной думы, возрожденного через 76 лет, стал Ив. Петр. Рыбкин, возглавлявший в Верховном Совете фракцию «Коммунисты России», и прошедший в Думу по спискам Аграрной партии.

В 1990-х годах России предстояло еше немало испытаний. Ровно через год после завершившегося трагедией противостояния президента и парламента вспыхнул острейший конфликт на Северном Кавказе. В середине и второй половине 90-х для России более актуальными являлись не экономические сложности, даже несмотря на дефолт 1998 года, а межэтнические, национальные противоречия. Во всяком случае, угроза российскому единству исходила от них. Первая и вторая чеченские кампании не были частностью, от того, чем завершится попытка Чечни отделиться от России, зависело сохранение территориальной целостности всей Российской Федерации. Именно на этой волне президентом России станет В.В. Путин.

В 2000-х, и более поздних 2010-х годах, российская государственность укрепится настолько, что Россия вновь через 20 с лишним лет после распада СССР вернется в международную политику. Конечно, в нашей стране остается немало сложностей, до сих пор не решена главная проблема, пронизывающая всю российскую историю – нахождения баланса взаимоотношений власти и народа, предоставления широкой автономии гражданскому обществу с сохранением дееспособности государства. Но Россия, несмотря на проблемы с экономикой, опять вернулась в высшую лигу мировой политики, и бросает вызов экономически устроенным, но политически запутавшимся США, видящим единственную реальную проблему международных отношений в сохранении любой ценой собственного мирового господства. Сумевшая укрепить позиции в постсоветский период, Россия дает надежду остальному миру на возвращение справедливости в межгосударственные отношения. Достижение данной цели возможно только при разумном отражении внутренних и международных интересов в российской политике. Это и станет задачей для России на будущее. История России не завершилась: она продолжается, а, значит, впереди в российской истории будет немало новых поворотов.                       



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.009 с.)