Распад СССР и его последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распад СССР и его последствия.



К середине 1980-х годов выяснилось, что научно-технический потенциал Запада намного превышал потенциал стран Организации Варшавского договора. К середине 80-х годов страны Совета экономической взаимопомощи производили 21,3 % промышленной продукции мира, а развитые капиталистические страны – 56,4 %. Гонка вооружений могла разорить страну.

Период, начиная с середины 80-х годов, заполнен напряженным поиском эффективных альтернатив развития нашей страны, поиском путей выхода из общего кризиса социально-экономической системы. В конечном счете, направление этого поиска привели к смене модели общественного развития.

Первые попытки обновления общества обусловливало стремление перевести экономику на путь интенсивного развития в условиях возрастающего влияния НТР. На первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия порядка и выправление отдельных деформаций. Комплекс намеченных преобразований касался, прежде всего, сферы экономики. Решению этой первоочередной задачи подчинялись меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров, подтягивание отстающих участков. Однако вскоре стало очевидно, что нельзя достичь серьезного ускорения, да и в целом оздоровления общества, ничего кардинально в нем не меняя, лишь уповая на силу приказа или призыва.

Начало практической перестройке экономических отношений положили решения январского и июньского (1987 года) пленумов ЦК КПСС. Подготовленная программа преобразований в экономической системе была крупнейшей и самой радикальной после введения НЭПа в 1921 году. В основу ее легло резкое расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на полный хозрасчет и самофинансирование, наделение трудовых коллективов необходимыми правами, развитие кооперации.

По истечении пяти лет Перестройка не дала ощутимых социально-экономических результатов, так как все меры разрабатывались в рамках общего жесткого планирования. Экономика по-прежнему отторгала НТП. Переход предприятий на новые условия хозяйствования не только не повысил, но даже снизил их заинтересованность в направлении общественных средств на реализацию научно-технических достижений. Так, в 1989 году в стране скопилось неустановленного отечественного оборудования на 14 млрд. рублей, а импортного на 8 млрд. рублей. Снизились темпы создания образцов новых типов машин, оборудования, средств автоматизации и вычислительной техники.

На фоне общей дестабилизации экономики, разрушение хозяйственных связей, дальнейшее замедление темпов НТП привело к катастрофическому положению. Снизились темпы прироста валового национального продукта с 3,3 % в 1986 году до 2 % в 1990 году. Экономические механизмы социалистического реформаторства потерпели крах.

Вопрос о необходимости реформирования политической системы впервые был поставлен в 1988 году, на XIX Всесоюзной партконференции. Относительно демократический характер выборов его делегатов (впервые - частично альтернативные), широкая поддержка обществом курса на реформирование, способствовали росту веры в возможность компартии возглавить преобразования. Почти все видные реформаторы тогда состояли в КПСС, а те из них, кто не состоял (Анат. Ал. Собчак, Серг. Бор. Станкевич), вступили в ее ряды.

Радикализация политического курса объяснялась двумя причинами:

1) пониманием руководства страны неэффективности прежних программ;

2) под воздействием демократических процессов в обществе стали появляться альтернативные варианты политических и экономических преобразований, и КПСС опасалась потерять роль лидера страны.

Решения партконференции предусматривали соединение некоторых элементов политической доктрины либерализма (правовое государство, парламентаризм, разделение властей) с преимуществами социализма. Было решено создать новый орган власти – съезд народных депутатов СССР, и превратить Верховный Совет в постоянно действующую структуру, проводить выборы народных депутатов на альтернативной основе. Это решение оказалось роковым для КПСС. Партия переоценила свою гибкость. Мих. Серг. Горбачев хотел использовать Советы как новый двигатель перестройки, помощник партии. Вместо этого, с началом работы союзного съезда в 1989 году, свою трибуну получило нарождавшееся демократическое движение. Советы, под воздействием ряда видных демократов (Анд. Дм. Сахарова, Бориса Ник. Ельцина, Гавр. Харит. Попова, Анат. Ал. Собчака, Юрия Ник. Афанасьева) стали перехватывать инициативу у партаппарата. КПСС начала утрачивать лидирующую роль в обществе. Ее демократизация отставала от демократизации страны, и Горбачев уже не выглядел самым радикальным реформатором.

В 1988 году в стране появляются первые независимые общественно-политические организации и партии. В мае первой оппозиционной КПСС партией провозглашает себя Демократический союз (начальная численность до 2 тыс. человек, лидер Валерия Ильин. Новодворская). С апреля возникают Народные фронты (в Эстонии, Латвии, Литве, других республиках, автономиях и областях, включая Ярославскую область) – первые массовые политические организации. В 1990 году оформились наиболее многочисленные тогда партии – Демократическая партия России (до 25-30 тыс. человек, лидер Ник. Ильич Травкин) и Республиканская партия Российской Федерации (до 25-30 тыс. человек, сопредседатели Вл. Ник. Лысенко, Степ. Степ. Сулакшин, Вяч. Ник. Шостаковский). В октябре 1990 года на базе движения избирателей Демократическая Россия (созданного в ходе выборов в Советы весной 1989 года) образовалась одноименная организация, объединившая партии и движения демократической ориентации, и ставшая самой мощной силой, оппозиционной КПСС. В том же 1990 году, впервые за всю историю СССР, ею были организованы небывалые по масштабу демонстрации и митинги в Москве, в которых участвовало, по некоторым оценкам, до 1 млн. человек.

В стране боролись за политическое влияние на общество три глобальных силы: 1) консервативная часть партаппарата во главе с Егором Кузьмичем Лигачевым, ратовавшая за сохранение социализма; 2) руководство страны и КПСС во главе с М.С. Горбачевым, желавшая реформировать социалистическую систему; 3) радикальная часть политического спектра (демократы), независимая от КПСС, и стремившаяся к ликвидации социализма и утверждению в России либеральных ценностей.

По мере дальнейшего развития страны выяснилось, что центр политического спектра (Горбачев) потерял доверие страны. С одной стороны, он утратил поддержку партаппарата, все более склоняющегося к необходимости отказа от реформ, а с другой стороны – доверие народа, большая часть которого начинает постепенно поддерживать радикалов. В результате политическое реформирование страны заходит в тупик.

В 1991 году партаппарат попытался осуществить государственный переворот и отстранить Горбачева от власти (события 19-21 августа). Однако большинство народа выступило против переворота: на некоторое время Горбачеву вернули власть. Но лидерство уже прочно перешло к третьей силе и ее лидеру Б.Н. Ельцину, к тому времени являвшемуся уже президентом РСФСР (избран в июне 1991 года). После августа 1991 года приостановлена деятельность КПСС – являвшейся, по сути, несущими конструкциями политической системы Советского Союза. Поэтому не удивительно, что через три с половиной месяца СССР распался.

8 декабря 1991 года в Минске лидеры стран-учредителей СССР, России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Леон. Макар. Кравчук и Станис. Станис. Шушкевич) заявили о прекращении действия союзного договора 1922 года, и о создании Содружества независимых государств (СНГ). Перестройка завершилась самым непредсказуемым для ее инициаторов, партийных реформаторов, образом. Президент прекратившей существование страны (Горбачев) ушел в отставку. В стране начинался новый этап развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.01 с.)