Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальности: 38. 02. 04. Коммерция (по отраслям)↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Специальности: 38.02.04. КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Учебные задания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01. «Коммерция (по отраслям)» и одобрена цикловой методической комиссией специальностей и профессий социально-экономического профиля
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии Протокол №___ _ от «» 20 г. Председатель ___________(О. В. Сивкова)
Составила Жуланова Юлия Михайловна, преподаватель первой категории ГБПОУ «КЦО №1»
Оглавление Общие методические указания. 4 Рекомендуемая литература. 6 Тематический план МДК 02.03 Маркетинг. 7 Содержание учебного материала. 8 Предмет, цели и задачи МДК.02.03. Маркетинг. 8 1 Методологические основы маркетинга. 10 1.1 Концепция развития рыночных отношений. Структура маркетинговой деятельности. 10 1.2 Классификация маркетинга. 13 1.3 Сегментирование рынка. 13 2 Практический маркетинг. 15 2.1 Объекты маркетинговой деятельности. 15 2.2 Окружающая среда маркетинга. 17 2.3 Конкурентная среда. 19 2.4 Средства маркетинга. 20 2.5 Средства распространения товаров. 20 2.6 Ценовая политика. 21 3 Маркетинговые коммуникации. 23 3.1 Классификация маркетинговых коммуникаций. 23 3.2 Виды и средства рекламы.. 24 3.3 Правовая база рекламной деятельности. 27 3.4 Рекламная кампания. 27 3.5 Эффективность рекламной деятельности. 28 4 Методологические основы маркетинговых исследований. 29 4.1 Процесс маркетинговых исследований. 29 4.2 Маркетинговые исследования потребителей. 32 Контрольные вопросы и практические задания для выполнения контрольной работы.. 35 Таблица распределения контрольных вопросови заданий по вариантам.. 40 Вопросы для подготовки к экзамену по МДК 02.03 «Маркетинг». 41 Приложения. 42
Общие методические указания Профессиональная деятельность менеджера по продажам связана с организацией сбыта, обмена и продвижением товаров (услуг) от производителей к потребителям с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли. Знания теоретических основ маркетинга позволят менеджеру стимулировать сбыт товаров и услуг, изучать, формировать и прогнозировать спрос, разрабатывать и анализировать сбытовую и ценовую политику организаций. МДК 02.03 Маркетинг входит в состав профессионального модуля «Организация экономической и маркетинговой деятельности». В результате изучения МДК 02.03 студент должен овладеть следующими компетенциями6 ПК. 2.5. –выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы Маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров. ПК.2.6. –обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации. ПК.2.7.-участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений. ПК.2.8. –реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: о состоянии и прогнозах развития потребительского рынка России, концепциях развитиях рыночных отношений; знать: структуру маркетинговой деятельности, классификацию маркетинга, принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности, маркетинговую окружающую среду, виды конкуренции, конкурентоспособность организации, стратегию и планирование маркетинга; уметь: выявлять потребности, проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения, организовывать рекламные кампании, методы формирования спроса и стимулирования сбыта. Для успешного освоения материала студентами рекомендуется следующий порядок изучения дисциплины: - ознакомиться с тематическим планом; - подобрать необходимую литературу; - выполнить задания к темам, предусмотренные методическими указаниями; - дать ответы на задания для самоконтроля; - записать незнакомые термины в словарь; - выполнить контрольные работы. В методических указаниях по темам использованы схемы, таблицы, даны основные понятия. Если при изучении теоретических и выполнении практических заданий возникнут затруднения, следует обратиться в учебное заведение за консультацией. По дисциплине выполняется контрольная работа. По окончанию изучения сдается экзамен.
Рекомендуемая литература
Тематический план МДК 02.03 Маркетинг
Содержание учебного материала Вопросы для самоконтроля 1. Вставьте в определение пропущенные слова: Маркетинг – вид а) б) направленный на в) г) д) обмена. 2. На какие вопросы предприниматель может получить ответы с помощью маркетинга? 3. Справедливо ли утверждение: цели предприятия являются отражением целей маркетинга? а) да; б) нет. 4. Какой рынок требует активного применения маркетинга: а) рынок продавца; б) рынок покупателя. 5. Что является главным в целях маркетинга: а) сбыт товара; б) снижение издержек производства; в) удовлетворение потребностей потребителя; г) повышение качества жизни. Вопросы для самоконтроля 1.Выберите соответствующие концепциям следующие утверждения:
1. Когда спрос превышает предложение, руководство изыскивает способы экстенсификации (количественного роста объемов) производства. 1. Потребитель будет благожелателен к товарам повышенного качества, с лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками. 2. Потребители не будут впредь покупать товары фирмы, если она не предпримет значительных усилий в сфере стимулирования сбыта. 3. Действовать по модели: за конечную цель использования маркетинга принимать получение прибыли путем обеспечения удовлетворенности потребителей; за основной объект внимания – нужды потребителей; за средства достижения цели – комплексные усилия маркетинга. 4. Обеспечение сбалансированности всех трех факторов – прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества – создает предпосылки значительного роста продаж и доходов в современных условиях. 2. Найдите соответствие:
3.Сформулируйте четыре цели маркетинга, дополнив их недостающими словами: а) достижение максимально ________________________________; б) достижение максимальной _______________________________; в) предоставление максимально _____________________________; г) максимальное повышение ________________________________; 4.Взаимосвязанные и взаимодополняющие условия и меры в системе маркетинга, позволяющие обеспечить управление процессами товарного обмена называются: а) комплексом маркетинга; б) объектами маркетинга; в) функциями маркетинга; Классификация маркетинга Студент должен знать: классификацию маркетинга, признаки классификации и краткую характеристику отдельных элементов классификации. В зависимости от широты охвата рынка выделяют следующие виды маркетинга: Недифференцированный (массовый)– производитель сориентирован на массовое производство, распределение и стимулирование сбыта одного товара для всех потребителей. Товарно-дифференцированный – работа на нескольких сегментах рынка с разнообразными товарами и различными наборами средств формирования спроса и стимулирование сбыта. Концентрированный (целевой) – концентрация по производству и сбыту продукта на одном сегменте рынка. В зависимости от масштабов задач, целей принято выделять следующие виды маркетинга: Макромаркетинг – это деятельность, охватывающая широкий ассортимент товаров и услуг в рамках крупных отраслей, страны или глобальном масштабе. Микромаркетинг – деятельность в рамках одной фирмы или по одной товарной группе. Международный – используемый во внешнеэкономической деятельности. Мерчендайзинг – организация розничной торговли. Бихейвиоризм – изучение покупательского поведения. Консьюмеризм – изучение потребления, разработка документов по защите прав потребителей. В экономической литературе можно встретить немало названий маркетинга (видов), чаще всего они являются фрагментами либо стратегии, либо функций маркетинга. Классификация видов маркетинга, признаки классификации представлены в Приложении 1 Вопросы для самоконтроля 1. В чем сущность массового маркетинга? 2. Если осуществляется производство нескольких товаров с различными свойствами, качествами, оформлением, фасовкой, то какой это будет вид маркетинга? 3. Фирма, выпускающая напитки, создала новый напиток для потребителей, заботящихся о диете, и разработала комплекс маркетинга для одного сегмента рынка. Назовите вид маркетинга ______ а) _______.
Сегментирование рынка Студент должен иметь представление: о способах позиционирования торговых марок; знать: основные понятия, назначения и признаки сегментирования, критерии выбора сегмента рынка. Сегментирование рынка – процесс разбивки потребителей на группы, на основе различий в нуждах, характеристиках и поведении. Сегмент рынка – группа потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Ниша – часть, место на рынке, еще не занятое или недостаточно используемое покупателями. Позиционирование товара на рынке – это разработка товаров и создание такого имиджа, который в представлении покупателя выгодно отличался бы от товаров конкурентов.
Схема 2. Признаки сегментирования потребительских товаров Психографический – социальный слой, стиль жизни, тип личности. Демографический – возраст, пол, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения, национальность. Поведенческий – степень случайности покупки, искомые выгоды, статус пользователя, интенсивность потребления, степень приверженности, готовности к восприятию товара, отношение к товару. Географический – регион, округ (по величине), численность населения, плотность населения, климат. Критерии сегментации – количественность, доступность, существенность, прибыльность, совместимость с рынком основных конкурентов, эффективность, защищенность от конкурентов. Вопросы для самоконтроля
а) исследование рынка; б) внедрение на рынок; в) сегментирование.
Сегмент рынка – группа _____ а) _____, одинаково реагирующих на один и тот же _____ б)_____ побудительных стимулов _____ в) ____.
Практический маркетинг Окружающая среда маркетинга Студент должен иметь представление: о классификации участников маркетинговой деятельности, теориях содержания мотиваций; знать: классификацию субъектов, осуществляющих маркетинговую деятельность, требования к ним, организационные структуры управления маркетингом, классификацию потребителей и основы теории их поведения; понятие окружающей среды и ее виды, факторы, ее формирующие и их краткую характеристику. уметь: анализировать поведение покупателей, разрабатывать должностные характеристики маркетологов; анализировать окружающую среду организации. Субъекты маркетинга – лица и организации, вступающие во взаимодействие при выполнении функций маркетинга.
Схема 5. Основные субъекты маркетинга Выделяют следующие структуры управления маркетингом: - по функциональному принципу; - по географическому принципу; - по товарному принципу; - матричную; - рыночному принципу; - товарно-рыночному. На потребителей товаров оказывают влияние: - внешние побудительные факторы; - личностные факторы (факторы культуры, социальные, личные, психологические). Поведение покупателей характеризуется разными моделями (простая и развернутая). Простая модель покупательского поведения состоит из трех блоков.
Схема 6. Простая модель покупательского поведения На пути к решению о покупке потребитель проходит пять этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Главная задача маркетолога – выявить, кто и как принимает решение о покупке. Маркетинговая среда – это совокупность активных субъектов и лиц предприятия, действующих за его пределами и влияющих на достижение целей предприятия. Маркетинговая среда слагается из внутренней и внешней среды. Внешняя среда состоит из микросреды и макросреды. Внутренняя среда представлена следующими факторами:
Схема 8. Внешняя среда предприятия На основании оценки окружающей среды маркетинга фирма разрабатывает стратегию предприятия приложение 3. Конкурентная среда Студент должен иметь представление: о рыночной конкуренции; знать: основные понятия, виды конкуренции, их характерные признаки, способы создания и поддержания конкурентной среды, критерии оценки конкурентоспособности; уметь:оценивать конкурентоспособность организации и ее конкурентные преимущества. Конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Конкурентоспособность организации – это ее способность противостоять и вести успешную конкурентную борьбу. Конкурентоспособность товаров – способность основополагающих характеристик товаров в определенной степени удовлетворять запросы потребителей. Виды конкуренции: - чистая конкуренция (большое количество не связанных между собой производителей однородного товара); - монополистическая (относительно большое количество производителей одинаковых товаров, но отличающихся техническими и др. параметрами); - олигополия (ограниченное количество производителей одного или аналогичных товаров, но чувствительных к изменениям рынка); - монополия (один производитель определенного или нескольких аналогичных товаров). Конкурентная среда – совокупность субъектов и объектов, взаимосвязанных конкурентными отношениями на определенном сегменте рынка. Комплексная оценка конкурентоспособности товара осуществляется следующими показателями: качество, престиж торговой марки, упаковка, габариты, гарантийный срок, уникальность, срок службы, формы сбыта, степень охвата рынка, система транспортировки, размещение складских помещений, цены, скидки, срок платежа, условия кредита, реклама, работа со средствами массовой информации и т.д. Средства маркетинга Студент должен иметь представление: о признаках классификации средств маркетинга, разработке новых товаров; знать: классификацию средств маркетинга, их характеристику, РЖЦТ и его этапы, маркетинговые мероприятия, характерные для этих этапов; уметь: определять этап рыночного жизненного цикла конкретного товара и разрабатывать маркетинговые мероприятия. Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Жизненный цикл товара – период существования товара (от идеи его создания до прекращения его производства и сбыта). Рыночный жизненный цикл товара охватывает следующие этапы: разработка товара, выведение на рынок, рост, зрелость и насыщение, спад. Маркетинговые решения на каждом этапе имеют свои характерные особенности, и позволяют фирме своевременно изыскивать новые товары для замены находящихся на стадии зрелости и спада, и эффективно организовывать работу с существующими товарами на каждом этапе жизненного цикла. Ценовая политика Студент должен знать: основные понятия, цели, задачи, направления ценовой политики, классификацию цен, стратегии ценообразования; уметь:собирать информацию о ценах и анализировать ценовую политику предприятия. Цена – денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара. Ценовая политика – цели, задачи и основные направления в области ценообразования, сформулированные высшим руководством организации. Ценообразование – процесс формирования и изменения цен, их структуры, уровня и соотношений. Цели ценообразования – обеспечение сбыта, максимизация текущей прибыли организации, завоевание (выживание или удержание) доли рынка, лидерство по показателям качества. Ценообразующие факторы: издержки производства и сбыта продукции, государственное регулирование, конъюнктура рынка, потребители, участники каналов товародвижения, конкуренты, переменные курсы обмена валюты. Направления установления цены: - минимальный уровень цены, определяемый затратами; - максимальный уровень цены, сформированный спросом; - оптимально возможный уровень цены. Стратегии ценообразования: - стратегия «снятия сливок»; - низких цен; - эластичных цен; - неизменных цен; - увязки цены с показателями качества продукции. Последовательность ценообразования: - постановка задач ценообразования; - определение спроса; - анализ издержек; - анализ цен конкурентов; - выбор методов ценообразования; - установление окончательной цены. Методы ценообразования представлены в таблице 4. Методы ценообразования, их характеристика Таблица 4
Структура розничной цены
+ + + +
Структура оптовой цены
+ + +
Схема 10. Структура розничной и оптовой цены Маркетинговые коммуникации Задание: На примере конкретной организации рассмотрите используемые маркетинговые коммуникации. Сделайте вывод об эффективности выбора руководством исследуемого предприятия. Виды и средства рекламы Студент должен знать: сущность рекламы, цели, задачи, функции, объекты рекламы, структуру рекламы и рекламной деятельности. Факторы, оказывающие влияние на организацию рекламной деятельности. Реклама – распространение информации о существовании товара, его качествах, наличии на рынке и его приобретении. Цель рекламы – формирование спроса и стимулирование сбыта. Виды рекламы представлены в таблице 5. Рекламная кампания Студент должен знать: Сущность, цели и задачи рекламной акции и кампании, выбор объекта, планирование этапов и средств рекламы, формирование бюджета, разработка стратегии. Использование выставок и ярмарок в рекламной кампании. уметь: составлять планы проведения рекламных мероприятий. Рекламная кампания – это комплекс рекламных мероприятий формирующих спрос потребителей. При планировании рекламы выделяются следующие вопросы: -зачем будет проведена реклама, и какое действие должно быть достигнуто (цель рекламы)? -что рекламируется (объект рекламы)?; -на кого направлена реклама (целевая группа)?; -где нужно рекламировать (целевая область)?; -какие средства имеются в распоряжении (рекламный бюджет)?; -какие средства информации необходимо использовать (носители рекламы)?; -в какой форме должна последовать реклама (средство рекламы?); -что должно быть передано (рекламное обращение)?; -когда и какая повторяемость рекламы будет? Рекламная кампания включает в себя три основных этапа: -подготовительный (планирование); -кульминационный (проведение); -заключительный (анализ результатов). Выставки и ярмарки служат мощным средством популяризации новых товаров и повышения престижа фирм. Выставка – представление товаров и услуг и заключение сделок. Ярмарка – предоставление и оптовая торговля. Проводятся ярмарки и выставки в специально отведенных местах, кратковременно, периодически с помощью образцов (экспонатов). Содержание и методы проведения отдельных видов маркетинговых исследований Таблица 9
Приложения Приложение 1. Приложение 2. Приложение 4
Задание 1. Заполните таблицу 1 «Мотивация потребителя». Укажите, к каким мотивационным установкам и конкретным мотивам апеллируют следующие продукты? Постарайтесь описать мотивы в соответствии с рис. 1
Рис. 1 «Доминирующие мотивационные установки современного человека»
Таблица 1 «Мотивация потребителя»
|