№ п/п
| Способы и методы проведения опросов
| Достоинства
| Недостатки
|
I
| Способы сбора информации при проведении опросов
|
1
| Вопросы задаются респонденту интервьюером
| 1.Наличие обратной связи с респондентами и возможность управлять процессом опроса
2. Возможность установить доверие между респондентом и интервьюером еще в начале опроса
3. Возможность учета особенностей и уровня образования опрашиваемого
| 1. Возможные ошибки интервьюера, например вследствие усталости или непонимания вопроса
2. Достаточно длинный процесс по времени
3. Невозможность использования картинок, графиков, видеоматериалов
4. Интервьюер может оказывать влияние на ответы респондента
|
2
| Вопросы задаются с помощью компьютера
| 1.Отсутствие ошибок интервьюера: он не устает, его невозможно подкупить
2.Высокая скорость реализации
3. Использование картинок, графиков, интегрированных в вопросы
4.Обработка данных в реальном масштабе времени
5.Субъективные качества интервьюера не влияют на ответы
| 1. Неумение, нежелание респондента работать с компьютерной техникой
2. Высокие затраты, обусловленные приобретением и использованием специальной компьютерной техники, программных средств
|
3
| Самостоятельное заполнение анкет
| 1.Относительно низкая стоимость
2.Самостоятельная организация работы над анкетами респондентов, которые сами выбирают время и скорость ответов на вопросы
3.Отсутствие определенного влияния со стороны интервьюера
| 1. Анкеты не будут возвращены
2. Ответы могут содержать ошибки из-за недопонимания, быть неполными
3. Может быть нарушение сроков заполнения анкет
|
II
| Характеристика трех главных методов интервьюирования
|
1
| Личное интервью
| 1.Возможность завладеть вниманием респондента в течение длительного времени
2.Влияние на глубину вопроса
3.Возможность продемонстрировать сам товар (услугу)
4.Возможность использовать специфику определений в оценке непосредственно из живой речи
| 1.Высокая стоимость проведения данного опроса
2.Сложно проверить степень влияния интервьюера на ответы респондентов
3.Требуется большая команда интервьюеров
4.Интервью может быть прервано по каким-либо причинам
|
2
| Телефонное интервью
| 1.Низкая стоимость проведения данного опроса
2.Полевые исследования могут быть завершены достаточно быстро
3.Пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения
4. Централизованный контроль
| 1.Ограничен респондентами, имеющими телефон
2.Не могут быть показаны вопросник и иллюстрации
3.Трудно поддерживать интерес более 15 минут
4.Трудно задавать сложные вопросы
|
3
| Анкетирование по почте
| 1.Низкая стоимость проведения данного опроса
2. Легкость организации
3. Доступен для малой группы исследователей
4. Отсутствие влияния со стороны интервьюера
5. Могут быть использованы схемы, иллюстрации
| 1. Длительный срок получения данных
2. Возможна однобокость ответов, обусловленная малым числом ответов
3. Невозможность уточнить вопросы
4. Невозможность пояснений и объяснений
5. Низкое качество ответов на открытые вопросы
|
Приложение 3.
1.Регрессивная интеграция 2.Прогрессивная интеграция 3.Горизонтальная интеграция
|
Постановка целей или корректировка целей
|
Анализ возможностей предприятия
|
Экономические факторы рынка
|
Управление
и бизнес-процессы
|
1.Концентрическая диверсификация 2.Горизонтальная 3.Конгломератная
|
слабые стороны
предприятия
|
возможности и угрозы со стороны внешней среды
|
Использование возможностей и минимизация угроз внешней среды
|
1.Глубокое внедрение на рынок 2.Расширение границ рынка 3.Совершенствование товар
|
стратегия концентрации на сегменте рынка
|
Формирование стратегии организации можно представить в виде схемы
Приложение 4
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Объекты, субъекты маркетинговой деятельности
Инструкция: внимательно прочитайте задания. Сформулируйте свои ответы полноценно, логично, используйте профессиональную терминологию.
|
Задание 1. Заполните таблицу 1 «Мотивация потребителя». Укажите, к каким мотивационным установкам и конкретным мотивам апеллируют следующие продукты? Постарайтесь описать мотивы в соответствии с рис. 1
Стремление быть победителем
|
Стремление познать неизведанное
|
Ставить самого себя во вторую линию
|
Рис. 1 «Доминирующие мотивационные установки современного человека»
Таблица 1 «Мотивация потребителя»
Товар
| Безопасность
| Аффиляция
| Альфа мотивы
| «Первооткрыватель»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2 Заполните таблицу 2 «Потребности и товары, их удовлетворяющие».
Таблица 2 «Потребности и товары, их удовлетворяющие»
Потребности, пришедшие из прошлого
| Потребности настоящего времени
| Перспективные потребности
|
потребность
| товар
| потребность
| товар
| потребность
| товар
|
В передвижении
| Телега с лошадью
| В передвижении
| автомобиль
| В передвижении
| электромобиль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Заполните таблицу 3 в соответствии с предложенными примерами.
Таблица 3 «Потребности по периодичности удовлетворения».
Потребность, удовлетворяемая
|
ежедневно
| Один раз в два дня
| Один раз в неделю
| Один раз в месяц
| Один раз в год
| Один раз в десять лет
| Крайне редко
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4 : Решить ситуационную задачу.
Задача: Ваша фирма выпускает электробритвы с плавающими ножами. Товар имеет стандартный технический дизайн, выпускается только в серо-черной гамме. Конкурирующая фирма также начала предлагать на рынке электробритвы, однако, разнообразного дизайна, черного, красного и желтого цветов. Какое задание вы дадите своему отделу маркетинга?
Задание 5:
Приведите 2 примера нахождения цепочек сопряженных потребностей. Укажите, как можно в бизнесе использовать сопряженность потребностей?
Приложение 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Окружающая среда маркетинга
Инструкция: внимательно прочитайте задания. Сформулируйте свои ответы полноценно, логично, используйте профессиональную терминологию.
|
Содержание работы:
Ознакомиться с фирмами осуществляющими торговую деятельность:
Фирма «Букваренок». Занимается реализацией литературы различных направлений. На сегодняшний день она реализует продукцию через три торговые точки. Есть офис, где формируется товарный набор. Стратегия фирмы направлена на увеличение числа потребителей.
Торговая организация «Магнат» реализует продукты питания. Имеет сеть магазинов в различных городах. Фирма стремиться занять лидирующее положение на рынке.
Коммерческая организация «Магнолия» реализует косметические средства известных торговых марок. Реализация осуществляется через интернет магазин. Как таковых торговых точек нет. Задача фирмы укрепить положение на рынке.
Задание 1
Заполните таблицу 1 «Влияние маркетинговой среды на деятельность организации». Для этого выберите организацию одну из трех, представленных выше с самым большим количеством субъектов маркетинговой среды фирмы.
Таблица 1 «Влияние маркетинговой среды на деятельность организации».
Фирма
| Субъекты маркетинговой среды фирмы
| Уровень влияния на деятельность организации
| Способы воздействия на субъекты маркетинговой среды для улучшения деятельности фирмы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод по проделанной работе:
Приложение 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Конкурентная среда
Инструкция: внимательно прочитайте задания. Сформулируйте свои ответы полноценно, логично, используйте профессиональную терминологию.
|
Задание 1
Укажите, какие вам известны методы, недобросовестной конкуренции? Рационально ли их использование в расчете на долговременную перспективу деятельности фирмы? Почему?
Задание 2
Задание 3
Таким образом (написать вывод по результатам, полученным в процессе выполнения практического занятия):
Приложение 7
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: «Средства маркетинга»
Инструкция: внимательно прочитайте задания. Сформулируйте свои ответы полноценно, логично, используйте профессиональную терминологию.
|
Задание 1 . Выполнить тест:
1. Жизненный цикл товара – это:
а) процесс развития продаж товара и получения прибылей;
б) интервал времени от момента приобретения до момента утилизации, прекращения существования товара;
в) интервал времени, в котором спрос на сезонный товар проходит все возможные фазы и возвращается к исходной точке;
г) совокупность фаз внедрения товара на рынок, роста продаж, зрелости товара и спада продаж.
2. Главной задачей стратегии маркетинга на стадии роста жизненного цикла товара является:
а) сохранение и использование конкурентных преимуществ, полученных на более ранней стадии;
б) упрочение отношений с торговцами путем предоставления системы торговых скидок;
в) информация потребителей о характеристиках товара;
г) усиление позиций марки, побуждение покупателей к повторным покупкам.
3. Каждый товар имеет свой жизненный цикл. При его описании обычно рассматривается:
а) время, в течение которого разрабатывается новый товар и осуществляется его массовое производство;
б) интервал времени от момента запуска в массовое производство до момента снятия с производства;
в) время, в течение которого товар находится на рынке;
г) интервал времени от момента начала проведения пробных продаж до снятии с массового производства.