Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уход за микроскопом и его хранение.

Поиск

В нерабочем состоянии микроскоп хранится в специальном ящике или под полиэтиленовым футляром. После работы микроскоп

нужно обтереть мягкой тряпкой, иммерсионное масло удалить с объектива № 90 и конденсора, а затем протереть их тряпочкой, смоченной бензином. Делать это нужно осто-

рожно, так как органические растворители разрушают и смолы, которыми склеены линзы объектива. Таким же пу­тем удаляют иммерсионное масло с препарата. Недопу­стима замена иммерсионного масла растительным или минеральными маслами: они портят погруженную линзу объектива.

Нельзя прикасаться пальцами к поверхности линз, так как на них остаются жирные следы, нарушающие четкость изображения.

При попадании пыли на фронтальную линзу объектива или окуляра их протирают очень осторожно тряпочкой, слегка смоченной бензином.

При засорении внутренних частей объективов или оку­ляров чистку их рекомендуется производить в специаль­ных мастерских. Разбирать объектив самим нельзя.

Для сохранения внешнего вида микроскоп периодиче­ски протирают тканью, пропитанной бескислотным вазе­лином, а затем обтирают сухой, мягкой, чистой тряпкой.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Осмотрите микроскоп, покажите и назовите все детали его механической части.

2. Ослабьте винт головки микроскопа и поверните тубус вправо и влево.

3. Покажите на микроскопе и назовите части осветительной си­стемы.

4. Опустите конденсор, немного ослабьте винт, удерживающий конденсор в гильзе, выньте конденсор из гильзы.

5. Осмотрите конденсор, откройте и закройте диафрагму с по­мощью рычажка.

6. Развинтите конденсор и рассмотрите его линзы.

7. Соберите конденсор и поставьте его на место.

8. Вставьте синий светофильтр.

9. Покажите на микроскопе и назовите все части увеличиваю-системы.

10. Поставьте микроскоп на малое увеличение, замените его большим.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких частей состоит микроскоп?

2. Что входит в механическую и оптическую части микроскопа, осветительную и увеличивающую системы?

3. Что означают цифры, выгравированные на объективах и оку­лярах?

4. Каково наибольшее и наименьшее увеличение микроскопов типа МБИ?

5. Каково увеличение микроскопа при объективе 40 и окуля­ре 10? При объективе 8 и окуляре 15?

6. Каково назначение конденсора?

7. Какое изображение  дает микроскоп?

 

 

Лабораторно-практическое занятие№7

 «Приготовление и микроскопия нативного препарата».

Задание:

1. Изучите материал учебника: Камышников В.С. «Техника лабораторных работ в медицинской практике». 3-е издание переработанное и дополненное М.: «МеЕДпресс-информ», 2013. Стр. 232-333

2. Чернявская Е.Г. Микроскопия: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. /Е.Г.Чернявская - Омск: 2009 - 37с.

 

Материал для самостоятельной работы на практическом занятии

Задание: Внимательно прочитайте предложенный материал. Составте и запишите в лабораторной тетради алгоритм приготовления нативного препарата.

 

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ МИКРОСКОПИРОВАНИЯ

Препараты для микроскопирования готовят из крови, мочи, фекалий, колоний бактерий, тканей животных и рас­тений и др. В некоторых случаях приготовление препара­тов несложно, в других — требует специальной техники.

Наиболее просто готовят так называемые нативные препараты, т. е. объекты в естественном их виде. В этом случае материал наносят на предметное стекло и покры­вают тонким покровным стеклом. Иногда его смешивают с изотоническим раствором хлорида натрия или глицери­ном для разжижения, осветления и предохранения от вы­сыхания. Так готовят препараты для микроскопического исследования осадка мочи, мокроты, фекалий.

ТЕХНИКА МИКРОСКОПИРОВАНИЯ

Для микроскопирования прежде всего необходимо до­биться хорошей освещенности поля зрения.

При работе с естественным освещением рабочий стол лаборанта должен стоять у окна, чтобы света было доста­точно. В то же время рекомендуется микроскопировать у окон, обращенных на север, так как прямые солнечныелучи создают излишне сильное освещение, слепящее глаза. Естественный свет направляют в конденсор плоским зеркалом. Конденсор должен быть поднят и диафрагма открыта. Устанавливают объектив № 8, окуляр 7 или 10. Под контролем глаза поворачивают зеркало до тех пор, пока поле зрения не станет равномерно и интенсивно освещенным.

При искусственном освещении осветитель (типа ОИ-19)

устанавливают на расстоянии 125 мм от зеркала микроскопа. Зеркало должно быть обращено к осветителю плоской поверхностью и повернуто под углом примерно 45° к конденденсору. Перемещая осветитель, направляют свет зеркала, отражающего лучи в линзу конденсора.

Применяют также осветители (типа ОИ-32, ОЙ-35), которые вставляют вместо зеркала в основание микроско­па под конденсор. Передвигая патрон с лампой вдоль оси осветителя и поворачивая осветитель вокруг своей оси, получают наиболее интенсивное освещение поля зрения микроскопа. Для получения более равномерного освеще­ния вставляют в гнездо оправы осветителя или в подвиж­ную оправу конденсора матовое или синее стекло.

Вогнутой поверхностью зеркала пользуются в редких случаях при работе без конденсора с объективами малых увеличений.

Препарат помещают на предметный столик (см. рис. 53), прижимают клеммами и рассматривают сначала под малым увеличением (ориентировочный обзор). Для этого препарат устанавливают под объективом № 8, кон­денсор опускают, при сильном свете закрывают диафраг­му. Поворачивая макровинт, находят рабочее расстояние между объектом и линзой объектива, при котором будет получено изображение. Для объектива № 8 оно составляет 10—12 мм. Вращая макровинт от себя, опускают тубус, вращая на себя — поднимают. Макровинтом осторожно перемещают тубус до появления четкого изображения объекта в поле зрения. Вращая верхнюю часть предмет­ного столика, винтами (11) устанавливают в центре поля зрения ту часть объекта, которую нужно рассматривать при большом увеличении. Затем, не поднимая тубуса, по­ворачивают револьвер так, чтобы поместить над объектом объектив №40. Свет необходимо усилить: открыть диа­фрагму и приподнять конденсор до среднего положения. Снова находят рабочее расстояние между объективом № 40 и объектом. Для этого объектива оно равно пример­но 2—3 мм.

Фокусировку производят очень осторожно, чтобы не допустить соприкосновения объектива с препаратом и по­вреждения того или другого, так как объектив почти ка­сается препарата. Под контролем глаза медленно подни­мают тубус до получения изображения объекта. Враще­нием микровинта добиваются четкости изображения.

Иммерсионное микроскопирование применяется при необходимости наибольшего увеличения. На препарат, а в некоторых случаях и на верхнюю линзу конденсора на­носят каплю иммерсионного масла. Обычно для иммерсии применяют кедровое масло. Освещение должно быть силь­ным, т. е. конденсор поднят до отказа и диафрагма откры­та. Иммерсионное масло применяют для создания между препаратом и объективом однородной среды, преломляющей световые лучи так же, как и линзы объектива. Это способствует получению четкого изображения при боль­шом увеличении.

Препарат помещают на предметный столик и прижи­мают к нему клеммами. Объектив № 90 погружают в кап­лю иммерсионного масла до соприкосновения с препара­том. Затем, глядя в окуляр, поднимают тубус очень осто­рожными движениями макровинта, так как рабочее рас­стояние между объективом и объектом в этом случае рав­но 1—1,5 мм. При помощи микровинта получают четкое изображение и просматривают объект послойно. При ра­боте с микровинтом следует поворачивать его медленно на неполный оборот. Ни в коем случае не следует свобод­но и много вращать микровинт: это расстраивает микро­механизм, что приводит к нарушению регулировки и умень­шению четкости изображения.

Микроскопическое изучение объекта следует проводить поочередно то левым, то правым глазом. При этом оба глаза должны быть открыты, что предотвращает утомле­ние. При работе необходимо удобно сидеть, не нагибаясь низко к окуляру. После каждого часа микроскопирования следует 10 мин отдохнуть.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Включите осветитель и, поставив соответствующие объектив и окуляр, осветите поле зрения микроскопа с помощью зеркала.

2 Приготовьте нативный препарат сделав аккуратный соскоб эпидермиса внутренней стороны щеки.

  1. Рассмотрите нативный препарат под малым увеличением.
  2. Рассмотрите препарат под большим увеличением.
  3. Зарисуйте или сфотографируйте изображение в окуляре с помощью камеры мобильного телефона. Рисунок или фотографию вклейте в лабораторный журнал
  4. После работы приведите микроскоп в порядок и спрячьте его в ящик.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Какой объектив предназначен для работы с малым увеличе­нием, большим увеличением, иммерсионной системой?

  1. В каком положении должен быть конденсор при работе с ма­лым и большим увеличением, с иммерсионной системой?
  2. Как перевести микроскоп с малого увеличения на большое?
  3. В чем преимущество микроскопии с иммерсией, когда оно применяется?

Лабораторно-практическое занятие№8

«Приготовление и микроскопия окрашенного препарата»

1. Изучите материал учебника: Камышников В.С. «Техника лабораторных работ в медицинской практике». 3-е издание переработанное и дополненное М.: «МеЕДпресс-информ», 2013. Стр. 232-3333

2. Чернявская Е.Г. Микроскопия: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. /Е.Г.Чернявская - Омск: 2009 - 37с.

 

Материал для самостоятельной работы на практическом занятии

Задание: Внимательно прочитайте предложенный материал.

В лабораторной тетради сделайте краткий конспект изложенного в пособии материала.

Вспомните алгоритм работы с микроскопом и технику микроскопирования.

Широко распространен метод окраски препаратов для микроскопирования. Способ окраски зависит от особенно­стей исследуемого материала и цели исследования.

Различные части препарата воспринимают краску по-разному, что делает их более четкими, позволяет отличить друг от друга отдельные структуры. Например, мазки крови окрашиваются азур-эозином для подсчета лейко­цитарной формулы, фуксином — для подсчета тромбоци­тов, азуром II—для подсчета ретикулоцитов.

Для бактериоскопии — излучения под микроскопом микроорганизмов — существует большое количество мето­дов окраски, в том числе и сложных — двумя и более кра­сителями.

Существует негативный метод окраски, т. е. окрашива­ется фон препарата, на котором отчетливо видны неокра­шенные микроорганизмы, например бледная трепонема.

Препарат для микроскопии не может быть толстым или плотным, так как свет должен хорошо проходить сквозь него, поэтому приготовление гистологических препаратов из тканей требует довольно сложной техники. Ткань обра­батывают спиртами, формалином или фиксирующими сме­сями, пропитывают целлоидином, парафином или желати­ном. Затем получают тончайшие срезы ткани при помощи специального прибора — микротома. После этого срезы окрашивают гематоксилин-эозином, Суданом, сложными смесями красителей, серебром и т. д. Срезы закрепляют на предметных стеклах смесью белка с глицерином. Для сохранения препаратов срезы заливают канадским баль­замом и покрывают покровным стеклом. Бальзам засы­хает и гистологический препарат может храниться в те­чение многих лет.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Снимите кожуру с луковицы. Отделите тонкую пленку, находящуюся под ней, и растяните ее на предметном стекле.
  2. Рассмотрите растительные клетки на малом увеличении.
  3. Зарисуйте или сфотографируйте камерой мобильного телефона изображение увиденное в окуляр.
  4. Снимите кожицу с луковицы, поместите ее в каплю очищенной воды, с раствором йода спиртового (1 капля), накройте препарат предметным стеклом.
  5. Рассмотрите растительные клетки на малом и большом увеличении.
  6. Зарисуйте или сфотографируйте камерой мобильного телефона изображение увиденное в окуляр.
  7. Срежьте бритвой тонкий слой клеток с клубня картофеля.
  8. Рассмотрите растительные клетки на малом увеличении.
  9. Зарисуйте или сфотографируйте камерой мобильного телефона изображение увиденное в окуляр.
  10. Срежте тонкий слой клеток с клубня картофеля, поместите их в каплю очищенной воды с раствором йода спиртового на предметное стекло. Препарат накройте покровным стеклом.
  11. Рассмотрите растительные клетки на малом увеличении.
  12. Зарисуйте или сфотографируйте камерой мобильного телефона изображение увиденное в окуляр.
  13. После работы приведите микроскоп в порядок и уберите его на место.

 

Вопросы для самоконтроля.

  1. Расскажите что такое окрашенный препарат.
  2. Какие гистологические красители применяются для биологических объектов.
  3. Что такое негативный метод окраски?
  4. Чем обрабатывается ткань для приготовления тотального окрашенного препарата?
  5. Чем закрепляется окрашенный срез препарата на предметном стекле?
  6. Какое вещество используют для сохранение на длительное время окрашенных тотальных препаратов?

Лабораторно-практическое занятие№11

«Изучение правил хранения, применения различных химических реактивов и методов их очистки»

Задание:

1. Изучите материал учебника: Камышников В.С. «Техника лабораторных работ в медицинской практике». 3-е издание переработанное и дополненное М.: «МеЕДпресс-информ», 2013. Стр. 99-103

2. Пустовалова Л.М. /Л.М. Пустовалова, И.Е.Никанорова/ - Техника лабораторных работ. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004 - 288с.

3. ГОСТ Р 52905-2007 «Лаборатории медицинские. Требования безопасности».

Материал для самостоятельной работы на практическом занятии

Задание: Внимательно прочитайте предложенный материал. В лабораторной тетради сделайте краткий конспект-схему про плану:

1. Хранение химических реактивов.

2. Использование реактивов.

3. Методы очистки реактивов

4. В лабораторной тетради заполните таблицу. Вклейте картинки в нужную колонку.

Рисунок оборудования Название Описание и использование оборудования.
     

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.250 (0.007 с.)