Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Департамент смоленской области по здравоохранению↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИ Й КОЛЛЕДЖ ИМ.К.С.КОНСТАНТИНОВОЙ»
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов на лабораторно-практических занятиях по дисциплине ОП 06 Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ шифр название
для специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика» шифр название
(базовый уровень подготовки СПО) базовый / углубленный
Составил(а) преподаватель первой квалификационной категории уровень Иванова Н.Л. Ф.И.О.
Смоленск 2016-2017 Пояснительная записка.
Данная методическая разработка выполнена преподавателем ОГБПОУ «Смоленский базовый медицинский колледж» имени К.С. Константиновой и предназначена для самостоятельной работы студентов на лабораторно-практических занятия по дисциплине ОП 06 «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ» на 2-ом курсе специальностей 33.02.01 «Лабораторная диагностика» (базовый уровень образования). Необходимость создания данной методической разработки обоснована потребностью в определении последовательности действий при подготовке студентов к практическому занятию и планировании их работы при проведении практического занятия в соответствии с дидактическими и методическими требованиями, предусмотренными программой по дисциплине в соответствии с новым ФГОС СПО. Предлагаемый в разработке материал поможет студенту организовать учебный процесс, восполнить недостаток современной литературы, обеспечить соблюдение единства требований к отбору информации при подготовке к практическому занятию. Объем предложенной в разработке информации доступен, актуален, имеет научную основу.
Методическая разработка включает учебные и развивающие цели, а также подробные рекомендации для студентов по ходу и содержанию проводимого 4-х часового занятия с описанием элементов и дидактических целей всех его этапов. В разработку включены: 1. Вопросы для подготовки к практическому занятию; 2. Раздаточный материал для самостоятельной работы на практическом занятии; 3. Вопросы, задания, задачи и тесты для самоконтроля. Вопросы для подготовки к практическому занятию и материал для самоконтроля по теме практического занятия призван выработать алгоритм усвоения изучаемого материала. Это способствует активизации поисковой и мыслительной функции, вынуждает обратиться к материалам учебников и лекций, реализует репродуктивный уровень деятельности учащихся, где познавательная деятельность проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, воспроизведении и применении на практике учебного материала. Использование на практических занятиях по дисциплине раздаточного материала для самостоятельной работы на практическом занятии, наглядных пособий, их анализ, сопоставление, обобщение и решение ситуационных задач по теме стимулирует у обучающихся формирование универсальных учебных действий (УУД). Учебные цели и объем учебной информации в данной методической разработке полностью соответствует рабочей программам и требования ФГОС к минимуму содержания и уровня подготовки студентов данной специальности.
Цели и задачи, требования к результатам освоения знаний и умений практической части дисциплины ОП 06 «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ»: Обучающийся должен уметь: - готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности; - выполнять основные операции, предшествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований; - владеть практическими навыками проведения качественного и - готовить приборы к лабораторным исследованиям; - работать на фотометрах, спектрофотометрах, иономерах, анализаторах; - проводить калибровку мерной посуды, статистическую обработку результатов количественного анализа, оценивать воспроизводимость и правильность анализа. Обучающийся должен знать: - устройство лабораторий различного типа, лабораторное оборудование и - правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях; - теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа; - классификацию методов физико-химического анализа; - законы геометрической оптики; - принципы работы микроскопов; - понятия дисперсии света, спектра; - основной закон светопоглощения; - сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических методов; - принципы работы иономеров, фотометров, спектрофотометров; - современные методы анализа; - понятия люминесценции, флуоресценции; - методики статистической обработки результатов количественных определений, проведения контроля качества выполненных исследований, анализа ошибок и корригирующие действия.
Самостоятельная работа студентов способствует формированию: ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества ПК 1.3. Регистрировать результаты лабораторных общеклинических исследований. И обобщению приобретенных знаний, воспитывает навыки самостоятельности при работе с наглядными пособиями. Контроль и оценка результатов освоения знаний и умений практической части дисциплины ОП 06 «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ»: Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Практическая часть лабораторного эксперимента должна быть оформлена следующим образом:
Лабораторная работа №_____ Цель работы: ______________________________________________________ (Формулируется студентами в соответствии с темой занятия и лабораторного исследования) Оборудование: _____________________________________________________ Реактивы____________________________________________________________ Ход работы Алгоритм проведения эксперимента: (Выписывается из учебно-методического пособия) 1. ________ 2. _________ 3. _________ 4. _________ Результат эксперимента: (Математические расчеты показателей исследования, заполнение таблицы) Вывод: (Формулируется студентами по цели эксперимента и в соответствии с полученными результатами исследования)
Лабораторно-практическое занятие№1 «Изучение видов лабораторной посуды и вспомогательных принадлежностей». Задание: 1. Изучите материал учебника: Камышников В.С. «Техника лабораторных работ в медицинской практике». 3-е издание переработанное и дополненное М.: «МеЕДпресс-информ», 2013. Стр. 17-18; стр. 45-89 2. Ответе на вопросы: · Назовите особенности техники безопасности при работе в лаборатории? · В каких случаях лабораторные работы следует проводить под тягой в вытяжных шкафах? · Перечислите особенности работы с концентрированными кислотами и щелочами, летучими и газообразными ядовитыми веществами? · Перечислите средства противопожарной безопасности и правила пользования ими. · Какие меры первой помощи следует оказать при ожогах концентрированными растворами кислот и щелочей? · Какие меры предосторожности следует соблюдать при работе с инфицированным материалом? · Назовите виды мерной посуды. · Каково назначение каждого вида посуды? · Какая посуда (мерный цилиндр или пипетка) позволяет отмерить объм жидкости более точно? · Перечислите виды стеклянной посуды специального назначения · Для какой цели служит каждый из названных видов посуды? · Назовите виды фарфоровой посуды; каково их назначение? 3. Для оформления самостоятельной работы на практических и лабораторно-практических занятиях подготовьте тетрадь в клетку, набор канцелярских принадлежностей, клей-карандаш и ножницы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1. Осмотрите микроскоп, покажите и назовите все детали его механической части. 2. Ослабьте винт головки микроскопа и поверните тубус вправо и влево. 3. Покажите на микроскопе и назовите части осветительной системы. 4. Опустите конденсор, немного ослабьте винт, удерживающий конденсор в гильзе, выньте конденсор из гильзы. 5. Осмотрите конденсор, откройте и закройте диафрагму с помощью рычажка. 6. Развинтите конденсор и рассмотрите его линзы. 7. Соберите конденсор и поставьте его на место. 8. Вставьте синий светофильтр. 9. Покажите на микроскопе и назовите все части увеличиваю-системы. 10. Поставьте микроскоп на малое увеличение, замените его большим.
Вопросы для самоконтроля 1. Из каких частей состоит микроскоп? 2. Что входит в механическую и оптическую части микроскопа, осветительную и увеличивающую системы? 3. Что означают цифры, выгравированные на объективах и окулярах? 4. Каково наибольшее и наименьшее увеличение микроскопов типа МБИ? 5. Каково увеличение микроскопа при объективе 40 и окуляре 10? При объективе 8 и окуляре 15? 6. Каково назначение конденсора? 7. Какое изображение дает микроскоп?
Лабораторно-практическое занятие№7 «Приготовление и микроскопия нативного препарата». Задание: 1. Изучите материал учебника: Камышников В.С. «Техника лабораторных работ в медицинской практике». 3-е издание переработанное и дополненное М.: «МеЕДпресс-информ», 2013. Стр. 232-333 2. Чернявская Е.Г. Микроскопия: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. /Е.Г.Чернявская - Омск: 2009 - 37с.
Материал для самостоятельной работы на практическом занятии Задание: Внимательно прочитайте предложенный материал. Составте и запишите в лабораторной тетради алгоритм приготовления нативного препарата.
ТЕХНИКА МИКРОСКОПИРОВАНИЯ Для микроскопирования прежде всего необходимо добиться хорошей освещенности поля зрения. При работе с естественным освещением рабочий стол лаборанта должен стоять у окна, чтобы света было достаточно. В то же время рекомендуется микроскопировать у окон, обращенных на север, так как прямые солнечныелучи создают излишне сильное освещение, слепящее глаза. Естественный свет направляют в конденсор плоским зеркалом. Конденсор должен быть поднят и диафрагма открыта. Устанавливают объектив № 8, окуляр 7 или 10. Под контролем глаза поворачивают зеркало до тех пор, пока поле зрения не станет равномерно и интенсивно освещенным. При искусственном освещении осветитель (типа ОИ-19) устанавливают на расстоянии 125 мм от зеркала микроскопа. Зеркало должно быть обращено к осветителю плоской поверхностью и повернуто под углом примерно 45° к конденденсору. Перемещая осветитель, направляют свет зеркала, отражающего лучи в линзу конденсора. Применяют также осветители (типа ОИ-32, ОЙ-35), которые вставляют вместо зеркала в основание микроскопа под конденсор. Передвигая патрон с лампой вдоль оси осветителя и поворачивая осветитель вокруг своей оси, получают наиболее интенсивное освещение поля зрения микроскопа. Для получения более равномерного освещения вставляют в гнездо оправы осветителя или в подвижную оправу конденсора матовое или синее стекло. Вогнутой поверхностью зеркала пользуются в редких случаях при работе без конденсора с объективами малых увеличений. Препарат помещают на предметный столик (см. рис. 53), прижимают клеммами и рассматривают сначала под малым увеличением (ориентировочный обзор). Для этого препарат устанавливают под объективом № 8, конденсор опускают, при сильном свете закрывают диафрагму. Поворачивая макровинт, находят рабочее расстояние между объектом и линзой объектива, при котором будет получено изображение. Для объектива № 8 оно составляет 10—12 мм. Вращая макровинт от себя, опускают тубус, вращая на себя — поднимают. Макровинтом осторожно перемещают тубус до появления четкого изображения объекта в поле зрения. Вращая верхнюю часть предметного столика, винтами (11) устанавливают в центре поля зрения ту часть объекта, которую нужно рассматривать при большом увеличении. Затем, не поднимая тубуса, поворачивают револьвер так, чтобы поместить над объектом объектив №40. Свет необходимо усилить: открыть диафрагму и приподнять конденсор до среднего положения. Снова находят рабочее расстояние между объективом № 40 и объектом. Для этого объектива оно равно примерно 2—3 мм. Фокусировку производят очень осторожно, чтобы не допустить соприкосновения объектива с препаратом и повреждения того или другого, так как объектив почти касается препарата. Под контролем глаза медленно поднимают тубус до получения изображения объекта. Вращением микровинта добиваются четкости изображения. Иммерсионное микроскопирование применяется при необходимости наибольшего увеличения. На препарат, а в некоторых случаях и на верхнюю линзу конденсора наносят каплю иммерсионного масла. Обычно для иммерсии применяют кедровое масло. Освещение должно быть сильным, т. е. конденсор поднят до отказа и диафрагма открыта. Иммерсионное масло применяют для создания между препаратом и объективом однородной среды, преломляющей световые лучи так же, как и линзы объектива. Это способствует получению четкого изображения при большом увеличении. Препарат помещают на предметный столик и прижимают к нему клеммами. Объектив № 90 погружают в каплю иммерсионного масла до соприкосновения с препаратом. Затем, глядя в окуляр, поднимают тубус очень осторожными движениями макровинта, так как рабочее расстояние между объективом и объектом в этом случае равно 1—1,5 мм. При помощи микровинта получают четкое изображение и просматривают объект послойно. При работе с микровинтом следует поворачивать его медленно на неполный оборот. Ни в коем случае не следует свободно и много вращать микровинт: это расстраивает микромеханизм, что приводит к нарушению регулировки и уменьшению четкости изображения. Микроскопическое изучение объекта следует проводить поочередно то левым, то правым глазом. При этом оба глаза должны быть открыты, что предотвращает утомление. При работе необходимо удобно сидеть, не нагибаясь низко к окуляру. После каждого часа микроскопирования следует 10 мин отдохнуть.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
2 Приготовьте нативный препарат сделав аккуратный соскоб эпидермиса внутренней стороны щеки.
Вопросы для самоконтроля 1 Какой объектив предназначен для работы с малым увеличением, большим увеличением, иммерсионной системой?
Лабораторно-практическое занятие№8 «Приготовление и микроскопия окрашенного препарата» 1. Изучите материал учебника: Камышников В.С. «Техника лабораторных работ в медицинской практике». 3-е издание переработанное и дополненное М.: «МеЕДпресс-информ», 2013. Стр. 232-3333 2. Чернявская Е.Г. Микроскопия: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. /Е.Г.Чернявская - Омск: 2009 - 37с.
Материал для самостоятельной работы на практическом занятии Задание: Внимательно прочитайте предложенный материал. В лабораторной тетради сделайте краткий конспект изложенного в пособии материала. Вспомните алгоритм работы с микроскопом и технику микроскопирования. Широко распространен метод окраски препаратов для микроскопирования. Способ окраски зависит от особенностей исследуемого материала и цели исследования. Различные части препарата воспринимают краску по-разному, что делает их более четкими, позволяет отличить друг от друга отдельные структуры. Например, мазки крови окрашиваются азур-эозином для подсчета лейкоцитарной формулы, фуксином — для подсчета тромбоцитов, азуром II—для подсчета ретикулоцитов. Для бактериоскопии — излучения под микроскопом микроорганизмов — существует большое количество методов окраски, в том числе и сложных — двумя и более красителями. Существует негативный метод окраски, т. е. окрашивается фон препарата, на котором отчетливо видны неокрашенные микроорганизмы, например бледная трепонема. Препарат для микроскопии не может быть толстым или плотным, так как свет должен хорошо проходить сквозь него, поэтому приготовление гистологических препаратов из тканей требует довольно сложной техники. Ткань обрабатывают спиртами, формалином или фиксирующими смесями, пропитывают целлоидином, парафином или желатином. Затем получают тончайшие срезы ткани при помощи специального прибора — микротома. После этого срезы окрашивают гематоксилин-эозином, Суданом, сложными смесями красителей, серебром и т. д. Срезы закрепляют на предметных стеклах смесью белка с глицерином. Для сохранения препаратов срезы заливают канадским бальзамом и покрывают покровным стеклом. Бальзам засыхает и гистологический препарат может храниться в течение многих лет.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Вопросы для самоконтроля.
Лабораторно-практическое занятие№11 «Изучение правил хранения, применения различных химических реактивов и методов их очистки» Задание: 1. Изучите материал учебника: Камышников В.С. «Техника лабораторных работ в медицинской практике». 3-е издание переработанное и дополненное М.: «МеЕДпресс-информ», 2013. Стр. 99-103 2. Пустовалова Л.М. /Л.М. Пустовалова, И.Е.Никанорова/ - Техника лабораторных работ. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004 - 288с. 3. ГОСТ Р 52905-2007 «Лаборатории медицинские. Требования безопасности». Материал для самостоятельной работы на практическом занятии Задание: Внимательно прочитайте предложенный материал. В лабораторной тетради сделайте краткий конспект-схему про плану: 1. Хранение химических реактивов. 2. Использование реактивов. 3. Методы очистки реактивов 4. В лабораторной тетради заполните таблицу. Вклейте картинки в нужную колонку.
Дата изготовления. В тех случаях, когда молекулярная формула слишком сложна или не дает наглядного и полного представления о характере вещества (например, органические вещества), вместо формулы пишут наиболее распространенное название вещества. Кроме бумажных этикеток, используют надписи на стекле. Их наносят разными способами. В целях безопасности запрещается хранить реактивы без этикеток. Ядовитые вещества хранят в несгораемом шкафу, ключ от которого находится у ответственного лица, и выдают по мере надобности по массе под расписку, в которой указано, для каких целей и сколько требуется вещества. Вещества, обладающие резким неприятным запахом, а также образующие ядовитые пары, хранят в вытяжном шкафу или помещении, которое можно хорошо проветрить. Огнеопасные вещества необходимо размещать в местах, удаленных от открытого пламени, в железных ящиках с асбестовой прокладкой. Необходимо следить за тем, чтобы эти реактивы были хорошо закупорены. В случае надобности пробки следует парафинировать. Если приходится хранить газы в баллонах в сжатом или жидком виде, то их размещают как можно дальше от нагревательных приборов, радиаторов отопления и предохраняют от попадания прямых солнечных лучей. С баллонами следует обращаться очень осторожно, не допускать повреждений, ударов, перевозить и переносить с большой аккуратностью. При неосторожном обращении баллон может взорваться. Баллоны не подлежат длительному хранению и находятся в специальном помещении. При подборе пробки для тары следует учитывать свойства реактива. Некоторые реактивы могут вступать в реакцию с материалом, из которого изготовлена пробка. Такие реактивы лучше закупоривать стеклянными притертыми пробками. Так же следует поступать и с кислотами. Щелочи в твердом виде и растворе, наоборот, нельзя закупоривать притертыми пробками. Чтобы предохранить щелочь от действия углекислого газа воздуха, посуду закрывают резиновой пробкой, в которую вставлена хлоркальциевая трубка с твердой натронной известью для поглощения углекислого газа. Реактив нельзя держать в посуде, закупоренной пробкой, в следующих случаях: 1) реактив обладает высокой гигроскопичностью (легко поглощает влагу из воздуха); 2) взято очень точное количество реактива, которое может измениться при хранении; 3) реактив легко испаряется. Такие реактивы хранят в ампулах, т. е. в небольших стеклянных запаянных баллончиках, в которых реактив можно хранить очень долго. Примером служат фиксаналы, выпускаемые промышленностью. Если реактив чувствителен к действию света, например бромид серебра, нитрат серебра, пероксид водорода, то его хранят в склянках из оранжевого стекла. Иногда посуду с такими реактивами обертывают темной бумагой и ставят в шкаф, непроницаемый для света. Реактивы, не требующие специальных условий хранения, лучше размещать на стеллажах с узкими полками, ширина которых достаточна для размещения друг за другом двух банок средней величины. Чтобы легче было ориентироваться среди множества реактивов, рекомендуется расставлять их следующим образом. Неорганические вещества расставляют по общеизвестной классификации: простые вещества (металлы и неметаллы), оксиды, основания, соли. Кислоты хранят отдельно. Соли лучше расставлять по катионам, т. е. по металлам, входящим в их состав. Органические вещества удобнее расставлять по алфавиту. Если ассортимент реактивов очень разнообразен, то рекомендуется пронумеровать шкафы и полки, а на реактивы завести картотеку, по которой можно легко найти любой необходимый реактив.
ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАКТИВАМИ
Главное требование к реактиву — это его чистота. Реактивы нужно беречь от загрязнений. Если реактив получен в крупной расфасовке, не следует в повседневной работе постоянно брать его из заводской крупной тары. Следует отсыпать или отлить часть реактива в небольшую посуду и сделать этикетку такого образца.
Нельзя ссыпать или сливать реактивы из посуды, в которой проводится реакция, обратно в посуду для хранения. Если взято слишком много реактива, то его высыпают или выливают в новую чистую посуду, делают на ней надпись и используют в дальнейшем. Если количество реактива немногим больше, чем нужно, то его следует отсыпать или отлить в специальную банку для слива или слить в канализацию, если это допустимо. Нельзя путать пробки от посуды с разными реактивами, а также хранить реактивы без пробок или крышек. Вскрывать запечатанные сосуды с реактивами надо осторожно, чтобы внутрь не попали парафин и грязь с пробки. Нельзя брать реактивы руками. При работе с порошкообразными реактивами необходимо использовать роговые или фарфоровые ложечки, совочки, лопаточки. Если реактив надо поместить в пробирку, то его прямо из банки можно зачерпнуть чистой сухой пробиркой. Пересыпать порошкообразный реактив можно через воронку, сделанную из чистого листа глянцевой белой бумаги, целлофана или пергамента и вставленную в сосуд с более узким горлом. Переливать реактивы нужно очень аккуратно. При переливании из сосуда с более узким горлом необходимо пользоваться воронкой. Если бутыль, из которой берут жидкость, очень велика, то пользуются пипеткой или сифоном. Удобнее использовать сифон, работающий по принципу промывалки. Набирать реактив пипеткой можно только с помощью резиновой груши. Крупные куски реактива следует брать тигельными щипцами. Большие куски весьма часто приходится разбивать на мелкие части. Нередко поступают в виде крупных кусков щелочь, карбид кальция и другие реактивы. Не очень крупные куски можно разбить в металлической ступке, не особенно твердые можно растереть в фарфоровой ступке. Большие и твердые куски завертывают в чистую льняную сложенную вдвое салфетку и, защитив руки резиновыми перчатками, глаза защитными очками, одежду резиновым фартуком, разбивают молотком. Затем более мелкие куски растирают в ступке, соблюдая те же меры предосторожности. При использовании реактива, хранящегося в ампуле, сначала на ее узком конце делают надрез напильником, а затем, обернув руки полотенцем, отламывают конец ампулы, одновременно как бы растягивая ее, чтобы не поранить руки стеклом. Особую предосторожность следует соблюдать при растворении кислоты в воде. Всегда надо наливать кислоту в воду, а не наоборот, так как при растворении, например серной кислоты, выделяется много тепла, и вода, если она попадает на кислоту сверху, может вскипеть и разбрызгать капли серной кислоты. Если же соблюдать правило растворения кислот, то серная кислота опустится на дно посуды. Тепло будет передаваться всей массе раствора, который в этом случае разогревается гораздо медленнее, и закипание всегда можно предотвратить.
МЕТОДЫ ОЧИСТКИ РЕАКТИВОВ
Квалификация чистоты реактива. Как уже было сказано, реактивы, поступающие в продажу, бывают разной квалификации. «Технические» реактивы содержат много примесей и для работы в лаборатории непригодны. Технические реактивы применяют для подсобных целей, например техническую серную кислоту — для мытья посуды, технический сульфид железа — для получения сероводорода и т. д. «Чистый» (ч.) реактив имеет доЙ.0 1 % примесей. В «чистом для анализа» (ч. д. а.) реактиве общее количество примесей не превышает 0,07%. «Химически чистый» (х. ч.) реактив имеет общее количество примесей до 0,03%. Эти три вида реактивов применяются при работе в лаборатории. На этикетке указана степень чистоты реактива и количество всех примесей. В лаборатории может не оказаться реактива нужной степени чистоты. Кроме того, многие соли, содержащие кристаллизационную воду, при хранении теряют часть этой воды. Гигроскопичные вещества при стоянии поглощают пары воды из воздуха. Такие реактивы, как спирт, бензол, эфир, содержат большее или меньшее количество воды. Во всех этих случаях реактивы очищают. Очистка методом возгонки
Некоторые твердые вещества (например, йод) обладают способностью при нагревании, не плавясь, переходить в твердое состояние. Это явление называется сублимацией, или возгонкой. Возгонка применяется для очистки веществ от нелетучих примесей. Этим методом можно очистить йод, хлорид аммония, серу и др.
Перегонка или дистилляция Это один из важнейших методов очистки жидкостей. При перегонке жидкость путем нагревания переводят в парообразное состояние, затем снова конденсируют, т. е. превращают в жидкость. При этом все твердые примеси и более высококипящие жидкие примеси остаются в колбе, а более низкокипящие примеси отгоняются раньше основной жидкости. Перегонкой очищают воду и другие жидкости. Простейший прибор для перегонки изображен на рис. 38. Для более тщательной перегонки жидкости применяют перегонку с дефлегматором. В этом случае колбу Вюрца заменяют обычной круглодонной колбой с дифлегматором. Собрав прибор для перегонки, тщательно проверяют, хорошо ли подобраны пробки и правильно ли стоит термометр. В колбу Вюрца вставляют во
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.173.252 (0.016 с.) |