Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

                                                                                                 

 

 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Курс лекций для студентов – заочников

Технических специальностей

 

 

                        

 

 

Братск 2002

 

Основы философии. Курс лекций для студентов – заочников технических специальностей / Морозова Н.П., Сизых Е.Н., Сморкалова Л.В., Лозовая Е.Н. –Братск: БрГТУ, 2013. 72 с.

 

 

Курс лекций подготовлен в соответствии с государственным стандартом и рабочей программой по философии. Содержит обзор основных разделов и тем курса философии. Предназначен для студентов – заочников технических специальностей.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На изломе социальных преобразований, происходящих сегодня в России, интерес к философии как никогда возрастает, ибо изменяются глубинные мировоззренческие установки, принятые в конкретном обществе, начинается их ломка, меняются образ и стиль жизни, представление о места человека в ней. В таком случае необходима мировоззренческая опора, которую и пытается   в современном напряженном, неустойчивом и быстро меняющемся мире. Пожалуй, наиболее емки определение смысла и роли философии дали Гегель и Марс, называя её духовной квинтэссенцией эпохи. Таковой она была, таковой она остается и сегодня, ибо философия содержит учение о сущности бытия, о месте и роли человека в мире.

Цель познания курса лекций для студентов – заочников технических специальностей – помочь последним сориентироваться в сложных проблемах современного этапа общественного развития, овладеть содержанием вопросов, предусмотренных программой по философии. Его задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, в вести их в философскую проблематику.

В пределах одного учебного курса, разумеется, невозможно раскрыть все богатство и многообразие философской проблематики, её направлений и течений. Замысел авторов учебного курса оказать посильную помощь студентам – заочникам - составить себе первоначальное представление об её проблематике и языке, понятиях и категориях, ее средствах – методах, современных проблемах, что позволило бы им самостоятельно ориентироваться в этом многообразии. В данном учебном курсе излагается определенная сумма знаний, которую должен усвоить каждый изучающий философию. Современная философская культура предполагает не только понимание принципов философского мировоззрения, овладение содержанием определенных философских учений, но и умение, их интерпретировать, строить карьеру и свою жизнь в соответствии с ними. Пожалуй, важнее всего то, что философия – это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления, т.е. умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения оппонентов, анализировать противоречия в окружающей действительности, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязь между разнообразными явлениями объективной реальности, наконец, видеть эту реальность в изменении и развитии.

В учебном курсе лекций предлагается материал по основным разделам и темам курса. Разумеется, центральное место занимает проблема человека. Она присутствует в качестве главной даже там, где речь идет о, казалось бы, далеких от неё видах: материя, познание, сознание и т. п. Но как бы важна ни была проблема человека, она, тем не менее, должна решаться с определенных мировоззренческих и методологических позиций. Поэтому курс лекций начинается с определения предмета и задач философии, с формирования сущности бытия мира (диалектика). Важным разделом курса философии является учение об обществе (социальная философия), где излагаются философское истолкование законов общественного развития, различные теоретические модели общества, общество как саморазвивающаяся система и т.д. Другими не менее важными и необходимыми вопросами, которые нашли отражение в тематике курса, являются проблемы сознания и познания (включая научное познание). Заканчивается курс лекций относительно новой для курса философии темой «Философские проблемы науки и техники».

Курс лекций подготовлен рядом преподавателей кафедры философии и социологии Братского государственного технического университета и соответствует учебной и рабочей программам по философии, также разработанных данной кафедрой. В конце работы дан список рекомендуемой литературы к отдельным темам курса.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества…………………………………..5

Тема 2. Учение о бытие (онтология)…………………………………………………………………..8

Тема 3. Учение о развитии (диалектика)…………………………………………………………….12

Тема4.Природа человека и смысл его существования…………………………………………….15

Тема 5. Учение об обществе (социальная философия)……………………………………………...21

Тема 6. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)…………………………….29

Тема 7. Проблема сознания в философии……………………………………………………………32

Тема 8. Познание (гносеология)………………………………………………………………………34

Тема 9. Научное познание и его специфика…………………………………………………………37

Тема 10. Философские проблемы науки и техники…………………………………………………40

Список рекомендуемой литературы ……………………………………………………………….46

 

 

 

Основной вопрос философии

Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, материи к сознанию.

 Основные положения

1. Важность данного вопроса, который был обозначен ещё в ходе возникновения и становления философской мысли, заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нём, а это и является главной задачей философии.

2. Материя и сознание (дух) - два неразрывно и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая (бытийная) и гносеологическая (познавательная).

3. Обе стороны основного вопроса философии имеют альтернативное решение: или - или.

4. Онтологическая сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание. В зависимости от того, как философы отвечают на первую сторону основного вопроса философии, они делятся на материалистов и идеалистов и соответственно философские направления - на материализм и идеализм.

Материализм - направление в философии, сторонники которого считают, что в отношении материи и сознания первичной является материя, которая является самостоятельной субстанцией и не нуждается в своем существовании ни в чём, кроме себя.

 К материалистическому направлению принадлежат такие философы, как Демокрит, Эпикур, Ф.Бэкон, Локк, Спиноза, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин и др.

Идеализм - направление в философии, сторонники которого в отношении материи к сознанию первичным считают сознание (идею, дух). Идеализм существует в двух формах: объективный (Платон, Гегель и др.) и субъективный идеализм (Беркли и др.).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции и в Средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии и др. странах Западной Европы.

5. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.

Суть второй (гносеологической) стороны основного вопроса философии состоит по определению Ф.Энгельса в следующем: “Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру”, т.е. познаваем ли мир?

Отвечая на вопрос, познаваем ли мир, философы разделились на две группы:

 а) большинство из них и, прежде всего материалисты, признают принципиальную возможность познания мира;

б) но наряду с ними есть философы (агностики), которые утверждают: мир непознаваем, познавательные возможности человека ограничены (И.Кант). Убедительным доказательством несостоятельности агностицизма является общественно-практическая человеческая деятельность.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решён и фактически является  извечной философской проблемой.

В XX в. многие западные философы стали меньше уделять внимание традиционному основному вопросу, мотивируя это тем, что он якобы трудно разрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Западные философы Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос - проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, поиска смысла жизни и своего места в мире.

 

Функции философии

Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие основные функции философии: мировоззренческую, методологическую и воспитательно-гуманитарную.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия человека с окружающем миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания действительности. В соответствии со спецификой философии речь идёт о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, помогать человеку адаптироваться в окружающем мире, найти свой смысл жизни. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует этический и эстетический подходы.

 

Основные формы бытия

 

Бытие как всеобщее, единичное и особенное в общефилософском плане как целостное бытие мира в осмыслении бытия в мире позволяет вычленить основные формы последнего. Это:

1) бытие вещей, процессов и состояний природы (естественная природа);

2) бытие произведенных человеком вещей (вторая природа);

3) бытие человека в мире вещей; 

4) специфически человеческое бытие;

5) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуальное духовное и объективированное, т.е. в неиндивидуальное духовное.

6) Бытие социальное – индивидуальное бытие и бытие общества.

 В индивидуальное духовное бытие, прежде всего, включается сознание человека и его самосознание как феномены реально существующего бытия, в том числе и бессознательное как неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, как неосмысленные ощущения.

Пространство и время

 

Каков философский смысл категорий “пространство” и “время”?

Структурная организация мира обнаруживает такие особенности как расположение материальных объектов вне друг друга, что задаёт границы объекта по отношению к окружающей среде, что делает объекты протяженными; каждый объект занимает какое-то место среди других объектов - это наиболее общая характеристика пространства. Абстрактно осмысливая их, мы получаем предельно общее философское представление пространства. Но при этом необходимо помнить, что пространство имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована.

Выявим содержание понятия времени.

Объекты материального мира находятся в движении и развитии. Эти процессы развёртываются по определённым этапам, располагающихся последовательно друг за другом, что выражается в понятии длительности.

Сравнение этих длительностей является основой количественных мер, выражающих скорость развёртывания процессов, их ритм и темп. Абстрагирование длительности и скорости от самих процессов даёт нампредставление о времени как таковом. Но это представление имеет смысл лишь постольку, поскольку оно связано с движением и развитием материальных объектов. Иначе говоря пространство и время являясь универсальными формами материи, неразрывно связаны с движением.

Получив общее представление о пространстве и времени, перейдём к рассмотрению их свойств с позиций реляционной концепции. Итак, пространство и время как универсальные формы существования материи в нашей материально-инерциальной системе (в нашей галактике) существуют объективно, имеют 4 измерения (пространство – 3, время 1), пространство измеряется в единицах объёма, время – в единицах времени; пространство и время прерывны относительно конкретных материальных образований, а относительно мира в целом – непрерывны, т.к. непрерывна движущаяся материя как объективная реальность.

В истории философии длительно существовала субстанциальная концепция пространства и времени, рассматривающая их как совершенно самостоятельные сущности, как некую арену, в которой существуют и движутся материальные образования. (Демокрит и Эпикур, И.Ньютон и др.). Впервые реляционную концепцию пространства и времени обосновал Г.Лейбниц. И.Кант подошёл к ней вплотную, но дать ей всестороннее обоснование пока не смог. Только в XX веке физики, опираясь на теорию относительности А.Эйнштейна, дали всестороннее научное обоснование реляционной концепции пространства и времени. Более того, это теория доказала, что в разных материально- инерциальных системам, связанных с приближением движения к скорости света, и при взаимодействии между крупными космическими телами с мощным гравитационным полем пространство искривляется, связи между пространством и временем изменяется и появляется многомерность пространства. Понятие многомерности пространства широко применяется и в математике, где изучается геометрия отношений между различными материальными формами.

И ещё один важный момент: непрерывность пространства времени, связанную с бесконечностью мира, необходимо понимать не в чисто количественном измерении (“дурная бесконечность”), а прежде всего в качественном смысле. Это значит, что на разных уровнях организации материи мы сталкиваемся с качественно различными структурами пространства и времени. Качественные формы пространства и времени значительно различаются в неживой и живой природе; свою специфику и сложную структуру имеют социальное пространство и время, обусловливающуюся динамикой социально организованной материи, своеобразием проявления и индивидуальной жизни людей.

Тема 3. Учение о развитии (Диалектика)

Диалектика. Её смысл

Философское миропонимание призвано не только представить основные “блоки” бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие. Однако построить целостный теоретический образ мира в его динамике оказалось очень трудно. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии.

Этапы развития диалектики.

В античной философии под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему до получения согласия, т.е. некоторой истины. Сократ под диалектикой понимал ведение учёных бесед (диалогов). Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от конкретных многообразных значений к общим понятиям – идеям, выражающим истинно сущее.

В средние века диалектика дальше развивалась как искусство спора. Пьер Абеляр этой проблеме посветил свою книгу “Да и нет”. Искусство спора в этот период культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработка методов опровержения доводов противников церкви. Но тем не менее искусство спорить (диалоги) приобретают всё более совершенные формы. В результате культура диалектической полемики приобрела непреходящее значение.

Начиная с античной философии (Индия, Китай и Греция) философы всё более пристально вглядывались в подвижный характер природы, но они ещё не располагали научными знаниями о различных видах и формах движений, но тем не менее сумели схватить общую сущность движения – подвижный характер бытия, т.е. его изменчивость, хотя уровень его и суть считались ещё долго стабильными.

Дальнейшее накопление научных и практических знаний о мире привело философов к пониманию наличия в мире как изменчивости, так и устойчивости. Это явление можно было понять и объяснить только через такую сложную форму изменений, как развитие в природе и обществе. Понятия развитие начало формироваться в результате возникновения представления о временной направленности, неповторимости событий как в природе, так и в общественной жизни. Декарт, Вольтер, Руссо, Кондорсе и другие философы развивали учение развитии.

Синтез разных догадок и формирование теории развития были осуществлены в немецкой классической философии. Это был следующий исторический тип диалектики. Целостную концепцию развития, хотя и на идеалистической основе, разработал Гегель. Его учение стало одним из важных теоретических источников – разработки Марксом и Энгельсом материалистической диалектики.

Гегель чётко и всесторонне разработал и привел в систему понятийный аппарат диалектики: принципы, законы и категории, показав неразрывную связь между ними. Это было значительным шагом в развитии философии. Маркс и Энгельс, очистив гегелевскую диалектику от идеализма, поставили её на прочную научную основу; диалектика как метод мышления и познания мира приобрела научный характер. Творчески соединив с философским материализмом, они подняли мировую философскую культуру на новый уровень, получивший название – диалектический материализм.

Материалистическая диалектика превратилась в науку о законах развития природы, общества и мышления. “Субъективная “диалектика мысли выступила, как отражение “объективной” диалектики. Ключевой и самой ёмкой проблемой, охватывающей весь комплекс диалектических связей, является понимание процессов развития, т.е. что условием развития являются связи.

 

Универсальные связи бытия

Важнейшее место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи бесконечно многообразных явлений. Опыт осмысления связи вплоть до единства противоположности – достижение диалектической мысли. В форме познания универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категории диалектики это философские понятия, в которых отражаются универсальные связи бытия во всём их многообразии – гибкости, противоречивой динамике.

 

Понятие социальной связи

Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнёра. В социальной связи можно выделить: - субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей); - предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); - механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи – или если участники связи не согласны с принципами её регулирования.

Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь поверхностна, мимолётна), и в виде социального взаимодействия (систематические, регулярные социальные действия партнёров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать определённую ответную реакцию воздействующего). Социальные взаимодействия выступают в вариантах: социальные отношения, социальные институты, социальные общности.

Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

Психическое и социальное взаимодействие (обмен представлениями, чувствами, желаниями, переживаниями) возможно:

- при наличии психики, органов чувств;

- если взаимодействующие люди одинаковым образом выражают одни и те же психические переживания, одинаково понимают сами символы, объективирующие дневные состояния.

Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы:

1)простое соприсутствие; 2)обмен информацией; 3) совместная деятельность; 4) равная обоюдная или асимметричная активность (социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др.)

Теории социального взаимодействия:

1 .теория обмена (Дж. Хоманс, П.Блау) – социальное поведение как взаимодействие людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом.

2. теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г.Блумер).

3. теория управления впечатлениями (Э.Гофман)

4. психоаналитическая теория (З.Фрейд) и др.

Одной из форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена обусловлены деятельностью и существованием других членов. Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистическим или смешанным. Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия.

Взаимодействие в неорганизованных группах противоположно предписанным ритуалам. Формы коллективного поведения людей в толпе относительно стихийное, порой непредсказуемое взаимодействие людей в ситуации неопределенности или угрозы.

4 типа элементарных коллективных групп (Г.Блумер)

-действующая толпа (агрессивная)

- экспрессивная толпа

- масса (без социальной организации)

- общественность (дискуссия о решении проблемы)

Эти социальные группировки возникают спонтанно, и их действие не направляется и не определяется существующими культурными моделями и нормами.

Появление элементарных коллективных группировок указывает на происходящий процесс социального изменения. Они играют важную роль в развитии нового коллективного поведения и новых форм социальной жизни, в формировании нового социального порядка, служат основой для формирования социальных движений, благодаря которым новые типы коллективного поведения выстраиваются в фиксированные социальные формы.

 

Нравственные ценности

Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, что изучается этикой. Этика – учение о морали. Мораль – это сфера должного, нравственность сфера действительности. Нравственность – исторически сложившаяся система неписанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

Под нравственной ценностью понимаются:

1) нравственное значение личности (группы лиц) и её поступков;

2) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания (нормы, принципы, идеалы, понятия добра, счастья, справедливости).

Нравственный человек наделен чуткой совестью. Совесть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности  перед окружающими и самим собой. Нормы нравственности, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, являются и мерой требований общества к людям, и мерой воздаяния по заслугам. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что дает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.

Исходными категориями нравственности являются добро и зло. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы торможения и разрушения именуются злом.

Не менее важна и такая категория как нравственный долг – то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. Важное место принадлежит в системе нравственных категорий достоинству личности, т.е. осознанию личностью своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.

Коренной вопрос этики – смысл человеческой жизни. От его реализации зависит человеческое счастье. Счастье – наивысшая форма нравственного удовлетворения проистекающая от сознания правильности, благородства основной жизненной линии поведения. В настоящее время существует проблема «экзистенциального вакуума», которая связана с проблемой смысла жизни. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни оказывает отрицательное влияние на качество социализации личности.

Религиозные ценности

Религия – важный феномен духовной жизни верующего человека и общества, основа на фатальной вере в Бога и не требует никакого доказательства. Религия воссоединяет жизнь двух миров: земного и трансцендентного. В религии исключительное значение имеет отношение индивидуальной души к трансцендентному – с этим связано личное душеспасение. Религиозные ценностиявляются ориентиром в жизниверующих, обуславливают нормы и мотивы их поведения и поступков. Одно из основных и неотъемлемых прав человека – свобода религиозных убеждений, поэтому следует толерантно относится к людям различных религиозных взглядов.

Эстетические ценности

Термин «эстетическая ценность» служит для обозначения объекта эстетического отношения в его положительном значении. Различие между концепциями эстетической ценности заключается в том, как понимается её источник, сущность, основа. Это или Бог (Ф.Аквинский), идея (Платон, Гегель), чувства человека (Дьюи), или же общественные отношения, формирующиеся в процессе общественно-исторической практики. Освоение эстетической ценности осуществляется в процессе оценки, включенной в эстетическое переживание, вкус, идеал. Эстетические ценности могут создаваться в различных видах человеческой деятельности, так как в них проявляется творчество «также и по законам красоты» (К.Маркс). Особым типом эстетической ценности является художественная ценность. Художественная ценность – произведение искусства в его отнесенности к высшим человеческим потребностям и интересам, осознанное в его содержательно-артистических достоинствах и функциях, благодаря которым оно оказывает положительное воздействие на чувства, разум, волю людей, способствуя их духовному развитию.

В эстетической ценности большую роль играет форма. Важность формы обусловлена особенностями её содержания. Эстетическая ценность воплощает множество значений: психофизиологическое значение для органов чувств человека; значения для познания, воспитания, для ценностной ориентации, для наслаждения. Все эти значения объединены в единый комплекс, своеобразный у конкретного явления. Эстетическая ценность имеет различные формы проявления, которые фиксируются эстетическими категориями. Основная эстетическая ценность – прекрасное. Разновидность эстетической ценности – возвышенное. Антиподами их являются безобразное и низменное. Эстетическая ценность через искусство и вне его играет особую роль в формировании качеств личности.

Отношение людей к миру всегда носит оценочный характер. Оценка – отношение человека к чему-либо. (Она может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной и т.д.). На её основе формируется ценностная ориентация человека - выбор направленности деятельности, поведения (Выбор носит в себе многовариантность, т.к. мир многообразен). Формирование ценностных ориентаций осуществляется в процессе воспитания личности.  

Тема 7. Проблема сознания в философии

Развитие форм отражения

 

Материальные носители Формы отражения Механизмы отражения

Неживая природа

физические тела След механическое, физическое, химическое взаимодействие

Живая природа

живая клетка раздражимость обменные процессы
нервная клетка чувствительность инстинкты
нервная система восприятие рефлекс
мозг человека Сознание членораздельная речь

 

Сознание является высшей формой отражения действительности и своими корнями уходит в неживую природу.

Идеальное и материальное

 

         Мозг человека есть орган сознания, а сознание есть функция мозга. Сознание связано протекающими в мозгу биохимическими, физиологическими, нервными процессами и не существует помимо них. Но эти процессы не составляют сущность сознания, они лишь выступают материальным субстратом сознания. Нематериальным является совокупность субъективных образов. Субъективный образ – это отражение вещи, явления, процесса в мозгу человека. Как копия отражение является источником активности, связанной с переработкой отразившегося образа, с его преобразованием. Преобразование есть акт осмысления воспринимаемого образа в знаковой системе, то есть при помощи членораздельной речи. Сознание существует как субъективный образ объективного мира, как способ социальной регуляции человеческой деятельности. Оно есть идеальное в том смысле, что образ – это не вещь, а снимок с нее в мозгу человека. Этот образ, если он верно отражает материальное, объективен по своему содержанию.

Субъективный образ и человеческий мозг находятся в диалектическом единстве, основой которого является чувственно-предметная деятельность.

 

Активный характер сознания

 

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической преобразующей деятельности, в которой сознание представляет такую духовную деятельность, которая направлена на активное творческое преобразование действительности. Содержание сознания реализуется через его способность формировать замыслы, идеи, ориентированные на практическую деятельность.

Сознание и язык

 

У животных нет сознания, у них нет и языка. То немногое, что животные должны сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Содержанием общения животных всегда является полученная в данный момент ситуация. Человеческая речь отторглась вместе с сознанием от своей ситуативности, и ее содержанием выступает идеальное, опосредованно производящее объективную реальность.

Речь выполняет несколько функций:

- коммуникативную (средство общения)

- мыслительную (орудие мышления)

- средство выражения и воздействия.

Речь и язык это не одно и тоже. Речь – деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка.

Язык – определенная система средств общения, система содержательных значимых форм.

Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как чувственная основа или орудие сознания.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, подвергает их анализу. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других доступность своих слов.

Сознание и язык едины, но не тождественны друг другу. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в форме слова.

 

Тема 8. Познание (гносеология)

Принципы познания

 

Современная гносеология базируется на следующих принципах:

1. Диалектики, что подразумевает необходимость рассматривать процесс познания с позиции развития, используя законы, категории, принципы диалектики.

2. Историзма – рассматривать все явления и предметы в контексте их исторического возникновения и развития

3. Практики – признавать главным источником познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя

4. Познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания

5. Объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания

6. Активности творческого отображения действительности

6. Конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

 

Познание и творчество

 

Под творчеством в философии понимается деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Она не возможна без побудительного мотива. Таким побудительным мотивом выступает потребность, устойчиво доминирующая в иерархии мотивов данной личности.

Перед разумом человека ставиться проблема, которая не может быть решена известными методами. У человека при появлении таких задач активизируется творческое мышление. Основой такой активности выступает творческая мысль, целью которой является получение новых результатов или посредством комбинации обычных способов или совершенно новым методом. Как только найден принцип решения задачи, она перестает быть творческой.

Понимание и объяснение

 

Теория познания различает структурные объяснения, отвечая на вопрос, как устроен объект; функциональные объяснения - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющих знаний могут выступать как законы, так и отдельные факты.

Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Чем же отличается понимание от объяснения? Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложения или отрывка, которое им придавали авторы. Понимание - это не единичный акт, а деятельный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляется такие процедуры как:

1. интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения;

2. реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения;

3. конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;

4. дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы;

5. конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

Процесс понимания состоит не то



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.018 с.)