Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение и развитие. Формы движения материи

Поиск

Движением, по определению философии является всякое изменение материи; оно является абсолютным, то есть несотворимым и неуничтожимым; неразрывно связан с материей как способ ее существования.

Развитие это движение по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому при одновременном отмирании старого; без этого отмирания невозможно развитие нового.

Движение бесконечно, многообразно как многообразны структурные уровни материи, но в философии принята определенная классификация движений.

Выделим основные типы движений:

Движение внутри вещей на уровне атомно–молекулярных изменений:механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная; движения на уровне микромира и мега мира. Первые пять форм исследованы Ф.Энгельсом, исходя из достижений науки XIX века. Они группируются в три блока движения в неживой, в живой природе и в обществе. В основу классификации форм движения материи Ф.Энгельс положил следующие принципы:

1)они соотносимы с определенными материальными уровнями организации. Этот тип связан с сохранением устойчивости предмета, его качества;

2) движение, связанно с изменением качественного состояния предмета в результате взаимодействия с высшей средой.

3) каждая последующая форма движения возникает на базе низших, то есть предшествующих форм;

4) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Формы движения на уровне мега-и микромира открыты и изучены наукой XX века; они обладают качественным своеобразием. Да и сущность классических форм движения материи (выделеных Ф.Энгельсом), значительно расширились и углубились за счет проникновения науки в мега и микромир. Но необходимо помнить, что каждой форме движения присущи свои материальные носители и свои закон. Все формы движения взаимосвязаны. Так, механическая форма движений: это перемещения тел, вещей относительно друг друга без нарушения их целостности; физическая форма-распад вещества до молекул, ибо молекула является носителем нового вещества; химическая – распад вещества до атомов как переход в новое качество и формирование из атомов молекул, то есть нового качественного состояния вещества; биологическая живая клетка и доклеточные (ДНК, РНК, белки); социальные общности людей и человек; движение на уровне микро мира - элементарные частицы, кварки; мега мира - звезды, планеты галактики, метагалактики.

 

Пространство и время

 

Каков философский смысл категорий “пространство” и “время”?

Структурная организация мира обнаруживает такие особенности как расположение материальных объектов вне друг друга, что задаёт границы объекта по отношению к окружающей среде, что делает объекты протяженными; каждый объект занимает какое-то место среди других объектов - это наиболее общая характеристика пространства. Абстрактно осмысливая их, мы получаем предельно общее философское представление пространства. Но при этом необходимо помнить, что пространство имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована.

Выявим содержание понятия времени.

Объекты материального мира находятся в движении и развитии. Эти процессы развёртываются по определённым этапам, располагающихся последовательно друг за другом, что выражается в понятии длительности.

Сравнение этих длительностей является основой количественных мер, выражающих скорость развёртывания процессов, их ритм и темп. Абстрагирование длительности и скорости от самих процессов даёт нампредставление о времени как таковом. Но это представление имеет смысл лишь постольку, поскольку оно связано с движением и развитием материальных объектов. Иначе говоря пространство и время являясь универсальными формами материи, неразрывно связаны с движением.

Получив общее представление о пространстве и времени, перейдём к рассмотрению их свойств с позиций реляционной концепции. Итак, пространство и время как универсальные формы существования материи в нашей материально-инерциальной системе (в нашей галактике) существуют объективно, имеют 4 измерения (пространство – 3, время 1), пространство измеряется в единицах объёма, время – в единицах времени; пространство и время прерывны относительно конкретных материальных образований, а относительно мира в целом – непрерывны, т.к. непрерывна движущаяся материя как объективная реальность.

В истории философии длительно существовала субстанциальная концепция пространства и времени, рассматривающая их как совершенно самостоятельные сущности, как некую арену, в которой существуют и движутся материальные образования. (Демокрит и Эпикур, И.Ньютон и др.). Впервые реляционную концепцию пространства и времени обосновал Г.Лейбниц. И.Кант подошёл к ней вплотную, но дать ей всестороннее обоснование пока не смог. Только в XX веке физики, опираясь на теорию относительности А.Эйнштейна, дали всестороннее научное обоснование реляционной концепции пространства и времени. Более того, это теория доказала, что в разных материально- инерциальных системам, связанных с приближением движения к скорости света, и при взаимодействии между крупными космическими телами с мощным гравитационным полем пространство искривляется, связи между пространством и временем изменяется и появляется многомерность пространства. Понятие многомерности пространства широко применяется и в математике, где изучается геометрия отношений между различными материальными формами.

И ещё один важный момент: непрерывность пространства времени, связанную с бесконечностью мира, необходимо понимать не в чисто количественном измерении (“дурная бесконечность”), а прежде всего в качественном смысле. Это значит, что на разных уровнях организации материи мы сталкиваемся с качественно различными структурами пространства и времени. Качественные формы пространства и времени значительно различаются в неживой и живой природе; свою специфику и сложную структуру имеют социальное пространство и время, обусловливающуюся динамикой социально организованной материи, своеобразием проявления и индивидуальной жизни людей.

Тема 3. Учение о развитии (Диалектика)

Диалектика. Её смысл

Философское миропонимание призвано не только представить основные “блоки” бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие. Однако построить целостный теоретический образ мира в его динамике оказалось очень трудно. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии.

Этапы развития диалектики.

В античной философии под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему до получения согласия, т.е. некоторой истины. Сократ под диалектикой понимал ведение учёных бесед (диалогов). Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от конкретных многообразных значений к общим понятиям – идеям, выражающим истинно сущее.

В средние века диалектика дальше развивалась как искусство спора. Пьер Абеляр этой проблеме посветил свою книгу “Да и нет”. Искусство спора в этот период культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработка методов опровержения доводов противников церкви. Но тем не менее искусство спорить (диалоги) приобретают всё более совершенные формы. В результате культура диалектической полемики приобрела непреходящее значение.

Начиная с античной философии (Индия, Китай и Греция) философы всё более пристально вглядывались в подвижный характер природы, но они ещё не располагали научными знаниями о различных видах и формах движений, но тем не менее сумели схватить общую сущность движения – подвижный характер бытия, т.е. его изменчивость, хотя уровень его и суть считались ещё долго стабильными.

Дальнейшее накопление научных и практических знаний о мире привело философов к пониманию наличия в мире как изменчивости, так и устойчивости. Это явление можно было понять и объяснить только через такую сложную форму изменений, как развитие в природе и обществе. Понятия развитие начало формироваться в результате возникновения представления о временной направленности, неповторимости событий как в природе, так и в общественной жизни. Декарт, Вольтер, Руссо, Кондорсе и другие философы развивали учение развитии.

Синтез разных догадок и формирование теории развития были осуществлены в немецкой классической философии. Это был следующий исторический тип диалектики. Целостную концепцию развития, хотя и на идеалистической основе, разработал Гегель. Его учение стало одним из важных теоретических источников – разработки Марксом и Энгельсом материалистической диалектики.

Гегель чётко и всесторонне разработал и привел в систему понятийный аппарат диалектики: принципы, законы и категории, показав неразрывную связь между ними. Это было значительным шагом в развитии философии. Маркс и Энгельс, очистив гегелевскую диалектику от идеализма, поставили её на прочную научную основу; диалектика как метод мышления и познания мира приобрела научный характер. Творчески соединив с философским материализмом, они подняли мировую философскую культуру на новый уровень, получивший название – диалектический материализм.

Материалистическая диалектика превратилась в науку о законах развития природы, общества и мышления. “Субъективная “диалектика мысли выступила, как отражение “объективной” диалектики. Ключевой и самой ёмкой проблемой, охватывающей весь комплекс диалектических связей, является понимание процессов развития, т.е. что условием развития являются связи.

 

Универсальные связи бытия

Важнейшее место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи бесконечно многообразных явлений. Опыт осмысления связи вплоть до единства противоположности – достижение диалектической мысли. В форме познания универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категории диалектики это философские понятия, в которых отражаются универсальные связи бытия во всём их многообразии – гибкости, противоречивой динамике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.144 (0.009 с.)