Понятие методологии, метода и методики научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие методологии, метода и методики научного познания



Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности.

Метод - совокупность подходов, приемов, способов и средств научного познания. Подход – мировоззрение познающего человека. Приемы – идеальные методы познания. Средства – материально-техническая база.

Методика – конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала.

В методологии используют:

1. Общефилософские методы: диалектика и метафизика.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

ü по вопросу связей старого и нового - если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

ü по вопросу о причине движения - согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

ü по вопросу взаимосвязи количества и качества - сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

ü по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

ü в системе мышления - если диалектический способ мышления сводит к шагам "тезис - антитезис - синтез", то метафизический опирается на формулы "или - или", "если не то, значит - это", то есть метафизическое мышление негибкое и одностроннее;

ü в отношении к окружающей действительности - диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика - однообразно, по принципу "черное - белое";

ü в отношении к познанию - согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства);

ü согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;

ü в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явле­ний.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития.

2. Общенаучные методы – методы, сформулированные как обобщение методов частных наук.

Методы конкретных наук.

Методы научного познания

 

5.1. Эмпирический уровень научного познания и его методы

 

В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому.

Методы эмпирического уровня носят конкретный характер.

1. Наблюдение - сбор информации об объекте изучения без нарушения его естественных связей. Необходимо уметь выделить предмет изучения из других предметов и назвать его. Все это есть процесс мысленного вычленения, узнавания.

2. Описание – регистрация фактов наблюдения.

3. Измерение – сравнение с эталонами, чисто внешне мы не можем получить точную информацию.

4. Сравнение – сопоставление полученной информации с ранее полученными знаниями.

5. Физическое моделирование – на модель переносятся только те части объекта, которые мы исследуем. Физические модели выступают основой для нового метода эксперимента.

6. Эксперимент – объект в искусственных условиях. Необходимо избавиться оттого, что мешает исследованию определенной стороны объекта.

Наблюдение и эксперимент - важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объектов познания. Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.005 с.)