Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе доу
В рекомендованных примерными образовательными программами сетках НОД отдельные занятия по социально-коммуникативному развитию не указаны. Однако в старшей группе проводятся 3 занятия по познавательному и 2 — по речевому развитию в неделю (согласно программе «От рождения до школы»). Тесная связь социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития позволяет планировать НОД по ознакомлению с социумом и ОБЖ как познавательную, а коммуникативную деятельность планируют на занятиях по речевому развитию. Так, в одну неделю можно проводить познавательные занятия, чередуя ознакомление с социумом, миром природы и безопасностью жизнедеятельности. Проводя занятия по развитию речи, педагог включает и коммуникативное развитие (1–2 раза в месяц).
Таблица: пример перспективного планирования занятий по коммуникативному развитию детей старшей группы (фрагмент)
Автор
| Большакова Л. А., воспитатель
| Месяц
| Тема НОД
| Задачи НОД
| Сентябрь
| Культурный человек
| - Раскрыть сущность полярных понятий: добро и зло, показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют;
- учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.
| Наше настроение
| - Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлениями у добрых и злых людей;
- в доступной форме показать изменчивость настроения у людей;
- познакомить со способами управления и регуляции настроения.
| Октябрь
| Хорошо ли быть злым?
| - Продолжать знакомство с полярными понятиями: добро — зло;
- закреплять умение определять эмоциональное состояние людей;
- учить конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.
| Учимся управляться с гневом
| - Продолжать учить детей различать эмоции злости и радости;
- упражнять в регуляции своего эмоционального состояния;
- познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
| Ноябрь
| Что делать, если ты злишься?
| - Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения;
- учить различать добрые и злые чувства и поступки;
- закреплять способы саморегуляции поведения (выражение отрицательных эмоций).
| Настроение Бабы-Яги
| - На примере сказочных персонажей учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей;
- упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (весёлый — грустный);
- учить дифференцировать поступки сказочных персонажей, давать им моральную оценку.
| Декабрь
| Поговорим о доброте
| - Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки;
- учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».
| Ссора
| - Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;
- дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность;
- знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в реальных ситуациях.
| Временной план и структура занятий
Длительность занятий в старшей группе по СанПиН составляет 25 минут. Занятие имеет такие структурные компоненты:
1. Вступительная часть — 1–2 мин. Организация детей. Приветствие, психогимнастика, сообщение темы занятия.
2. Основная часть — 18–20 мин. Мотивация деятельности. Она может отличаться в зависимости от преобладающих видов деятельности, предусмотренных на занятии, и типа НОД (коммуникативная, ознакомление с социумом, ОБЖ). Получение детьми новых знаний, закрепление уже усвоенного материала, дидактические игры, упражнения.
3. Заключительная часть — 2–3 мин. Итог занятия, создание позитивного настроения по окончании совместной деятельности.
Таблица: фрагменты конспектов НОД по социально-коммуникативному развитию (мотивационный этап)
Тема и автор конспекта
| Использованные приёмы
| Содержание этапа
| «Как положено друзьям, всё мы делим пополам», Мальцева Н. В.
| - Появление сказочного героя с просьбой о помощи,
- дидактическая игра «Назови ласково».
| Дети входят в зал, здороваются с гостями. В.: Давайте покажем, как ещё мы можем поздороваться:
- Я здороваюсь везде, В зале и на улице, Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице. Здравствуй, солнце, Здравствуй, день, Мне здороваться не лень! Ты мой друг, и я твой друг, Здравствуй, добрый друг! (Дети показывают движения).
Ой, посмотрите какой гость к нам зашёл! Снеговичок! На улице зима, снеговичок совсем замёрз, нужно ему помочь. Согласны? Встанем в круг, будем называть друг друга ласково и передавать друг другу тепло наших рук и наших сердец. Соберём его вместе и подарим нашему снеговичку и назовём его ласково. (Дети называют друг друга ласково, берутся постепенно за руки, подходят в центр к снеговичку и, соединив вместе все руки, называют его ласково. Снеговик светится). Посмотрите, он засветился, значит, согрелся. Снеговичок очень грустный, потому что у всех есть друзья, а у него нет. Он просит нас помочь ему и собрать для него друга. Вы согласны ему помочь? Для этого нужно выполнить сложные задания. За правильные ответы я буду давать вам части снеговика. Ответив на все вопросы, вы соберёте снеговика целиком. Согласны? Тогда в путь. Но прежде скажем волшебные слова, которые помогут нам в пути. Возьмитесь за руки:
- Мы самые сильные, Мы самые смелые, Мы самые дружные, У нас всё получится!
| Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/14/nod-po-sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu-v-starshey
| «Праздник доброты и вежливости», Уличнова Л. М.
| - Имитационная игра «Пора вставать»,
- чтение стихотворного произведения,
- вступительная беседа на морально-этическую тему.
| Дети заходят в группу. В.: Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:
- Мои детки, мои детки, Мои детки крепко спят. Мои детки, мои детки Потихонечку сопят.
Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот. В.: Солнце встало! Хватит спать! Дети «просыпаются» и, встав на носочки и подняв руки вверх, делают вдох, затем, опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох. В.: Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте! Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Не сердись, улыбнись». Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно. Воспитатель читает детям стихи Н. Красильникова:
- Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!
В.: А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (Ответы детей). Знаете, а добро бывает разное. Одно добро — это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать — это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы и я и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Ответы детей). Да, это доброта сердец.
| Цит. по: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr/no-1450-konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-socialno-kommunikativnomu-razvitiyu-nravstvennomu-vospitaniyu-v-starshey-gruppe-pochemuchki-prazdnik-dobroty-i-vezhlivosti/
| «Как себя вести?», Блинова Е. Ю.
| - Появление сказочного персонажа,
- проблемная ситуация,
- использование стихотворений,
- беседа.
| Раздаётся стук в дверь. В.: Что это за шум за дверью? Кто там стучится? Давайте посмотрим. Открывает дверь, входит Незнайка с воздушным шаром в руках. Незнайка: Ох! Еле приземлился. Здравствуйте, ребята! Это детский сад «Белочка»? (Да). Я специально к вам прилетел. Говорят, у вас все ребята хорошие, друг другу помогают, товарищей не обижают. Захотелось мне посмотреть на вас. Я по всему свету летал на воздушных шарах высоко, видел очень далеко. То, что видел, вам расскажу. А вы мне скажете, может быть, и у вас такое бывает. Слушайте внимательно:
- Двум мальчишкам — драчунишкам Не играется с утра, Ни в хоккей, ни в мяч, ни с книжкой Не хотят побыть друзья. Кулаками размахались, Слезы мажут по лицу И кричат: «Сейчас побью!».
Есть у вас такие? Назовите их имена. Я полечу дальше и расскажу о них другим детям. (Нет таких). Вот и хорошо. Всем на свете драчунам стыд и срам! Стыд и срам! А однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу: в одной группе сидят на полу игрушки и грустную песню хором поют:
- Мы бедные игрушки, поломанные! Мы бедные игрушки, сломанные! Нелюбимые и забытые. Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесёт? Кто нам платьице поправит, В косы ленты заплетёт? Ой! Ай! Ой! Ай!
Ребята, скажите, ваши игрушки такие песни поют? (Ответы детей). Молодцы! Берегите их, не ломайте. (Воспитатель беседует с детьми о том, как и где надо хранить игрушки, как за ними ухаживать).
| Цит. по: http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3493
|
Таблица: конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с использованием ИКТ
Автор
| Чиркова О., воспитатель МДОУ Д/с «Улыбка», с. Вавож, Республика Удмуртия.
| Тема
| «Профессии театра»
| Задачи
| - Воспитывать доверительные взаимодействия между детьми учить работать в парах; проводить рефлексию своего настроения и работы на занятии.
- Развивать театральные умения и входить в образ сказочной ситуации, конструктивные навыки работы с бумагой.
- Познакомить с профессиями кукольник и кукловод.
| Материалы и оборудование
| - Компьютер,
- презентация,
- музыка,
- шаблоны конусов, лиц и деталей сказочных героев,
- клей,
- салфетки,
- нарукавники.
| Вступительная часть
| В.: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на необычную экскурсию. Кто желает пойти со мной? Тогда отправляемся. Звучит музыка, дети садятся на стульчики и видят слайд, где изображён кукольный театр. В.: Как вы думаете, что это за здание? (Кукольный театр). Да, это театр кукол имени Сергея Образцова в городе Москве. Он знаменит своими кукольными часами (слайд), которые находятся на фасаде здания. Каждый час в разных окошках оживают куклы. А в 12 часов куклы оживают все враз и выглядывают в окошки. А вы любите театр? Вам нравится смотреть и играть в кукольном спектакле? В театре происходят чудеса, и куклы оживают.
| Основная часть
| На экране появляется кукла Карамелька (слайд). Карамелька: Здравствуйте, друзья. А вот и я. Я живу в кукольном театре, а вы пожаловали ко мне в гости. У меня для вас есть сюрприз. Сейчас вы его увидите. Это шкатулка (слайд). В.: Да это же шкатулка с загадками! Хотите разгадать их? Загадки будут не простыми, а сказочными. Итак, первая загадка:
- Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка).
Карамелька: Это моя любимая сказка, а вы знаете эту сказку? (Да). А вот сейчас я посмотрю, как вы знаете. Кто не является героем этой сказки? (На экране появляются Красная Шапочка, Волк, Бабушка, Дедушка). Дети: Дедушка Карамелька: Верно (неправильные ответы исчезают). Скажите мне, друзья, что было у Красной шапочки в руках, когда она пошла в гости к бабушке: чемодан, корзинка, дамская сумочка, рюкзак? Дети: Корзинка (неправильные ответы исчезают). Карамелька: Верно, корзинка. А что было в руках у дровосека: ружье, топор, лук со стрелами, сабля? (Слайд). Дети: Топор. Карамелька: Так ли это, мы сейчас проверим (неправильные ответы исчезают). Верно, топор. Какие вы, дети, молодцы, всё знаете, с вами так интересно играть! В.: А мы, Карамелька, тоже хотим показать тебе игру, посмотри. Физкультминутка.
- Маленькая девочка (пружинки вправо, влево) Весело бежит (бег на месте) По тропинке к домику (руки крышей над головой), Что в лесу стоит. Нужно этой девочке (хлопки в ладоши) К бабушке скорей, Отнести корзинку (руки изображают корзинку) С пирожками ей (ладошки изображают пирожки).
В.: Вот мы немножко с вами поиграли. Ребята, скажите, а вам бы хотелось заглянуть в театр? В театре работают люди разных профессий. Сейчас, возможно, вы сами угадаете, о ком мы сегодня будем с вами говорить:
- Куклу на руку надел, Замяукал, песню спел, Поменял перчатку — Шут сплясал вприсядку! Кто куклу за собой ведёт? Ведёт по сцене… (Кукловод).
В.: Это кукловод. (Слайд). Кукловод — артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий куклами при помощи тростей, нитей, специальных перчаток. Актёр — кукловод передаёт образ героя эмоциями, чувствами, речью, при помощи движения куклы. А как вы думаете, кто делает куклы? (Ответы детей). Ребята, кукольник — это мастер, изготавливающий кукол. (Слайд). Как вы думаете, из чего кукольник делает куклы? (Из дерева, ткани, проволоки, пластмассы). А вам бы хотелось на мгновение стать кукольником и сделать куклу для спектакля? (Ответы детей). Прежде чем приступить к работе в мастерской, мы должны превратиться в кукольников. Надеть нарукавники. Нарукавники нам нужны для того, чтобы не испачкаться. Мастера-кукольники используют специальную одежду для того, чтобы не испачкаться краской, клеем, лаком, опилками т. е. тем материалом, которым они пользуются при изготовлении кукол. А мы с вами наденем нарукавники. Давайте встанем и пройдём к рабочему месту. Сегодня каждый из вас попробует смастерить куклу для театра. Дети подходят к столам, где заранее подготовлены материалы к изготовлению игрушек из конусов. В.: Дети, сегодня мы с вами будем изготавливать кукол при помощи конуса. Посмотрите, как надо сложить полукруг, край его смазываем клеем, получится конус. Осталось приделать нашей кукле голову и руки. Приступаем к работе. Кому нужна помощь, обращайтесь друг к другу. Договоритесь, кто с кем будет работать в паре. Обсудите, какую куклу вы хотите сделать. Какие детали подойдут для вашего героя. Можете сделать двух кукол. Во время работы детей звучит музыка. В.: Молодцы, я вижу, что вы все уже закончили своих кукол. Давайте мы посмотрим на них. Какие красивые куклы у нас всех получились! Вы работали очень аккуратно. Какая кукла вам понравилась больше всего? Я хотела бы отметить эту куклу. Посмотрите, как аккуратно сделан конус. Все детали на своём месте. Вам понравилось быть в роли мастеров — кукольников? В.: Посмотрите, что я сейчас сделаю, сниму нарукавники. На руку надену куклу и сразу превращусь в кого? (В кукловода).
- Превращается рука И в котёнка, и в щенка. Чтоб рука артисткой стала, Нужно очень-очень мало: Специальные перчатки, Ум, талант — и всё в порядке!
Но у нас сегодня не перчатки, а конусы. Попробуйте и вы превратиться в кукловодов. (Дети снимают нарукавники). Я приглашаю вас на сцену нашего кукольного театра. (Дети обыгрывают этюды со сделанными куклами).
| Заключительная часть
| Карамелька: Как мне приятно было с вами общаться и работать. Хочется вас спросить, где вы сегодня побывали? Дети: В кукольном театре. Карамелька: С какими новыми профессиями вы познакомились? С героями какой сказки вы встретились? Спасибо вам, ребята, что вы пришли ко мне сегодня в гости. Я надеюсь, что вы с удовольствием будете ходить и играть в театр! До свидания! В.: Вот наша экскурсия и закончилась. Скажите, вам она понравилась? Я снова приготовила смайлики. Кому всё понравилось, возьмите себе весёлый смайлик. Кому было неинтересно, скучно — грустный.
| Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-zanjatija-po-socialno-komunikativnomu-razvitiyu-v-starshei-grupe-profesi-teatra.html
|
|