Модуль 4. Теория и методика реализации содержания фгос до 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 4. Теория и методика реализации содержания фгос до



Модуль 4. Теория и методика реализации содержания ФГОС ДО

по образовательным областям

4.3.Теоретические и методические основы социально-коммуникативного развития дошкольников

Лекция

 Технологии социализации дошкольников. Развитие коммуникативных навыков детей в игровой деятельности. Условия освоения ребенком этических правил и норм поведения. Технологии, направленные на формирование нравственных представлений, суждений и оценок. Основные методы формирования социальных чувств и эмоций. Современные технологии трудового воспитания детей.

Практические занятия

Формы работы по ознакомлению детей с социальным миром. Способы формирования гендерной, гражданственной и семейной принадлежности. Технологии, способствующие усвоению детьми правил безопасного поведения дома, на улице, на природе. Коммуникативные игры (тренинг).

Планируемые результаты обучения

Будет знать: 3.3 Теоретические и методические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Современные технологии, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО.

Умения: 3.3. Применять современные методы и приемы социально-коммуникативного развития. Применять современные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников.

Овладеет: 3.3 Опытом в организации  совместной деятельности в общении и игре.

 

Приложение 2

Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу

(Щетинина А.М.)

В способности к партнерскому диалогу мы выделили три основных

компонента: 1

-

способность слушать партнера; 2

-

способность

договариваться с партнером; 3

-

способность к эмоционально

-

экспрессивной

пристройке, т.е. заражение чувствами партн

ера, эмоциональная настройка на

его состояние, чувствительность к изменению состояний и переживаний

партнера по общению и взаимодействию. Психолог или педагог наблюдают в

течение 2

-

3 недель за особенностями проявления детьми этих показателей в

спонтанно во

зникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем

проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу

по показателям:

умение слушать (спокойно, терпеливо слушает партнера, иногда

перебивает, не умеет слушать);

способность догов

ариваться (договаривается легко и спокойно иногда

спорит, не соглашается, раздражается не умеет договариваться);

способность к эмоционально

-

экспрессивной пристройке легко

(экспрессивно пристраивается к партнеру, пристраивается с трудом (с

помощью взрослых

), совсем не может эмоционально экспрессивно

пристраиваться).

На основании данных таблицы можно установить уровень развития у

ребенка способности к партнерскому диалогу.

Высокий уровень

-

ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко

с ним договарив

ается и адекватно эмоционально пристраивается.

Средний уровень

-

может характеризоваться рядом вариантов: а) ребенок

умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности

эмоционально пристраиваться к партнеру; в) иногда (в некоторых ситуациях)

п

роявляет недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне

адекватно понимает его экспрессию и затрудняется договориться с ним.

Низкий уровень

-

только иногда проявляется одно из указанных свойств.

Нулевой уровень

-

не проявляется ни одного из компон

ентов способности

к партнерскому диалогу.

Приложение 3

Опросный лист (Артюхина Н., Щетинина А.М.)

Предлагаемый опросный лист предназначен для выявления

особенностей эмоционального состояния ребенка. Он также позволит

определить, благополучен или неблаго

получен ребенок в эмоциональном

плане. Прочитайте внимательно вопросы и из предложенных ниже вариантов

ответа выберите нужный (подчеркните его).

1. Каково общее эмоциональное состояние ребенка чаще всего: а)

жизнерадостен; б) спокоен; в) угрюм, подавлен.

2. Как ребенок адаптируется к новым условиям: а) легко; б) с

затруднениями; в) трудно.

3. Как часто проявляет ребенок агрессивные формы поведения

(кусается, дерется, жестоко обращается с игрушками и др.): а) редко; б)

иногда; в) часто.

4. Проявляет ли ребенок эмоции в неадекватных ситуациях (смеется,

когда рассказывают грустную историю и др.): а) никогда; б) редко; в) часто.

5. Проявляет ли ребенок сочувствие, сопереживание к сверстникам,

героям сказок и др.: а) всегда; б) редко; в) ник

огда.

6. Как ребенок общается со сверстниками: а) активен, инициативен,

общается с удовольствием, круг общения широкий; б) общается неуверенно,

круг общения узкий; в) почти не общается, замкнут в себе.

7. Как общается ребенок с воспитателями и другими вз

рослыми: а)

свободно, раскованно; б) сдержанно, неуверенно; в) скованно, пассивно.

8. Характерна ли для ребенка боязнь безопасных предметов,

чрезмерная осторожность: а) нет; б) иногда; в) часто.

9. Как часто ребенок проявляет капризы, упрямство: а) редко

; б)

иногда; в) часто.

10. Характерны ли для ребенка следующие проявления: замкнутость,

тревожность: а) нет; б) в незначительной степени; в) да.

11. Способен ли ребенок управлять своими эмоциями (сдерживать смех

в ситуации, где он неуместен и др.): а) по

чти всегда; б) редко; в) никогда.

12. Характерны ли для ребенка следующие вегетативные проявления:

покраснение кожи, потливость, плохой сон и аппетит, энурез (недержание

мочи), скованность движений и др.: а) никогда или очень редко; б) иногда; в)

часто, п

очти всегда.

Обработка результатов

За каждый ответ, соответствующий букве А, начисляется 0 баллов,

букве Б

-

1 балл, букве В

-

2 балла. Затем подсчитывается сумма баллов.

Интерпретация данных. Если получилось в сумме от 0 до 12 баллов, то

можно констатир

овать, что ребенок эмоционально благополучен. Если же

сумма равна 13

-

18 баллам, то можно полагать, что ребенок не вполне

эмоционально благополучен. Показатели от 19 до 24 баллов свидетельствуют

об эмоциональном неблагополучии.

Примечание. Данный опросник

может быть предложен для заполнения

воспитателям, которые работают с ребенком, и родителям или другим

взрослым, хорошо знающим этого ребенка.

 

Данил Р.

низкий

низкий

средний

низкий

Степа Б.

низкий

низкий

низкий

низкий

Алена Л.

низкий

низкий

низкий

низкий

Владик К.

низкий

низкий

низкий

низкий

Аня Ч.

средний

средний

средний

средний

Ваня П.

средний

средний

средний

средний

Настя О.

средний

средний

низкий

средний

Никита М.

средний

средний

средний

средний

Даша В.

средний

низкий

низкий

низкий

Алина И.

низкий

низкий

средний

низкий

Тимофей Л.

средний

средний

средний

средний

Денис Д.

высокий

высокий

средний

высокий

Диана К.

низкий

низкий

низкий

низкий

Алиса М.

нулевой

низкий

низкий

низкий

Миша Т.

нулевой

низкий

низкий

низкий

Алина В.

низкий

низкий

низкий

низкий

Женя Н.

нулевой

низкий

низкий

низкий

Егор П.

высокий

высокий

высокий

высокий

Юля Т.

низкий

низкий

низкий

низкий

Соня М.

средний

средний

средний

средний

Как представлено в таблице, 2 дошкольника (8%) имеют высокий

уровень социально

-

коммуникативного развития, 9 дошкольников (36%)

имеют средний уровень социально

-

коммуникативного развития,14

дошкольников (56%) имеют низкий уровень социальн

о

-

коммуникативного

развития. Таким образом, большинство дошкольников имеют низкий

уровень социально

-

коммуникативного развития.

Для определения причин низкого уровня социально

-

коммуникативного развития сельских дошкольников, мы сравнили

результаты исслед

ования с показателями городских дошкольников 6 лет

МБДОУ No 6 г. Белгорода Сводные результаты изучения социально

-

коммуникативного развития дошкольников представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Сводные результаты изучения социально

-

коммуникативного

развития

дошкольников в сельском и городском детских садах

Уровни

Сельский ДОУ

Городской ДОУ

высокий

2 дошкольника (8%)

6 дошкольников (24%)

средний

9 дошкольников (36%)

16 дошкольников (64%)

низкий

14 дошкольников (56%)

3 дошкольников (12%)

Приведенные данные свидетельствуют о том, что у дошкольников из

городского ДОУ, в отличие от сельского, преобладает средний уровень

социально

-

коммуникативного развития, который характеризуется

следующими особенностями: дети домысливают поступок, соответст

вующий

общепринятой норме, но не могут аргументировать его (социально

интеллектуальный компонент); умеют слушать и договариваться, но не

умеют эмоционально пристраиваться к партнеру, проявляют недостаточно

терпения при слушании партнера, не вполне адеква

тно понимают его

экспрессию и затрудняются договориться с ним (деятельностно

практический компонент);

с затруднениями адаптируются к новым условиям,

иногда проявляют агрессивные формы поведения, редко проявляют эмоции

неадекватно ситуации, редко проявляю

т сочувствие, сопереживание к

сверстникам, героям сказок, общаются неуверенно, круг общения узкий, с

воспитателями и другими взрослыми общаются сдержанно, неуверенно,

иногда характерна боязнь безопасных предметов, чрезмерная осторожность,

иногда проявляют

капризы упрямство, редко способны управлять своими

эмоциями, вегетативные проявления (покраснение кожи, потливость, плохой

сон и аппетит, энурез, скованность движений и др.) проявляются иногда

(мотивационно

эмоциональный компонент).

У дошкольников из сел

ьского ДОУ, по сравнению с городским, меньше

представлен высокий и средний уровни социально

-

коммуникативного

развития, но больше представлен низкий уровень, который характеризуется

следующими особенностями:

дети не могут аргументировать, почему тот или

но

й поступок

не отвечает социальной нравственной норме (социально

интеллектуальный компонент); только иногда проявляются умение слушать

и договариваться, эмоционально пристраиваться к партнеру, проявлять

терпение при слушании  партнера, адекватно понимать е

го экспрессию и

договориться с ним (деятельностно

практический компонент); чаще

угрюмы, подавлены, трудно адаптируются к новым условиям, к новому

взрослому человеку, с трудом вступают в контакт, они более замкнуты, с

воспитателями и другими взрослыми общ

аются скованно, пассивно, часто

характерна боязнь безопасных предметов, чрезмерная осторожность, часто

проявляют капризы, упрямство, не всегда способны управлять своими

эмоциями. У сельских детей хорошо развита коммуникация, обслуживающая

трудовую деятельн

ость, а также разновозрастное общение, поскольку

сельские дошкольники раньше включаются в разновозрастные

коммуникации. Они знают правила общения, но не всегда могут применять

их, поскольку не видят устойчивого образца среди окружающих их взрослых.

Таким

образом,

дошкольники из сельского ДОУ

умеют включаться в

разновозрастное взаимодействие (в том числе, трудовое), ориентированы на

социальные нормы, транслируемые односельчанами и родителями,

затрудняются при выстраивании социальных коммуникаций в непривычн

ой

обстановке, осуществлении творческого взаимодействия, при наличии знания

социальных норм общения неустойчиво их применяют во взаимодействии со

взрослыми и сверстниками.

Мы связываем полученные результаты со спецификой сельского

социума, который имеет ря

д отличий от городского. Социокультурная среда,

в которой воспитываются сельские дошкольники, более консервативна,

традиционна, нравственно

-

этическая среда более устойчива, родители,

односельчане оказывают существенное влияние на воспитание детей.

Целостно

сть национального самосознания, трепетное отношение к Родине на

селе проявляются сильнее, чем в городе. Поэтому у детей достаточно рано

формируется уважение к семейным традициям, старшим, взаимопомощь.

Вследствие недостаточной доступности профессионального

искусства на

селе активно развивается народное искусство. Круг общения сельских детей

не очень широк, но отличается глубокими привязанностями и знаниями об

окружающих. Более низкий уровень образования и культуры взрослых

влияет на уровень культуры и круго

зора детей. Возможности культурного

роста, самообразования ограничены, но сельская природная среда

естественна и приближена к людям. Условия сельского быта и жизненного

уклада оказывают влияние на организацию учебно

-

воспитательного процесса

на селе:

трудов

ая деятельность во многом зависит от климатических условий,

отличается неравномерностью, дети часто привлекаются к работе на

приусадебных участках, поэтому образовательный процесс идет

неравномерно,

в глазах ребенка значимость умственного труда по сравнени

ю с

физическим снижена, много времени уделяется домашнему труду, что

снижает возможности в образовании,

дети рано включаются в трудовую жизнь семьи.

Подобное положение дел на селе влечет за собой как положительные

результаты

-

высокую работоспособность,

добросовестность,

исполнительность, так и отрицательные

-

к ограничению возможностей 

сельских детей для получения образования. Большая загруженность и детей,

и взрослых бытовым трудом приводит к тому, что мало времени остается на

культурный досуг, образова

ние и самообразование; дети, не видя вокруг себя

высоких уровней жизненных стандартов, не стремятся к их достижению,

проявляют (как и родители) заниженные требования к образованию, не

заинтересованы в изучении ряда учебных дисциплин.

Приведенные результаты

свидетельствуют о том, что уровень

социально

-

коммуникативного развития дошкольников в сельском ДОУ

ниже, чем в городском.

В связи с тем, что у

дошкольников в сельском ДОУ

преобладает низкий уровень социально

-

коммуникативного развития

необходимо организо

вать педагогическое воздействие,

направленное на

социально

-

коммуникативное развитие сельских дошкольников.

2.2. Содержание работы по социально

-

коммуникативному

развитию сельских дошкольников (на примере МБДОУ «Детский сад

«Теремок» с. Веселое» Красно

гвардейского района Белгородской

области)

МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Веселое» Красногвардейского

района Белгородской области в кадровом составе имеет 5 воспитателей. ДОУ

посещает 58 дошкольников, объединенных в 3 группы: группа раннего

возраста (19 д

етей), среднего возраста (20 детей), подготовительная (19

детей).

МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Веселое» является открытой

социальной системой, осуществляющей взаимодействие с различными

социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере

образова

ния. Взаимодействие ДОУ с социумом включает следующие

направления: работа с органами местного самоуправления, взаимодействие с

учреждениями образования, культуры, здравоохранения, работу с семьями

воспитанников ДОУ. Социальными партнерами детского сада «Те

ремок»

являются семьи воспитанников, районное управление образования, школа,

здравпункт, Культурный центр. Одним из способов повышения качества

социально

-

коммуникативного развития сельских дошкольников

мы считаем

установление прочных связей с социумом, по

скольку это создает условия для

формирования личностных качеств воспитанников, совершенствует

конструктивные взаимоотношения, строящиеся на идеях социального

партнерства.

В сельском МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Веселое»

Красногвардейского района Белгоро

дской области воспитатели работают по

программе «От рождения до школы» Вераксы Н.Е. (36). Выбор указанной

программы не случаен и обусловлен комплексным представлением в

программе всех основных содержательных линий воспитания, обучения и

развития ребенка от

рождения до школы.

Программа «От рождения до школы» разработана на основе

Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного

образования и основывается на следующих принципах:

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой

и возможностями образовательных областей;

принцип развивающего обучения и научное положение

Выготского Л.С. (53) о том, что правильно организованная

деятельность «ведет» за собой развитие (воспита

ние и

психическое развитие не являются обособленными,

независимыми друг от друга процессами, воспитание, по мнению

Давыдова В.В. (53), служит необходимой и всеобщей формой

развития ребенка, развитие является важнейшим результатом

успешности воспитания дете

й);

принцип культуросообразности (образование рассматривается как

процесс приобщения ребенка к основным компонентам

человеческой культуры

-

представление, знание, мораль,

искусство, труд).

Программа «От рождения до школы» направлена на развитие духовных

и о

бщечеловеческих ценностей. Отличительной особенностью программы

является отсутствие жесткой регламентации знаний детей и предметного

центризма в обучении. Цели программы реализуются в процессе

разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной,

худ

ожественной, двигательной, трудовой. Для достижения поставленных

целей программа предусматривает соблюдение ряда условий:

забота о физическом и психологическом здоровье,

эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем

развитии каждого ребенка;

создание в группах гуманной и доброжелательной атмосферы для

того, чтобы развитие личности дошкольников происходило в

таких направлениях, как общительность, доброта,

познавательный интерес, инициативность, самостоятельность,

творчество;

включение дошкольни

ков в разнообразные виды детской

деятельности, включая интегрированную деятельность;

творческая организация (креативность) процесса воспитания и

обучения;

вариативность использования образовательного материала для

развития творческого потенциала дошкольник

ов;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство требований ДОУ и семьи;

соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной

школы.

В рамках физического воспитания программа направлена на охрану жизни

и укрепление здоровья р

ебенка, профилактику негативных эмоциональных

состояний; совершенствование функций организма, формирование интереса

к двигательной деятельности, основ физической культуры, воспитание

положительных нравственно

-

волевых качеств, осознание ценности здорового

о

браза жизни, знакомство с элементарными правилами безопасного

поведения. Это способствует развитию способности детей взаимодействовать

в ходе игровой деятельности со сверстником, проявлять кооперированность,

контроль, самостоятельность, то есть формировани

ю деятельностно

-

практического компонента социально

-

коммуникативного развития.

В рамках умственного воспитания программа направлена на развитие у

детей в процессе различных видов деятельности познавательных процессов и

способов умственной деятельности. Бо

льшое внимание уделяется разделу

«Ребенок и окружающий мир», составляющими которого являются

предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Введение в предметный мир включает ознакомление ребенка с названиями,

назначением, свойствами, класс

ификацией предметов; восприятие предмета

как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности. В

ознакомлении детей с явлениями общественной жизни центральным

моментом являются жизнь и труд взрослых. Умственное воспитание

основывается на прин

ципах коммуникативно

-

познавательной деятельности и

направлено на формирование у ребенка целостной картины окружающего

мира; развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

знакомство с предметами быта, их функциями; формирование элементарных

пре

дставлений о себе и своем ближайшем социальном окружении;

макросоциальной среде, деятельности людей, явлениях общественной жизни;

явлениях природы; формирование элементарных экологических

представлений. В направлении умственного воспитания и общего развити

я

программа предусматривает активное развитие устной речи (овладение

звуковой системой, лексикой и грамматическим строем языка, диалогической

и монологической речью; подготовка к освоению грамоты, развитие

диалогической речи, формирование культуры речевого

общения, развитие

желания говорить, общаться с другими людьми). Это способствует развитию

способности детей понимать логику развития событий, прогнозировать

последствия поведения в конкретной ситуации, определять значение

поступков людей в разнообразных с

итуациях их межличностного

взаимодействия, то есть формированию социально

интеллектуального

(когнитивного) компонента социально

-

коммуникативного развития.

Экологическое воспитание направлено на ознакомление с миром природы,

формирование элементарных экол

огических представлений через

ознакомление с природой, воспитание ценностного отношения к объектам

природы. Это способствует формированию социально

интеллектуального

(когнитивного) компонента социально

-

коммуникативного развития.

Согласно программе, нравс

твенное воспитание является одним из

важнейших компонентов общего развития ребенка и направлено на

воспитание гуманного отношения к окружающему миру, любви к семье,

дому, краю, городу, поселку, Родине, формирование уважительного

отношения к взрослым, разви

тие навыков культурного и ответственного

поведения, умений взаимодействовать с окружающими. Это способствует

формированию социально

интеллектуального (когнитивного) компонента

социально

-

коммуникативного развития.

Трудовое воспитание является важнейшей со

ставной частью дошкольного

воспитания, базой для развития  творческих способностей ребенка,

важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений,

раскрытия творческого потенциала ребенка через ознакомление детей с

трудом взрослых и через непоср

едственное их участие в посильной трудовой

деятельности в детском саду и дома. В программе подчеркивается роль

ознакомления детей с общественной направленностью, социальной

значимостью труда, формирования уважительного отношения к людям труда.

Организуя тр

удовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее

развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах,

способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков,

воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения

к

собственному труду и труду других людей. Это способствует включенности

ребенка в игровое взаимодействие со сверстником, установлению

межличностных отношений, социально

эмоционального общения детей то

есть формированию мотивационно

-

эмоциональный компо

нента социально

-

коммуникативного развития, а так же деятельностно

-

практического.

Особое место в программе занимает ознакомление детей с

художественной литературой как искусством для развития эстетических и

нравственных чувств, речи, интеллекта, формирова

ния позитивного

отношения к миру. В структуре программы художественная литература

занимает место между нравственным, трудовым и художественно

-

эстетическим воспитанием. Художественно

-

эстетическое воспитание

осуществляется в процессе ознакомления с природой,

разными видами

 

Список использованной литературы

Агафонова И.В. Опыт лидерства и работы в группе как составляющие

социально

коммуникативного

развития

дошкольникаhttp://dovosp.ru/insertfiles/files/VAK/2015_05/2

Андреева Г.М Социальная психология.

-

М.:

Наука, 2002.

-

564 с.

Антонов Ю.Е.

Состояние дошкольного образования в сельской

местности

http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/k_voprosteorii/stat.

htm

Антопольская Т.А.

Организационная культура учреждения

дополнительного образования детей: теория и практика развития. М.:

УМК Психология, 2009.

-

386 с.

Асмолов А.Г. Психология личности.

-

М.: Мозаика

-

Синтез, 2011.

-

364 с.

Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельско

й школе. М.:

Педагогический поиск, 2002.

-

176с.

Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей

3

-

7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного

учреждения. Карачаевск, 2002.

-

229 c.

Божович Личность и ее формирование в детском во

зрасте. М.:

Просвещение, 1968. 464 с.

Бочарова В. Г., Гурьянова М. П. стратегия модернизации сельского

образовательного

социума

http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull

&

id=1193919665

&

archive=1196814847

&

start_from=

&

ucat=

&

Бугаенко А.Э.О некоторых особенностях восприятия и понимания

дошкольниками друг друга и усвоения ими способов коммуникации.

-

М.: Просвещение, 1986.

249 с.

В

еракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

-

М.: Мозаика

-

синтез,

2010.

-

112 с.

Виноградова А. М., Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. Книга для

воспитателя дет. сада.

-

М.: Просвещение, 198

9.

-

96 с.

Гербова В.В. Развитие речи детей младшей разновозрастной группе (2

-

4 года) // Ребенок в детском саду.

-

2001.

-

No5, С. 17

-

26.

Гогоберидзе А.Г. К проблемам познания и понимания ребенка

дошкольного возраста // Педагогическая диагностика как инс

трумент

познания и понимания ребенка дошкольного возраста.

-

СПб: Изд

-

во

РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

-

362 с.

Гурьянова М. П. Наша новая школа на селе: инновационная модель

http://pandia.ru/text/77/27

4/720.php

Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология.

-

М.:

Академия, 1999.

-

464 с.

Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска Программа по организации

поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

-

Москва:

Торговый Центр, 2005 г.

-

57с.

Евдокшина О.В. Психологические аспекты социализации детей

дошкольного и младшего школьного возраста: Диссертация кандидата

психологических наук. М, 2010.

Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы.

-

М.:

Инст

-

т психологии РАН, 2005.

-

448 с.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М.:

Педагогика, 1992.

-

273 с.

Китаева А.В. Социально

-

коммуникативное развитие. Что такое

социализация детей дошкольного возраста

http://fb.ru/article/194200/sotsialno

-

kommunikativnoe

-

razvitie

-

chto

-

ta

koe

-

sotsializatsiya

-

detey

-

doshkolnogo

-

vozrasta

Князева О.Л. Веселые, грустные... Пособие для детей 4

-

5 лет.

-

М.:

Просвещение, 2003.

-

24 с.

Князева О.Л. Я

-

Ты

-

Мы

-

программа социально

-

эмоционального

развития.

-

М.: Просвещение, 2013.

-

218 с.

Консультативные

пункты как вариативная форма дошкольного

образования: методические рекомендации/ сост. Майорова Т. А.,

Шмелькова Н.В., Жильцова Ю.В., Галахова С.К.

Рязань, 2012.

59 с.

Концепция развития образования РФ до 2020 г.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология

и педагогика обучения

дошкольников.

-

М.: Мозаика

-

Синтез, 2013.

-

264 с.

Лисина М.И. Общение со взрослым и психологическая подготовка к

школе.

-

Кишинев: Штиинца, 1987.

-

479 с.

Логинова Н.А., Харитонова Е.В. Системогенез социально

-

профессиональной востреб

ованности личности// Сборник научных

трудов V всероссийской научно

-

практической конференции 23

-

24

ноября 2011 года.

-

Ярославль, 2011.

-

357 с.

Малокомплектный детский сад: пособие для воспитателя детского

сада/ под ред. Васильевой М.А.

М.: Просвещение,

1988.

-

271с.

Модернизация дошкольного образования на селе /под. ред. Моровой

Н.С.

-

М.: ВЛАДОС, 2010.

-

240с.

Мудрик А.В., Бугаенко А.Э. Социальная педагогика.

-

М.: Айрис

пресс,

2008.

Мухина В.С.

-

Возрастная психология М.: просвещение, 1999.

-

456 с.

Наци

ональная доктрина образования в Российской

Федерацииhttp://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm

Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей/

Н.А. Виноградова, Е.П., Панкова.

-

М.: Айрис

пресс, 2008.

Организация работы сельского детско

го сада: Условия организации

дошкольного воспитания в сельской местности/ Поздняк Л.В.,

Бондаренко А.К., Дружинина Л.В./ под ред. Курбатовой Р.А.

-

М.:

Просвещение, 1988.

-

240с.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

от рождения до

школы/ под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,

Васильевой М. А.

-

М.: Мозаика

-

синтез, 2010.

Островская Л.И. Формирование навыков культурного поведения у

дошкольников

http://nsportal.ru/detskiy

-

sad/raznoe/2013/05/05/formirovanie

-

navykov

-

kulturnogo

-

povedeniy

a

-

u

-

doshkolnikov

Пантелеева Н.Г. Социально

-

нравственное воспитание педагогической

деятельности А.С. Макаренко /Сб. Наследие А.С. Макаренко и

современная педагогическая практика.

-

Одинцово: Одинцовский

гуманитарный институт, 2013.

Петерина С.В. Воспитание

культуры поведения у детей дошкольного

возраста.

-

М.: Просвещение, 1986.

-

96 с.

Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и

развитию коммуникативных способностей дошкольников/ под ред.

Коломинского Я.Л., Панько Е.А. М.: Лин

ка

пресс, 2009.

Развитие психики ребенка в общении со взрослым и сверстником/ под

ред. Рузской А.Г.

-

М.: Изд

во АПН СССР, 1990.

-

207 с.

Развитие дошкольного образования на селе: сборник статей и

документов/ сост. Антонов Ю.Е., Горб Р.А.

-

М.: ГНОМ и Д, 2003.

-

192

с.

Репи

на О.А. Развитие речи детей младшей разновозрастной группе (2

-

4 года) // Ребенок в детском саду. Рязань, 2012.

60 с.

Селиверстова И.В. Анализ современных моделей повышения

доступности услуг дошкольного образования и содержания детей М.:

Айрис

пресс, 20

09.

-

308 с.

Социально

-

коммуникативное развитие старших дошкольников:

теоретическое и практическое обеспечение: учеб. метод. пособие/ сост.

Журавлева С.С.

-

Курск: ООО Планета +, 2014.

314 с.

Стѐркина Р.Б., Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольно

го

возраста.

М.: Просвещение, 2007.

Стрелкова Л. Н. Проблемы формирования личности дошкольника.

-

Саратов: СГТ, 2013.

-

290 с.

Теория и методика воспитательной работы / под ред. Байбородовой

Л.В., МельниковаА.Э.

-

Ярославль, 2000.

-

195 с.

Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле

и сказала: "Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть." Ко

ля

ей ответил...Что ответил Коля? Почему?

Саша

гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который

дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша?

Почему?

В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Обработка

данных. В процессе анализа результатов учитывается

характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного

ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия

им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка

-

об

осознан

ии этой нормы.

-

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный

социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с

позиций нормы.

-

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий

общепринятой норме, но не м

ожет аргументировать его.

-

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в

которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной

нравственной норме.

Приложение 2

Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу

(Щетинина А.М.)

В способности к партнерскому диалогу мы выделили три основных

компонента: 1

-

способность слушать партнера; 2

-

способность

договариваться с партнером; 3

-

способность к эмоционально

-

экспрессивной

пристройке, т.е. заражение чувствами партн

ера, эмоциональная настройка на

его состояние, чувствительность к изменению состояний и переживаний

партнера по общению и взаимодействию. Психолог или педагог наблюдают в

течение 2

-

3 недель за особенностями проявления детьми этих показателей в

спонтанно во

зникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем

проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу

по показателям:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.763 с.)