Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития в старшей группе детского сада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития в старшей группе детского сада



Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» стоит на первом месте во всех примерных дошкольных образовательных программах («От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и др.) неслучайно. Главной её целью является формирование у детей важнейших жизненных компетенций, которые призваны облегчить адаптацию ребёнка в обществе, приобщить его к социальным и культурным ценностям своего народа, воспитать активного, думающего, уважающего окружающих, но и умеющего отстоять свои интересы гражданина.

Компетенция — совокупность знаний, умений и навыков ребёнка в определённой области, которыми он овладел в достаточной мере, чтобы применить на практике. Компетентность — способность применить комплекс усвоенного, пользоваться знаниями, навыками, когда это необходимо.

Особенно важным является формирование социальных, нравственных и коммуникативных (направленных на общение) компетенций в старшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Старший дошкольник стоит на пороге школьной жизни, где его ждут большие перемены. Ему предстоит знакомство со множеством новых людей: учителями, работниками школы, одноклассниками и детьми из других классов. От того, сможет ли он влиться в коллектив, проявить себя, от знания нравственных норм и правил, умения общаться и взаимодействовать с людьми зависит успешное обучение в школе и жизнь вне её стен.

От социальной и коммуникативной компетентности старшего дошкольника зависит его успешная школьная жизнь

Задачи

«Социально-коммуникативное развитие» — обширная область, охватывающая множество сфер детской жизни, и в каждой из них есть свои программные задачи и требования. Так, в сфере социализации, развития общения и нравственного воспитания это (согласно программе «От рождения до школы»):

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Сфера «Развитие представлений о семье и сообществе, патриотическое воспитание» предполагает решение таких задач:

  • Формирование образа «Я», уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
  • Формирование гендерной, семейной, гражданской идентичности.
  • Воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств.

Принадлежность к семье, обществу делает ребёнка счастливым и уверенным в себе

Работа по формированию навыков самообслуживания и воспитанию любви к труду преследует такие задачи:

  • Развитие навыков самообслуживания, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» входит и формирование основ безопасного поведения. Его задачи:

  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

В старшем дошкольном возрасте происходит не столько формирование, сколько закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений. На первый план здесь выходит работа педагога, который, учитывая особенности психического и физического развития детей, усложняет и обогащает содержание их деятельности, тем самым решая и конкретные для данного возраста задачи:

  • Развитие дружеских, доброжелательных отношений между одногруппниками. Педагог создаёт ситуации, где детям нужно проявить умение трудиться, играть, выполнять задания сообща, искать совета у друзей, вместе добиваться результата (победа в командном соревновании, изготовление коллективной поделки, сюжетно-ролевая игра).
  • Обогащение словаря «вежливых» слов, культурного обращения к сверстникам или старшим, закрепление знаний о ситуациях, когда их следует применять.
  • Воспитание уважительного отношения к окружающим, доброжелательности, отзывчивости, умения приходить на помощь и быть благодарным оказавшим помощь людям.
  • Формирование умения оценивать события, поступки, выражать своё отношение к ним, желание следовать положительным моральным эталонам и моделям поведения, осуждать негативные действия окружающих.
  • Одним из важнейших правил в этом возрасте становится всем знакомое «Старших нужно уважать, малышей не обижать». Ведь именно в отношении к слабым, будь то старик или маленький ребёнок, проявляется истинная культура человека.
  • Расширение границ внутреннего «Я» («Я уже не малыш, которого все опекают, заботятся, уступают, я взрослею, должен заботиться о младших, старших, трудиться, помогать родным»).
    • Зачастую гиперопека в семье вызывает у ребёнка нежелание взрослеть, уходить из уютного мирка, созданного родителями («Наши сын, дочь ещё маленькие, не будем нагружать его поручениями, требованиями»). Дети из таких семей заметны в коллективе: они отказываются от трудовой деятельности, не могут самостоятельно выполнять задания, теряются при решении простых, казалось бы, задач, в недостаточной степени владеют навыками самообслуживания.
    • Вести воспитательную работу в таком случае необходимо как с детьми, так и с родителями: индивидуальные консультации, беседы, можно порекомендовать специальную литературу о развитии детей старшего дошкольного возраста, пригласить родителей на открытое занятие, спортивный праздник, где они увидят своего ребёнка и других детей, убедятся в их способностях, возможностях.

Случаи гиперопеки в семьях не так уж редки, и воспитателю необходимо в первую очередь вести разъяснительную работу с родителями

  • Воспитание гендерной культуры. И девочек, и мальчиков следует любить и уважать. Воспитатель должен одинаково хорошо относиться ко всем детям. Но в семьях нередко прививают детям стереотипные мнения: «Все девочки — плаксы и трусишки», «Все мальчики — драчуны и забияки».
    • Борьбу с такими негативными явлениями следует вести как среди родителей, так и среди детей. Необходимо рассказать дошкольникам, что в детстве их бабушки и мамы были маленькими девочками, а папы и дедушки — мальчиками. Иногда такой беседы «по душам» достаточно, чтобы дети по-новому посмотрели на товарищей по группе.
    • Однако чрезмерно откровенные беседы с массой ненужных дошкольникам подробностей могут навредить, поэтому воспитатель должен знать меру и сообщить детям ту информацию, которая им действительно полезна («Девочки вырастут и станут мамами, поэтому они более слабые, нежные и ласковые, а мальчики станут папами и будут защищать свою семью, поэтому они сильнее, крепче»).
    • Акцент следует делать на моральной стороне вопроса: доброте, взаимопомощи, дружбе между мальчиками и девочками, а не на физиологических подробностях.
  • Воспитание патриотизма, любви к малой родине и Отечеству.
    • Воспитание любви к большой Родине начинается с малого. Поначалу воспитывается любовь к семье, родному дому, детскому саду. В средней группе ребёнок уже в состоянии осознать понятия «мой город, моё село», видеть красоту родной природы, знаменательных мест родного населённого пункта. Старшим дошкольникам доступны понятия «моя страна, Родина», они гордятся красотой не только ближнего окружения, но и других мест страны (столицей, архитектурными памятниками), достижениями соотечественников (поэтов, художников, спортсменов, учёных).
    • Детей шестого года жизни знакомят с символикой государства: флагом, гербом, а также гимном, поясняют смысл символов. Особая работа ведётся по воспитанию уважения к защитникам Отечества (тематические занятия, встречи с ветеранами, военнослужащими).

Организовывая встречу дошкольников с защитниками Отечества, воспитатель даёт детям возможность пообщаться с людьми, чей пример они будут с гордостью наследовать

  • Трудовое воспитание. Культурно-гигиенические и навыки самообслуживания у детей старшей группы в целом сформированы и нуждаются лишь в ежедневном закреплении, выработке привыкания к режиму и необходимости вести здоровый образ жизни (делать гимнастику, гулять на свежем воздухе, не сидеть долго за компьютером и т. д.). Всё это пригодится детям и в школе.
    • Очень важно в вопросе режима единство требований семьи и ДОУ, для чего пропаганду здорового образа жизни ведут и с семьями воспитанников, пополняя и своевременно обновляя информацию в уголке для родителей.
    • Труд в природе и общественно-полезный труд выходит на качественно новый уровень: дети учатся распределять трудовые обязанности, работать сообща, проявляют больше самостоятельности в процессе. Чтобы труд приносил дошкольникам удовольствие, необходимо проводить беседу по его результатам, раскрывать детям необходимость выполненных действий, учить видеть полезный для общества результат («Мы польём клумбу, цветы будут долго цвести, и все, кто придёт в наш садик, будут радоваться их красоте»).
  • Формирование экологической культуры, целесообразного и безопасного поведения в природе (например, во время грозы, в лесу, на реке). Дети должны знать о ядовитых грибах, растениях, избегать их, но не уничтожать, поскольку ядовитое для человека может быть полезно животным.
  • Закрепление знаний и навыков безопасного поведения на дорогах: правил дорожного движения, поведения вблизи проезжей части, в общественном транспорте, знаков, разметки (пешеходный переход), сигналов светофора.
  • Совершенствование умений беречь себя в различные моменты пребывания на улице и дома, закрепление опасных ситуаций (пожар, падение во время игры, нападение собак, встреча с незнакомыми людьми и т. д.) и алгоритмов поведения в них, телефонов экстренных служб (скорая помощь, пожарная часть, милиция). Ребёнка старшей группы следует учить не только, как действовать в опасной ситуации, но и как её избежать: не трогать спички, не включать домашнюю технику, не разговаривать с незнакомцами. Кроме этого, пятилеткам нужно знать своё имя, фамилию, домашний телефон. Сообщать их они могут только сотрудникам полиции, пожарным, но не посторонним людям на улице.

Старшие дошкольники должны уметь вызвать по телефону экстренные службы, назвать свой адрес, имя и фамилию

Такие обширные задачи возможно осуществить, используя все виды деятельности ребёнка в ДОУ:

  • игровую;
  • познавательно-исследовательскую;
  • коммуникативную (общение);
  • двигательную;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • конструирование;
  • изобразительную;
  • музыкальную;
  • восприятие художественной литературы и фольклора.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» неразрывно связана с четырьмя другими

Социально-коммуникативное развитие проникает во все остальные образовательные области. Нельзя сказать, что занимаясь каким-либо из перечисленных видов деятельности, дети не вступают во взаимодействие, не поддаются воспитательному воздействию. Воспитание нравственных качеств, этики, культуры поведения происходит постоянно, в процессе выполнения всех режимных моментов. Но наиболее ярко и отчётливо это происходит во время занятия, непосредственной образовательной деятельности (НОД). Планирование НОД невозможно без продумывания педагогом развивающих, образовательных и воспитательных задач. Если на занятии дошкольники научились считать, определять состав числа, делать звуковой анализ, узнали о жизни обитателей пустыни или арктических льдов, но при этом воспитатель не уделил внимание воспитанию чувства доброты, дружбы, взаимопомощи, любви к животным, бережного отношения к природным ресурсам и т. д., то можно сказать, что для детей такое занятие прошло впустую.

Методические приёмы

Поскольку воспитание нравственности и формирование моральных норм невозможно без пробуждения в ребёнке умения сочувствовать, сопереживать, большое значение имеют приёмы, влияющие на эмоциональную сферу детей. Известно, что дошкольники очень отзывчивы на яркое и эмоциональное чтение художественных произведений воспитателем. Программой рекомендованы произведения Л. Толстого, В. Бианки, Н. Носова, В. Драгунского, А. Гайдара, которые послужат темой для интересных и содержательных бесед о дружбе, честности, смелости, любви к родной земле.

Будет интересным и запомнится детям просмотр фрагментов мультфильмов, поднимающих нравственные вопросы. Эпизод мультфильма «Цветик-семицветик», где Женя пожелала все игрушки мира себе, станет самой лучшей иллюстрацией к беседе о жадности и чувстве меры. Положительные модели поведения в сказочной, игровой форме дают мультфильмы «Крокодил Гена и его друзья» (дружба, совместный труд), «Пятачок» (честность, понимание чужой беды), «Домовёнок Кузя» (любовь к родному дому, желание его беречь).

Художественная литература служит мощнейшим источником формирования нравственных норм и правил для детей

Во время занятий и в процессе других видов деятельности широко используются:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.019 с.)