Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Киномузыка 30 -50-х годов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И.Дунаевский. С.Прокофьев. Д.Шостакович.
История киномузыки началась ещё до изобретения звукового кино. Немые фильмы обычно сопровождались музыкой, чаще всего в исполнении пианиста-импровизатора. Музыка была необходима, это ясно чувствовали и зрители, и администраторы первых кинотеатров. Музыка здесь заменяла отсутствовавший в немых кинофильмах диалог, его интонации. Новые возможности открылись перед музыкой с изобретением звукового кино. Музыка издавна тяготела к союзу с другими искусствами: с поэзией в песне и романсе, с драмой – в опере, с танцем – в балете. Музыка в кино явилась ещё одним, новым типом синтетического искусства. Одна из особенностей киноискусства – необычайная сжатость действия во времени – требовала и от музыки гораздо большей сжатости и концентрации, чем в других подобных жанрах. Музыка для кинофильма предъявляет к композиторам особые требования, и первое из них – лаконизм, сжатость музыкальной речи. Другое качество, отличающее киномузыку – способность отражать жизнь в ёмких, обобщённых образах. Нужно найти такой музыкальный образ, который мог бы передать основную идею, основной образ фильма. Соотношение музыки и зрительного изображения в фильме может быть очень разным. Самый простой повод для её введения в кинофильм – появление на экране музыканта или певца. Поэтому песня в кино заняла сразу важное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, среды, всей атмосферы действия. История киномузыки знает немало случаев, когда песня выходила за пределы кинофильма и получала более широкое значение. Таковы многие песни Исаака Дунаевского (1900 – 1955гг.) к кинофильмам режиссёра Г.Александрова: «Песня о Родине» из кинофильма «Цирк», «Песня о Волге» из кинофильма «Волга-Волга», песни из фильма «Весёлые ребята». · «Песня о Родине» на текст В.Лебедева-Кумача написана в духе величавого патриотического гимна. Маршевый ритм, широкая распевная мелодия, куплетная форма – её музыкальные особенности. В этой песне раскрывается главная идея кинофильма «Цирк»: равенство и братство людей всех рас и национальностей. Как своя входит в семью советских людей американская «звезда цирка» и её темнокожий сынишка, нашедший в нашей стране вторую родину. Музыка из кинофильма «Весёлые ребята» (1934) получила огромную популярность благодаря блестящей игре актёров Леонида Утёсова и Любови Орловой. Здесь снимался и Джаз-оркестр под руководством Л.Утёсова. Первая лирико-комедийная роль Любови Орловой, первая работа в кино композитора Исаака Дунаевского. Картина имела большой успех, как у нас, так и за рубежом, где она демонстрировалась под названием "Москва смеется". Рассказ о том, как талантливый пастух - музыкант Костя стал дирижером джазового оркестра, а домработница Анюта - певицей. · Послушаем в их исполнении «Марш весёлых ребят»: «Легко на сердце от песни весёлой, Она скучать не даёт никогда. И любят песню деревни и сёла, И любят песню большие города. Нам песня строить и жить помогает. Она, как друг и зовёт, и ведёт. И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет». · Другая популярная мелодия – песня лирическая «Сердце» («Как много девушек хороших») – исполняется дуэтом названных актёров. В 30-е годы Исаак Дунаевский был одним из самых популярных авторов музыки в кино. Многие его произведения стали любимыми для нескольких поколений. Не утратила своей прелести музыка Дунаевского и сегодня. · Например, увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» (1936) режиссёра В.Вайнштока по роману Жюля Верна. Эта музыка настраивает зрителя на дух предстоящих героям фильма захватывающих приключений, романтику морских путешествий, подстерегающих опасностей и, конечно же, оптимистичную развязку событий. Корабль "Дункан" совершает кругосветное плавание в поисках капитана Гранта, потерпевшего крушение где-то в южном полушарии. Отважные путешественники пересекли Южную Америку, Австралию, достигли берегов Новой Зеландии, но их почти безнадёжные поиски оказались небезуспешными... · Известны также песни из этого кинофильма: «Песенка о капитане» и песня «Весёлый ветер», полные бодрости и юмора.
Жил отважный капитан, Он объездил много стран И не раз он бороздил океан. Раз пятнадцать он тонул, Погибал среди акул, Но ни разу даже глазом не моргнул. И в беде, и в бою Напевал он всюду песенку свою: Капитан, капитан, улыбнитесь, Ведь улыбка это флаг корабля, Капитан, капитан, подтянитесь, Только смелым покоряются моря! Для того, чтобы музыка стала активным элементом в синтетическом искусстве кино, необходим тесный контакт режиссёра и композитора. Примером тесного творческого содружества была совместная работа композитора Сергея Прокофьева и режиссёра С. Эйзенштейна. Она дала советскому киноискусству два шедевра: фильмы «Александр Невский»(1938г.) и «Иван Грозный» (1942г.) Судьбоносная встреча Николая Константиновича Черкасова с гениальным режиссером С.М.Эйзенштейном на съемочной площадке помогла ему реализовать свой огромный творческий потенциал в ролях полководца-победителя Александра Невского и царя Ивана IV Грозного. Именно Черкасов устами своего героя - князя Александра Невского - навсегда определил политику России по отношению к внешним захватчикам: "А если кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!" «Александр Невский» - историко-биографический фильм о великом русском полководце князе Александре Ярославиче Невском, под началом которого русские воины одержали в 1242 году историческую победу в битве с ливонскими рыцарями на Чудском озере. В музыке фильма «Александр Невский» многое напоминает образы русской исторической оперы. Таков, например, величественный эпизод «Въезд Александра во Псков». Или эпизод «Мёртвое поле» с песней-плачем девушки-невесты, разыскивающей своего жениха на усеянном трупами поле битвы. Здесь невольно вспоминаются герои оперы «Князь Игорь» Бородина. В основу фильма положен тот же драматургический конфликт, те же противоборствующие силы: Русь и чужеземные завоеватели. Этот конфликт находит своё выражение в музыкальном, интонационном противопоставлении образов. Музыкальной характеристике русского народа присуща широкая мелодичность, напевность. Совсем иначе звучит музыка, характеризующая рыцарей-крестоносцев: интонации их хора-гимна на латинском языке подчёркнуты «жёсткими» звучностями оркестра, суровы, угловаты. · Послушаем хоровую песню русских воинов об Александре Невском «А и было дело на Неве-реке», написанную в традициях эпических былинных жанров. · Сравним с ней музыку другого эпизода – «Крестоносцы во Пскове». Это «симфония ужаса и разрушения». Образ врага рисует оркестр: медные духовые инструменты в зловещих диссонирующих аккордах передают крики и стоны псковичей.
Дмитрий Шостакович - выдающийся мастер театральной музыки. Ему близки разные жанры: опера, балет, музыкальная комедия, эстрадные представления (Мюзик-холл), драматический театр. К ним же примыкает музыка к кинофильмам. Назовем только несколько работ в этих жанрах из более чем тридцати кинофильмов: "Златые горы", "Встречный", "Трилогия о Максиме", "Молодая гвардия", "Встреча на Эльбе", "Падение Берлина", "Овод", "Пять дней - пять ночей", "Гамлет", "Король Лир". Как ни различны по жанрам и масштабам работы Шостаковича в кино и театре, их объединяет одна общая черта - музыка создает свой, как бы "симфонический ряд" воплощения идей и характеров, оказывающий влияние на атмосферу фильма или спектакля. · Один из таких шедевров – «Романс» из кинофильма «Овод» режиссёра А.Файнциммера (1955г.) События фильма разворачиваются на фоне революционно- освободительного движения - борьбы итальянских патриотов против австрийских оккупантов. В судьбе романтического юноши Артура Бертона немало неординарных событий - тайна рождения, предательство близких людей, инсценированное самоубийство, трагическая безответная любовь, пронесенная через всю жизнь... Лирическая мелодия «Романса» повествует о его нелёгкой судьбе, а также о любви к жизни. С киномузыкой Тихона Хренникова можно познакомиться на примере песен из фильма «Гусарская баллада» (1962), режиссёра Э.Рязанова. Сюжет фильма, не такой уж, в общем-то, и мудреный, был взят из пьесы А.Гладкова «Давным-давно». Молоденькая Шурочка Азарова (Лариса Голубкина) вечно ставит весь дом на уши своими выходками, без промаха стреляет, фехтует словно бес, да и седло для нее уж всяко роднее модных платьев с кринолинами. Еще бы! Воспитанница отставного майора Азарова другой быть и не могла. Есть у Шурочки и еще одна «причуда» - обряжаться в мужское платье, а если точнее - в форму гусарского корнета. Мальчишка! Что еще сказать? Так что когда в поместье приезжает ее нареченный - поручик Дмитрий Ржевский (Юрий Яковлев), он встречается первым делом не с девицей Азаровой, а с таким вот безусым юнцом. Какая уж тут любовь? Верно, никакой. А вот «настоящая мужская» дружба - это пожалуйста.
Но поскольку на дворе 1812 год, то дружить им долго не пришлось - Наполеон спутал все карты и поручик Ржевский отправляется на войну, так и не познакомившись со своей суженой. Но Шурочка сидеть дома и вышивать крестиком как все нормальные барышни 19 века, не собиралась. Да и в истерике по поводу войны биться, собственно, тоже. Недаром образ ее был списан с уникальной для истории кавалериста-девицы Надежды Дуровой. Так что Азарова, облачившись в привычный костюм корнета, отправляется воевать с Наполеоном. Вот там-то, снова повстречавшись с поручиком Ржевским, Шурочка уже просто дружить с ним не может. «Большое и светлое» чувство обрушилось на нее, как кирпич на голову. Но и открыться невозможно. Так что зритель станет свидетелем бурного изъявления чувств посредством гусарских песен и сумасшедших выходок. Хотя поет в картине не только героиня (или герой?) Голубкиной. Жанр фильма изначально определялся как комедия-водевиль, а потому периодически там поют все. Война, песни, танцы, сражения... не скучают, в общем, герои. А для усиления эффекта «Гусарская баллада» еще и зарифмована. Так что эффект бравой гусарской песни с лирическими отступлениями и сентиментальной темой налицо. · Примером использования лирических песенных жанров в характеристике киногероев может служить песня «Колыбельная Светланы» из фильма, написанная Тихоном Хренниковым на слова А.Гладкова.
Лунные поляны... Ночь, как день, светла... Спи, моя Светлана, Спи, как я спала... В уголок подушки Носиком уткнись... Звезды, как веснушки, Мирно светят вниз
· Песня «Давным-давно» из того же кинофильма носит более весёлый, юмористический характер. «Гусарская баллада» не только стала лидером проката в 1962 году, она и сегодня по-прежнему любима зрителем. Российские телеканалы хотя бы раз в год ее показывают, а зрители, соответственно, смотрят. И ничего удивительного в том нет. Иногда ведь так хочется погрузиться в ту далекую реальность, когда отвага и честь для людей была на первом месте, когда желание постоять за Родину не считалось чем-то из ряда вон, а было вполне логичным и обыкновенным. Киномузыка 70 -80-х годов. Музыка М.Таривердиева (1931 – 1996))
«Семнадцать мгновений весны». Прозаик Юлиан Семенов написал роман о разведчике Исаеве (его играет актёр ВячеславТихонов) - политический детектив на основе реальных событий Второй мировой войны. Вот только зрителям нужно
было нечто другое... Это «нечто» уловила талантливейшая из режиссеров - Татьяна Лиознова. Ее мало интересовала политическая сторона вопроса, она не использовала в картине всю предложенную Семеновым палитру погонь и перестрелок. Ее интересовала драма человека, для которого наступившая весна - последняя. Несмотря на то, что весна принесет победу, осуществит единственную и единую для всего русского народа мечту. В интервью еженедельнику «Аргументы и факты» Татьяна Лиознова отметила, что заключительная сцена фильма, в которой Штирлиц спит в машине, сделав передышку на пути в Германию, - прощание с героем, которого впереди ждет только гибель. А вокруг - весна, которая принесет долгожданное счастье миллионам людей. Послушаем песни на стихи Р.Рождественского с музыкой М.Таривердиева «Мгновения» и «Песню о далёкой родине». · «Мгновения» - чёткий ритм, импульсивная мелодия создают образ неумолимого времени, а также характеризует мужество и стойкость главного героя фильма. · «Песня о далёкой родине» - более лирична, личностна. Неслучайно её мелодия без слов будет сопровождать сцену свидания Штирлица с женой в кафе. Я прошу, хоть ненадолго, Боль моя, ты покинь меня. Облаком, сизым облаком, Ты полети к родному дому, Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали Краешком, тонкой линией. Берег мой, берег ласковый, Ах, до тебя, родной, доплыть бы, Доплыть бы хотя б когда-нибудь Важную роль играет музыка, звучащая за кадром без слов. Она является своего рода подтекстом, раскрывающим внутренний смысл происходящих на экране событий. Например, «Проезд Штирлица и Кэт в автомобиле», наполнена тревогой ожидания погони. Музыка в кино И.И.Шварца. (1923 - 2009) – автор музыки к 35 спектаклям, а также к 110 кинофильмам. Самые известные картины - «Дикая собака Динго», «Братья Карамазовы», «Звезда пленительного счастья», «Женя, Женечка и «катюша», «Сто дней после детства», «Соломенная шляпка», «Дерсу Узала», «Луна-парк». · Песню «Ваше благородие, госпожа Разлука» Исаак Шварц и Булат Окуджава написали специально для картины «Белое солнце пустыни»(1969г). Кому ее исполнять? Композитор не сомневался: конечно, Павлу Луспекаеву – исполнителю главной роли. «Звезда пленительного счастья» (1975). Эта картина, снятая Владимиром Мотылём, в своё время была единодушно принята публикой и кинокритиками. Да и теперь, через тридцать с лишним лет история о декабристах притягивает своей искренностью, не каноническим взглядом на смелый рывок навстречу свободе, совершённый молодыми дворянами 14 декабря 1825 года. В фильме рассказывается о судьбе революционеров-декабристов и их жёнах, разделивших с мужьями тяжёлые испытания ссылки и каторги Герои фильма - люди скорее не истории, а жизни. А жизнь - это то место, где счастье водится с печалью, а трагизм - с романтикой, иронией, и всем тем, чем время от времени наполняется душа каждого живого человека. · «Песенка кавалергарда» на стихи Б.Окуджавы с музыкой И.Шварца – это рассказ человека в военной форме о мимолётности земного бытия, его непостоянстве. Мелодия в жанре бодрого марша иногда сменяется лирическими отступлениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.009 с.) |