Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество Александра Николаевича Скрябина.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основная область творчества Скрябина - фортепианная и симфоническая музыка. В наследии 80-90-х гг. преобладает жанр романтического фортепиано - миниатюры: прелюдии, этюды, ноктюрны, мазурки, экспромты. В этих лирических пьесах запечатлен широкий круг настроений и душевных состояний от мягкой мечтательности до страстной патетики. Характерная для Скрябина утончённость, нервная обострённость эмоционального выражения сочетается в них с заметным воздействием Ф. Шопена, отчасти А. К. Лядова. Те же образы преобладают и в крупных циклических сочинениях этих лет: фортепианном концерте (1897), 3 сонатах (1893, 1892--97, 1897). Фортепиано стало для Скрябина, как и для Шопена, самым близким средством воплощения творческих замыслов. Сам Скрябин был удивительным и неповторимым пианистом. Его друг архитектор Пастернак так вспоминал об игре Скрябина: «его пальцы, извлекая звук, не падали на клавиши, не ударяли по ним, а наоборот, отрываясь от клавиатуры, лёгким движением взлетали над ней…Он своей рукой и пальцами как бы вытягивал звук из инструмента, лёгкий, отрывистый, но сильный». Прелюдии составляют наиболее многочисленную группу в фортепианном наследии Скрябина. Они являются своеобразной «энциклопедией» наиболее характерных настроений музыки Скрябина. Они создавались и в России, и в зарубежных поездках – в Гейдельберге, в Амстердаме, Париже, Дрездене. Их можно назвать «Годами странствий», подобно листовскому циклу. Чаще прелюдии являются психологическими зарисовками, очень лаконичными по форме и разнообразными по эмоциональной палитре. Это «музыкальные картины души художника». Иногда авторские комментарии описывают эти картины. Таков комментарий к юношеской «Балладе», положенной затем в основу прелюдии ми минор ор.11: «Прекрасная страна, и жизнь здесь другая…Мне не место здесь… И вот мне слышатся голоса, я вижу мир блаженных душ, но не вижу её! Звуки умолкли, и я опять такой же жалкий, я у великолепного замка. Всё тот же голос, та же мечта». Послушаем несколько прелюдий из ор.11. · Прелюдия №4, ми минор – хрупкая, печальная мелодия в нижнем голосе, полная хроматических, никнущих интонаций, с вопросительными окончаниями фраз на увеличенном трезвучии. · Прелюдия №2, ля минор – полна изящества и танцевальных ритмов, тоже хрупка и изысканна. · Прелюдия №5, Ре мажор – пример светлой пейзажной лирики. · Прелюдия №14, миb минор – образец действенных, активных, революционных событий в музыке Скрябина. В 1900-е гг. выкристаллизовалась философская концепция композитора, замыслы приобрели грандиозный размах, требующий симфонических форм выражения. От идей преобразования мира посредством искусства (1-я симфония с хоровым финалом-апофеозом на собственный текст, 1900) Скрябин пришёл к утопическому, но величественному замыслу «Мистерии» - некоего вселенского художественно-литургического действа, объединяющего все виды искусства. Идея обновления, становления творческого духа, гордого самоутверждения лежит в основе 3-й симфонии («Божественной поэмы», 1904) и получает законченное художественное выражение в одночастных симфонических поэмах - «Поэма экстаза» (1907) и «Прометей» («Поэма огня», 1910). Стремясь к высшей «грандиозности» в кульминациях, Скрябин увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, а в «Прометее» - хор без слов и специальную партию света. В симфониях Скрябина ещё заметна связь с традициями драматического симфонизма П. И. Чайковского, с творчеством Р. Вагнера и Ф. Листа. Симфонические поэмы - самобытные произведения, как по замыслу, так и по воплощению. Темы приобретают афористическую краткость символов, обозначающих то или иное состояние духа (темы «томления», «мечты», «полёта», «воли», «самоутверждения»). В ладо-гармонической сфере преобладают неустойчивость, диссонантность, изысканная пряность звучания. Усложняется фактура, приобретая многослойную полифоничность. · Послушаем фрагмент из Симфонии №3 («Божественной поэмы»). В январе 1910 года Скрябин окончательно вернулся в Россию, в Москву. Весной этого же года состоялось организованное С.Кусевицким большое концертное турне по городам Поволжья. Скрябин играл в нем свой фортепианный концерт ор.20. В поездке участвовал известный немецкий художник Роберт Штерль - автор портрета и ряда зарисовок Скрябина. Последнее пятилетие жизни Скрябина проходит под знаком создания поэмы "Прометей" ор.60 для оркестра, хора, органа и солирующего фортепиано и работы над грандиозным синтетическим произведением искусства под общим названием "Мистерия". Прологом к ней должно было послужить еще одно синтетическое произведение, названное Скрябиным "Предварительное действо". Композитор не закончил его, но по оставшимся эскизам, планам и стихотворному тексту "Предварительное действо" было воссоздано А.П.Немтиным в 1970-86 годах.. Первая часть "Действа" была исполнена в Москве 16 марта 1973 года. В связи с работой над "Предварительным действом" Скрябин сближается с поэтами-символистами - К.Бальмонтом, Вяч. Ивановым, Ю.Балтрушайтисом. Здесь надо отметить еще одну уникальную сторону творчества Скрябина, а именно его незаурядный поэтический дар, его стремление выразить в поэтической форме свои философские взгляды и философскую программу в своих сочинениях. Он интересуется новаторскими исканиями Вс. Мейерхольда и А.Таирова, посещает московскую выставку литовского композитора и художника М.Чюрлениса. Вместе с тем, Скрябин пишет свои последние пять сонат, этюды ор.65, последние пять прелюдий ор.74, поэму "К пламени" ор.72 и другие произведения. 2-го марта 1911 года в Москве под управлением С.Кусевицкого прозвучал "Прометей", партию фортепиано исполнил автор. Первое цвето-музыкальное произведение, "изумительнейшее проявление человеческого духа" - по словам Н.Я.Мясковкого - стало итоговым, вершинным произведением Скрябина и следующим новым словом в искусстве. В 1913-14 годах Скрябин много концертировал, совершал концертные поездки по городам Северо-Запада и юга России, дал цикл концертов в Петербурге, впервые исполнив 9-ю ор.68 и 10-ю ор.70 сонаты. В 1914 году Скрябин посетил Лондон, где с величайшим успехом был исполнен "Прометей" под управлением Генри Вуда (партия ф-но Артур Кларк). 2-го апреля 1915 года Скрябин дал в Петрограде последний в своей жизни концерт. На нем впервые прозвучали "Гирлянды" ор.73 №1 и Прелюдии ор.74 №1 и №4. Через несколько дней Скрябина не стало. Он умер от случайно возникшего общего заражения крови. На смерть великого композитора откликнулась вся русская и мировая музыкальная общественность. В.Иванов писал: Осиротела музыка. И с ней Поэзия, сестра, осиротела. Потух цветок волшебный у предела их смежных царств, И пала ночь темней... Но осталась жить музыка Скрябина, трепетная, солнечная и волнующая.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.113 (0.008 с.) |