Становление средневековой цивилизации Западной Европы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление средневековой цивилизации Западной Европы.



Средневековье - один из периодов всемирной истории. Считается, что термин впервые стали употреблять итальянские гуманисты XV-XVI вв., подразумевая, что это был период между двумя высочайшими взлетами культуры - античностью и эпохой Возрождения. Условными границами средневековья считают 476-1492 гг. В 476 г. в ослабевшем от кризисов Древнем Риме произошел государственный переворот, в ходе которого один из германских военачальников, вождь небольшого варварского (греч. «говорящий непонятно») племени Одоакр сверг императора Ромула Августула, провозгласил себя королем Италии, отказался от императорского титула, отослав знаки императорской власти на восток, в Византию. Если относительно начала эпохи средневековья особых разногласий нет, то завершение периода прежде традиционно относили к середине XVII в., когда произошла английская революция, сейчас же все чаще концом эпохи называют рубеж XV-XVI вв., связанный с открытием Нового света, падением Восточной Римской империи, началом Реформации, Возрождения.

Время раннего Средневековья (V–X вв.) называют «темными веками». Это был период, когда Европа переживала тяжелые времена: продолжались эпоха Великого переселения народов (II -VII вв.), набеги норманнов, арабское вторжение в Испанию, налицо был регресс в различных областях жизни: практически уничтожен менталитет и привычный строй жизни античного мира, утрачены многие достижения античной культуры и ремесла.

После падения Рима в 476 г. на территории Западной Европы началось создание "варварских королевств", шла «война всех против всех». Эти первые государства были недолговечными и в большинстве своем неустойчивыми государственными образованиями. Первое подобное государство (вестготов) образовалось в юго-западной Франции и Испании. Вандалы основали государство в Северной Африке, занимаясь грабежом и пиратством в Средиземном море. Бургунды заняли долину реки Роны, франки создали государство в Северной Галлии. Германские племена, в т.ч.англы и саксы, переправившись через Ла-Манш, образовали несколько варварских королевств, частично истребив, частично поработив коренное население- кельтов и бриттов. На севере Европы, в Скандинавии, варварские государства не создавались, там оформлялись предгосударственные союзы.

У колыбели западного средневековья стояли два мира- античный (греко-римский) и т.н.варварский (народы германские, кельтские, славянские, др.). В результате синтеза этих двух укладов произошло рождение нового средневекового общества и культурно-исторического феномена Европы. 

После падения Западной Римской империи в Европе происходили сложные политические и социально- экономические процессы. Это было время интенсивного государственного строительства, результаты которого во многом сохранились на современной политической карте мира. Население Европы было пестрым: 90% европейских земель населял многоэтничный варварский мир, проживало и римское население, резко отличавшееся от завоевателей по уровню культуры. Тем не менее идея политического единства Европы была жива. Первая попытка возродить Римскую империю была связана с историей Франкского королевства, созданного Хлодвигом (из династии Меровингов) в V в. и достигшего наивысшего расцвета при короле Карле Великом (династия Каролингов). В 800 г. папа Лев III короновал Карла, провозгласив его римским императором. При Карле Великом в результате религиозной реформы была утверждена единая практика богослужения, языком церкви становится классическая латынь, что положило начало культурному единству Европы. Но империя, простиравшаяся до Эльбы и Адриатического моря, была непрочным образованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. Согласно Верденскому договору 843 г., она была поделена между потомками Карла Великого на три королевства.Раздел положил начало истории трех современных европейских государств - Франции, Германии и Италии.

Еще одна попытка возродить Западную Римскую империю была предпринята в X в. германским королем Оттоном I, который после нескольких военных походов в Италию добился коронации в Риме. Государство получило название Священная Римская империя (с конца XV в. - Священная Римская империя германской нации) и просуществовало до 1806 г. В состав империи вошли германские земли, Северная и Средняя Италия, Чехия, Бургундия. Однако Священная Римская империя была неустойчивым образованием, власть императоров являлась номинальной, реальная же находилась в руках местных феодалов. Уже в XIV в. император Карл IV издал Золотую буллу, которая признавала полную политическую самостоятельность курфюрстов и князей в их владениях и определяла порядок избрания императора коллегией из местных правителей и духовных лиц. К концу XV в. таких владений было почти 300. Тем не менее, германские правители, претендуя на роль преемников римских императоров, считали себя вправе вмешиваться во внутренние дела европейских стран, оказывать влияние на папство.

Становление единой западноевропейской цивилизации проходило в борьбе двух тенденций - центробежной и центростремительной. Важнейшей тенденцией политического развития Европы было складывание единых централизованных национальных государств в России, Англии и Франции, в Испании, Дании, Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, др. Это был длительный процесс, сопровождавшийся войнами и переделами границ. С некоторой долей условности можно утверждать, что в своем развитии процесс централизации в Европе прошел два этапа. Первый - IX-X вв.: это время существования, хотя и лоскутной, но все же достаточно централизованной империи Карла Великого на западе Европы. В средней части Европы существовали Великоморавская держава западных славян; раннефеодальное королевство возникло на территории Польши; на юго-востоке Европы появилось болгарское царство; на востоке - Киевская Русь. Второй этап активной государственной централизации наступил в конце средневековья. Он имел гораздо более прочную экономическую основу в виде складывавшихся в это время национальных рынков и ускорившегося процесса консолидации наций. Так, образование централизованных государств в Англии и Франции произошло в основном в XV в. В Англии оно было связано с завершением войны Белой и Алой розы, раздиравших страну феодальных усобиц и воцарением на английском престоле династии Тюдоров. Во Франции образование единого централизованного государства произошло при Людовике XI. После победы Франции над Англией в Столетней войне (1337- 1453) название Франция, ранее относившееся лишь к северной части страны, распространилось на всю ее территорию. Политическое объединение и централизация власти на Пиренейском полуострове происходили по мере успехов в борьбе с арабами (Реконкиста), объединения страны благодаря браку арагонского короля Фердинанда с кастильской королевой Изабеллой.

В то же время Германия распалась на множество мелких княжеств. Упорную борьбу вели многочисленные итальянские республики, города-государстваю. Здесь не удалось достигнуть политического объединения на протяжении всего 1000-летнего периода средневековья, чему препятствовали и внешние причины: подчинение значительной части Апеннинского полуострова иноземным силам - лангобардам, Священной Римской империи, арабам, выходцам из Нормандии.

К концу этого периода политическая карта Европы представляла собой следующее. В Западной и Юго-Западной Европе существовали три крупных централизованных государства - Англия, Франция и Испания, а также королевства Шотландия, Ирландия и Португалия. В центральной части Европы находились сильно раздробленные Священная Римская империя и Италия, между которыми располагался Швейцарский союз. На севере Европы - Дания и Швеция. Весь юго-восток Европы находился в руках Византийской империи. У восточных рубежей западноевропейского мира располагались Королевство Польское, Великое княжество Литовское, Венгрия, Русское государство.

Наиболее распространенной формой правления в эпоху средневековья в Западной Европе была монархия в разных ее разновидностях: империя, королевство, княжество, герцогство и т.д. С XII в. начинается постепенное возвышение королевской власти, что наряду с другими факторами, в т.ч. политической консолидацией феодалов (дворянства, духовенства) и горожан (бюргерства), способствовало рождению новой формы средневековой государственности - т.н. сословно-представительной монархии. В ряде стран появились органы сословного представительства: парламент (франц. «говорить») в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаг и ландтаги в германских княжествах, сейм в Польше. Они различались по составу, структуре, функциям, включали представителей знати, духовенства, рыцарства, горожан, однако эти органы были каналом взаимодействия королевской власти и сословий. Впервые орган сословного представительства - парламент был создан в Англии в 1265 г. Вскоре произошло разделение его на палату лордов (где заседали представители светской и духовной аристократии) и палату общин (где заседали представители от рыцарства и горожан). Парламент утверждал налоги и предоставлял субсидии королю, позже участвовал в издании законодательных актов. Таким образом, в Англии с XIII в. установилась сохранившаяся до наших дней ограниченная парламентом монархия. Во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые в 1302 г. созваны Генеральные штаты - представительный орган трех сословий (духовенства, дворянства и третьего сословия- наиболее влиятельных и богатых представителей городов). К XV в. в Священной Римской империи также оформляется орган сословного представительства - рейхстаг: первоначально это был представительный орган аристократической верхушки, князей, затем его состав расширился за счет других представителей феодальных кругов, позже для участия в его работе были приглашены представители городов. Как правило, становление сословно- представительных монархий шло параллельно с процессом централизации государств.

Другой, менее распространенной, формой правления в средневековой Европе были города-республики, возникшие, в частности, в Северной и Средней Италии. Во главе Венеции стоял избиравшийся пожизненно дож, законодательным органом являлся избираемый горожанами Большой совет. Однако строй городов-государств нередко характеризуют как олигархический, т.к. реально ими правили представители богатых и знатных купеческих родов. Имперские города Германии формально подчинялись императору, но в действительности были независимыми городскими республиками: они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить монету и т.д. В Северной Франции и Фландрии появились города-коммуны, которые имели собственное управление и были освобождены от повинностей в пользу феодалов.

Постепенно в Европе образовались два важнейших экономических полюса. Первый - в центре и на севере континентальной Европы: западным форпостом был город Брюгге во Фландрии, а восточным - Новгород. В XIII в. здесь начал складываться торговый и политический союз, окончательно оформленный в 1356 г. и получивший название Ганзейского (Ганза). В период своего расцвета он объединял 80 городов. Ганза фактически монополизировала посредническую торговлю между Англией, Нидерландами, Германией, Скандинавией, Прибалтикой и Русью. С востока на запад ганзейские купцы везли хлеб, рыбу, мед, воск, смолу, строевой лес, в обратном направлении - сукно из Англии и Фландрии, металлические изделия, вина.

Другой торгово-экономический полюс сложился в Средиземноморье, где главную роль играли две купеческие республики Северной Италии - Венеция и Генуя. Свои богатства они сколотили во времена крестовых походов (в особенности 4-го, в ходе которого крестоносцы разграбили Константинополь). Постепенно Венеция, обладавшая крупнейшим по тем временам торговым флотом, стала владычицей морей, захватив важнейшие опорные пункты в Восточном Средиземноморье, на Крите, Кипре, побережье Балканского полуострова, и основав фактории на Черном и Азовском морях. Генуе удалось сохранить ведущее положение в Западном Средиземноморье. Генуэзские мореходы первыми прошли через Гибралтар и установили торговлю с Англией и Фландрией.

Ступенчатая иерархическая структура класса феодалов складывалась в Европе постепенно. На вершине феодальной иерархии находился король. Он первоначально считался верховным собственником всей земли в государстве, ему подчинялись крупные светские и духовные феодалы – герцоги, графы, архиепископы, епископы и аббаты больших монастырей. Они были полными хозяевами на своих территориях и считали короля лишь первым среди равных. Король был сеньором (лат. «старший») крупнейших феодалов, которые выступали его вассалами (кельт. «юноша, слуга»). Власть короля основывалась на договоре: он жаловал земли (феоды) крупным феодалам при условии несения ими службы чаще всего военной. Крупным феодалам подчинялись средние - бароны, а последним - рыцари. Феодалы в соответствии с местом в иерархии являлись вассалами своего сеньора: шли вместе с ним на войну, выполняли различные судебно-административные функции и т. д.

В феодальном обществе было два основных класса - феодалы и крестьяне. В широком смысле можно говорить о сословном делении. Сословие - социальная группа (слой), обладавшая законодательно закрепленными правами и обязанностями, передававшимися по наследству. В средневековом обществе существовало три сословия: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и третье сословие (горожане и крестьяне). Первые два сословия были привилегированными.

Средневековое общество было аграрным. Земля была главной ценностью. Основой феодального строя выступали монопольная собственность феодалов на землю и личная зависимость крестьян от феодала. За пользование землей феодал взимал ренту: натуральную (в виде барщины), продуктовую (продуктовый оброк) или денежную (денежные сборы). В раннее средневековье преобладала первая форма ренты - барщина. Она дополнялась жесткими формами личной зависимости крестьян от феодала - суд над крестьянами, ограничение свободы в наследовании (право мертвой руки), брачная пошлина и т.д. Сеньоры обременяли крестьян различными повинностями и монопольными правами: например, крестьяне были обязаны молоть зерно только на господской мельнице, печь хлеб только в господской печи, давить виноград только господским прессом. Крестьянин отдавал хозяину значительную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птицу, ткани, кожу, обувь), а также выполнял ряд других повинностей. Эта т.н. феодальная рента считалась платой за пользование землей. Но для Западной Европы было характерно с воеобразие форм крепостного права: в частности, отсутствовали некоторые наиболее стеснительные его нормы (запрет приобретать недвижимость, отчуждение крестьян без земли). С XII в. барщина постепенно уступала место оброку. В XIII- XV вв. происходили постепенное освобождение абсолютного большинства крестьян от какой бы то ни было зависимости и обретение ими личной свободы, землевладельцы предпочитали сдавать землю в аренду. Тем не менее в средневековой Европe были часты мощные крестьянские восстания: французская Жакерия, восстание УотаТайлера в Англии, гуситские войны в Чехии, др.

Набирали силу и города, которые являлись не только центрами ремесла и торговли, но и местом резиденций светских и духовных феодалов, поэтому выполняли политические и административные функции. Средневековые города уступали городам Востока, Византии, Арабского халифата по размерам, численности населения, уровню благосостояния. Тем не менее с конца XI в. начинается бурный рост городов, развитие ремесла и торговли. Уже в XIII-XIVвв. Европа знала такие понятия, как банк, вексель, биржа, кредит, страхование имущества, двойная бухгалтерия, др. Ремесленники объединялись в цехи, купцы - в гильдии. К концу средневековья в городах зарождался новый класс - буржуазия (франц. «буржуа», нем. «бюргер», букв. «горожанин»).

Городские общины основывались и развивались на землях, являвшихся собственностью королей, других светских сеньоров, монастырей. Поэтому первоначально городское население испытывало на себе те или иные формы личной зависимости от сеньоров. История средневековых городов - это борьба городского населения как за личную свободу, вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев - за полную независимость. Это коммунальное движение (от «орган самоуправления») особенно было характерно для XI-XIII вв. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Привилегии, завоеванные городами, оформлялись в специальных документах - хартиях. Например, Великая хартия вольностей, которую в 1215 г. был вынужден подписать английский король Иоанн Безземельный, была результатом борьбы феодалов с королевской властью, в которой приняли также участие горожане, рыцари и крестьяне. Эта хартия не только ограничивала королевский произвол, что отражало интересы баронов и церковных феодалов, но и подтвердила неприкосновенность городских вольностей, установила единство мер и весов, разрешила въезд и проживание в Англии иностранных купцов.

Хотя главным источником единства разноплеменной Европы были общие цивилизационные основы в виде наследия античности и варварского, прежде всего германского, мира, тем не менее свою роль в этом сыграла и римско-католическая церковь, претендовавшая на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание мирян идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительностью вероисповедания. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, наука, искусство. К XIII в. христианство охватило всю Европу. Разделение христианской церкви на католическую (западную с центром в Риме) и православную (восточную с центром в Константинополе) в 1054 г. привело к разделениюпо конфессиональному признаку и Европы. Страны Юго-Западной, Северной и Центральной Европы последовали за Римом, страны Юго-Восточной и Восточной Европы - за Константинополем.

В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского (от греч.«отец, отче»). Первым епископом римской христианской общины в I в. н. э. был апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В VIII в. при поддержке французского короля Пипина Короткого образовалось Папское теократическое государство, в которое вошла территории Римской области.

Церковь являлась государством в государстве. Она получала в дар от императоров и знати земельные владения. Еще Карл Великий узаконил церковную десятину. В VI в. появился первый монастырь, основанный Св. Бенедиктом, который разработал и первый монастырский устав: от монахов требовали выполнения обетов бедности, безбрачия, послушания. Постепенно монастыри становились центрами просвещения. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Одним из важнейших вопросов был вопрос о взаимоотношениях церкви и светской власти. В 413 г. христианский теолог Аврелий Августин написал сочинение «О граде Божьем». Согласно Августину, история человечества - это борьба праведников (Град Божий) и грешников (Град Земной). В земной жизни оба града существуют вместе, но церковь близка к Граду Божьему, земная власть стоит ниже церкви. Следовательно, светская власть должна подчиняться церкви. Папы активно вмешивались в мирские дела, подчас даже в личную жизнь монархов.

Наибольшего могущества в качестве самостоятельного политического института в западноевропейском обществе католическая церковь добилась в XIII в. при папе Иннокентии III (1198-1216 гг.), установившем порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться только актом римского папы. В борьбе с европейскими монархами за политическое влияние римские папы прибегали к разным средствам, в т.ч. запрет совершать богослужение и религиозные обряды в пределах государства, отлучение от церкви «провинившегося» монарха. Так, при Иннокентии III были отлучены от церкви германский император, английский и французский короли. Создавалась система специальных церковных трибуналов для защиты устоев христианского вероучения, борьбы с еретиками – инквизиция, которая породила презумпцию виновности обвиняемого, целый ряд утонченных по своей жестокости истязаний обвиняемого и т.д.

Большую политическую силу папе придавали возникавшие еще с VI в. различные монашеские, а позднее духовно-рыцарские ордена, представлявшие собой строго централизованные объединения, уставы которых утверждались папством. Их создание было связано в т.ч. с крестовыми походами. Подъем производительных сил, развитие городов как центров ремесла и торговли, завершение процесса феодализации в XI в. привели к росту численности населения, нуждавшегося в средствах к жизни. Наиболее беспокойным слоем были рядовые рыцари, нередко занимавшиеся самым обычным разбоем и готовые ввязаться в любую авантюру. К ним прибивались беглые крестьяне, бродячие торговцы, молодые искатели приключений из всех сословий. К тому же в 1095–1097 гг. Европа пережила ряд неурожайных лет. Крестьяне, предоставленные сами себе, были готовы идти куда угодно в поисках лучшей доли. В этой обстановке в 1095 г. прозвучал призыв Папы Римского Урбана II освободить «гроб Господень», другие святыни, связанные с жизнью Иисуса Христа. Участникам церковь обещала отпущение грехов и богатую добычу. Состоялось семь крупных крестовых походов. В результате первого в 1096–1099 гг. был занят Иерусалим. На территории Сирии и Палестины образовалось несколько крупных государств крестоносцев. Однако с течением времени европейцы утратили свои завоевания, а в 1291 г. пал последний оплот крестоносцев в Палестине – город Акра, что считается концом эпохи крестовых походов.

По сути дела, в XI-XII вв., с так называемой папской революции, когда римские папы начинают претендовать на руководство всем христианским миром, римско-католическая церковь сталапревращаться в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую монархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. Политическое и экономическое привилегированное положение церкви и злоупотребления священнослужителей вызывали растущее недовольство. Французский король Филипп IV заключил папу в тюрьму, перенес папскую резиденцию в Авиньон, папами стали избираться французы. Наступило время «Великой схизмы» - раскола, когда за папский престол боролись различные группировки. Со временем правление папы из Рима было восстановлено, но авторитет церкви был подорван.

Средневековая Европа представляла собой общество традиционное. Характерными чертами его были аграрный характер и ручной труд, малоподвижная система ценностей, в основе которой было христианское учение, корпоративная замкнутость сословий, общинность. Одной из отличительных черт средневековой цивилизации Запада был корпоративизм. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью общности. Средневековыми корпорациями были сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город. У корпораций, основывавшихся на принципах солидарности, взаимной поддержки, были свои уставы, казна, особая одежда, знаки и т.д.- все это придавало силу и сплоченность слоям, сословиям и классам.

 

Вопросы и задания:

1. Почему время раннего средневековья называют «темными веками»?

2. Синтез каких миров, укладов привел к рождению средневекового европейского общества?

3. С чьими именами были связаны попытки возрождения Римской империи?

4. Охарактеризуйте центробежную и центростремительную тенденции в развитии средневековой Европы?

5. Что собой представляли органы сословного представительства, создававшиеся в средневековой Европе с XIII в.?

6. Дайте характеристику складывавшейся в средневековой Европе ступенчатой иерархической структуры класса феодалов.

7. В чем заключалось своеобразие крепостного права в средневековой Европе?

8. Какова была роль римско-католической церкви в средневековой Европе?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.03 с.)