Древнеегипетская цивилизация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнеегипетская цивилизация.



Одним из древнейших центров зарождения цивилизации стал Египет, территория, расположенная в северо-восточной части Африки вдоль течения р. Нил. Регион отличался благоприятными природно-географическими условиями: с севера страну омывает Средиземное море, которое связывало Египет с материковой Грецией, островами Эгейского моря и переднеазиатским побережьем, на северо-востоке египтяне соседствовали с семитскими племенами, на западе с малонаселенными пустынными местностями, занятыми ливийцами, пороги на Ниле отделяли египтян от Нубии (Эфиопии).

Египет располагал всем необходимым для создания цивилизации, помимо плодородных земель, металлы, первоначально медь, привозили из Аравийской пустыни и с Синайского полуострова, золото - из Эфиопии, в горах, расположенных по границам долины Нила с запада и востока, добывали кремень. Нил обладал богатым растительным и животным миром.

Создание искусственной системы орошения с использованием береговых дамб, представлявших собой земляные стены и поперечные плотины, позволило повысить урожайность и уровень жизни населения даже в условиях примитивной технологии земледелия. Строительство ирригационных систем было невозможно без объединения людей в территориальные общности, соседские общины, - номы, возглавляемые племенными жрецами и вождями. В результате их объединения возникло два соперничающих между собой царства - Верхний и Нижний Египет, которые около 3100 г. до н.э. создали единое государство во главе с фараоном Мену (Менес), столицей которого стал город Мемфис, основанный на стыке Верхнего и Нижнего Египта.

В эпоху Раннего царства (около 3000-2700 гг. до н.э.) Египет жил в медно-каменном веке, но высокий уровень жизни, достигнутый благодаря хорошей урожайности, позволил создать общеегипетсий государственный аппарат, главной функцией которого было строительство и поддержание ирригационных систем, что предполагало высокий уровень организации контроля и учета: каждые два года составлялся кадастр всех земель страны, проводились также переписи населения, имущества и доходов..

Верховным собственником земли был царь, наряду с царскими хозяйствами существовали хозяйства храмов и вельмож, в которых работали рабочие отряды, состоявшие только из мужчин. В хозяйствах имелись и ремесленные палаты, где также, в основном, использовался труд мужчин. Применяли и рабский труд. Рабами были как чужеземцы, так и египтяне. Хозяйствами руководили домоправители, которым подчинялся целый штат писцов. Принцип управления из единого центра сохранялся на протяжении всей истории египетской цивилизации.

В период Древнего царства (2700-2150 гг. до н.э.) формируется древневосточная деспотия, для которойхарактерна централизация управления, теократическая власть фараона, считавшегося воплощением бога Гора. Вторым лицом в государстве был верховный сановник (обычно сын царя),выполнявший функции главного судьи, осуществлявший от имени фараона общее руководство хозяйственной деятельностью страны. Другим крупнейшим сановником был начальник войска, эту должность занимали царевичи или представители высшей знати. Высшая столичная знать состояла из узкого круга лиц, находившихся в кровном родстве с фараоном, в ее распоряжении был разветвленный бюрократический аппарат. Особенностью центрального аппарата являлась нерасчлененность функций по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей. Например, носитель царских сандалий являлся также главнокомандующим армии, старейшиной дворца, наместником обширной области Верхнего Египта, виночерпием, верховным жрецом определенного храма.

Полицейские функции выполняли иноземцы, выходцы из Северной Нубии. Материальным воплощением деспотии являлись грандиозные пирамиды.

С 2400 г. до н.э. все большее влияние стала приобретать местная, а не столичная знать. В результате около 2200 г. до н.э. Египет распался на множество независимых областей номов, завершая эпоху Древнего царства. Соперничество номов отрицательно сказалось на состоянии ирригационной системы. В борьбе за объединение победу одержал фиванский царь Ментухотеп I. С этого события начинается эпоха Среднего царства (2050-1700 гг. до н.э.).

С вступлением на престол Аменемхет I около 2000 г. до н. э. начался расцвет Среднего царства. В это время египтяне вели успешные войны с соседними ливийскими и переднеазиатскими племенами, освоили бронзовое литье и производство стекла, расширили ирригационную систему. По-прежнему все трудящееся население страны, царские люди, распределялось по ремеслам и профессиям не зависимо от своей воли, шанс изменить судьбу был лишь у тех, кто становился воином. В городах ремесленники привилегировнных профессий начинают работать на заказ, хотя и сохраняется трудовая повинность, что ведет к возникновению ремесленных объединений.

По мере укрепления центральной власти происходило ослабление позиций номархов, которые располагали значительными материальными и человеческими ресурсами. Цари начинают окружать себя незнатными людьми из служилой, главным образом, военной прослойки. В эпоху Среднего царства появляется слой мелких собственников (неджес- маленькие), которые, разбогатев, проникали в среду жречества и чиновничества, становились писцами, торговцами и землевладельцами. Усложнившаяся социальная структура и сохранение сильной провинциальной знати приводили к частым заговорам и переворотам.

Около 1700 г. до н.э. в Египет с востока вторглись гиксосы, представлявшие собой союз племен Южной Сирии и Северной Аравии, владычество которых длилось более 100 лет, пока их окончательно около 1600 г. до н.э. не разбил фиванский царь Яхмос I. С этого времени начинается период Нового царства (1580 - 1085 гг. до н.э.).

В этот период Египет пережил новый экономический подъем, бронза вытеснила медь и камень, появились новые типы металлургических горнов и ткацких станков, получило развитие коневодство, широкое распространение получили колесные повозки. Важное место в египетской экономике заняла торговля как внешняя, так и внутренняя. В результате завоевательной политики фараонов в Египет усилился приток полезных ископаемых, сырья, зерна, скота, а также военнопленных, которых обращали в рабство. Возрастает значение войска. Воинам не только выделяли содержание в виде продуктов, но и раздавали земли, рабов.

Фараон Тутмос I(XVI в до н.э.) превратил Египет в мощную мировую державу, выйдя к Евфрату. Затем в период правления вдовы Тутмоса II,Хатшепсут, усиливается мирное строительство, организуются торговые экспедиции. Тутмос III продолжил завоевания в Передней Азии и Нубии, расширив владения Египта до Сирии и Палестины, Ливии и Эфиопии. В это время усиливается противостояние служилой знати, влияние которой возросло в результате военных походов, и старой аристократии, унаследовавшей свои привилегии от предков. Новый виток эта борьба приняла в ходе реформы фараона Эхнатона. Аменхотеп IV (Эхнатон) стремился утвердить культ единого солнечного бога Атона, тем самым подрывая позиции старой жреческой аристократии и укрепляя собственную власть. Однако его преемники свернули реформу, фараон Тутанхамон лишил культ Атона государственной поддержки, но при этом служилая знать сохранила свое влияние. Эхнатону не удалось изменить традиции, формировавшиеся на протяжении тысячелетий, старое фиванское жречество сохранило свои позиции, особенно на юге страны.

В XIII-XII вв. до н.э. Египет вынужден защищать свои границы от ливийских племен и «народов моря», усиливается политическое и экономическое размежевание Нижнего и Верхнего Египта. С середины XI в. единое египетское государство Нового царства прекращает свое существование, но и в п оздний период (XI-V вв. до н.э.) в условиях децентрализации, господства жреческой знати и иноземных наемников египетская цивилизация продолжала сохранять свои достижения и уникальность. В 525 г. до н.э. Египет завоевали персы, а затем в 332 г. до н.э. Александр Македонский. История египетской цивилизации времени фараонов завершилась.

Египт перешел практически из первобытности в централизованное государство. Основы общинной организации были разрушены характерной практикой применения по всей стране рабочих отрядов, трудовых команд. Египетская цивилизация создала особую идеологию власти: царь был главным богом. Для египтянина государство было неотъемлемой частью жизни, оно определяло и жизненный путь человека и давало надежду на блаженное бессмертие после ухода из жизни. Высокий уровень жизни обеспечил условия для развития образования, основ научных знаний, искусства, а также позволил утвердить единый религиозный культ поверх местных традиций. Общеегипетский характер приобрел культ бога Амона, защитника и покровителя простых людей, завоевателя и грозного владыки. Особое место занимал культ правящего царя, который был для египтян воплощением бога Гора (сына Осириса, царя загробного мира) на земле. Смерть представлялась египтянам переходом в иной мир, где продолжалось существование в царстве Осириса. Смерть воспринималась как опасный порог, преодолев который, умерший оказывался в ином мире, открывающем перед ним новые возможности, одновременно и опасные и обольстительные. Это наложило сильнейший отпечаток на психологию египтян, способствуя развитию индивидуализма.

По своей психологии египтяне были, скорее, оптимистами, положительно относящимися к миру и к жизни, верящими в справедливое устройство мира и человеческого общества, воплощенного вертикали: боги - фараон - подданные.

1.2.2.Цивилизация Древней Месопотамии.

Одна из древнейших цивилизаций в мире возникла на территории Месопотамии в плодородной низменности между реками Тигр и Евфрат, растянувшейся от гор Армении на севере до Персидского залива на юге, с запада к ней примыкают Сирийские степи, с востока - Иранское нагорье. Центр возникающей цивилизации находился в южной Месопотамии, Двуречье.

Для Двуречья характерен сухой и жаркий климат с небольшим количеством осадков, выпадавших, главным образом, зимой, плодородные почвы, удобренные илом, наносимым сезонными наводнениями. Природно-климатические условия, благоприятные для развития земледелия, способствовали возникновению в Двуречье в IV тыс. до н.э. цивилизации, основанной на ирригации, системы бассейнов, каналов, арыков, в строительстве и поддержании которой участвовало все все взрослое население. Из полезных ископаемых в изобилии имелись глина и природный асфальт, на севере Месопотамии встречались месторождения свинца, олова, железа, в гористых районах - камня. Создатели древнейшей цивилизации региона - шумеры - научились получать чистую медь, позднее выплавлять бронзу. 

В отличие от Египта в Двуречье отсутствовали природные границы, поэтому цивилизация формировалась в условиях борьбы политических центров и внешних нашествий.

Шумеры были известны в регионе с VI тыс. до н.э., родство их языка с другими языками до сих пор не установлено. С III тыс. до н.э. в Двуречье из Сирийской степи стали проникать семитские племена, которые к концу III тыс. до н.э. окончательно смешались с шумерами.

Земледелие шумеров было основано на развитой оросительной системе, в городах существовало развитое ремесло, основные материалы для которого получали в процессе обмена.

В IV тыс. до н.э. шумеры создали ряд городов государств, во главе которых стояли сначала выборные, а затем наследственные правители, являвшиеся также и верховными жрецами. Важную роль в жизни городов-государств играли храмы, располагавшие зернохранилищами и мастерскими, являвшиеся организаторами торговых экспедиций. Для нужд учета в храмовых хозяйствах на рубеже IV-III тыс. до н. э. была создана письменность (клинопись).

Между городами-государствами Двуречья шла постоянная борьба, приводившая к подчинению одних городов другими. Во главе независимых городов-государств стояли правители, носившие титул лугаль, во главе с городов-государств, признавших над собой власть какого-либо другого политического центра, правители с титулом энси, являвшиеся лишь верховными жрецами. В Шумере было несколько политических центров, возглавляемых лугалями, претендовавшими на преобладание в стране, одним из которых был Урук. К числу крупных политических центров также относились Киш и Умма на севере, Лагаш – на юге. На короткое время правителю Уммы Лугальзагеси удалось сплотить шумерские города, но они оставались лишь конфедерацией.

Следующим правителем объединенного уже шумеро-аккадского государства стал Саргон Аккадский (Древний), которому удалось подавить сепаратизм отдельных городов, где энси превратились в чиновников, управляющих храмовыми хозяйствами. При Саргоне была создана единая ирригационная система, появилось постоянное профессиональное войско, что обеспечило не только военные победы, но и приток рабов. В деспотическом государстве Саргона существовала чиновничья бюрократия и служилая знать, а также придворное окружение. Стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью, являлся собственником всех земель, во время войны был верховным главнокомандующим, выполнял функции верховного жреца и судьи. Царь был богом в человеческом облике. Мощный аппарат чиновников взымал налоги, осуществлял суд, организовывал сельскохозяйственные и ремесленные работы, следил за состоянием ирригационной системы, набирал ополчение для военных походов.

Однако усиление государства не способствовало улучшению положения широких слоев населения, ослабленное социальными противоречиями Аккадское царство рухнуло около 2200 г. до н.э. под ударами кутиев, обложивших местное население данью и поставивших своим наместником правителя Лагаша, стремившегося упрочить позиции своего города за счет других областей. Власть кутияв в 2112 г. до н.э. была свергнута с возвышением города Ура. Правитель Ура, Шульга, восстановил царство Шумера и Аккада, назначил в различные области чиновников-энси. Было создано единое государственное хозяйство, все работники которого назывались гуруши(молодцы), а работницы - рабынями. Они объединялись в отряды, которые могли перебрасываться с одной работы на другую, за работу получали паек. Такая система организации труда требовала постоянного учета и контроля, осуществлявшегося централизованным бюрократическим аппаратом. Политической опорой власти являлось войско, жречество, администрация правителя, чиновники, квалифицированные ремесленники, надзиратели.

В 2003 г. до н.э. город Ур был разграблен вновь наступил период политической раздробленности, когда выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон, не игравший до этого значительной роли.

Вавилон располагался в центральной части Месопотамии, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие речные и караванные торговые пути.

Вавилону понадобилось чуть больше века, чтобы объединить всю Месопотамию и создать великую державу, Старовавилонское царство (XIX-XVI вв. до н.э.). В 1792 г. до н.э. царем Вавилона стал Хаммурапи, который сумел подчинить себе почти все Двуречье. Государство Хаммурапи представляло собой древневосточную деспотию, где царь опирался на сложный бюрократический аппарат: чиновники ведали отраслями центрального управления, городами или областями. Население обязано было уплачивать различные налоги, которые поступали в царскую сокровищницу и образовывали дворцовое имущество, за этим следили специальные чиновники. Возглавлял бюрократическую систему сам царь, который заботился о расширении и поддержании ирригационной системы. За внешнюю торговлю также отвечали тамкары, фактически царские чиновники, в которых превратили купцов, обязанных действовать, прежде всего, в интересах царской власти. Внутри государства существовала система распределения и натуральный обмен.

Основную часть населения Вавилонского царства составляли общинники, располагавшие небольшими участками земли. Люди, находившиеся на государственной службе, получали дополнительные наделы земли, которую они сдавали в аренду. Высшее положение в обществе занимала небольшая группа богатых семей, приближенные или родственники царя, а также те, кто занимал ведущие должности в государственном и храмовом хозяйстве, все они имели значительное имущество (здания в городах, сады, имения). Все работы в хозяйствах таких семей выполнялись арендаторами, наемными работниками и рабами. Низший слой общества составляли бедняки из числа крестьян и горожан, не имевшие собственности и жившие выдачами из дворца или храма.

Население Месопотамии делилось на свободных и рабов. Свободные люди составляли две категории, обладавшие различными юридическими правами: полноправные свободные граждане, авилум, и лица с ограниченными юридическими и политическими правами, мушкенум, утратившие связь с общиной и не обладавшие недвижимой собственностью. Подлинными рабами, вардум, были рабы-чужеземцы. Рабы выполняли работу наряду с другими членами семьи, но по правовому положению они приравнивались к малолетним членам семьи, находящимся под властью главы семьи.

Развитие экономики способствовало росту торговли, ростовщичества, наемного труда, что нашло отражение и в законах Хаммурапи, направленных на укрепление позиции государства в экономике и в других сферах жизни.

В средневавилонский (касситский) (XVI-XII вв. до н.э.) период Вавилон потерял значение центра Месопотамии: уже при сыне Хаммурапи был потерян контроль над южными землями, в XVII в. до н.э. области Верхней Месопотамии были заняты касситами. В начале XVI до н.э. Вавилон был разрушен хеттами и окончательно попал под власть касситов, унаследовавших более развитую вавилонскую культуру. Касситские правители упростили бюрократический аппарат, предоставили ряду городов автономию.

С середины XIV в. до н.э. политическая ситуация в Передней Азии изменилась не в пользу Вавилонии. Ее северный воинственный сосед Ассирийское царство расширяло свою территорию, на востоке усиливался Элам. Страна перешла под власть эламского наместника, но воспользовавшись смутами в Эламе, вавилоняне обрели независимость, начался новый подъем, связанный с правлением Навуходоносора I (1126-1105 гг. до н.э.), когда удалось достигнуть внутренней стабильности,. подчинить Ассирию и разгромить Элам. Но затем, ослабленный борьбой с кочевниками Вавилон вновь потерпел поражение от Ассирии

Лишь после падения Ассирийской державы Нововавилонское царство, воссозданное полукочевыми племенами халдеев, стало в VII в. до н.э. одним из наиболее могущественных государств Передней Азии. Это было время экономического и культурного расцвета, но в 539 г. до н.э. персы вторглись в Месопотамию, присоединив ее к своей державе.

Месопотамская цивилизация создала новый тип людей, освоивших новые виды практической деятельности планирование, управление, учет и контроль. Здесь появилось рабство. Человек Месопотамии – индивидуалист, интересы которого обращены к дому, семье, родным и соседям, высоко ценящий земную жизнь, боявшийся смерти, с которой заканчивалось все, что есть в жизни позитивного, светлого, радостного, активного, утешительного и счастливого. Человек жил в страхе перед божественным миром, не веря в справедливость богов, уповал на их волю. Житейский опыт заставлял людей избегать опасных новшеств, ориентировал на повторение уже знакомого, заведомо безопасного и достаточно успешного образа действий.

Ассирийская держава.

Ассирийская держава формироваться во II тысю до н.э. на севере Месопотамии, представлявшем собой плоскогорье, примыкающее к долинам Тигра и его притоков. Это была гористая территория, неудобная для земледелия, которым можно было заниматься только в небольших долинах Тигра, что не требовало создания масштабной системы кусственного орошения.  В предгорьях были благоприятные условия для развития скотоводства. В горах имелись различные породы камня, залежи полезных ископаемых и среди них железная руда.

Здесь обитали племена субари, шумеры, восточные семиты, хурриты, в конце III тыс. до н.э. стали появляться амореи, западносемитские скотоводческие племена. Господствующим языком стал северный диалект аккадского языка.

Территория Ассирии не защищена от вторжений, что заставтляло население постоянно бороться с завояевателями. Однако, Ассирия располагалась на пересечении важнейших торговых путей, купцы Ашшура, одного из старейших городских центров региона, составляли сплоченную профессиональную группу. Стремясь утвердить контроль над торговыми путями, они создали военизированное государства, для которого войнаТак Ашшур и захват добычи стали первостепенной задачей. На рубеже XIX-XVIII вв. до н.э. Шамши-Адад захватил тоговые пути в Северной Месопотамии, нарушив, таким образом, традиционную ассирийскую торговлю. Он объявил себя царем, стремясь к установлению своей единоличной власти. Вся Северная Месопотамия, включая Ашшур, была разделена на 14 военных округов, возглавляемых царскими администраторами. Общинная администрация сохранялась, но при условии лояльности центральной власти. В царском хозяйстве работали рабы-военнопленные, захват которых стал важнейшей целью военных экспедиций. Однако, в XVIII в. до н.э. вавилонскому царю Хаммурапи удалось подчинить себе Ашшур. Затем до конца XV в. до н.э. ассирийские города находились под властью Митанни и касситской Вавилонии.

Купцы Ашшура продолжали играть важную роль в международной торговле, нуждаясь для защиты своих интересов в мощном государстве. С конца XV в. до н.э. власть правителя Ашшура усилилась и стала практически наследственной, он являлся жрецом, администратором, военным вождемя, главой общинного совета, который постепенно заполняли люди, близкие правителю. В XV-XI вв. до н.э. город-государство Ашшур состоял из разбросанных мелких селений, возглавляемых советом старейшин и старостой. В собственности общины была земля, подлежавшая периодическим переделам. Поскольку земля могла продаваться, земельные ресурсы начали концентрироваться в руках богатых семей.  

На протяжении XIV-XII вв. ассиширийские правители расширяли пределы своей державы. Во второй половине XIII в. до н.э. Ассирия являлась самым могущественным государством Ближнего Востока. При Тиглатпаласаре I(1115-1077 гг. до н.э.) ее границы простирались от Вавилона до Египта. Власть ассирийских правителей укреплялась не только путем жестокого обращения с покоренным населением, но и его перемещения на другие территории, что приводило к разврву общинных связей. Так называемые Среднеассирийские законы XVI-XIV вв. до н.э. были самыми жестокими из всех древневосточных.  

В XII в. до н.э. Ашур не смог противостоять продвижению кочевников, которые постепенно проникали не его территорию. Лишь в конце X в. до н.э. Ассирия, восстановив свою военную организацию, используя железное оружие, возобновила завоевательную политику. Началось т.н. Второе возвышение Ассирии, правители которой стремились установть контроль над основные источники сырья, центрами производства и торговыие путями региона. Возвышение Ассирии связано с именем Ашшурнасирпала II (884-858 гг. до н.э.), захватившего Вавилонию и Сирию, вышедшему к Средиземному морю.  Основное содержаниие политики Ассирии  составляли походы, осада и разрушение городов, угон в рабство пленных, поголовное истребление всего мужского населения, способного к сопротивлению, жестокие издевательства над побежденными. Захваченные территории рассматривались как плацдарм для последующих походов. Победоносные войны и величие царя-победителя, как правило, сзакреплялись активизацией строительной деятельности.

Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н.э.) впервые объединил всю Месопотамию, провел административные и военные реформы. Жители завоеванных окраин насильственно депортировались в Ассирию, где расселялись среди иноэтничного населения. Наместничества разукрупнялись в небольшие округа, правители которых ведали сбором налогов, организацией выполнения повинностей и руководством местным воинским контингентом. Тиглатпаласар провел реорганизацию военного дела: наряду с ополчением, которое формировалось из взрослого мужского населения, была создана профессиональная армия, находившаяся на государственном обеспечении. Впервые были созданы регулярная кавалерия и саперные части. На высоком уровне находилась разведка, обычно возглавляемая наследником престола. Армия была единообразно экипирована, хорошо вооружена и обучена. Это позволило Ассирии стать великой военной империей, объединившей почти весь ближневосточный регион.

В 605 г. до н.э. в битве при Каркемише вавилонский царь Навуходоносор разгромил ассирийские войска, закрыв последнюю страницу истории Ассирийской империи.

Одним из главных достижений Ассирии стала консолидация этно-исторического пространства Передней Азии: войны способствовали распространению одних культур за счет подавления других. Ассирийцы сохраняли и развивали многие достижения шумеров и вавилонян, хеттов и египтян.

Древняя Персия

Центром образования персидского государства был юг Иранского плато, окруженного со всех сторон горами. Природно-климатические условия здесь были довольно суровыми и отличались резкими колебаниями температуры, незначительным количеством осадков и небольшим числом маловодных рек. Горные склоны и долины были покрыты лесами, а обширные степные районы скудной растительностью, пригодной лишь для прокорма мелкого рогатого скота. Иранское плоскогорье хранило богатые залежи нефти, железной и медной руды, олова, золота, серебра и свинца. На рубеже II-I тыс. до н.э. на территории Иранского нагорья появились кочевые иранскиеплемена, являвшиеся одной из ветвей индоевропейцев. На новых землях иранцы постепенно переходили к земледелию, которое сочеталось со скотоводством, особенно, коневодством и обработкой металла.

Основателем династии персидских царей считается Ахемена. Кир II (558-530 гг. до н.э.) в 558 г. до н.э. он объединил персидские племена,  разгромил Мидию и начал завоевание соседних территорий, захватил Вавилон. Персам добровольно подчинились Сирия, Палестина и Финикия. В Передней Азии персы создали огромную державу, которая формировалась не только силой оружия, но также и политикой мягкого и доброжелательного отношения к населению завоеванных стран, их богам и традициям. Сын Кира, Камбиз (529-523 гг. до н.э.) захватил Египет

Уже на начальном этапе становления Древнеперсидской цивилизации важную роль играла армия, ядро которой составляли персы (кавалерия формировалась из знати, а пехота из простых людей). Они же занимали и высшие командные должности.

В результате острой политической борьбы осенью 522 г. до н.э. к власти пришел Дарий I (522-484 гг. до н.э.), который не принадлежал к царской семье, хотя и происходил из рода Ахеменидов. Дарию пришлось заново создавать державу, переживавшую внутренние неурядицы, грозившие распадом. Дарий несколько расширил пределы своей державы и в 518 г. до н.э. приступил к осуществлению реформ, направленных на создание  устойчивой системыу государственного управления и контроля над завоеванными странами, упорядочение сбора налогов иувеличение армии. Дарий разделил империю на 20 административно-податных провинций, сатрапий, границы которых отчасти совпадали с границами стран, подчиненных персам. Во главе сатрапий были поставленные ответственные перед центром сатрапы, которыми, как правило, назначались персы, возглавлявшие администрацию своей области и  следившие за поступлением налогов и выполнением повинностей, исполнявшие и судебные функции. Помимо сатрапий империя делилась на 5 военных округов во главе с военачальниками, которые не зависели от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Сатрапы и военачальники находились под двойным контролем царя и тайной полиции: при каждом сатрапе находился главный надзиратель (царское око) и тайные шпионы (уши царя).

Все нити управления обширной Ахеменидской империей были сосредоточены в центральном аппарате во главе с царской канцелярией, которая находилась в Сузах, административной столице персов. Для обеспечения быстрого исполнения царских повелений, Дарий учредил государственную почту (построил новые дороги и ввел систему конных курьеров). Государственным языком полиэтничной державы Ахеменидов был арамейский.  Руководящие должности государственного аппарата, как правило, занимали персы. В сатрапиях к управлению привлекались чиновники из местных жителей, а на периферии сохранялась традиционная система управления во главе с вождями.

Для сатрапий налог был обязателен и строго зафиксирован. Персида, как родовая область, и персы, как титульный народ империи денежный налог не платили, ограничиваясь натуральными поставками. Сохранялось система подарков, которая приобрела почти обязательный характер. Денежная реформа обеспечила страну единой денежной единицей.

Элитой армии считалась царская гвардия из 10 тысяч бессмертных пехотинцев. Первая ее тысяча, комплектовавшаяся из представителей знатных родов, составляла личную охрану царя. Размер войска в сатрапиях и численность гарнизонов в крепостях определялись лично царем. Он же проводил и ежегодные смотры. Во время войны собиралось ополчение. Воинам предоставлялись земельные участки, они не считались личной собственностью, но с течением времени стали отчуждаться (залог, аренда и т.д.). Когда владельцы наделов воевали, их землю обрабатывали члены семьи. Те, кто уходил в отставку, должны были платить налоги.

В результате реформ Дария Персия превратилась в централизованную бюрократическую деспотию, унаследовавшую традиции Вавилонской и Египетской цивилизаций. Царь персов обладал неограниченной властью, считался владыкой земли и людей, высшей и священной особой, земным олицетворением Бога. При царе постоянно находились маги, жрецы Заратустры, выполнявшие функции советников. Царь управлял своей державой с помощью письменных распоряжений, с помощью судей, которых он назначал пожизненно, - вершил правосудие.

В V в. до н.э. экспансия персов была остановлена греками, усились восстания в сатрапиях, с середины V в. до н.э. Персия стала терять свои провинции.

Весной 334 г. до н.э. в поход против персов выступил правитель Македонии Александр, в короткий срок занявший Малую Азию, города Финикии, Палестины, в Египет, Месопотамию. Последний царь персов Дарий III бежал в Биктрию, где был убит. Персы верили в множество богов: бог изначального света Митра, богиня воды и плодородия Анахита, почитали огонь, свет, солнце, луну, ветер. В период царствования Дария начал распространяться зороастризм, возникший на рубеже VII-VI вв. до н.э., основателем которого был Зороастр (Заратустра).

Основу учения Зороастра составляла идея непримиримости противостояния двух начал: Арта, олицетворения высшей правды, и Драуга, понимаемого как мировое зло. Верховным богом, олицетворявшим добро, свет, жизнь и правду считался Ахурамазда (Ормузд) (буквально владыка Разума). Силы зла, мрака и смерти воплощал бог Ангхро Манью (Ариман). Ормузд создал человека, свободного в своих мыслях и поступках, а поэтому доступного воздействию Зла. Долг человека бороться со Злом и одержать над ним полную победу. Для этого необходимо соблюдать три правила: иметь Добрые мысли, говорить Добрые слова и совершать Добрые поступки. Таким образом, впервые важное место религия отводила человеку, которому предоставлялась возможность выбора, возможность встать на любую сторону в борьбе Добра и Зла. Основным источником представлений зороастризма являлась Авеста, свод священных книг.

Зороастризм персов отличался исключительной веротерпимостью. Цари персов не пытались навязать иранскую веру своим иноземным подданным. Отличительная черта древнеперсидской державы - интенсивное смешение и передача культурных ценностей, религиозных представлений различных народов.

Индийская цивилизация.

В древнем мире Индией называли земли к востоку от реки Инд, которые составляли территорию нынешних Индии, Пакистана, Непала и Бангладеш. Индийская цивилизация формировалась в условиях относительной географической обособленности: ее земли омывали два океана, с севера границы замыкал горный массив Гималаев, задерживавший сухие и холодные ветры, дующие с севера, а также теплые и влажные, дующие с юга и юго-запада. Ледники Гималаев питали Инд и Ганг, основные реки, протекающие по самой населенной части Индии. Поэтому искусственное орошение, хотя и было известно с глубокой древности, не являлось основой земледелия. В долине Инда климат сухой и жаркий, в долине Ганга - жаркий и влажный, поэтому наиболее благоприятные условия для формирования -цивилизации были на северо-западе в долине Инда. Береговая полоса Индии сравнительно мало изрезана, лагуны, удобные для судоходства располагаются на западном побережье. 

Природа Индии чрезвычайно богата и разнообразна. Почвы отличаются высоким плодородием и легко обрабатываются. Индия богата полезными ископаемыми: различными породами камня, железной рудой, цветными металлами. Также богата флора и фауна Индии: бамбук, сал, тик, эбеновое и красное дерево, сандал давали превосходную строительную и поделочную древесину, благовонные и красильные деревья, хлопчатник, кокосовые пальмы, пряности (перец, корица, гвоздика) и лекарственные растения. В Индии водятся тигры, львы, дикие слоны, пантеры, птицы, пресмыкающиеся, насекомые. Почти все животные, прирученные человеком, встречаются в Индии в диком состоянии.

Индия отличалась высокой концентрацией населения. Коренным народом Индии, вероятно, были дравиды, населявшие среднюю и южную часть Индостанского полуострова.

В VIII тыс. до н. э. на территории Индии появились первые земледельческие поселения. В середине III тыс. до н.э. в сформировалась Индская (Хараппская) цивилизация.

О высоком уровне развития цивилизации свидетельствуют строгая планировка городов, монументальная архитектура, наличие письменности, системы мер и весов и произведений искусства. Некоторые города, например, Хараппа и Мохенджо-Даро, отличались большими размерами, число жителей определялось от 35 до 100 тысяч. Города обносились мощными стенами. Крупные города состояли из двух частей цитадели и нижнего города. В цитадели размещались зернохранилище, дворец правителя, административные и торговые здания, бассейн для религиозных омовений и культовые строения. Доступ жителей города в цитадель ограничивалась специальными воротами. В нижнем городе проживала основная часть населения. Застройка городов отличалась четкой планировкой, сеть улиц делила город на прямоугольные блоки-кварталы. Довольно широкие, нередко до 10 м, основные улицы города пересекались под прямым углом. На крупных перекрестках углы домов намеренно округлялись, чтобы не препятствовать движению повозок. Город обслуживало сеть выложенных кирпичом колодцев и система канализации. Часть населения селилась за городскими стенами, принимая на себя первые удары наводнений и вражеских вторжений.

Население Индской цивилизации занималось земледелием, возделывая пшеницу, ячмень, просо, полевой горох, дыни, кунжут и горчицу, хлопок. Во время паводков хараппцы удерживали воду, производя обваловку полей. Были одомашнены коровы, буйволы, овцы, козы, свиньи, ослы. Ремесленники использовали различные сплавы, изготовливая инструменты, предметы вооружения и украшения. Замечательным искусством отличались гончары и резчики по камню и слоновой кости. Важную роль играло прядение и ткачество. Крупные поселения были торговыми центрами: развивалась торговля с Месопотамией.

Письменность получила достаточно широкое распространение, а грамотность не ограничивалась столичными центрами.

Население Хараппской цивилизации поклонялось богине-матери, однако на первый план начал выдвигаться культ верховного мужского божества.

С 1800 г. до н.э. Хараппская цивилизация стала медленно угасать, возможно, в связи с изменением климата, чрезмерными разливами рек, т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.063 с.)