Возникновение и основные этапы развития древнегреческой цивилизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и основные этапы развития древнегреческой цивилизации.



Первым этапом в развитии древнегреческой цивилизации стал архаический (VIII-VI вв. до н.э.). Особое значение для дальнейшего развития экономики имело начало производства стали, что позволило успешнее обрабатывать земли, эффективнее заниматься оружейным, столярным и другими ремеслами, кораблестроением. Происходит великая греческая колонизация, вызванная нехваткой плодородных земель для развития сельского хозяйства и аграрным перенаселением. Колонизация способствовала снижению социальной напряженности и развитию торговли, активизировала международные связи. Открылся простор для личной инициативы. Ремесло окончательно отделилось от сельского хозяйства. В результате Великой колонизации происходит переход от натурального хозяйства к товарно-денежному.

В архаический период формируется полисная система. Полис - город-государство с сельской округой. Население полиса обычно 5-10 тыс. человек, в таких крупных полисах как Спарта или Афины могло проживать до 200 тыс. В полисе исчезла царская власть, роль аристократии и жречества была ограничена, важную роль играли мелкие и средние собственники. Полис - сообщество свободных граждан-собственников, обладавших политическими правами, лежавшими в основе полисной солидарности. Внутри полиса складывались своды законов, определяющие права и обязанности граждан, которые ставили интересы полиса выше личных. Граждане полиса составляли основу ополчения, а также обеспечивали его экономическое существование.

В начале архаического периода во главе большинства полисов стояла родовая знать - олигархическая форма правления. По мере укрепления экономических позиций средних классов усилилась их политическая активность, что привело к росту политической борьбы и появлению тиранов, которые в большинстве случаев ограничивали аристократию и обеспечивали компромисс сословных интересов. Дальнейшее развитие ряда полисов привело к формированию демократии.

Основными центрами древнегреческой цивилизации уже в архаический период были Афины и Спарта. Афины прошли классический путь становления демократии: сначала власть находилась в руках аристократической верхушки (евпатриды), составлявших совет (ареопаг), политику которого осуществляли три высших должностных лица (архонты). Аристократия использовала свое положение для усиления зависимости остального свободного населения, в том числе используя систему судопроизводства, находившуюся в ее руках. Для ослабления социальной напряженности архонтом Драконтом в 621 г. до н.э. было введено письменное право и публичный суд. В начале VI в. до н.э. архонт Солон провел ряд реформ в интересах широких слоев граждан полиса: было запрещено долговое рабство, ограничена концентрация земли в одних руках, политические права граждан зависели от имущественного положения, но все они могли участвовать в работе народного собрания, избиравшего высших должностных лиц. При Солоне был создан Совет 400 и суд присяжных. В 509-507 гг. до н.э. архонт Клисфен упразднил родоплеменную организацию, разделил население на 10 территориальных фил, направлявших по 50 человек в Совет, появился политический обычай -остракизм (суд черепков), позволявший гражданам путем тайного голосования определять тех, кто угрожает демократии. В середине V в. до н.э. в результате реформы Перикла все граждане смогли избираться на любую должность, кроме должности военачальника. Для афинского общества было характерно рабство классического типа, когда раба рассматривали как говорящее орудие.

Спарта. Социально-экономической основой спартанского общества была коллективная эксплуатация общиной спартиатов государственных рабов-илотов, обладавших землей и определенной хозяйственной самостоятельностью. Также в Спарте жили периэки, ремесленники и торговцы, лично свободные, но не обладавшие гражданскими правами. Спартиаты занимались только военным делом. Во главе Спарты стояли два царя-военачальника, выполнявшие некоторые жреческие и судебные функции. Цари являлись членами совета старейшин (герусия), куда еще входило 28 выборных геронтов в возрасте не моложе 60 лет. Совет выполнял и законодательные и исполнительные функции, народное собрание могло одобрить или отклонить его предложения.

В классический период обнаружился кризис древнегреческой цивилизации. В V в. до н.э. греки столкнулись с персидским государством, им удалось разгромить персидские войска при Марафоне (490 г. до н.э.), оказать сопротивление в Фермопильском ущелье (480 г. до н.э.), одержать победу в морском сражении у острова Саламин (480 г. до н.э.) и окончательно разгромить персов близ Платей и у мыса Микале (Малая Азия). Но уже в ходе греко-персидских войн возникло соперничество между Афинами и Спартой, к которому примкнули и другие полисы. Афины создали Делосский морской союз (478 г. до н.э.), затем Афинскую морскую державу, Спарта – Пелопоннесский союз. В 431 г. до н.э. между этими союзами началась война, в которую были втянуты практически все греческие полисы. Победу одержала Спарта, но война ослабила всю Грецию.

В 338 г. до н.э. македонский царь Филипп II в битве при Херонее победил войско греков. Полисы были вынуждены покориться Филиппу, поддержав его в борьбе против персов. Филипп создал всегреческий союз полисов. Сын Филиппа, Александр Македонский(356-323 гг. до н.э.) разгромил персидскую державу и создал мировую империю, включавшую Грецию, Персию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию, часть Индии, где распространялась греческая культура, политические и экономические традиции. Таким образом, локальная цивилизация приобрела черты мировой.

После смерти Александра его империя распалась на несколько государств, представлявших собой своеобразное единение восточных деспотий и греческой полисной системы.

Эпоха эллинизма длилась три века (IV-I вв. до н.э.), пока Рим не начал наступление с III в. до н.э. на эллинистический мир, завершившееся завоеванием в 30 г. до н.э. Птолемеевского Египта.

Древнегреческая цивилизация представляла собой цивилизационный прорыв, здесь появились демократия и частная собственность, свобода человека, философия. Греки создали основы философской науки в ее диалектическом единстве идеалистического и материалистического взгляда на мир. Древняя Греция внесла уникальный вклад в мировую художественную культуру.

Древнеримская цивилизация.

Древнеримская цивилизация возникла на Апеннинском полуострове, защищенном с севера Альпами, с востока Адриатическим морем, с юго-востока полуостров отделен от БалканИоническим морем, на западе от Сардинии и Корсики - Тирренским морем, на северо-западе полуостров омывался Лигурийским морем. Особенности береговой лини и отсутствие большого числа островов не позволяли развивать мореплавание также активно, как в Греции. Вдоль полуострова тянулись Апеннинские горы, разделявшие его на три больших области северную, центральную и южную. Крупных рек было мало, многие реки летом пересыхали.

Север Апеннинского полуострова находился в зоне умеренного климата, центральная и южная части – субтропического, что способствовало появлению богатого растительного и животного мира. С начала I тыс. до н.э. под влиянием греков на полуострове появились оливковые рощи, абрикосовые и персиковые сады. Территория относительно бедна полезными ископаемыми: небольшие залежи золота, серебра, железа, меди, олова, мрамор и строительный камень.

Население региона отличалось в языковом, этническом и культурном отношении. На рубеже II - I тыс. до н.э. на полуостров переселились индоевропейские племена италиков, частично ассимилировавших, частично оттеснивших местное население. Римляне формировались на основе смешения латинских и сабинских племен. Соседние области населяли этруски, переселившиеся в регион с Востока, считавшиеся отличными металлургами, строителями, мореходами. В III в. до н.э. римляне покорили этрусков, у которых они заимствовали многие культурные достижения. К I в. до н.э. на Апеннинском полуострове сложилась единая италийская народность с единым латинским языком.

Большое влияние на развитие Апеннинского полуострова оказали греческие колонии, являвшиеся проводниками греческой культуры.

Все это способствовало быстрому становлению и развитию Древнеримской цивилизации.

Основные этапы развития Древнеримской цивилизации. Древнейший период в истории древнеримской цивилизации с VIII в. до н.э. до VI вв. до н.э. – царский. В это время происходит становление Рима как города-государства на основе территориальных общин, в основе которых лежали племенные и родовые группы. Во главе государства стоял царь, избиравшийся пожизненно. Царь выполнял функции военачальника, жреца, законодателя, судьи, председательствовал в сенате, совете старейшин. Решения сената, прежде всего вопросы войны и мира, утверждались на народных собраниях, проходивших по куриям (родам).

Основной социально-экономической ячейкой была семья, имевшая свой участок на общинных землях. Население делилось на две основные группы: патриции, принадлежавшие к знатным родам и обладавшие всей полнотой гражданских прав и плебеи, не имевшие прав на общинные земли и вынужденные переходить под покровительство патрициев, в том числе, чтобы обеспечить себя землей. Низший социальный слой составляли рабы, число которых пополнялось за счет военнопленных и должников, не сумевших вернуть долг (кабальное рабство).

В царский период во главе Рима в основном стояли цари этрусского происхождения, один из них, Сервий Туллий в VI в. до н.э. разделил государство на территориальные округа (трибы), население на две категории военнообязанных и освобожденных от военной службы в зависимости от имущественного положения и физической пригодности. Все мужское население делилось на 5 имущественных разрядов, каждый их которых выставлял несколько сотен воинов (центурий), участвующих и в голосовании при выборах в органы власти. Большинство центурий выставляла обеспеченная часть населения, что позволяло ей иметь большинство и на выборах в народных собраниях. Хотя патриции сохранили свою власть, но и не знатные, но богатые люди могли активно участвовать в политической жизни.

Период Республики (VI-I вв. до н.э.). В 510 г. до н.э. после изгнания последнего царя Тарквиния Гордого власть перешла к патрициям, заседавшем в сенате, высшем органе республики. Из патрицианской среды избирались консулы, возглавлявшие исполнительную власть, жрецы, судьи. Патриции оставались крупными земельными собственниками. В Риме не было налогов: магистраты, занимавшие выборные должности, не получали жалования, нередко сами вкладывали средства. В 494 г. до н.э. под давлением плебеев была введена должность народных трибунов, избиравшихся из плебеев, обладавших личной неприкосновенностью, правом вето, т.е. запрета на решение сената или отдельных представителей власти, правом созывать плебеев на сходки. В 450 г. до н.э. появилось письменное законодательство, Законы XII таблиц, что ограничило произвол патрициев в судебной сфере. Плебеи добились, чтобы постановления народных собраний по трибам обретали силу закона без утверждения сената. В 367 г. до н.э. был установлен максимум земельного владения из фонда общественной земли, один консул должен был выбираться из плебеев. В 326 г. до н.э. было запрещено долговое рабство. В 300 г. до н.э. плебеям было разрешено входить в состав жреческих коллегий.

Политические успехи плебев были связаны с тем, что они составляли значительную часть войска, а Рим вел наступательные войны на Апенинском полуострове, в Испании и Северной Африке. К III в. до н.э. римская община оформилась как патрицианско-плебейская, где сочеталось коллективное и частное землевладение, а привилегированный слой составляли обеспеченные граждане. Служба в армии была почетной обязанностью, не пройдя военную службу нельзя было занять государственную должность.

Рим был аристократической республикой, где демократический принцип жизни общества олицетворяли народное собрание и трибуны. В систему ценностей древнеримского общества входило представление о богоизбранности римского народа. Долг гражданина - служить Риму, что требовало от него мужества, верности, честности, умеренности, почитания богов. Для римского менталитета было характерно представление о пропасти между рабом и свободным. Все иностранное воспринималось лишь постольку, поскольку оно не противоречило римской системе ценностей или могло быть переработано в соответствии с нею.

Ценности римского общества сформировались в условиях постоянных военных конфликтов: в период V-III в. до н.э. Рим устанавливал свою власть в Италии, в конце III в. до н.э. обострились противоречия с Карфагеном,морской державой, основанной финикийцами на северном побережье Африки, в результате трех войн Карфаген был уничтожен. Во II в. до н.э. римляне захватили Македонию, Грецию, западную часть Малой Азии, превратив свое государство в в крупнейшую средиземноморскую державу.

В результате войны усилился приток рабов, расширялась торговля, развивалось денежное обращение, увеличилось число крупных землевладений (виллы, латифундии), основанных на рабском труде, мелкие крестьянские хозяйства разорялись. 

Тяжелое положение рабов вызывало восстания, например, восстание под руководством Спартака 73-71 гг. до н.э. За свои права боролось и италийское население, что привело к восстанию, переросшему в Союзническую войну 91-88 гг. до н.э. В результате римляне были вынуждены предоставить права римского гражданства италикам.

Разорение мелких землевладельцев вело к размыванию социальной базы римской республики и ослаблению армии. Были предприняты меры, направленные на увеличение числа мелких земельных собственников, помощь низам (реформы братьев Тиберия и Гая Гракхов в 133-122 гг. до н.э.), но они дали лишь временный результат. К середине I в. до н.э. Рим переживал кризис: восстания, войны на Востоке, гражданские войны. Республиканское правление потерпело крах: власть, опираясь на армию, захватил военачальник Луций Корнелий Сулла, объявивший себя пожизненным диктатором.

Древнеримская цивилизация эпохи империи. Военную диктатуру сумел установить Гай Юлий Цезарь(100-44 гг. до н.э.), опираясь на армию. он ограничил власть сената и народных собраний, провел судебную, денежную и календарную реформы, перепись населения. Убийство Цезаря не позволило реставрировать республику.

Октавиан, внучатый племянник Юлия Цезаря, одержав победу в гражданской войне, завершил реформы, начатые Цезарем, расширил пределы Римской империи, установил единоличное правление, опираясь на армию, сенат и всадников. Октавиан получил титулы Августа (Божественный) и императора, был пожизненным трибуном, консулом и великим понтификом (верховным жрецом), но формально сохранил республиканские порядки. Он стал принцепсом сената, т.е. первым сенатором. Октавиан укрепил империю, ограничил злоупотребления провинциальных наместников, создал императорскую казну.

При преемниках Октавиана Траяне (98 - 117 гг.) и Адриане (117 - 138 гг.) Рим перешел от политики военных захватов к обороне своих границ. Борьба с варварами способствовала усилению кризисных явлений в империи: уменьшается приток рабов, малая рентабельность рабского труда заставляет переходить к новой форме земельных отношений, колонату. Разоряющиеся мелкие земельные собственники были вынуждены брать в аренду у крупных землевладельцев землю, скот, орудия труда, выплачивая продуктами арендную плату хозяевам земли и налог государству. С IV в. колонов, в которых обращали и военнопленных, прикрепляют к земле. В условиях нехватки денег происходит кризис городской экономики. 

С конца II в. усиливаются центробежные устремления провинциальной знати, на трон императоров возводит армия, что ведет к установлению деспотических режимов, доминат. Реформы Домициана в финансовой, военной, гражданской, налоговой сферах несколько стабилизировали обстановку с стране к началу IV в., но не изменили ситуацию коренным образом. Вновь объединить империю удалось императору Константину, перенесшему столицу в Византий (Константинополь). Константин осознал значение христианства и в 313 г. Миланским эдиктом признал его равноправным с другими вероучениями. В 325 г. он собрал в Никее 1-й Вселенский собор, где был принят христианский Символ веры. 

Христианство зародилось в I в. н. э. в римской провинции — Иудее. Оно четко разделило небесный мир, воплощающий высшую справедливость, и земной. Бог создал мир ради человека, который человек рожден, чтобы познать Бога, следовать его заповедям. Человек должен посвятить всего себя спасению души и достижению загробного блаженства. Христианство ориентировало человека на самосовершенствование, обращалось к любому человеку, независимо от его социального положения или национальности. Христианство открыто не выступало против влаисти и государства, однако римское общество, со свойственными ему пороками, подвергалось острой критике христиан.

После смерти Константина Римская цивилизация продержалась еще полтора века, сотрясаемая ударами варваров и внутренними конфликтами. С 381 г. христианство объявляется единственной государственной религией. В 395 г. император Феодосий раделил империю на две части Восточную и Западную. В 476 г. с престола был свергнут последний императора Рима Ромул Августул. Это событие принято считать датой падения Западной Римской империи.

Вопросы и задания:

1. Почему первая цивилизация в северном Средиземноморье возникла на острове Крит?

2. Почему древние греки называли минойскую державу таласократией? Какие особенности цивилизационного развития из это проистекали?

3. Крито-микенские общества – слепок с раннеклассовых цивилизаций восточного Средиземноморья или предтечи античного общества?

4. Как природные факторы повлияли на специфику древнегреческого общества?

5. Что такое полис? Почему именно полисная структура определила специфику древнегреческого общества?

6. Существует ли связь между полисом и взлетом древнегреческой культуры?

7. В чем особенности эллинистического этапа развития древнегреческого общества?

8. Существовали ли различия в природно-климатических условиях развития древнегречемской и римской цивилизаций?

9. Каковы особенности социальной структуры древнеримскогообщества периода республики?

10. Что обеспечило военное доминирование Древнего Рима?

11. Чем можно объяснить переход от республики к империи?

12. Почему имперская форма правления давала возможность для проявления деспотизма и беззакония?

13.  Что свидетельствовало об упадке социально-экономической жизни Рима в первые века империи?

14. Что нового привнесло в культуру и миропонимание позднего римского общества христианство?

15. Перечислите основные причины гибели Западной Римской империи.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.029 с.)