I . Восточный тип цивилизационного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Восточный тип цивилизационного развития



ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие по истории цивилизаций составлено для студентов неисторических специальностей на основе лекционных курсов, читаемых в Поволжском государственном технологическом университете. Учебное пособие раскрывает основные методологические подходы, существующие в современной историической науке. Всемирная история рассматривается на основе цивилизационного подхода, сложившегося в XIX-XX вв.

Настоящее издание содержит краткое изложение основного учебного материала, важнейшие термины и даты.

Издание призвано помочь студентам при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, а также в организации самостоятельной работы. Использование настоящего учебного пособия позволит преподавателю больше внимания уделить анализу наиболее существенных проблем в рамках лекционного курса. Студенты при подготовке к лекционным занятиям и экзаменам, опираясь на настоящее пособие, могут самостоятельно проработать ряд тем, либо вернуться к наиболее сложным вопросам, проверить уровень усвоения учебного материала.

Каждая тема завершается перечнем контрольных вопросов для самостоятельной работы и углубления знаний, полученных в рамках аудиторных занятий.

 


ВВЕДЕНИЕ В КУРС ИСТОРИИ

1. Предмет истории как науки, цель и задачи ее изучения, функции. Историю определяют как науку о прошлом. Благодаря истории, историческому познанию прошлое продолжает жить в настоящем.

История - прошлое, восстановленное по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем. Понятие "история"восходит к греческому "ioropia" ("расследование", "узнавание", "установление"). В римской историографии оно приобрело значение рассказа о событиях прошлого.  

Долгое время история была интегрирована в общую систему знаний, развиваясь в сочетании с мифологией, религией, теологией.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции XVII в.. Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Предметом истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований, например, палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), геральдика (история гербов и т.п.) и т.д.

Целью изучения истории является формирование системы знаний, закладывающих методологический фундамент исторического сознания и социального самосознания.

Главная задача курса - дать цельное представление исторического пути развития человечества, показать единство и многообразие истории, специфику различных цивилизаций.

Функции истории:

1. Познавательная - изучение исторического пути развития человеческого общества (истории мировых цивилизаций) на основе теоретического обобщения фактов и событий, выявления главных тенденций истории развития мировых цивилизаций.

2. Мировоззренческая -формирование историзма мышления, умения оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития.

3. Практически-политическая - выявление закономерностей развития человеческого общества с целью выработки научно-обоснованного политического курса.

4. Воспитательная -   способствовать формированию гражданских качеств, таких как честь, долг,морально-нравственных ценностей.

2. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса. Существует несколько подходов к интерпретации исторического процесса. Наиболее ранней является теологическая интерпретация истории (до середины XVIII в.).Например,с точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу. Выделяется магистральная линия истории (христианские народы) и тупиковые ее линии (языческая периферия).

С началом нового времени появилась рационалистическая концепция истории,  согласно которой историю считали универсальной, развивающейся по общим и объективным законам.

В соответствии с теорией К. Маркса, в основе исторического развития лежит производство и воспроизводство материальных благ. Способ производства материальной жизни, по Марксу, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Для марксизма характерно выделение общественно-экономических формаций как ступеней истории человечества. Всего таких ступеней, или формаций, К. Маркс определил пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.В последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установления справедливого миропорядка. Новый базис порождает и новую надстройку, что предполагает борьбу между людьми, классами, одни из которых являются эксплуататорскими, а другие - эксплуатируемыми. Классовую борьбу Маркс считал движущей силой истории, а революции - ее "локомотивами".

К недостаткам этой концепции можно отнести:

1. Свобода воли человека подчиняется объективным законномерностям социального социально-экономического развития.

2. Прогресс носит линейный характер.

3. Концепция К. Маркса была создана на европейском материале и не учитывала особенности развития других регионов мира.

Культурно-историческая интерпретация истории (цивилизационный подход). В эпоху античности появлиись первые представления о цивилизации, как противоположности варварству.

Понятие цивилизация имеет латинское происхождение: civis - гражданство, граждане. В XVIII в. европейская наука и литература подразумевали под цивилизацией, выступающей синонимом культуры, нормы поведения, подобающие гражданину. В дальнейшем термин цивилизация стали относить к целым народам и странам в их развитом состоянии.

В начале XIX в. понятие цивилизация стали применять к большим эпохам и народам как обозначение всего, что создано человеком. Появилось понимание того, что цивилизация сформировалась на определенном этапе развития человечества, например, американский этнограф Льюис Морган предложил схему истории человечества, в которой выделялись три этапа: дикость, варварство и цивилизация, характерные для истории любого народа.

Во второй половине XIX в. начал формироваться локально-исторический подход к истории, представители которого рассматривают цивилизации как особый социокультурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками. например, русский философ Николай Яковлевич Данилевский полагал, что цивилизация – это культурно-исторический тип общества в рамках обособленных локальных образований, имеющий особенности религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, т.е. исторического развития.

Каждая локальная цивилизация, согласно Данилевскому, проходит в своем развитии ряд стадий: становления самобытности, юности, зрелости и упадка.

В концепции ОсвальдаШпенглера история человечества представлена как история восьми культур, каждая из которых вырастает на основе собственного способа переживания жизни, полностью замкнута и лишена возможностей культурной преемственности. В развитии культуры Шпенглер выделил два этапа: этап восхождения, собственно культура, и этап нисхождения - цивилизация, т.е. неотвратимый конец, к которому приходят все культуры.

АрнольдТойнби выделил двадцать одну цивилизацию, как целостную общественную систему, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Главную роль в формировании цивилизаций играют географические, этнические и религиозные факторы. В своем развитии каждая цивилизация проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения, для объяснения процессов которых А.Тойнби ввел понятие «вызов и ответ». Рождение цивилизаций древности он связывал с внешними факторами, со способностью людей дать ответы на вызовы, брошенные природой. Ослабление и гибель цивилизаций Тойнби объяснял влиянием внутренних факторов - неспособностью правящей элиты дать ответы на встающие перед обществом проблемы. Заканчивается этот процесс гибелью и сменой цивилизаций.

Немецкий философ Карл Ясперс выделил в истории общества четыре периода: доистория, культуры древности (локальные истории), осевое время (начало всемирной истории, связанное с такими событиями как возникновение философии в Древней Греции, конфуцианства и даосизма в Китае, буддизма в Индии) и технической век (переход к единой мировой истории). На определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен Всемирной истории, начинается процесс становления единой, мировой цивилизации, в основе которой лежит духовное единство человечества.

Во второй половине XX в. появился ряд исследований, в которых была сделана попытка дать общую схему развития человечества и показать перспективы процесса цивилизационного мироустройства. Например, Алвин Тоффлер предложил выделить 1) сельскохозяйственную цивилизацию первой волны, существовавшую до Нового времени; 2)  вторая волна - индустриальная цивилизация; 3) грядущая цивилизация третьей волны  с конца ХХ в. Другой американский ученый СамуэльХантингтон утверждал, что будущее человечества будет определять конфронтация цивилизаций: китайской, индийской, мусульманской и западной. Позитвиными сторонами цивилизационного подхода являются:

1) признание человека субъектом истории;

2) познание истории общества с учетом стран и регионов, что. позволяет глубже понять исторические процессы, их особенности, самоценность каждого общества, его места в мировой истории и культуре;

3) представление об истории как многовариантном, многолинейном процессе;

4) значительное внимание уделяется религии, культуре, менталитету народов в историческом процессе.

Слабые стороны цивилизационного подхода:

1) неопределнность критериев выделения типов цивилизаций;

2) неостаточная разработанность понятийного аппарата;

Все это вместе взятое позволяет сделать вывод о том, что оба подхода - формационный и цивилизационный - дают возможность рассматривать историческое развитие человеческого общества под разными углами зрения, с разных сторон.

 

Вопросы для повторения:

1. Что входит в предмет истории?

2.Объясните почему ис т ория является многоотраслевой наукой?

3. Раскройте функции истории с точки зрения вашей будущей профессии.

4. Раскройте генезис понятия цивилизация.

5. Назовите сильные и слабые стороны цивилизационного и формационного подходов.


 

Ассирийская держава.

Ассирийская держава формироваться во II тысю до н.э. на севере Месопотамии, представлявшем собой плоскогорье, примыкающее к долинам Тигра и его притоков. Это была гористая территория, неудобная для земледелия, которым можно было заниматься только в небольших долинах Тигра, что не требовало создания масштабной системы кусственного орошения.  В предгорьях были благоприятные условия для развития скотоводства. В горах имелись различные породы камня, залежи полезных ископаемых и среди них железная руда.

Здесь обитали племена субари, шумеры, восточные семиты, хурриты, в конце III тыс. до н.э. стали появляться амореи, западносемитские скотоводческие племена. Господствующим языком стал северный диалект аккадского языка.

Территория Ассирии не защищена от вторжений, что заставтляло население постоянно бороться с завояевателями. Однако, Ассирия располагалась на пересечении важнейших торговых путей, купцы Ашшура, одного из старейших городских центров региона, составляли сплоченную профессиональную группу. Стремясь утвердить контроль над торговыми путями, они создали военизированное государства, для которого войнаТак Ашшур и захват добычи стали первостепенной задачей. На рубеже XIX-XVIII вв. до н.э. Шамши-Адад захватил тоговые пути в Северной Месопотамии, нарушив, таким образом, традиционную ассирийскую торговлю. Он объявил себя царем, стремясь к установлению своей единоличной власти. Вся Северная Месопотамия, включая Ашшур, была разделена на 14 военных округов, возглавляемых царскими администраторами. Общинная администрация сохранялась, но при условии лояльности центральной власти. В царском хозяйстве работали рабы-военнопленные, захват которых стал важнейшей целью военных экспедиций. Однако, в XVIII в. до н.э. вавилонскому царю Хаммурапи удалось подчинить себе Ашшур. Затем до конца XV в. до н.э. ассирийские города находились под властью Митанни и касситской Вавилонии.

Купцы Ашшура продолжали играть важную роль в международной торговле, нуждаясь для защиты своих интересов в мощном государстве. С конца XV в. до н.э. власть правителя Ашшура усилилась и стала практически наследственной, он являлся жрецом, администратором, военным вождемя, главой общинного совета, который постепенно заполняли люди, близкие правителю. В XV-XI вв. до н.э. город-государство Ашшур состоял из разбросанных мелких селений, возглавляемых советом старейшин и старостой. В собственности общины была земля, подлежавшая периодическим переделам. Поскольку земля могла продаваться, земельные ресурсы начали концентрироваться в руках богатых семей.  

На протяжении XIV-XII вв. ассиширийские правители расширяли пределы своей державы. Во второй половине XIII в. до н.э. Ассирия являлась самым могущественным государством Ближнего Востока. При Тиглатпаласаре I(1115-1077 гг. до н.э.) ее границы простирались от Вавилона до Египта. Власть ассирийских правителей укреплялась не только путем жестокого обращения с покоренным населением, но и его перемещения на другие территории, что приводило к разврву общинных связей. Так называемые Среднеассирийские законы XVI-XIV вв. до н.э. были самыми жестокими из всех древневосточных.  

В XII в. до н.э. Ашур не смог противостоять продвижению кочевников, которые постепенно проникали не его территорию. Лишь в конце X в. до н.э. Ассирия, восстановив свою военную организацию, используя железное оружие, возобновила завоевательную политику. Началось т.н. Второе возвышение Ассирии, правители которой стремились установть контроль над основные источники сырья, центрами производства и торговыие путями региона. Возвышение Ассирии связано с именем Ашшурнасирпала II (884-858 гг. до н.э.), захватившего Вавилонию и Сирию, вышедшему к Средиземному морю.  Основное содержаниие политики Ассирии  составляли походы, осада и разрушение городов, угон в рабство пленных, поголовное истребление всего мужского населения, способного к сопротивлению, жестокие издевательства над побежденными. Захваченные территории рассматривались как плацдарм для последующих походов. Победоносные войны и величие царя-победителя, как правило, сзакреплялись активизацией строительной деятельности.

Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н.э.) впервые объединил всю Месопотамию, провел административные и военные реформы. Жители завоеванных окраин насильственно депортировались в Ассирию, где расселялись среди иноэтничного населения. Наместничества разукрупнялись в небольшие округа, правители которых ведали сбором налогов, организацией выполнения повинностей и руководством местным воинским контингентом. Тиглатпаласар провел реорганизацию военного дела: наряду с ополчением, которое формировалось из взрослого мужского населения, была создана профессиональная армия, находившаяся на государственном обеспечении. Впервые были созданы регулярная кавалерия и саперные части. На высоком уровне находилась разведка, обычно возглавляемая наследником престола. Армия была единообразно экипирована, хорошо вооружена и обучена. Это позволило Ассирии стать великой военной империей, объединившей почти весь ближневосточный регион.

В 605 г. до н.э. в битве при Каркемише вавилонский царь Навуходоносор разгромил ассирийские войска, закрыв последнюю страницу истории Ассирийской империи.

Одним из главных достижений Ассирии стала консолидация этно-исторического пространства Передней Азии: войны способствовали распространению одних культур за счет подавления других. Ассирийцы сохраняли и развивали многие достижения шумеров и вавилонян, хеттов и египтян.

Древняя Персия

Центром образования персидского государства был юг Иранского плато, окруженного со всех сторон горами. Природно-климатические условия здесь были довольно суровыми и отличались резкими колебаниями температуры, незначительным количеством осадков и небольшим числом маловодных рек. Горные склоны и долины были покрыты лесами, а обширные степные районы скудной растительностью, пригодной лишь для прокорма мелкого рогатого скота. Иранское плоскогорье хранило богатые залежи нефти, железной и медной руды, олова, золота, серебра и свинца. На рубеже II-I тыс. до н.э. на территории Иранского нагорья появились кочевые иранскиеплемена, являвшиеся одной из ветвей индоевропейцев. На новых землях иранцы постепенно переходили к земледелию, которое сочеталось со скотоводством, особенно, коневодством и обработкой металла.

Основателем династии персидских царей считается Ахемена. Кир II (558-530 гг. до н.э.) в 558 г. до н.э. он объединил персидские племена,  разгромил Мидию и начал завоевание соседних территорий, захватил Вавилон. Персам добровольно подчинились Сирия, Палестина и Финикия. В Передней Азии персы создали огромную державу, которая формировалась не только силой оружия, но также и политикой мягкого и доброжелательного отношения к населению завоеванных стран, их богам и традициям. Сын Кира, Камбиз (529-523 гг. до н.э.) захватил Египет

Уже на начальном этапе становления Древнеперсидской цивилизации важную роль играла армия, ядро которой составляли персы (кавалерия формировалась из знати, а пехота из простых людей). Они же занимали и высшие командные должности.

В результате острой политической борьбы осенью 522 г. до н.э. к власти пришел Дарий I (522-484 гг. до н.э.), который не принадлежал к царской семье, хотя и происходил из рода Ахеменидов. Дарию пришлось заново создавать державу, переживавшую внутренние неурядицы, грозившие распадом. Дарий несколько расширил пределы своей державы и в 518 г. до н.э. приступил к осуществлению реформ, направленных на создание  устойчивой системыу государственного управления и контроля над завоеванными странами, упорядочение сбора налогов иувеличение армии. Дарий разделил империю на 20 административно-податных провинций, сатрапий, границы которых отчасти совпадали с границами стран, подчиненных персам. Во главе сатрапий были поставленные ответственные перед центром сатрапы, которыми, как правило, назначались персы, возглавлявшие администрацию своей области и  следившие за поступлением налогов и выполнением повинностей, исполнявшие и судебные функции. Помимо сатрапий империя делилась на 5 военных округов во главе с военачальниками, которые не зависели от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Сатрапы и военачальники находились под двойным контролем царя и тайной полиции: при каждом сатрапе находился главный надзиратель (царское око) и тайные шпионы (уши царя).

Все нити управления обширной Ахеменидской империей были сосредоточены в центральном аппарате во главе с царской канцелярией, которая находилась в Сузах, административной столице персов. Для обеспечения быстрого исполнения царских повелений, Дарий учредил государственную почту (построил новые дороги и ввел систему конных курьеров). Государственным языком полиэтничной державы Ахеменидов был арамейский.  Руководящие должности государственного аппарата, как правило, занимали персы. В сатрапиях к управлению привлекались чиновники из местных жителей, а на периферии сохранялась традиционная система управления во главе с вождями.

Для сатрапий налог был обязателен и строго зафиксирован. Персида, как родовая область, и персы, как титульный народ империи денежный налог не платили, ограничиваясь натуральными поставками. Сохранялось система подарков, которая приобрела почти обязательный характер. Денежная реформа обеспечила страну единой денежной единицей.

Элитой армии считалась царская гвардия из 10 тысяч бессмертных пехотинцев. Первая ее тысяча, комплектовавшаяся из представителей знатных родов, составляла личную охрану царя. Размер войска в сатрапиях и численность гарнизонов в крепостях определялись лично царем. Он же проводил и ежегодные смотры. Во время войны собиралось ополчение. Воинам предоставлялись земельные участки, они не считались личной собственностью, но с течением времени стали отчуждаться (залог, аренда и т.д.). Когда владельцы наделов воевали, их землю обрабатывали члены семьи. Те, кто уходил в отставку, должны были платить налоги.

В результате реформ Дария Персия превратилась в централизованную бюрократическую деспотию, унаследовавшую традиции Вавилонской и Египетской цивилизаций. Царь персов обладал неограниченной властью, считался владыкой земли и людей, высшей и священной особой, земным олицетворением Бога. При царе постоянно находились маги, жрецы Заратустры, выполнявшие функции советников. Царь управлял своей державой с помощью письменных распоряжений, с помощью судей, которых он назначал пожизненно, - вершил правосудие.

В V в. до н.э. экспансия персов была остановлена греками, усились восстания в сатрапиях, с середины V в. до н.э. Персия стала терять свои провинции.

Весной 334 г. до н.э. в поход против персов выступил правитель Македонии Александр, в короткий срок занявший Малую Азию, города Финикии, Палестины, в Египет, Месопотамию. Последний царь персов Дарий III бежал в Биктрию, где был убит. Персы верили в множество богов: бог изначального света Митра, богиня воды и плодородия Анахита, почитали огонь, свет, солнце, луну, ветер. В период царствования Дария начал распространяться зороастризм, возникший на рубеже VII-VI вв. до н.э., основателем которого был Зороастр (Заратустра).

Основу учения Зороастра составляла идея непримиримости противостояния двух начал: Арта, олицетворения высшей правды, и Драуга, понимаемого как мировое зло. Верховным богом, олицетворявшим добро, свет, жизнь и правду считался Ахурамазда (Ормузд) (буквально владыка Разума). Силы зла, мрака и смерти воплощал бог Ангхро Манью (Ариман). Ормузд создал человека, свободного в своих мыслях и поступках, а поэтому доступного воздействию Зла. Долг человека бороться со Злом и одержать над ним полную победу. Для этого необходимо соблюдать три правила: иметь Добрые мысли, говорить Добрые слова и совершать Добрые поступки. Таким образом, впервые важное место религия отводила человеку, которому предоставлялась возможность выбора, возможность встать на любую сторону в борьбе Добра и Зла. Основным источником представлений зороастризма являлась Авеста, свод священных книг.

Зороастризм персов отличался исключительной веротерпимостью. Цари персов не пытались навязать иранскую веру своим иноземным подданным. Отличительная черта древнеперсидской державы - интенсивное смешение и передача культурных ценностей, религиозных представлений различных народов.

Индийская цивилизация.

В древнем мире Индией называли земли к востоку от реки Инд, которые составляли территорию нынешних Индии, Пакистана, Непала и Бангладеш. Индийская цивилизация формировалась в условиях относительной географической обособленности: ее земли омывали два океана, с севера границы замыкал горный массив Гималаев, задерживавший сухие и холодные ветры, дующие с севера, а также теплые и влажные, дующие с юга и юго-запада. Ледники Гималаев питали Инд и Ганг, основные реки, протекающие по самой населенной части Индии. Поэтому искусственное орошение, хотя и было известно с глубокой древности, не являлось основой земледелия. В долине Инда климат сухой и жаркий, в долине Ганга - жаркий и влажный, поэтому наиболее благоприятные условия для формирования -цивилизации были на северо-западе в долине Инда. Береговая полоса Индии сравнительно мало изрезана, лагуны, удобные для судоходства располагаются на западном побережье. 

Природа Индии чрезвычайно богата и разнообразна. Почвы отличаются высоким плодородием и легко обрабатываются. Индия богата полезными ископаемыми: различными породами камня, железной рудой, цветными металлами. Также богата флора и фауна Индии: бамбук, сал, тик, эбеновое и красное дерево, сандал давали превосходную строительную и поделочную древесину, благовонные и красильные деревья, хлопчатник, кокосовые пальмы, пряности (перец, корица, гвоздика) и лекарственные растения. В Индии водятся тигры, львы, дикие слоны, пантеры, птицы, пресмыкающиеся, насекомые. Почти все животные, прирученные человеком, встречаются в Индии в диком состоянии.

Индия отличалась высокой концентрацией населения. Коренным народом Индии, вероятно, были дравиды, населявшие среднюю и южную часть Индостанского полуострова.

В VIII тыс. до н. э. на территории Индии появились первые земледельческие поселения. В середине III тыс. до н.э. в сформировалась Индская (Хараппская) цивилизация.

О высоком уровне развития цивилизации свидетельствуют строгая планировка городов, монументальная архитектура, наличие письменности, системы мер и весов и произведений искусства. Некоторые города, например, Хараппа и Мохенджо-Даро, отличались большими размерами, число жителей определялось от 35 до 100 тысяч. Города обносились мощными стенами. Крупные города состояли из двух частей цитадели и нижнего города. В цитадели размещались зернохранилище, дворец правителя, административные и торговые здания, бассейн для религиозных омовений и культовые строения. Доступ жителей города в цитадель ограничивалась специальными воротами. В нижнем городе проживала основная часть населения. Застройка городов отличалась четкой планировкой, сеть улиц делила город на прямоугольные блоки-кварталы. Довольно широкие, нередко до 10 м, основные улицы города пересекались под прямым углом. На крупных перекрестках углы домов намеренно округлялись, чтобы не препятствовать движению повозок. Город обслуживало сеть выложенных кирпичом колодцев и система канализации. Часть населения селилась за городскими стенами, принимая на себя первые удары наводнений и вражеских вторжений.

Население Индской цивилизации занималось земледелием, возделывая пшеницу, ячмень, просо, полевой горох, дыни, кунжут и горчицу, хлопок. Во время паводков хараппцы удерживали воду, производя обваловку полей. Были одомашнены коровы, буйволы, овцы, козы, свиньи, ослы. Ремесленники использовали различные сплавы, изготовливая инструменты, предметы вооружения и украшения. Замечательным искусством отличались гончары и резчики по камню и слоновой кости. Важную роль играло прядение и ткачество. Крупные поселения были торговыми центрами: развивалась торговля с Месопотамией.

Письменность получила достаточно широкое распространение, а грамотность не ограничивалась столичными центрами.

Население Хараппской цивилизации поклонялось богине-матери, однако на первый план начал выдвигаться культ верховного мужского божества.

С 1800 г. до н.э. Хараппская цивилизация стала медленно угасать, возможно, в связи с изменением климата, чрезмерными разливами рек, тектоническими толчками или эпидемиями. В это время в долине Инда появились новые полукочевые племена ариев, принадлежавшие к индоевропейской языковой семье. В результате взаимных контактов произошло заселение и хозяйственное освоение долины Ганга.

Основной отраслью хозяйства населения Ведийской цивилизации было земледелие. Арии расширяли площадь пахотных земель. В результате освоения долины Ганга появилось рисоводство. Наряду с земледелием, важное значение сохраняло и скотоводство, особенно разведение коров, а также лошадей.

Постепенно арийские поселения превращались в города, которые становились административными и ремесленными центрами. Начал формироваться слой профессионального купечества и ростовщиков. Одновременно шли процессы общественного расслоения: появление рабов и рабовладельцев. Первыми рабами (даса) были военнопленные и мирное население побежденных племен. На раннем этапе рабство носило патриархальный характер. Рабы работали вместе с членами семьи под бдительным надзором главы семейства.

Особенностью индийского общества было деление на варны, замкнутые социальные группы, принадлежность к которым определялась рождением: брахманы – жрецы, кшатрии - военная знать, вайшьи - рядовые свободные общинники, которые занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Трем высшим варнам противопоставлялись шудры, которым предписывалось находиться в услужении первых трех варн. В основе варнового деления общества лежало учение о реинкарнации, возрождении в новом теле, определявшемся заслугами в прошлой жизни (карма). Закон кармы был положен в основу круговорота жизни всех живых существ, связанных общей цепью перерождений.

Ведическая религия предполагала веру во множество богов, среди которых выделяются Индра (бог грозы и грома, глава ведического пантеона богов), Агни (бог огня, хранитель домашнего очага) и Сурья (бог Солнца), которым приносили в жертву животных, молоко, топленое масло, в их честь жрецы исполняли гимны.

К середине I тысячелетия до н.э. в долине Ганга появились первые государства во главе с царями (раджа), считавшимися главными защитникамиом дхармы - правил добродетельной жизни. В управлении государством раджи опирался на жрецов и воинов. Государства то возникали, то распадались, ведя непрерывные войны друг с другом, пока не выделились два основных центра Магадха и Кошала. После многолетней борьбы Магадха становится сильнейшим государством Северной Индии. Династия Маурьев, воцарившаяся в конце IV в. до н.э., создала первое государство общеиндийского характера, государственной религией в котором стал буддизм, отразил нападение войск Александра Македонского и Селевкидов.

Духовной основой империи Маурьев был буддизм, основоположником которого являлся Сидхартха Гаутама, представитель царского рода, прошедший длительный путь духовного совершенствования, позволивший ему открыть истину. Согласно учению Будды (просветвленный) целью жизни человека должно быть освобождение из цепи перерождений и переход в нирвану. Для этого необходимо следовать таким принципам как неприменение насилия по отношению ко всем живым существам, религиозная терпимость и поддержка нищенствующих монахов. Буддизм не выступал против других религиозных верований и варно-кастовой системы, но благодаря обращению ко всем людям независимо от их социальной принадлежности, он стал массовой религией. В период правления Ашоки буддизм вышел за пределы Северной Индии, началось строительство храмов и монастырей.

Власть царя носила неограниченный характер, хотя при царе существовал совет. Во главе областей стояли члены царской семьи, существовал большой штат чиновников, обслуживавший царский дворец, налоговое и военное ведомство, а также осуществлявший власть на местах. Важную роль играл верховный жрец. Однако социально-экономические различия, существовавшие между отдельными частями империи, борьба с внешними вторжениями привели к падению династии Маурьев и распаду государства.

Со II в. до н.э. центр цивилизационного развития Индостана сместился в Северо-Западные районы, в I в. н.э. здесь появились кушаны, пришедшие из Китая и включившие эти территории в состав своего государства. В период правления Канишке (II в. н.э.) кушанское царство, достигшее Центральной Индии и долины Ганга, процветало, переживая культурный подъем в условиях господства буддизма. При Канишке состоялся Буддийский собор, окончательно оформивший принципы Махаяный (широкий ельногопуть), направление в буддизме предполагавшее возможность длительного совершенствования при поддержке будд и бодхисатв.

С конца II в. империя кушан стала распадаться, и в IV в. в долине Ганга возникло новое государство во главе с династией Гупт. При Гуптах роль буддизма заметно снизилась, правители поклонялись индуистскому богу Вишну, формируется индуизм. Наивысшего расцвета государство Гуптов достигло во второй половине IV в., в V в. возобновились внутренние распри и внешние вторжения, империя распалась.

С V в. активизировался процесс формирования зависимого крестьянства из числа обедневших общинников, посаженных на землю рабов и населения, подчиняемого в ходе военных конфликтов. Община сохраняла внутреннюю экономическую и административную самостоятельность. Города процветали за счет внешней торговли. С середины VII в. на территории Индии существовал ряд княжеств, которыми управляла военная аристократия из пришлого населения – раджпуты.

В 1526 г. в Северной Индии возникло государство моголов, основанное Захиреддином Мухаммедом Бабуром, Делийский султанат. Правящий слой составляли в основном иранцы, афганцы и тюрки. Официальным языком был персидский. Среди знати преобладал ислам, среди народных масс - индуизм.

Во второй половине XVII в. держава Великих Моголов начинает распадаться, возникают независимые государственные формирования (Маратхская конфедерация, Бенгалия, Хайдарабад и др.).

Моголы фактически подчинились английским колонизаторам, которые захватили в первой половине XIX в. Бенгалию, Бихар, Ориссу, Южную Индию и долину Ганга. В 1857 г. Бахадур-шах II, последний из династии моголов, встал во главе восстания сипаев против англичан. После поражения восстания он был сослан в Бирму, а его сыновья расстреляны. В 1858 г. империя Великих Моголов была официально упразднена.

Исторический путь цивилизационного развития Индии обусловлен природно-географическими факторами. На севере, где природные условия относительно благоприятны, появились цивилизации современные древнейшим средиземноморским. Но становление цивилизации происходило в Индии медленно из-за относительной изоляции. Характерной чертой стало сосуществование новых феноменов и архаических элементов. Социально и экономически индийское общество всегда было глубоко дифференцированно: прочная соседская община, существование варн, затруднявшая разделение труда и распространение знаний. Варновая система обусловила и неустойчивость государственных институтов.

Индийская цивилизация достигла значительных высот в развитии духовной культуры. Здесь возникла одна из мировых религий – буддизм. Достижения древнеиндийской цивилизации, стали неотъемлемым компонентом мирового цивилизационного развития.

Китайская цивилизация.

Природные условия, в которых происходило формирование китайской цивилизации были менее благоприятными, чем, например, в Египте или Месопотамии. Но территория от Тибета до Восточно-Китайского моря и от степей Монголии до берегов Тихого океана отличалась разнообразием природных условий: обширное плоскогорье с резко континентальным климатом – на западе, низменности, к которым примыкают горы, с относительно мягким климатом – на востоке. Две крупные реки Хуанхэ и Янцзы. В нижнем течении Хуанхэ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.049 с.)