Е) Источники и виды финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, основные направления их использования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е) Источники и виды финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, основные направления их использования.



Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода.

Формирование бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и внебюджетных фондов осуществляется посредством мобилизации различных доходов и поступлений, а также за счет денежных накоплений. Таким образом, в составе государственных и муниципальных финансовых ресурсов выделяют:

- государственные и муниципальные доходы;

- поступления из источников финансирования дефицитов бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- государственные и муниципальные денежные накопления.

Основу финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления составляют государственные и муниципальные доходы. Государственные и муниципальные доходы - денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления и во внебюджетные фонды на безвозмездной и безвозвратной основе.

В Российской Федерации государственные доходы представлены доходами федерального бюджета, доходами бюджетов субъектов Российской Федерации, доходами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и доходами территориальных государственных внебюджетных фондов. Различные методы мобилизации государственных доходов позволяют выделить в их составе налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Наибольший удельный вес в объеме государственных доходов занимают налоговые доходы.

Муниципальные доходы в Российской Федерации представлены доходами местных бюджетов и также включают налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Наряду с государственными и муниципальными доходами государственные и муниципальные финансовые ресурсы формируются за счет поступлений из источников финансирования дефицитов бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления - денежных средств, зачисляемых в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления на возвратной и возмездной основе, а также поступающих от продажи отдельных видов государственного и муниципального имущества. Привлечение данных средств осуществляется в случае превышения расходов бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления над их доходами, т.е. при наличии дефицита соответствующего бюджета, а также при необходимости погашения государственного и муниципального долга.

В Российской Федерации к поступлениям из источников финансирования дефицитов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов относятся поступления от размещения государственных и муниципальных ценных бумаг, кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты, а также средства от продажи государственного и муниципального имущества (акций и иных форм участия в капитале и др.). При этом на финансирование дефицита федерального бюджет и бюджетов субъектов Российской Федерации могут привлекаться как внутренние (в валюте Российской Федерации), так и внешние (в иностранной валюте) источники, а на финансирование дефицита местных бюджетов - только внутренние источники.

Государственные и муниципальные доходы и поступления, не использованные в текущем финансовом году, образуют государственные и муниципальные денежные накопления. В качестве государственных и муниципальных денежных накоплений выступают остатки средств бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и внебюджетных фондов, которые могут использоваться для финансирования расходов и погашения долговых обязательств в последующие финансовые периоды, а также размещаться в финансовые активы.

Вопрос 10) Финансовая система РФ и еѐ сферы

А) Сферы финансовой системы.

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений.

Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

1) централизованные финансы – • государственный бюджет; • внебюджетные фонды; • государственный кредит; • фонды имущественного и личного страхования; • фондовый рынок; ·

2) децентрализованные финансы – • финансы коммерческих предприятий и организаций; • финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); • некоммерческих организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств.

Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве. Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.

Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств.

Финансы как экономическая категория зависят от взаимоотношений между звеньями финансовой системы. Хотя происходит разграничение самостоятельных звеньев в соответствии с применяемыми особыми способами и формами образования и использования денежных фондов в каждом из них, финансовая система едина, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Б) Финансы коммерческих организаций.

Основой единства финансовой системы выступают финансы предприятий – именно они непосредственно участвуют в процессе материального производства и являются источником создания централизованных государственных фондов денежных средств – национального дохода, создаваемого в сфере материального производства, в конечном итоге на предприятиях.

В) Финансы некоммерческих организаций.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность (т. е. не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли), оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. д. В условиях рыночной экономики учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению состава их финансовых источников.

Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов формируются в зависимости от вида и характера оказываемых услуг. Услуги могут предоставляться потребителям на платной, бесплатной или смешанной основе.

Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность:

1) бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;

2) денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги;

3) выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

4) добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности;

5) прочие денежные поступления.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, могут привлекать кратко– и долгосрочные кредиты для своей деятельности.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в некоммерческих учреждениях и организациях осуществляются на основе сметного финансирования и самофинансирования. Функционирование некоммерческих учреждений и организаций на началах самоокупаемости и самофинансирования означает полное возмещение затрат за счет выручки от предоставления платных услуг. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов.

На некоммерческих началах функционируют общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы. Использование общественными объединениями бюджетных средств, формируемых на основе обязательных платежей налогоплательщиков, является недопустимым.

Финансовые ресурсы в некоммерческих учреждениях и организациях используются:

1)для покрытия текущих затрат, в том числе для расчетов со сторонними организациями и уплаты процентов за кредит;

2)для формирования фондов экономического стимулирования.

К фондам экономического стимулирования относятся:

1) фонд производственного и социального развития;

2) фонд материального поощрения (фонд оплаты труда);

3) фонд валютных отчислений.

Источниками формирования фондов экономического стимулирования являются: 1)совокупный доход учреждения; 2)специфические поступления.

Для составления смет используются контрольные цифры, экономические нормативы и государственный заказ.

Г) Государственные и муниципальные финансы.

Государственные и муниципальные финансы есть совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений по формированию и использованию денежных доходов, необходимых для выполнения им важных стратегических задач.

К централизованным денежным доходам (фондам) относят бюджеты всех уровней (государственный, региональный, местный), а также внебюджетные фонды (Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования).

Общепринято считать, что государственные и муниципальные финансы выполняют четыре функции:

1) планирование – достижение максимальной сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов;

2) организация – необходимость определения порядка составления, утверждения, исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий исполнительных и законодательных органов власти в бюджетном процессе;

3) стимулирование;

4) контроль – необходимость осуществления контроля в составлении, утверждении, исполнении бюджета.

Финансы и финансовая система образовались в момент соединения государства и налогов. Налоговые подати перестали существовать в натуральной форме и с некоторых пор взимались только в денежном эквиваленте.

Д) Финансы домашних хозяйств.

Финансы домохозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашние хозяйства и его участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

В условиях рынка домашние хозяйства играют исключительно важную роль, так как они выполняют прежде всего функцию собственников средств производства, находящихся у них в частной собственности. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. Домашнее хозяйство – не только учетно-статистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

В условиях рыночных отношений домашние хозяйства:

1) выступают в качестве покупателей товаров и услуг;

2) предоставляют рыночным субъектам факторы производства (прежде всего рабочую силу);

3) выполняют функцию сбережения части совокупного дохода и приобретают реальные и финансовые активы.

Социально-экономическая сущность финансов домохозяйств проявляется через их функции.

Важнейшей функцией финансов домохозяйств является распределительная функция, так как финансы домохозяйств, как, впрочем, и финансы в целом, являются инструментом стоимостного перераспределения стоимости валового общественного продукта. Причем финансы домохозяйств играют важнейшую роль на завершающей ступени перераспределительного процесса, непосредственно предшествуя стадии потребления.

Второй функцией домохозяйств является контрольная функция, так как для поддержания определенного (достигнутого) уровня потребления домашнее хозяйство вынуждено контролировать распределение полученного дохода по различным фондам, а также отслеживать целевое использование средств из этих фондов.

Важной функцией домашнего хозяйства в системе общественного воспроизводства является инвестиционная функция, заключающаяся в том, что домашние хозяйства являются одним из основных поставщиков долгосрочных финансовых ресурсов для экономики страны.

Доходы домашних хозяйств служат основным источником удовлетворения их потребностей в товарах и услугах, а также накопления и сбережения.

Доходы домашних хозяйств можно условно разделить на доходы в денежной и натуральной формах. Денежные доходы домашних хозяйств чаще всего подразделяют по источникам их поступлений:

– заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

– пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

– доходы от предпринимательской деятельности;

– доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

К доходам в натуральной форме относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, а также натуральную оплату сельскохозяйственных предприятий.

С точки зрения периодичности осуществления выделяют три группы расходов домашних хозяйств:

– краткосрочные;

– среднесрочные;

– долгосрочные расходы.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, их делят на следующие основные группы:

– личные потребительские расходы;

– налоги и другие обязательные платежи;

– денежные накопления и сбережения.

Вопрос 11) Финансовый рынок.

Раскрыть:

А) Финансовый рынок.

Финансовый рынок - это форма организации движения денежных средств, т.е. сфера проявления экономических отношений между продавцом и покупателем по поводу денежных средств и инвестиционных ценностей.

Основные товары финансового рынка:
· золото;
· наличные деньги;
· кредиты банка;
· ценные бумаги;
· валюта.

Участниками на финансовом рынке являются:
· банки;
· физические лица;
· финансовые корпорации;
· казначейство;

страховые компании
· предприятия.

Б) Функции финансового рынка.

Основная цель финансового рынка является распределение излишков средств или сбережений, их мобилизация и перераспределение между сферами и секторами экономики.

Главная функция финансового рынка - трансформация свободных средств в заёмный капитал.

Финансовый рынок делает равнодоступными денежные средства для всех его участников (государства, субъектов хозяйствования, физических лиц), которые имеют одну цель - увеличение капитала.

Финансовый рынок выполняет ряд различных функций:

2. Обеспечивает такое взаимодействие покупателей и продавцов финансовых активов в результате которого устанавливаются цены на финансовые активы, которые уравновешивают спрос и предложение на них.

На финансовом рынке каждый из инвесторов имеет свои расчеты относительно доходности и уровня риска своих будущих вложений в финансовые активы. При этом, обычно, ими учитывается существующая на финансовом рынке ситуация: минимальные процентные ставки и уровни процентных ставок, соответствующим разным уровням риска. Эмитенты финансовых активов, для конкурентоспособности на финансовом рынке стремятся обеспечить инвесторам необходимый уровень доходности их финансовых вложений. Таким образом, на эффективно действующем финансовом рынке формируется равновесная цена на финансовый актив, удовлетворяющая инвесторов, эмитентов и финансовых посредников.

3. Финансовый рынок вводит механизм выкупа у инвесторов принадлежащих им финансовых активов и тем самым повышает ликвидность этих активов.

Выкуп у инвесторов финансовых активов обеспечивают финансовые посредники - дилеры рынка, которые в любой момент, когда это необходимо инвесторам, готовы выкупить финансовые активы, принадлежащие им. Чем эффективнее функционирует финансовый рынок, тем более высокую ликвидность он обеспечивает финансовым активам, пребывающем в обращении на нём, поскольку любой инвестор может быстро и практически без потерь в любой момент превратить финансовые активы в денежные средства.

Финансовые посредники всегда готовы не только выкупить финансовые активы, но и продать их инвесторам в случае необходимости. Осуществляя на постоянной основе выкуп и продажу финансовых активов, финансовые посредники не только обеспечивают ликвидность финансовых активов, обращающихся на рынке, но и стабилизируют рынок, противодействуют значительным колебаниям цен, которые не связаны с изменениями в деятельности эмитентов этих активов.

4. Финансовый рынок содействуют соединению контрагентов сделки и существенно уменьшают расходы на проведение операций и информационные расходы.

Финансовые посредники, осуществляя большие обьёмы операций по инвестированию и привлечению средств, уменьшаются для участников рынка расходы и соответствующие риски от проведения операций с финансовыми активами. Как на рынке акций и облигаций, так и на кредитном рынке именно посредники играют определяющую роль в перемещении капиталов. Особенно заметна эта роль при финансировании посредниками корпораций, имеющих не самый высокий кредитный рейтинг, и количество которых является значительным во всех странах мира. Финансовые посредники уменьшают расходы через осуществление экономии на масштабах операции и усовершенствовании процедур оценивания ценных бумаг, эмитентов и заёмщиков на кредитном рынке.

 

В) Структура и сегментация финансового рынка.

Финансовый рынок состоит из ряда секторов: инвестиционного, кредитного, фондового, страхового, валютного.

Рис. 23. Структура финансового рынка:

§ Кредитный рынок

§ Валютный рынок

§ Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)

§ Страховой рынок

§ Рынок инвестиций

На финансовом рынке объектом купли-продажи выступают финансовые ресурсы. Однако имеется принципиальное различие сделок в различных секторах финансового рынка. Если на кредитном рынке деньги продаются как таковые, т. е. они сами являются объектом сделок, то на фондовом рынке, например, продаются права на получение денежных доходов, уже созданных или будущих.

Финансовый рынок — это не только средство перераспределения денежных ресурсов в экономике (на условиях платности), но и индикатор состояния экономики в целом. Суть финансового рынка заключается не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

Структура такого финансового рынка может быть представлена следующим образом:

Рис. 1. Рынок ценных бумаг. Финансовые рынки

где:

§ Рынок денег — рынок краткосрочных финансовых инструментов (долговых обязательств) со сроком обращения до 1 года.

§ Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 1 до 3-5 лет) и долгосрочных активов — акций, облигаций (со сроком погашения более года) и ссуд (со сроком погашения более года).

§ Кредитный рынок — рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссуд. На практике между ними нет четкой границы.

На мировом финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

Функционирование финансового рынка тесно связано с определением процентных ставок, т. е. цены товара «деньги», проданного в форме кредита. Формирование системы процентных ставок — одна из важнейших функций финансового рынка, она оказывает влияние на уровень эффективности всей экономики.

Г) Классификация финансовых рынков.

Рис. 6.2. Классификация финансовых рынков по способу организации торговли

По способу организации торговли различают рынки биржевые и внебиржевые, организованные и неорганизованные (рис. 6.2). Организация финансового рынка прошла путь от дикого, неорганизованного рынка до его самой современной формы - биржевого рынка, применяющего современные электронные системы торгов.

Наименее регламентированная торговля ведется на неорганизованном рынке. Часто его называют "уличным" рынком. Следует оговориться, что понятия "уличный" и внебиржевой рынки - не являются тождественными, поскольку внебиржевой рынок может быть хорошо организован. В частности, рынок межбанковских кредитов, являясь частью финансового рынка, относится к кредитным рынкам и может быть охарактеризован как организованный внебиржевой рынок.

Организованный внебиржевой рынок представляет собой рынок, на котором официально установлены правила торговли, порядок проведения сделок, определена торговая площадка, используется вполне определенная технология торговли. В мире все более решительно заявляют о себе новые формы организации внебиржевого оборота с использованием компьютерной техники и каналов связи.

Отличительными признаками биржевого рынка являются:

1) определенное время и место проведения торговли;

2) конкретный круг участников - профессионалов рынка;

3) установленные правила торгов, соблюдение участниками этих правил;

4)  организатор торгов - конкретная организация, имеющая соответствующую лицензию.

Биржевой рынок представлен системой фондовых и валютных бирж. Операции с отдельными финансовыми инструментами осуществляются также на товарных биржах. На биржевом рынке обеспечивается высокая концентрация спроса и предложения в едином месте; устанавливается объективный рыночный механизм ценообразования на отдельные виды инструментов и услуг; производится отбор инструментов по особым качественным критериям и допуск их к торгам; процесс торгов носит открытый характер; гарантируется исполнение заключенных сделок.

Вместе с тем биржевой рынок имеет и некоторые недостатки:

1) строго ограниченный круг финансовых инструментов ограничивает возможности инвесторов при формировании диверсифицированных портфелей финансовых активов;

2) строгий контроль за этим рынком со стороны государства снижает его гибкость;

3) выполнение всех нормативно-правовых актов, регулирующих его функционирование, увеличивает затраты на осуществление операций купли-продажи;

4) крупные сделки, совершаемые отдельными участниками на бирже, практически невозможно сохранить в тайне.

В последнее время специалисты отмечают, что на мировом финансовом рынке наблюдается тенденция к стиранию различий между биржевой и внебиржевой формами организации торговли ценными бумагами, появлению различных переходных форм. Наблюдается тенденция слияния крупных бирж. Это вызвано глобализацией мировой финансовой системы.

По территориальному признаку выделяют следующие виды финансовых рынков: местные, региональные, национальные рынки и мировой финансовый рынок.

Местный финансовый рынок представлен в основном операциями коммерческих банков, неорганизованных торговцев финансовыми инструментами с их контрагентами - местными хозяйствующими субъектами и населением.

Региональный финансовый рынок функционирует в масштабах региона, например субъекта федерации, и наряду с местными неорганизованными рынками включает систему региональных фондовых и валютных бирж.

Национальный финансовый рынок включает всю систему финансовых рынков страны, всех видов и организационных форм.

Мировой финансовый рынок является частью мировой финансовой системы. В мировой рынок интегрированы национальные финансовые рынки всех стран с открытой экономикой. Увеличение объема операций на мировом финансовом рынке характеризует процесс его глобализации, обеспечивающий процесс доступа продавцов и покупателей финансовых инструментов к операциям на рынках других стран. Мировой финансовый рынок, с одной стороны, предоставляет больше возможностей для участников, а с другой стороны, несет в себе опасности распространения кризисов па большей территории. Эти современные тенденции требуют регулирования финансовых рынков в новых, международных масштабах.

По срочности реализации сделок, заключенных на финансовом рынке, выделяют рынки с немедленной peaлизацией условий сделок и; рынок с реализацией условий сделок в будущем.

Рынок с немедленной реализацией условий сделок получил название рынка "спот" или "кэш". Он представляет собой рынок финансовых инструментов, на котором заключенные сделки осуществляются в строго обусловленный короткий период времени.

Рынок с реализацией условий сделок в будущем периоде называется рынком "сделок на срок". Предметом обращения на этом рынке являются, как правило, фондовые, валютные и товарные деривативы.

Деривативы - это производные ценные бумаги, например опционы и фьючерсы, в которых зафиксированы условия будущей сделки: товар, его количество, цена и срок поставки. Дериватив, таким образом, - это финансовый инструмент, стоимость которого является производной от стоимости и характеристик другой ценной бумаги или товарного базового актива. Базовым активом могут быть акции и другие ценные бумаги, а также валюта, золото и многое другое. Суть применения деривативов состоит в том, что с их помощью проводятся операции минимизации финансовых рисков неблагоприятного изменения конъюнктуры рынка, т.е. хеджирование. Следует добавить, что кроме операций хеджирования деривативы используются определенными игроками рынка исключительно для получения прибыли. Такое применение деривативов может иметь отрицательное влияние на стабильность рынков базового актива.

Разделение и организационное оформление этих видов финансовых рынков в странах с развитой экономикой произошло сравнительно недавно. Российские финансовые рынки пока несколько отстают по объему операций с деривативами, поэтому в нашей стране эти рынки обычно организационно не разграничены.

В отношении фондового рынка существует еще один классификационный признак - стадия обращения финансовых инструментов. По стадии обращения различают первичный и вторичный рынок.

На первичном рынке происходит размещение финансового инструмента, т.е. отчуждение его от эмитента и продажа первому инвестору. Этот процесс иначе называется первичным размещением. Размещение является достаточно трудоемкой процедурой, которую в состоянии реализовать только профессионал. Поэтому эмитенты прибегают к услугам посредников, специалистов по первичному размещению - андеррайтеров. Эмитент оплачивает услуги андеррайтера. Андеррайтер, один или вместе с другими андеррайтерами, покупает все эмитированные ценные бумаги. Эмитент сразу же получает полностью всю сумму денежных средств от размещения эмиссии. Затем андеррайтер самостоятельно распродает бумаги отдельными партиями, при этом берет риск неразмещения на себя.

Вторичный рынок - это рынок, где происходит постоянный процесс обращения ценной бумаги, ранее проданной на первичном рынке. В процессе обращения ценные бумаги меняют собственника. Масштабы вторичного рынка во много раз превышают масштабы первичного. Вторичный рынок может быть биржевым и внебиржевым. Развитие вторичного рынка обеспечивает постоянную ликвидность ценных бумаг, делает возможным распределение финансовых рисков. Одна из наиболее важных функций вторичного рынка определение реальной цены ценной бумаги. Цены на ценные бумаги играют важную роль при проведении финансового анализа. Считается, что в ценах находит отражение вся имеющаяся информация о финансовом состоянии эмитента. Через цены вторичного рынка оценивается стоимость компаний. Показателем оценки стоимости компании может служить суммарная капитализация - сумма произведений рыночной цены одной акции каждого вида на количество соответствующих акций, находящихся в обращении.

Д) Финансовая система и финансовый рынок.    

Финансовый рынок похож на рынок любого другого товара, но есть и существенные отличия. Обычные товары производятся, а финансовые инструменты выпускаются в обращение. Для всех видов рынков необходимо продвижение товара к покупателю, а для финансового рынка - продвижение финансовых инструментов к инвестору. Основой этого рынка являются товарный рынок, деньги и капитал.

Для того чтобы владелец капитала смог принять участие в инвестировании, нужно иметь достаточный объем капитала. Такой объем капитала редко можно получить сразу, обычно этому предшествует процесс накопления. Накопление может выражаться в объединении небольших капиталов в один большой или приумножении, приросте капитала. Еще одним вариантом накопления достаточного объема капитала может быть приобретение его взаймы на некоторое время на условиях возвратности. Накопить капитал или получить взаймы его можно в финансовой сфере деятельности, на финансовых рынках.

Финансовый рынок - одна из составляющих централизованной (общенациональной) части финансовой системы страны. Как известно, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на финансовом рынке, все эти отношения взаимосвязаны.

Е) Модели финансовых рынков.

В мировой практике сложилось несколько моделей финансовых рынков:

1) европейская (банковская),

2) англо-американская (небанковская)

3) смешанная.

Они различаются по принципам построения отношений между ведущими участниками обмена финансовыми инструментами и регулирующей роли государства. Как правило, в европейской модели основными участниками отношений считаются банки. В соответствии с этим центральный банк государства представляется главной регулирующей инстанцией (наиболее яркие примеры - Германия, Австрия, Бельгия). В англо-американской модели финансового рынка ведущая роль принадлежит инвестиционным институтам и небанковские органы признаются регулирующей инстанцией. Среди более чем 30 стран с развитыми финансовыми рынками более половины стран имеют самостоятельные ведомства, осуществляющие контроль за этим рынком, примерно в 15 странах за финансовый рынок отвечает министерство финансов, а в остальных странах существует смешанное управление.

Практика развития финансовых рынков в экономически развитых странах выявила, что структура государственных органов, регулирующих финансовый рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковская, небанковская, смешанная), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеративным устройством часть полномочий государства на финансовом рынке передана территориям, например, в США - штатам, в Германии - землям и т.д.). Общая тенденция для всех стран - создание самостоятельных ведомств, регулирующих финансовые рынки.

В России в процессе формирования структуры финансовых рынков доминируют признаки модели регулирования, которую можно определить как смешанную, включающую отдельные элементы из существующих на Западе моделей регулирования (небанковская и банковская). Данные особенности регулирующей инфраструктуры российских финансовых рынков обусловлены во многом особенностями его формирования. Создание финансовых рынков происходило большей частью фрагментарно, по отдельным, не связанным между собой секторам. Это обусловило формирование регулирующей структуры, разделенной по секторам рынков. Так, банковский сектор регулирует 11В РФ, финансовые институты - ФСФР России. Такое многообразие форм регулирования рыночных структур повлияло на формирование регулирующей инфраструктуры российских финансовых рынков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.105 с.)