Раздел 1 Общая теория Финансы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 Общая теория Финансы



Раздел 1 Общая теория Финансы

Тема 1) Финансы как экономическая категория.

Тема 2. Финансовая система

Б) Понятие: финансы и основные функции финансов.

Фина́нсы (фр. finances — денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств[1][2]. Обычно речь идёт о целевых фондах государства, хозяйствующих субъектов (предприятий и домохозяйств).

Функциями финансов являются распределительная, контрольная и стимулирующая.

Распределительная функция

Важнейшая из них — распределительная. Именно она в наибольшей степени раскрывает суть финансов.

Распределительная функция финансов состоит в том, что вновь созданная в экономической системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и государства. Инструментом такого распределения выступают финансы. С одной стороны, финансы формируются за счет доходов. С другой стороны, расходы бюджетов и внебюджетных фондов формируют вторичные доходы. Тем самым обеспечивается распределение и перераспределение валового национального продукта через финансовую систему.

Содержание этого процесса составляет движение доходов. Именно они сначала распределяются, а впоследствии — перераспределяют. Поэтому выделяют первичное и вторичное распределение.

Обычно выделяют три стадии движения доходов, отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения выручки от реализации продукции(работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, амортизация оборудования, арендная плата), заработную плату работника и прибыль собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников факторов производства. Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на социальное страхование, оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из бюджетов различных уровней власти и внебюджетных фондов выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система финансового контроля. Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об исполнении бюджетов.

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств национальной экономики.

Принципы и роль финансов

Финансы как совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов, не могут развиваться иначе, чем по оп ределенным принципам. Это – предварительное условие стабильного развития любой сложной системы.

Первый принцип финансов – единство законодательной и нормативноправовой базы, единство денежной, кредитной и налоговой систем, унификация форм финансовой документации и отчетности, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, унифицированность расчетов и платежей, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платеж норасчетной и налоговой дисциплины. Финансовые отношения сопровождаются возникновением денежных обязательств одной стороны перед другой. Эти обязательства (кредиторскую задолженность) сторона должник гасит перед кредитором спустя определенный срок за счет собственных источников. Привлечение средств на возмездной (платной) основе требует соизмерения процентных ставок и окупаемости затрат. Все это означает, что финансовые отношения предполагают выполне ние принципа сбалансированности между расходами и доходами каждого субъекта этих отношений. Это в равной мере относится и к государству.

Сбалансированность бюджета и государственных внебюджетных фондов означает, что объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых и неналоговых платежей, а также заемных средств. Произведенные заимствования не должны превышать возможностей бюджета или внебюд жетного фонда по обслуживанию и погашению государственного долга. Сбалансированность финансов означает полное и своевремен ное исполнение денежных обязательств и погашение задолженно сти. Напротив, разбалансированность выражается в росте просро ченной задолженности и обязательств, оборачивающихся банкрот ством и требующих реструктуризации (пересмотра обязательств на иных финансовых условиях).

Важный принцип развития финансовых отношений – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и организации, так и государство. Движение без обозначенных целей бессмыслен но.

Целями коммерческой деятельности предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельнос ти производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цели государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социаль ной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.

Четвертый принцип развития финансов – диверсификация источников финансирования и направлений вложений средств. Каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков. Одновременно он должен заимствовать не у одного, а у нескольких кредиторов. Не следует делать ставку на один источник средств, каким бы круп ным и надежным он ни был. В равной мере не следует осуществ лять вложения средств по одному направлению, какие бы высокие прибыли оно ни приносило сегодня. Диверсификация позволяет снизить предпринимательский риск и повышает стабильность и конкурентоспособность предприятия. Правда, она требует высокой маневренности в использовании ресурсов. Удобным способом диверсифицировать свою финансовую деятельность служат вложения в ценные бумаги с формированием портфеля ценных бумаг разных эмитентов. Наконец, еще одним принципом финансовой деятельности является ее организация во времени. Наряду с текущими задачами субъекты финансовых отношений должны ориентироваться на долгосрочные и среднесрочные перспективы. В ряде случаев те кущие выгоды следует приносить в жертву ради достижений бо лее крупных выгод в дальнейшем.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д') обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными. Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС,

где

§ А — первичные доходы;

§ В — конечные доходы;

§ С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Тема 2. Финансовая система

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений.

 Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру: 1) централизованные финансы – • государственный бюджет; • внебюджетные фонды; • государственный кредит; • фонды имущественного и личного страхования; • фондовый рынок; ·2) децентрализованные финансы – • финансы коммерческих предприятий и организаций; • финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); • некоммерческих организаций; 3) финансы домашних хозяйств.

Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств.

Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве. Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С по мощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перерас пределение между отраслями народного хозяйства, экономичес кими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономичес ких и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во мно гом зависит общее финансовое положение страны, так как имен но здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые от ношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально. Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производ ства, обращения и домашних хозяйств.

Самая общая их характеристику. Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев: • республиканского (федерального) бюджета РФ; • бюджетов национальногосударственных и административно территориальных образований (республиканских бюджетов рес публик в составе РФ, краевых, oбластных бюджетов, област ного бюджета автономной области, окружных бюджетов авто номных округов, городских бюджетов городов федерального значения – Москвы и СанктПетербурга); • бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов). Бюджетная система РФ является типичной для стран, имею щих федеративное устройство. Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся ис точники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.д. Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюд жетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д. Мобилизация и использование средств фондов осуществляются в специфических формах и особыми методами. Отсюда их выделение в самостоя тельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. В настоящее время в РФ насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируются огромные средства – свыше 60% доходов государственного бюджета. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

 Государственный кредит – еще одно самостоятельное звено государственных финансов, поскольку ему присущи не свойствен ные другим звеньям формы финансовокредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и фи зическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно высту пает как гарант.

Государственный кредит находится на стыке двух видов денеж ных отношений – финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фон дов государства и выполняет две функции – фискальную и регу лирующую. Объективная необходимость государственного кредита обу словлена опережающими темпами роста государственных расхо дов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государство постоянно испытывает потребность в финансовых ресурсах. Доходы, предусмот ренные бюджетом, как правило, далеко не покрывают сумм запланированных расходов. На покрытие бюджетного дефицита не обходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его орга нов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Рыночная экономика – это среда риска. Поэтому главная фун кция страхования – это формирование фонда денежных средств, осуществляемое как плата за риски, которые принимают на себя коммерческие организации специальной компетенции – страховые компании. Страхование делится на добровольное и обязательное. Важнейшая функция страхования – возмещение ущерба юридическим лицам, возмещение ущерба и материальное обеспечение граждан. Поэтому страховые организации вынуждены осуществлять и сопряженную функцию страхования – предупреждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба. Страховые фонды являются крупным резервом инвестиционных затрат. Действительно, страховой денежный фонд страховщиков – это временно свободные деньги, которые можно инвестировать по разным направлениям. К основным видам страхования относятся социальное, имущественное и личное страхование. Составным и наиболее динамично развивающимся звеном финансовой системы выступает фондовый рынок, на котором проис ходит обращение капиталов. Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрас ли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств в банки. Однако следует иметь в виду прямую связь между уровнем доходности и степенью риска.

В РФ он получил развитие с начала 1990х годов, когда стала складываться разветвленная инфраструктура финансового секто ра: банковская система, инвестиционные и пенсионные фонды, биржи и страховые компании. Первоначально на развитие финан сового сектора определяющее влияние оказал процесс приватиза ции, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и форми рованию у людей рыночного сознания. Ныне сложилась достаточно сложная структура фондового рынка, в состав которого входят следующие относительно само стоятельные сегменты: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты. До сих пор речь шла о звеньях финансовой системы, объеди ненных в блок централизованных финансов. Второй блок финан совой системы составляют децентрализованные финансы, и преж де всего финансы коммерческих предприятий и организаций. Финансы предприятий представлены совокупностью экономи ческих отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрали зованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организа ций, учреждений. Это относительно самостоятельное звено фи нансов, оно обслуживает материальное прoизвoдcтвo, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри пред приятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды. Именно первичные доходы частных и государственных пред приятий наряду с доходами физических лиц, создают основу сис темы государственных финансов. Наконец, третий блок финансовой системы составляют финан" сы домашних хозяйств – экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Финансы как экономическая категория зависят от взаимоотношений между звеньями финансовой системы. Хотя происходит разграничение самостоятельных звеньев в соответствии с применяемыми особыми способами и формами образования и использования денежных фондов в каждом из них, финансовая система едина, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

 Основой единства финансовой системы выступают финансы предприятий – именно они непосредственно участвуют в процессе материального производства и являются источником создания централизованных государственных фондов денежных средств – национального дохода, создаваемого в сфере материального производства, в конечном итоге на предприятиях. Общегосударственные финансы связаны с финансами предпри ятий, поскольку они имеют единый источник формирования – создаваемый в сфере материального производства национальный доход. Связь между названными звеньями финансовой системы устанавливается и при распределении мобилизованных ресурсов. Затем эти ресурсы государство частично направляет на развитие материального производства, но по приоритетным с точки зрения государства направлениям. Расширенное воспроизводство на предприятиях имеет материальной основой не только собственные средства, но и бюджетные ассигнования. То есть общегосу дарственным финансам, которыми государство имеет возможность маневрировать, принадлежит значительная роль в обеспечении развития тех или иных отраслей народного хозяйства, в перерас пределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, а также между регионами страны, между производственной и не производственной сферами, между отдельными группами и слоями населения. В этой взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единство финансов, а также единство финансовой системы.

Д) Источники и виды финансовых ресурсов, основные направления их использования  по уровням финансовой системы

У коммерческой организации.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот).

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.

К собственны м источникам финансовых ресурсов относятся:

а) уставный капитал;

б) добавочный капитал;

в) нераспределенная прибыль;

г) целевое финансирование:

д) резервный фонд;

К заемным источникам финансовых ресурсов относятся:

а) кредиты финансовых учреждений;

б) бюджетные кредиты;

в) коммерческие кредиты;

г) кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте и прочие.

К привлеченны м источникам финансовых ресурсов относятся:

1) средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности;

2) средства от эмиссии ценных бумаг;

3) паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

4) страховое возмещение;

5) поступление платежей по франчайзингу, аренде, селенгу.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).

Поскольку основной задачей коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации или вложения в другие активы. Как известно, экономическое значение прибыли связано с получением результата от вложений в наиболее доходные активы.

Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации:

- Капитальные вложения.

- Расширение оборотных фондов.

- Осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

- Уплата налогов.

- Размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы.

 -Распределение прибыли между собственниками организации.

- Стимулирование работников организации и поддержка членов их семей.

- Благотворительные цели.

А) Сферы финансовой системы.

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений.

Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

1) централизованные финансы – • государственный бюджет; • внебюджетные фонды; • государственный кредит; • фонды имущественного и личного страхования; • фондовый рынок; ·

2) децентрализованные финансы – • финансы коммерческих предприятий и организаций; • финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); • некоммерческих организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств.

Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве. Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.

Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств.

Финансы как экономическая категория зависят от взаимоотношений между звеньями финансовой системы. Хотя происходит разграничение самостоятельных звеньев в соответствии с применяемыми особыми способами и формами образования и использования денежных фондов в каждом из них, финансовая система едина, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Б) Финансы коммерческих организаций.

Основой единства финансовой системы выступают финансы предприятий – именно они непосредственно участвуют в процессе материального производства и являются источником создания централизованных государственных фондов денежных средств – национального дохода, создаваемого в сфере материального производства, в конечном итоге на предприятиях.

В) Финансы некоммерческих организаций.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность (т. е. не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли), оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. д. В условиях рыночной экономики учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению состава их финансовых источников.

Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов формируются в зависимости от вида и характера оказываемых услуг. Услуги могут предоставляться потребителям на платной, бесплатной или смешанной основе.

Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность:

1) бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;

2) денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги;

3) выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

4) добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности;

5) прочие денежные поступления.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, могут привлекать кратко– и долгосрочные кредиты для своей деятельности.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в некоммерческих учреждениях и организациях осуществляются на основе сметного финансирования и самофинансирования. Функционирование некоммерческих учреждений и организаций на началах самоокупаемости и самофинансирования означает полное возмещение затрат за счет выручки от предоставления платных услуг. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов.

На некоммерческих началах функционируют общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы. Использование общественными объединениями бюджетных средств, формируемых на основе обязательных платежей налогоплательщиков, является недопустимым.

Финансовые ресурсы в некоммерческих учреждениях и организациях используются:

1)для покрытия текущих затрат, в том числе для расчетов со сторонними организациями и уплаты процентов за кредит;

2)для формирования фондов экономического стимулирования.

К фондам экономического стимулирования относятся:

1) фонд производственного и социального развития;

2) фонд материального поощрения (фонд оплаты труда);

3) фонд валютных отчислений.

Источниками формирования фондов экономического стимулирования являются: 1)совокупный доход учреждения; 2)специфические поступления.

Для составления смет используются контрольные цифры, экономические нормативы и государственный заказ.

Г) Государственные и муниципальные финансы.

Государственные и муниципальные финансы есть совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений по формированию и использованию денежных доходов, необходимых для выполнения им важных стратегических задач.

К централизованным денежным доходам (фондам) относят бюджеты всех уровней (государственный, региональный, местный), а также внебюджетные фонды (Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования).

Общепринято считать, что государственные и муниципальные финансы выполняют четыре функции:

1) планирование – достижение максимальной сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов;

2) организация – необходимость определения порядка составления, утверждения, исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий исполнительных и законодательных органов власти в бюджетном процессе;

3) стимулирование;

4) контроль – необходимость осуществления контроля в составлении, утверждении, исполнении бюджета.

Финансы и финансовая система образовались в момент соединения государства и налогов. Налоговые подати перестали существовать в натуральной форме и с некоторых пор взимались только в денежном эквиваленте.

Д) Финансы домашних хозяйств.

Финансы домохозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашние хозяйства и его участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

В условиях рынка домашние хозяйства играют исключительно важную роль, так как они выполняют прежде всего функцию собственников средств производства, находящихся у них в частной собственности. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. Домашнее хозяйство – не только учетно-статистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

В условиях рыночных отношений домашние хозяйства:

1) выступают в качестве покупателей товаров и услуг;

2) предоставляют рыночным субъектам факторы производства (прежде всего рабочую силу);

3) выполняют функцию сбережения части совокупного дохода и приобретают реальные и финансовые активы.

Социально-экономическая сущность финансов домохозяйств проявляется через их функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.084 с.)