Билет культурао просвещения в европе 17-18 вв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет культурао просвещения в европе 17-18 вв



Xviii столетие вошло в историю запада как эпоха просвещения. Идеология просвещения возникла в xvii в. — ее родоначальником считается английский философ д. Локк (1632-1704), — однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во франции, где ее представляют такие мыслители, как вольтер (1694-1778), ш. Монтескьё (1689-1755), ж.-ж. Руссо (1712-1778) и др. В германии просвещение связано с именами и. Гердера, и.в. Гёте, и. Канта и др., в сша - т. Джефферсона, б. Франклина и др.

По своему содержанию xviii в. Стал продолжением предыдущего и эпохи возрождения. Он резко противопоставил себя «мрачному» средневековью, еще более возвысил авторитет и роль разума и науки, сделал исключительно актуальными идеи гуманизма.

.идеология просвещения обусловила развитие всех областей культуры xviii в. В весьма трудном положении оказалась религия. Она впервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком выступает вольтер. Ему принадлежит знаменитый призыв: «просвещения раздавите гадину!», направленный против религии и особенно церкви. Именно церковь является для него главным источником бед и несчастий народа. Он изобличает ее как защитницу феодального строя, оплот обскурантизма, фанатизма и нетерпимости, противницу разума, науки и. В целом xviii в. Отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера.

.    Философия xviii в. Развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достижением этого сотрудничества стало издание «энциклопедии» в 35 томах (1751-1780), вдохновителями и редакторами которой выступили дидро и д'аламбер. Содержание «энциклопедии» составили передовые идеи и взгляды на мир и человека. Она явилась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии науки, искусства и ремесел.

Xviii столетие стаю временем бурного развития науки. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука — имея в виду естествознание — достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Наука приобретает невиданный общественный престиж. Вместе с философией ома предстает как единственно адекватное воплощение разума.

Весьма успешно развивается также художественная культура, где наблюдается гораздо больше преемственности. Искусство xviii в. Выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В целом искусство xviii в. — по сравнению с предыдущим — представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

Классицизм представляет в первую очередь французский художник ж.-л. Давид (1748-1825). В его творчестве нашли отражение большие исторические события, тема гражданского долга. Известная его картина «клятва горациев» звучит как призыв к борьбе против абсолютизма. Это произведение отличается строгой композицией, четким ритмом, ярким и сочным колоритом. Другое его полотно — «смерть марата» — посвящено великой французской революции, в которой давид принял активное участие. Здесь, напротив, господствует подчеркнутая лаконичность, аскетизм живописных средств. Грандиозным полотном на историческую тему стала картина «коронация наполеона i».

Самые великие художники xviii в. Выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французский художник а. Ватто (1684-1721) и испанский живописец ф. Гойя (1746-1828).

Главными темами его произведений являются природа и женщина, любовь и музыка. Ватто стал одним из самых великих живописцев человеческой души, ее неизмеримых глубин и тончайших переливов.

Особо необходимо выделить музыкальное искусство, переживающее в xviii в. Невиданный подъем и расцвет. Если xvii в. Считается веком театра, то xviii в. По праву можно назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку xviii в. Представляют такие имена, как ф. Гайдн, к. Глюк, г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают и.с. Бах (1685-1750) и в.а. Моцарт (1756-1791).

Бах является последним великим гением эпохи барокко. Он успешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Его музыка намного опередила свое время, предвосхитив многие более поздние стили, включая романтизм. Творчество баха составляет вершину искусства полифонии. В области вокально-драматической музыки самым знаменитым шедевром композитора является кантата «страсти по матфею», повествующая о последних днях жизни христа. Наибольшую славу баху при его жизни принесла органная музыка. Здесь он не знает себе равных. В области музыки для клавира гениальным творением композитора является «хорошо темперированный клавир», представляющий собой своеобразную энциклопедию стилей музыки xvii -xviii вв.

Австрийский композитор в.а. Моцарт входит в число величайших гениев мирового искусства. Он принадлежит к венской классической школе. Его музыку отличают классическая, прозрачная ясность и пронзительная чистота звучания. Однако его творчество выходит за рамки какого-либо определенного стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализма. В них также присутствуют легкость, изящество, изысканность и нежность галантного стиля.

В то же время моцарт является предшественником романтизма — первым великим романтиком в музыке. Его творчество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступает смелым новатором. При жизни моцарта наибольшим успехом пользовались его оперы. Наиболее известными среди них являются «свадь6a фигаро». «дон жуан», «волшебная флейта». Особого выделения заслуживает также «реквием». Однако настоящая слава пришла к моцарту после его смерти. Он стал символом невероятной одаренности, непревзойденной гениальности, беззаветной верности искусству.

Эпоха просвещения имеет фундаментальное значение для последующей истории западной европы. Она стала временем утверждения и торжества человеческого разума. Она выступила и как проект, и как начало современной эпохи. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течение двух столетий играли определяющую роль в развитии человечества

18 билет. Искусство барокко

бароìкко— характеристика европейской культуры xvii—xviii веков, в эпоху позднего возрождения, центром которой была италия. Стиль барокко появился в xvi—xvii веках в итальянских городах:риме, мантуе, венеции, флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий—театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ декарт. Поэтому барокко — это ещё век разума и просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — кbaroco. В версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.

стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество рубенса и караваджо, микеланджело меризи.

для архитектуры барокко (л. Бернини,ф. Борроминив италии,б. Ф. Растреллив россии,ян кристоф глаубицв речи посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора св. Петрав риме. Характерные детали барокко —теламон(атлант), кариатида, маскарон.

в великом княжестве литовском получили распространение стили сарматское бароккоивиленское барокко, крупнейший представитель —ян кристоф глаубиц. Среди его известных проектов — перестроенные костёл вознесения господня (вильнюс),софийский собор (полоцк)и др.

скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец лоренцо бернини(1598—1680 г.г.).

в испании, в эпоху стиля барокко, преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

писатели и поэты, в эпоху барокко, воспринимали реальный мир как иллюзию и сон.

в россии к литературе барокко относятся с. Полоцкий, ф. Прокопович.

музыка барокко появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма. Представители —вивальди, бах, гендель. Ведущее положение у жанров кантаты, оратории, оперы. Характерно противопоставление хора и солистов, голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение к синтезу искусства при одновременной тенденции к обособлению музыки от слова(возникновение инструментальных жанров).

для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора,позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Воспроизведения атмосферы стиля барокко в настоящее время, возможно с помощью стилизации и использования таких деталей барокко, как:

- статуэтки и вазы с растительным орнаментом;

- гобеленына стенах;

- зеркало в золоченой раме с лепниной;

- стулья с резными спинками и т. Д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.016 с.)